• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте

Вопрос:



Вопрос:

На основании какого нормативно-правового документа можно обязать эксперта страховой медицинской организации осуществлять МЭЭ и ЭКМП в пределах лечебного учреждения?


Ответ:

Законодательством о контроле объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями не установлена обязанность специалиста-эксперта (эксперта) осуществлять МЭЭ и ЭКМП исключительно в пределах лечебного учреждения.

В силу прямого указания закона медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями, и обязана предоставлять запрашиваемую информацию. То есть документация может быть получена и изучена экспертами как в пределах медицинской организации, так и может быть направлена организацией для временного пользования за пределы организации. Конкретный порядок, способ (место) предоставления информации целесообразно прописать в договоре со СМО.

Обоснование:

Медико-экономическая экспертиза, экспертиза качества медицинской помощи являются формами осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом (часть 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).

Так, приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Ни Законом N 326-ФЗ, ни Порядком N 36 не установлена обязанность специалиста-эксперта (эксперта) осуществлять МЭЭ и ЭКМП исключительно в пределах лечебного учреждения.

В силу пункта 72 Порядка N 36 при проведении медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи медицинская организация предоставляет специалистам-экспертам и экспертам качества медицинской помощи в течение пяти рабочих дней после получения соответствующего запроса медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа (при наличии), учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного (при наличии) контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В силу части 8 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункта 73 Порядка N 36 медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.

Тем самым, законодательство использует понятия "препятствование доступу", "предоставление".

Из данных норм можно сделать вывод, что документация может быть получена и изучена экспертами как в пределах медицинской организации ("медицинская организация не вправе препятствовать доступу"), так и может быть направлена организацией для временного пользования (на время контроля) за пределы организации ("обязана предоставлять запрашиваемую информацию").

В любом случае эксперт будет отвечать за сохранность медицинской документации, прочих материалов, полученных для осуществления контроля на время его проведения (пункт 74 Порядка N 36).

Как отмечается в части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями проводится в том числе на условиях, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенном между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.

Такой договор должен положения, предусматривающие обязанность медицинской организации по предоставлению сведений о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимых для проведения контроля объемов, сроков и качества предоставляемой медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).

Согласно форме типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н (пункт 5.4), МО обязана представлять СМО сведения о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии).

Как видим, медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями, и обязана предоставлять запрашиваемую информацию.

В то же время сам порядок (способ, место) предоставления необходимой информации (документации) ввиду неурегулированности законом, должен быть регламентирован по договоренности сторон, конкретным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенным между медицинской и страховой организациями. Очевидно, указания в таком договоре одной лишь обязанности МО предоставлять необходимую СМО документацию без конкретизации порядка ее предоставления явно недостаточно.

Необходимо учесть также и то, что, например, медицинская карта пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях, и медицинская карта стационарного больного относятся к основным учетным медицинским документам и должны храниться в медицинской организации (пункт 5 Порядка заполнения учетной формы N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях" (Приложение N 2 к приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 834н), письмо Минздрава России от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации").

Медицинская организация несет ответственность за сохранность медицинской документации (пункт 12 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Тем самым, учитывая, что прямо обязанность медицинской организации передать документацию экспертам, по адресу СМО, за пределы МО и право СМО (экспертов) забирать такую документацию из МО однозначно не установлены, и если в Вашем договоре порядок предоставления медицинской документации не определен, полагаем, что медицинская документация для МЭЭ и ЭКМП может быть предоставлена МО для ознакомления экспертам по месту своего нахождения (пункт 1 статьи 316 Гражданского кодекса РФ).

В целом же обращаем внимание на необходимость урегулирования конкретного способа предоставления медицинской документации непосредственно договором со страховой медицинской организацией.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Ответ:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

На основании какого нормативно-правового документа можно обязать эксперта страховой медицинской организации осуществлять МЭЭ и ЭКМП в пределах лечебного учреждения

Название документа: На основании какого нормативно-правового документа можно обязать эксперта страховой медицинской организации осуществлять МЭЭ и ЭКМП в пределах лечебного учреждения

Вид документа: Консультация

Принявший орган: Эксперт

Опубликован: Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт
Дата принятия: 20 августа 2019

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах