УТВЕРЖДЕНО

Советом по актуарной деятельности

13 февраля 2018 года, протокол N САДП-16

Федеральный стандарт актуарной деятельности "Актуарное оценивание деятельности страховщика и негосударственного пенсионного фонда. Анализ активов и проведение сопоставления активов и обязательств"

Раздел 1. Сфера применения

1.1. Настоящий федеральный стандарт "Актуарное оценивание деятельности страховщика и негосударственного пенсионного фонда. Анализ активов и проведение сопоставления активов и обязательств" (далее - федеральный стандарт) устанавливает требования к анализу активов организации при решении актуарием задач, предусматривающих проведение такого анализа, а также принципы проведения сопоставления активов и обязательств.

1.2. Настоящий федеральный стандарт должен применяться в каждом из следующих случаев:

- при проведении актуарием обязательного актуарного оценивания деятельности страховой организации, общества взаимного страхования или негосударственного пенсионного фонда и подготовке актуарного заключения;

- при наличии в поставленной перед актуарием задаче указания на необходимость применения настоящего федерального стандарта;

- при наличии в поставленной перед актуарием задаче указания на необходимость проведения, по крайней мере, одного из следующих действий: анализ стоимости активов; сопоставление стоимости активов и обязательств организации; сопоставление сроков поступления средств от активов организации со сроками исполнения обязательств организации.

Актуарий должен выполнять положения настоящего федерального стандарта вне зависимости от основания (трудовой или гражданско-правовой договор) осуществления актуарной деятельности.

Актуарий может не выполнять отдельные положения настоящего федерального стандарта в отношении вопросов (активов), которые по отдельности и в совокупности не являются существенными.

Настоящий федеральный стандарт не определяет содержание поставленной перед актуарием задачи. Актуарию следует применять те положения настоящего федерального стандарта, которые соответствуют поставленной перед актуарием задаче.

1.3. Решения, принимаемые актуарием при выполнении требований настоящего федерального стандарта, должны основываться на профессиональном суждении актуария в случаях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, федеральными стандартами актуарной деятельности, стандартами и правилами саморегулируемой организации актуариев.

1.4. Настоящий федеральный стандарт вступает в силу по истечении десяти дней с даты его официального опубликования Банком России.

1.5. При необходимости внесения изменений в настоящий федеральный стандарт, стандарт утверждается в новой редакции.

Раздел 2. Термины и определения

2.1. Актив - ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление будущих экономических выгод в организацию (поступление денежных средств, снижение будущих выплат и др.).

2.2. Балансовая стоимость актива - стоимость, по которой актив признается в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.3. Выполнение поставленной перед актуарием задачи - оказание актуарием услуг, основанных на актуарных расчетах, предоставляемых заинтересованным лицам, которые могут включать выводы, рекомендации или суждения.

2.4. Организация - страховая организация, общество взаимного страхования или негосударственный пенсионный фонд.

2.5. Отчетная дата - дата, по состоянию на которую проводится анализ активов или сопоставление активов и обязательств.

2.6. Профессиональное суждение актуария - суждение актуария, основанное на его профессиональной подготовке, знаниях и опыте осуществления актуарной деятельности.

2.7. Разрешенные активы - активы, в которые в соответствии с законодательными актами, нормативными актами и нормативными правовыми актами уполномоченного органа могут быть размещены средства страховых резервов страховой организации, общества взаимного страхования, пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, а также собственные средства (имущество для обеспечения уставной деятельности) организации. Активы, которые в соответствии с законодательными актами, нормативными актами и нормативными правовыми актами уполномоченного органа при определении стоимости собственных средств (имущества для обеспечения уставной деятельности) учитываются по нулевой стоимости, не относятся к разрешенным активам. Сведения об отнесении активов к разрешенным активам могут быть предоставлены заказчиком или получены актуарием из других источников.

2.8. Рыночная стоимость активов - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

2.9. Существенный - влияющий (или может оказать влияние) на решения и выводы актуария, заказчика или иных заинтересованных лиц. Оценка существенности является предметом профессионального суждения актуария с учетом интересов и потребностей лиц, заинтересованных в результатах выполнения поставленной перед актуарием задачи.

2.10. Событие после отчетной даты - событие, произошедшее после отчетной даты, но до того, как заказчик получил результаты выполнения поставленной перед актуарием задачи.

2.11. Справедливая стоимость активов - цена, по которой была бы осуществлена обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на отчетную дату в текущих рыночных условиях.

2.12. Уполномоченный орган - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности страховых организаций и/или негосударственных пенсионных фондов, и/или обществ взаимного страхования и Банк России.

2.13. Актуарий должен - актуарий обязан выполнять указанное требование, если оно существенно. Если в соответствующем разделе настоящего федерального стандарта не указано иное, все утверждения в настоящем федеральном стандарте должны рассматриваться в значении "должен".

2.14. Актуарию следует - актуарий должен выполнить указанное требование либо раскрыть факт отказа от его выполнения.

2.15. Актуарий может - актуарий должен оценить целесообразность выполнения соответствующего требования, при этом решение о его выполнении принимается на основании профессионального суждения актуария, раскрытие факта и оснований отказа от выполнения не требуется.

Раздел 3. Исходные данные

3.1.1. В отношении активов, анализ которых предусмотрен поставленной перед актуарием задачей, актуарий должен запросить у заказчика необходимые сведения о составе активов, сроках ожидаемых поступлений денежных средств от активов, наличии обременений в отношении активов, отнесении активов к категории разрешенных активов, результаты тестов на обесценение активов, балансовой, рыночной или справедливой стоимости каждого существенного актива по состоянию на отчетную дату.

3.1.2. Актуарию следует провести проверку полученных сведений об активах для выявления возможных недостатков и противоречий в исходных данных, убедиться в достаточности данных для выполнения поставленной перед актуарием задачи, в частности, актуарий может провести сопоставление:

- полученных сведений об активах со сведениями в отчетах оценщиков, управляющих компаний, специализированных депозитариев и иных лиц;

- полученных сведений об активах с данными об итогах биржевых торгов;

- полученных сведений о составе активов с данными бухгалтерской (финансовой) и иных видов отчетности.

3.1.3. При проверке сведений об активах актуарий может использовать результаты аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

3.1.4. Актуарию следует учитывать имеющуюся у него информацию в отношении активов с существенной стоимостью, в отношении которых:

- кредитным рейтинговым агентством присвоен низкий уровень кредитного рейтинга;

- имеются обременения в отношении активов;

- имеется высокая концентрация активов в отношении отдельных эмитентов;

- у организации имеется существенный объем активов и обязательств с одним и тем же контрагентом;

- объем торговли активом за год существенно меньше объем актива, имеющегося у организации - в отношении активов, обращающихся на организованных рынках (биржах).

Раздел 4. Идентификация активов

4.1. Состав активов

4.1.1. Актуарию следует определять состав анализируемых активов с учетом поставленной перед актуарием задачи.

4.1.2. Актуарию следует включать в состав активов только те ресурсы, которые соответствуют определению актива в целях настоящего федерального стандарта. Актуарию не следует включать в состав активов ресурсы, которые не связаны с ожидаемым получением экономических выгод и не могут быть использованы для исполнения обязательств организации.

4.1.3. Актуарию не следует включать в состав активов ресурсы, по которым имеется существенный риск неполучения экономических выгод.К таким активам могут быть отнесены в частности: просроченная задолженность; задолженность страхователя по уплате страховой премии по договорам страхования, обязательства страховщика по которым прекращены; задолженность (или право на долю в имуществе) лиц, находящихся в состоянии банкротства.

4.1.4. Актуарию следует убедиться в обоснованности включения в состав активов, активов, о которых имеется информация о нахождении под обременением (в залоге, под арестом, находящихся в совместном владении и др.).

4.1.5. В случае если каким-либо иным Федеральным стандартом актуарной деятельности установлены требования к определению отдельных видов активов, актуарию следует применять соответствующий Федеральный стандарт актуарной деятельности или получить подтверждение, что включение таких активов было произведено на основе соответствующего стандарта.

4.2. Уровень детализации

4.2.1. При актуарном анализе активов актуарию следует выбирать уровень детализации исходных сведений и результатов исходя из условий поставленной перед актуарием задачи.

4.2.2. Актуарию следует проводить группировку активов с учетом сроков погашения (реализации), валют, имеющихся обязательств и их структуры, а также иных факторов, связанных с условиями поставленной перед актуарием задачи.

Раздел 5. Стоимость активов

5.1. Общие принципы

5.1.1. Актуарию следует выбирать вид стоимости активов (рыночная, балансовая и др.) исходя из условий поставленной перед актуарием задачи. В отсутствии специальных указаний настоящего федерального стандарта или поставленной перед актуарием задачи, актуарию следует считать приоритетным использование справедливой стоимости.

5.1.2. В случае если учетной политикой организации предусмотрено применение иных видов стоимости, чем справедливая стоимость, актуарий может использовать соответствующие виды стоимости. При этом в случае выявления актуарием существенных отклонений таких видов стоимости от доступных данных о справедливой стоимости, актуарию следует использовать справедливую стоимость, а также обеспечить раскрытие использования иных видов стоимости.

5.1.3. Сведения о справедливой стоимости активов могут быть предоставлены заказчиком или получены из других источников.

5.1.4. В отношении активов, внесенных в котировальные списки российской биржи, сведения о стоимости таких активов по данным российской биржи актуарию следует считать предпочтительными.

5.1.5. Актуарию следует учитывать события после отчетной даты, если эти события позволяют существенно уточнить стоимость активов по состоянию на отчетную дату.

5.1.6. Если определение стоимости активов проводилось актуарием на основе моделирования денежных потоков, актуарию следует провести анализ чувствительности стоимости активов к сделанным предположениям.

5.2. Определение стоимости отдельных видов активов

5.2.1. В случае если каким-либо иным Федеральным стандартом актуарной деятельности установлены требования к определению стоимости отдельных видов активов, в частности таких, как доля перестраховщиков в страховых резервах, ожидаемые поступления денежных средств по регрессным и суброгационным требованиям, актуарию для определения стоимости таких активов следует применять соответствующий Федеральный стандарт актуарной деятельности или получить подтверждение, что стоимость таких активов была определена на основе соответствующего стандарта. В этом случае, если поставленной перед актуарием задачей предусмотрено проведение сопоставления активов и обязательств, то актуарию следует убедиться, что оценки стоимости активов и обязательств выполнены по согласованным принципам.

5.2.2. В случае если организация планирует удерживать определенный актив до погашения и имеет такую возможность, актуарий может определять стоимость актива как дисконтированную стоимость потока будущих поступлений от актива с учетом вероятности их осуществления.

5.2.3. В случае если имеющиеся сведения о справедливой стоимости актива относятся к существенно более ранней дате, чем отчетная дата, актуарий может учесть возможные корректировки стоимости за прошедший период.

5.2.4. При отсутствии сведений о стоимости активов и невозможности получения таких сведений из независимых источников или от заказчика, актуарий, с учетом поставленной перед актуарием задачи, может либо определять стоимость актива как дисконтированную стоимость потока будущих поступлений от соответствующего актива, с учетом вероятности их осуществления, либо определять стоимость актива исходя из стоимости аналогичных активов, либо принять стоимость актива равной нулю, либо отказаться от выполнения поставленной перед актуарием задачи, либо принять иное обоснованное решение.

Раздел 6. Денежные потоки от активов

6.1. Общие принципы

6.1.1. Сведения о сроках ожидаемых поступлений денежных средств от активов актуарий может получать от заказчика, из других источников или в результате проведенного им моделирования.

6.1.2. В случае моделировании актуарием распределения по срокам ожидаемых поступлений денежных средств от активов актуарию следует учитывать обоснованные планы организации в отношении реализации активов.

6.1.3. Актуарию следует убедиться в том, что денежные потоки являются обоснованными, в т.ч.:

- сроки ожидаемых поступлений денежных средств от активов и стоимость активов согласованы с учетом сделанных предположений;

- имеется возможность (по информации заказчика или на основе сведений из других источников) практической реализации ожидаемых поступлений денежных средств, в т.ч. наличие рынка достаточного объема для реализации активов.

6.1.4. Актуарий, если это не противоречит поставленной перед актуарием задаче, может проводить моделирование денежных потоков в виде определения набора возможных сценариев.

6.2. Моделирование денежных потоков по отдельным видам активов

6.2.1. В случае если каким-либо иным Федеральным стандартом актуарной деятельности установлены требования к определению стоимости или денежных потоков по отдельным видам активов, актуарию следует применять соответствующий Федеральный стандарт актуарной деятельности или получить подтверждение, что денежные потоки по активам были определены на основе соответствующего стандарта.

6.2.2. В случае неопределенности в сроках ожидаемых поступлений денежных средств от активов в отношении несущественной части активов одного вида, актуарий может принять в отношении них сроки, определенные в отношении основной части активов данного вида.

Раздел 7. Сопоставление активов и обязательств

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»