СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты конкуренции



Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание значимость защиты конкуренции для обеспечения эффективного социально-экономического развития государств Сторон, стимулирования инновационных процессов и производства качественной продукции;

признавая, что антиконкурентные действия могут являться препятствием для расширения торговых связей между государствами Сторон и взаимных инвестиций;

принимая во внимание, что в условиях глобализации экономической деятельности антиконкурентные действия на территории одного из государств Сторон могут оказывать влияние на интересы государства другой Стороны;

признавая, что развитие стабильных отношений на основе равного и взаимного уважения будет содействовать долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству государств Сторон;

желая развивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции каждого из государств Сторон;

согласились о нижеследующем.

Статья 1

Цель и определения

     

1. Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ для сотрудничества Сторон при применении законодательства о защите конкуренции каждого из государств Сторон в отношении хозяйствующих субъектов государств Сторон, а также хозяйствующих субъектов третьих стран, деятельность которых оказывает влияние на состояние конкуренции на рынках государств Сторон, а также в области адвокатирования конкуренции.

2. Положения настоящего Соглашения не распространяются на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

3. Для целей настоящего Соглашения нижеследующие термины означают:

"антимонопольное законодательство" - законодательство каждого из государств Сторон, определяющее организационные и правовые основы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

"правоприменительная деятельность" - деятельность компетентных органов Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения, связанная с выявлением нарушений антимонопольного законодательства, принятием мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлечением к ответственности за совершение указанных действий, с контролем экономической концентрации, анализом товарных рынков;

"антиконкурентные действия" - действия (бездействие), которые запрещены в соответствии с антимонопольным законодательством каждого из государств Сторон;

"конфиденциальная информация" - все виды информации, доступ к которой ограничен нормативными правовыми актами государств Сторон, за исключением информации, относящейся в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон к государственной тайне (государственным секретам).

Статья 2

Компетентные органы


Компетентными органами Сторон, ответственными за выполнение настоящего Соглашения, являются:

от российской стороны - Федеральная антимонопольная служба;

от белорусской стороны - Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Статья 3

Взаимодействие при правоприменительной деятельности

     

1. Стороны признают, что результатом взаимодействия при правоприменительной деятельности является расширение возможностей обеих Сторон по достижению целей правоприменительной деятельности компетентных органов Сторон, а также более эффективное использование направленных на правоприменительную деятельность материальных и информационных ресурсов и (или) снижение издержек, связанных с правоприменительной деятельностью компетентных органов Сторон.

2. Взаимодействие компетентных органов Сторон при правоприменительной деятельности осуществляется путем обмена информацией, направления уведомлений, запросов о предоставлении информации и документов, поручений о проведении отдельных процессуальных действий и об осуществлении правоприменительной деятельности, а также предложений о координации правоприменительной деятельности.

3. Компетентные органы каждой из Сторон оказывают друг другу содействие в осуществлении правоприменительной деятельности в пределах своей компетенции и доступных материальных и информационных ресурсов.

4. Компетентный орган одной Стороны, получивший запрос и (или) поручение в рамках взаимодействия при правоприменительной деятельности, вправе отказать в исполнении запроса и (или) поручения, в случае если его исполнение может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим интересам его государства либо противоречит законодательству его государства.

5. Выполнение мероприятий по запросу и (или) поручению компетентного органа одной Стороны осуществляется в соответствии с законодательством государства запрашиваемого компетентного органа.

6. При надлежащем уведомлении компетентного органа одной Стороны компетентный орган другой Стороны может ограничить или прекратить взаимодействие в рамках настоящего Соглашения и осуществлять правоприменительную деятельность независимо друг от друга в соответствии с национальным законодательством.

