Статус документа
Статус документа


РБ-143-18


Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при сооружении объектов использования атомной энергии"



УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 мая 2018 г. N 214

Введены в действие с 15 мая 2018 г.


Руководство по безопасности РБ-143-18 "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при сооружении объектов использования атомной энергии" разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-090-11 "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии", в части требований к частным программам обеспечения качества организаций, осуществляющих деятельность, влияющую на безопасность объекта использования атомной энергии, на отдельном этапе его сооружения и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии при сооружении объекта использования атомной энергии.

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Плеханов В.Ш., Самошкин Ю.А., Шарафутдинов Р.Б. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Бахус Е.Е. (АО "Концерн Росэнергоатом")


Рекомендации РБ-143-18 распространяются на деятельность эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующей организации при сооружении объектов использования атомной энергии, за исключением судов и других плавсредств с ядерными реакторами, космических и летательных аппаратов, иных транспортных и транспортабельных ядерных установок.

РБ-143-18 содержит рекомендации по представлению в программах обеспечения качества информации об организационно-технических и других мероприятиях по обеспечению качества, относящихся, в том числе к деятельности, связанной с монтажом, наладкой и вводом в эксплуатацию объектов использования атомной энергии. РБ-143-18 разработано с учетом отечественного и международного опыта регулирования безопасности и практических работ, связанных с сооружением объектов использования атомной энергии. При разработке руководства по безопасности были учтены рекомендации документов МАГАТЭ "Construction for Nuclear Installations" (Safety Standards Series, N SSG-38), "Ввод в эксплуатацию атомных электростанций" (Серия норм безопасности, N SSG-28), "Leadership and Management for Safety" (Safety Standards Series, N GSR Part 2), "Применение системы управления для установок и деятельности" (Серия стандартов по безопасности, N GS-G-3.1) по вопросам обеспечения качества.

Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в разработке программ обеспечения качества при сооружении объекта использования атомной энергии.

Выпускается впервые.

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при сооружении объектов использования атомной энергии" (РБ-143-18) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2012 г., регистрационный N 23509) (далее - НП-090-11).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при сооружении вновь строящихся объектов использования атомной энергии.

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующей организации при сооружении объектов использования атомной энергии (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии), за исключением судов и других плавсредств с ядерными реакторами, космических и летательных аппаратов, иных транспортных и транспортабельных ядерных установок (далее - организация-разработчик программы обеспечения качества при сооружении объекта использования атомной энергии).

_______________

Программа обеспечения качества при вводе в эксплуатацию ОИАЭ приводится в составе ПОК(С) либо оформляется в виде отдельного документа при наличии соответствующих требований Ростехнадзора.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в разработке программы обеспечения качества при сооружении объекта использования атомной энергии.

Обозначения и сокращения приведены в приложении к настоящему Руководству по безопасности.

II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества при сооружении объектов использования атомной энергии

5. В ПОК(С) рекомендуется указывать краткую информацию и приводить описание организационных и технических мероприятий по обеспечению качества при сооружении ОИАЭ, влияющих на безопасность ОИАЭ.

6. Организации-разработчику ПОК(С) рекомендуется включить в разрабатываемую ПОК(С) следующие разделы: "Общие положения" ("Введение"), "Политика в области качества", "Организационная деятельность", "Управление персоналом", "Управление документацией", "Контроль проектирования (конструирования)", "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг", "Производственная деятельность", "Метрологическое обеспечение", "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик", "Обеспечение надежности", "Управление несоответствиями", "Аудиты (проверки)" с учетом рекомендаций, приведенных в главе III настоящего Руководства по безопасности, а также требования к ПОК(С) подрядных организаций, выполняющих работы и/или предоставляющих услуги для ЭО (в случае наличия таких требований) при сооружении ОИАЭ.

_______________

При включении в ПОК(С) утвержденной политики в области качества организации-разработчика ПОК(С) ее рекомендуется приводить перед первым разделом ПОК(С) либо включать в раздел "Политика в области качества", который в этом случае следует приводить в ПОК(С) первым.


