УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента
надзорной деятельности и
профилактической работы
Р.Ш.Еникеев
17 апреля 2019 года



от 17 апреля 2019 года

ДОКЛАДЫ
с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований



Общие положения


МЧС России и его территориальные органы в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет:

надзор за выполнением установленных требований пожарной безопасности - федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН);

надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны - государственный надзор в области гражданской обороны (ГНГО);

надзор за выполнением установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ФГНЗЧС);

государственный надзор за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (ГИМС).

Материалы публичного обсуждения результатов правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:

Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре";

постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. N 820 "О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности от 12 сентября 2017 г. N 61(11);

Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 N 7);

Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности", протокол от 21.02.2017 N 13(2));

Приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630 "Об утверждении порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России.

Материалы содержат доклады по правоприменительной практике, а также доклады с руководством по соблюдению обязательных требований по всем видам контроля (надзора), отнесенным к компетенции МЧС России (далее - Доклады).

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, и контрольно-надзорных функций;

повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора) МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России обязательных требований;

выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться органами государственного контроля (надзора) МЧС России в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

координация деятельности органов государственного контроля (надзора) МЧС России.

В качестве источников формирования Докладов использованы:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов государственного контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;

результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;

разъяснения органов государственного контроля (надзора) МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

разъяснения, полученные органами государственного контроля (надзора) МЧС России от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.

     

Раздел I. Федеральный государственный пожарный надзор

1.1. Доклад по правоприменительной практике


Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со статьей 2 указанного закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Предметом федерального государственного пожарного надзора является:

исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;

исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы в 2018 году проведена работа по систематизации обязательных требований в области пожарной безопасности, по результатам которой установлен исчерпывающий перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденный приказом Приказ МЧС России от 22.03.2018 N 116.

Реализуется одна из идей реформы контрольно-надзорной деятельности - использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. Её содержание заключается в том, что проверяющий и проверяемый находятся в равных условиях. Список контрольных вопросов носит исчерпывающий характер. Предприниматель заранее знает предъявляемые к нему требования. Инспектору не предоставлено право проверять соблюдение иных требований безопасности.

Это позволяет максимально упростить надзорные процедуры, предоставив возможность самоконтроля и самооценки состояния безопасности объектов их правообладателям.

Применение новации закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 г. N 774 и от 22.07.2017 г. N 864.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 774 МЧС России издан приказ от 28.06.2018 N 261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности".

Указанные проверочные листы с 13 ноября 2018 года введены в действие для всех категорий объектов.

Проверочные листы соответствуют общим требованиям к разработке и утверждению проверочных листов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177, в установленном порядке прошли все необходимые процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, направлялись для рассмотрения в Минюст России, Минэкономразвития России, Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы "Открытое Правительство" и проектный комитет по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Данная работа осуществляется в полном соответствии с Планом внедрения проверочных листов, определяющим их сферы применения и сроки подготовки, утвержденным МЧС России 25.04.2017 г.

Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора выведено более 700 тыс. объектов низкой категории риска. Одновременно, исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.

Всего в органах государственного пожарного надзора в 2018 году находилось на учете 2278677 объектов надзора.

В 2018 году проведено 214360 проверок соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе 71296 плановых и 143064 внеплановых. В первом полугодии 2018 года - 87063 проверки, во втором полугодии - 127297 проверок.

Рост количества проверок, проведенных в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей связан с реализацией поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N ЮБ-П4-3019 "О проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований пожарной безопасности в торгово-развлекательных центрах, крупных кинотеатрах и других объектах с массовым пребыванием людей".

Одним инспектором органов ГПН в среднем проведено 10 проверок в первом полугодии, во втором полугодии - 14 проверок, в том числе 6 внеплановых проверок в первом полугодии и 10 внеплановых проверок во втором полугодии.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил в области пожарной безопасности составил 80,81% (86,12% - 2017 год).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»