Статья 4

Обмен информацией


Стороны признают, что имеют взаимный интерес в осуществлении обмена информацией, которая способствует эффективному применению компетентными органами Сторон антимонопольного законодательства:

1) о текущей правоприменительной деятельности и ее приоритетах;

2) по отраслям (секторам) экономики, представляющим взаимный интерес;

3) о планируемых изменениях в антимонопольном законодательстве;

4) по иным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Статья 5

Уведомление

     

1. Компетентный орган каждой из Сторон уведомляет компетентный орган другой Стороны в случае, если ему станет известно, что:

1) его правоприменительная деятельность (за исключением осуществляемой в рамках контроля экономической концентрации) может затронуть интересы государства другой Стороны в сфере защиты конкуренции;

2) его правоприменительная деятельность в рамках осуществления контроля экономической концентрации, связанная с рассмотрением сделок по слиянию или приобретению, в которых одна из сторон сделки или лицо, контролирующее одну или более сторон сделки или иным образом определяющее условия ведения ими хозяйственной деятельности, является лицом, зарегистрированным или учрежденным в соответствии с законодательством государства другой Стороны, может затронуть интересы государства другой Стороны в сфере защиты конкуренции;

3) антиконкурентные действия, осуществляемые на территории государства одной из Сторон, негативным образом затрагивают интересы государства другой Стороны.

2. Уведомления, необходимость направления которых возникла в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в связи с правоприменительной деятельностью компетентного органа одной из Сторон, направляются компетентному органу другой Стороны на любой стадии осуществления правоприменительной деятельности при обнаружении обстоятельств, о которых необходимо уведомлять компетентный орган другой Стороны, с соблюдением разумных сроков, дающих возможность уведомляемому компетентному органу высказать свое мнение, но в любом случае до принятия решения по делу или сделке по слиянию или приобретению.

3. Уведомление направляется в письменной форме и должно содержать информацию, достаточную для того, чтобы дать возможность уведомляемому компетентному органу провести предварительный анализ последствий правоприменительной деятельности уведомляющего компетентного органа.

4. В случае необходимости, уведомления, направляемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, могут содержать запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий и осуществлении правоприменительной деятельности, а также предложение о координации правоприменительной деятельности, условия направления которых и требования к их оформлению содержатся в статьях 6-9 настоящего Соглашения.

Статья 6

Запрос о предоставлении информации и документов

     

1. Компетентный орган одной Стороны вправе направить компетентному органу другой Стороны запрос о предоставлении информации и документов, в том числе конфиденциальной информации (за исключением первичных статистических данных), необходимых ему для осуществления правоприменительной деятельности, с изложением обстоятельств, обусловивших необходимость их получения, и приложением копий имеющихся документов, ссылки на которые содержатся в тексте запроса, а также иных документов, необходимых для надлежащего исполнения запроса информации и документов.

2. Компетентный орган, получивший запрос о предоставлении информации и документов, в том числе конфиденциальной информации (за исключением первичных статистических данных), предоставляет их запрашивающему компетентному органу, если такие информация и документы рассматриваются им как имеющие отношение к правоприменительной деятельности запрашивающего компетентного органа.

3. Условия использования компетентными органами Сторон конфиденциальной информации и порядок ее защиты определены статьей 10 настоящего Соглашения.

4. Запрашиваемые информация и документы направляются в течение 1 месяца со дня получения запроса либо в иной срок, заранее согласованный компетентными органами Сторон.

В случае необходимости обращения в иной государственный орган государства Стороны или к хозяйствующему субъекту государства запрашиваемого компетентного органа указанные сроки увеличиваются на время исполнения такого обращения.

5. В случае невозможности исполнения запроса о предоставлении информации и документов либо невозможности его исполнения в сроки, указанные в пункте 4 настоящей статьи, запрашиваемый компетентный орган информирует запрашивающий компетентный орган об этом либо о предполагаемых сроках исполнения запроса.

Статья 7

Поручение о проведении отдельных процессуальных действий

     

1. Компетентный орган каждой из Сторон вправе направить компетентному органу другой Стороны поручение о проведении отдельных процессуальных действий, необходимых ему для осуществления правоприменительной деятельности, с изложением обстоятельств, обусловивших необходимость их осуществления, и приложением копий имеющихся документов, ссылки на которые содержатся в тексте поручения, а также иных документов, необходимых для надлежащего исполнения поручения о проведении процессуальных действий.

