ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2019 года N 796

Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

(с изменениями на 9 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 года N 1204 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.08.2020, N 0001202008120002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.06.2022, N 0001202206170025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.12.2022, N 0001202212130050) (вступило в силу с 1 января 2023 года).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Настоящее постановление применяется в отношении муниципальных образований с 1 января 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июня 2019 года N 796



Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

(с изменениями на 9 декабря 2022 года)



1. Настоящий документ определяет общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

"куратор налогового расхода" - исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация) (иной государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) за достижение соответствующих налоговому расходу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) целей государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

"нормативные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - сведения о положениях нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов), которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее -льготы), наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами);

"оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

"оценка объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - определение объемов выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;

"оценка эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

"перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с целями государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) целями социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящимися к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам), а также о кураторах налоговых расходов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

"плательщики" - плательщики налогов;

"социальные налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

"стимулирующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение (предотвращение снижения) доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

"технические налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

"фискальные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет);

"целевые характеристики налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).

3. В целях оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация):

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

а) определяет порядок формирования перечня налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

б) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

в) определяет порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляемой кураторами налоговых расходов.

4. Отнесение налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) к государственным программам субъектов Российской Федерации (муниципальным программам) осуществляется исходя из целей государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не относящихся к государственным программам (муниципальным программам).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

5. В целях оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации представляют в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местную администрацию) информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

6. Оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется куратором налогового расхода в порядке, установленном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), с соблюдением общих требований, установленных настоящим документом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

7. Министерство финансов Российской Федерации дает разъяснения субъектам Российской Федерации по вопросам оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований.

8. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации:

а) уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации в 2019 году в согласованные сроки, а в последующие годы до 1 февраля направляют управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

б) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Российской Федерации, а в последующие годы до 1 апреля направляют Федеральной налоговой службе и уполномоченным исполнительным органам субъекта Российской Федерации сведения за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами;

сведения о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по каждому налоговому расходу субъекта Российской Федерации;

сведения об объемах налогов, задекларированных для уплаты плательщиками в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по каждому налоговому расходу, в отношении стимулирующих налоговых расходов;

в) Федеральная налоговая служба в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Российской Федерации, а в последующие годы до 15 апреля направляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта, с детализацией по субъектам Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

г) уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации в 2019 году в согласованные сроки, а в последующие годы до 1 июня представляют в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации по перечню согласно приложению к настоящему документу.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет сверку информации, представляемой уполномоченными исполнительными органами субъекта Российской Федерации, на предмет:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

соответствия информации уполномоченных исполнительных органов субъекта Российской Федерации и Федеральной налоговой службы;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

соответствия налоговых расходов субъектов Российской Федерации их целевой категории;

соответствия принадлежности налоговых расходов субъекта Российской Федерации к группе полномочий в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";

корректного использования данных при оценке бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов субъекта Российской Федерации в отношении налоговых расходов, объем которых превышает 0,05 процента налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

д) Министерство финансов Российской Федерации направляет до 1 июля в Федеральную налоговую службу информацию о составе стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;

е) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации направляют до 15 июля в уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу сведения об объеме льгот за отчетный финансовый год, а также по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" настоящего пункта, сведения о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

В случае наличия уточненных данных за год, предшествующий отчетному, с учетом информации по последним налоговым декларациям по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" настоящего пункта, управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации направляют в уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу вместе с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, уточненную информацию;

(Абзац дополнительно включен с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

ж) Федеральная налоговая служба направляет до 25 июля в Министерство финансов Российской Федерации обобщенные сведения, полученные от управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта. Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа размещает уточненные данные по итогам сверки информации, указанной в подпункте "г" настоящего пункта, на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 1081. - См. предыдущую редакцию)

з) уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации до 20 августа при необходимости представляют уточненную информацию согласно приложению к настоящему документу. В случае непредставления в указанный срок в Министерство финансов Российской Федерации предложений по уточнению исходных данных или их представления после 20 августа текущего финансового года исходные данные считаются согласованными;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»