В ПОК(С) могут быть включены, в зависимости от характера деятельности, осуществляемой на этапе сооружения ОИАЭ организацией-разработчиком ПОК(С), разделы с описанием порядка реализации соответствующих организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, а также разделы и приложения, предусмотренные внутренними требованиями организации-разработчика ПОК(С) к оформлению документов.

В ПОК(С) допускается не включать разделы, в соответствии с которыми деятельность не осуществляется (при условии указания причин отсутствия соответствующих функций в деятельности организаций).

7. По каждому направлению деятельности, указанному в ПОК(С), рекомендуется привести ссылки на документы, в которых регламентированы описанные в ПОК(С) процедуры.

8. Разработку, оформление, согласование, утверждение, ввод в действие ПОК(С) и внесение в нее изменений рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями, установленными локальными нормативными актами организации-разработчика ПОК(С).

Организациям, выполняющим работы и/или предоставляющим услуги ЭО, рекомендуется разрабатывать ПОК(С) применительно к осуществляемой ими деятельности на этапе сооружения ОИАЭ в соответствии с требованиями НП-090-11, других нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, а также с учетом требований общей программы обеспечения качества сооружаемого ОИАЭ к частным ПОК. Подрядным (субподрядным) организациям рекомендуется учитывать при разработке ПОК(С) требования к ПОК, установленные в ПОК(С), разработанной организацией, которая привлекла их на договорной основе к выполнению работ, связанных с сооружением ОИАЭ.

III. Рекомендуемое содержание разделов программ обеспечения качества при сооружении объектов использования атомной энергии

9. В разделе "Общие положения" ("Введение") рекомендуется представлять:

информацию об организации-разработчике ПОК(С) (включая полное и краткое наименование организации);

область распространения ПОК(С) с указанием планируемых к выполнению работ (оказываемых услуг);

информацию по другим связанным с ПОК(С) действующим или планируемым к разработке ПОК;

информацию о действующих в организации-разработчике ПОК(С) лицензиях, дающих право на осуществление видов деятельности при сооружении ОИАЭ;

сведения об организационно-распорядительной документации, которой ПОК(С) вводится в действие, а также информацию о том, что ПОК(С) вводится впервые или взамен ранее действовавшей программы;

ссылки на нормативные правовые акты и иные документы в области использования атомной энергии, в соответствии с которыми разработана ПОК(С);

информацию об СМК, действующей в организации-разработчике ПОК(С), с указанием области ее распространения (применения), сведений о сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям, сроке его (их) действия (при наличии такого сертификата (сертификатов), ссылок на документированные процедуры СМК.

9.1. В разделе рекомендуется указать, что:

знание и исполнение положений вводимой ПОК(С) обязательно для персонала организации-разработчика ПОК(С) (в объеме его должностных обязанностей), а также персонала подрядных организаций (в рамках соответствующих договоров (контрактов);

руководство организации-разработчика ПОК(С) обеспечивает доступность ПОК(С) для ознакомления персонала организации, а также предоставляет ее подрядным организациям (при необходимости).

9.2. Рекомендуется указать, что ПОК(С) подлежит пересмотру не реже одного раза в пять лет и корректировке:

по результатам внутренних и внешних проверок (аудитов), в том числе проверок Ростехнадзора;

при изменениях организационной структуры организации-разработчика ПОК(С) (в части, касающейся изменений основных функциональных обязанностей, полномочий и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК(С), контролирующих выполнение и оценивающих результативность ее выполнения, а также в части изменений функций и порядка взаимодействия подразделений организации-разработчика ПОК(С), участвующих в реализации ПОК(С);

при изменениях порядка взаимодействия и ответственности организаций, участвующих в деятельности, на которую распространяется ПОК(С);

в случае изменения производственной деятельности организации-разработчика ПОК(С) при сооружении ОИАЭ;

при изменениях требований документов по стандартизации в отношении продукции, процессов и иных объектов стандартизации в области использования атомной энергии (далее - документы по стандартизации), регламентирующих обеспечение безопасности ОИАЭ и (или) качества в части выполняемых организацией-разработчиком ПОК(С) работ при сооружении ОИАЭ.