2. Под отдельными процессуальными действиями компетентных органов Сторон понимается проведение следующих мероприятий:

1) опрос лиц, в отношении которых запрашивающий компетентный орган осуществляет правоприменительные действия, а также свидетелей;

2) запрос документов, необходимых для осуществления правоприменительной деятельности запрашивающей Стороны;

3) осмотр территорий, помещений, документов и предметов лица, в отношении которого направлено поручение (за исключением жилища такого лица);

4) получение необходимой информации от государственных органов и лиц;

5) вручение документов или их копий лицам, в отношении которых направлено поручение;

6) экспертиза и иные действия.

3. Запрашиваемый компетентный орган в соответствии с национальным законодательством проводит процессуальные действия, указанные в запросе о проведении отдельных процессуальных действий, в течение 1 месяца со дня получения запроса либо в иной срок, заранее согласованный компетентными органами Сторон.

4. В случае невозможности исполнения поручения о проведении отдельных процессуальных действий либо невозможности его исполнения в сроки, указанные в пункте 3 настоящей статьи, запрашиваемый компетентный орган информирует запрашивающий компетентный орган об этом либо о предполагаемых сроках исполнения поручения.

5. Поручение о проведении отдельных процессуальных действий может содержать ходатайства о проведении указанных в поручении мероприятий в определенном порядке, а также об обеспечении участия представителей запрашивающего компетентного органа при выполнении мероприятий, указанных в запросе.

6. Запрашиваемый компетентный орган вправе по своей инициативе провести действия, не предусмотренные поручением о проведении отдельных процессуальных действий, поступившим от запрашивающего компетентного органа, связанные с его исполнением.

Статья 8

Поручение об осуществлении правоприменительной деятельности

     

1. В случае если компетентный орган одной из Сторон полагает, что антиконкурентные действия, осуществляемые на территории государства другой Стороны, затрагивают интересы его государства, то он может направить компетентному органу этой Стороны поручение об осуществлении правоприменительной деятельности, направленной на пресечение соответствующих антиконкурентных действий.

2. При получении поручения об осуществлении правоприменительной деятельности и после проведения переговоров между компетентными органами Сторон, если их проведение необходимо, компетентный орган, получивший поручение, решает вопрос о необходимости начала правоприменительных действий или расширении ранее начатых правоприменительных действий в отношении указанных в поручении антиконкурентных действий.

При решении вопроса об инициировании правоприменительных действий компетентный орган, получивший поручение, руководствуется законодательством своего государства.

3. Компетентный орган, получивший поручение, извещает компетентный орган, его направивший, о принятом решении.

4. При осуществлении правоприменительных действий в отношении антиконкурентных действий, указанных в поручении, компетентный орган, осуществляющий его исполнение, информирует компетентный орган, направивший поручение, о значимых промежуточных и окончательных результатах соответствующих правоприменительных действий.

5. Положения настоящей статьи не ограничивают права компетентного органа, направившего поручение, осуществлять правоприменительные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством своего государства.

Статья 9

Предложение о координации правоприменительной деятельности

     

1. В случае если компетентный орган одной из Сторон полагает, что на территории государства другой Стороны осуществляются антиконкурентные действия, аналогичные антиконкурентным действиям, осуществляемым на территории его государства, то он вправе направить компетентному органу другой Стороны предложение о координации правоприменительной деятельности.

2. Под координацией правоприменительной деятельности Стороны понимают синхронизацию проведения этапов правоприменительной деятельности, осуществляемой их компетентными органами в пределах предоставленных им полномочий в соответствии с национальным законодательством, в том числе:

1) проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;

2) возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства;

3) рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства и вынесение решений и предписаний по его результатам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»