9.3. В разделе рекомендуется привести основные принципы управления качеством выполнения работ при сооружении ОИАЭ, предусматривающие в том числе выполнение следующих положений:

организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества, приведенные в ПОК(С), основываются на дифференцированном подходе, учитывающем классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с ФНП;

создание атмосферы, в которой безопасность рассматривается как жизненно важное дело и предмет личной ответственности всего персонала;

выявление проблем на ранних стадиях выполнения работ;

сопровождение и выполнение ПОК(С) осуществляется теми лицами, которые отвечают за выполнение конкретной работы или за осуществление направления деятельности при сооружении ОИАЭ;

контроль качества деятельности организации-разработчика ПОК(С) и аудиты (проверки) ПОК(С) осуществляются компетентными лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки, не участвовали в проверяемой работе и не являются административно зависимыми от проверяемого субъекта;

работы, влияющие на безопасность ОИАЭ, выполняются по документированным процедурам.

10. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести описание политики в области качества организации-разработчика ПОК(С), устанавливающей:

приоритет обеспечения безопасности ОИАЭ над экономическими и производственными целями организации при выполнении и контроле выполнения работ, связанных с сооружением ОИАЭ;

основные цели в области качества и методы их достижения, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству выполнения работ при сооружении ОИАЭ будут соблюдены;

обязательства руководства организации в области качества, предусматривающие в том числе:

ознакомление с политикой в области качества всего персонала организации;

выделение необходимых трудовых, материальных, технических, информационных и финансовых ресурсов и контроль их рационального использования с целью достижения установленных целей в области качества;

проведение периодической оценки результативности ПОК(С).

11. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:

ссылки на документы, определяющие организационно-правовую форму организации-разработчика ПОК(С) (филиала/подразделений организации), например, устав организации (положение о филиале либо иных подразделениях организации, участвующих в сооружении ОИАЭ), учредительный договор;

ссылки на нормативные и правовые акты, составляющие правовую основу осуществления организацией-разработчиком ПОК(С) деятельности, связанной с сооружением ОИАЭ;

информацию о членстве организации-разработчика ПОК(С) в СРО.

11.1. В разделе (или в приложении к ПОК(С) рекомендуется привести схему организационной структуры организации-разработчика ПОК(С) в части, относящейся к сооружению ОИАЭ, и указать временные функциональные формирования (например, группу руководства пуском, рабочие комиссии, рабочие подкомиссии, комиссии ЭО, приемочные комиссии), осуществляющие: общее управление, контроль хода подготовки и проведения работ, научно-техническое и оперативное руководство сооружением ОИАЭ; приемку выполненных СМР и ПНР; проверку и подтверждение готовности зданий, сооружений, конструкций, систем (элементов) ОИАЭ для выполнения работ на следующем этапе сооружения ОИАЭ; приемку ОИАЭ от подрядчика (генподрядчика); принятие решения о готовности ОИАЭ к эксплуатации.

Рекомендуется привести описание порядка управления организационными изменениями, предусматривающего:

определение цели изменений (желаемых результатов);

оценку вариантов действий для получения желаемых результатов и разработку плана реализации изменений;

проведение анализа плана реализации изменений на предмет оценки влияния изменений на безопасность ОИАЭ и (или) качество выполняемых работ;

принятие решения по внедрению изменений;

реализацию изменений с документированием их хода и результатов.

11.2. Рекомендуется привести информацию:

об основных функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой, реализацией и контролем выполнения ПОК(С);

о должностных лицах, осуществляющих руководство и управление работами при сооружении ОИАЭ, а также организующих взаимодействие между подразделениями организации-разработчика ПОК(С) и осуществляющих координацию и контроль деятельности подрядных организаций (в том числе поставщиков продукции и услуг).

11.3. Рекомендуется привести информацию о подразделениях и организационных структурах организации-разработчика ПОК(С):

обеспечивающих безопасность работ при сооружении ОИАЭ;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs