Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ


РЕШЕНИЕ

от 20 февраля 2018 года N 40-5

Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Комитет Государственной Думы по образованию и науке, заслушав и обсудив сообщение первого заместителя председателя Комитета О.Н.Смолина - руководителя рабочей группы Комитета по совершенствованию законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выступления членов Комитета и приглашенных лиц по вопросу "Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", считает необходимым отметить следующее.

Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования. 11 января 2018 года Президент России В.В.Путин на встрече со школьниками - авторами лучших сочинений в номинации "Россия, устремленная в будущее" Всероссийского конкурса сочинений отметил, что распространение дистанционного образования очень важно для такой большой страны, как Россия. "Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии", - сказал В.В.Путин.

К числу системообразующих направлений информатизации образования, по мнению участников заседания, следует отнести:

расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательными организациями всех своих образовательных программ;

расширение применения средств автоматизации деловых процессов, баз данных, информационно-коммуникационных технологий в практике управления образованием на всех уровнях управления, в том числе в каждой образовательной организации - от детского сада до университета;

создание цифрового учебного и просветительского контента, электронных учебников и учебных пособий, электронных информационно-образовательных сред и платформ, электронных учебных курсов, обеспечивающих гражданам возможности получения образования в течение всей жизни вне зависимости от места их проживания;

развитие методов и форм обучения и воспитания с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включая расширение возможностей реализации образовательных программ исключительно средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений самостоятельного приобретения необходимых знаний.

Комитет считает, что успех развития перечисленных направлений во многом зависит от качества законодательного обеспечения информатизации образования, эффективности правовой регламентации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Опыт стран - лидеров мировой экономики показывает, что их экономические успехи во многом были обусловлены принятыми на государственном уровне решениями по законодательному обеспечению цифровизации их национальных систем образования. В большинстве стран - лидеров в развитии электронного обучения действуют законы о развитии индустрии электронного обучения, а также государственные программы по поддержке индустрии электронного обучения.

Создание современной правовой базы электронного обучения позволило многим странам сформировать на этой основе, по сути, новую высокоинтеллектуальную быстро растущую отрасль экономики знаний - индустрию электронного обучения, построенную на применение технологии "больших данных", распределенных цифровых образовательных средах, новых информационно-коммуникационных технологиях, новых педагогических подходах в представлении и освоении информации. При этом объем средств, связанных непосредственно с реализацией процессов обучения, составляет около 30 процентов, а остальной оборот приходится на информационно-технологическое сопровождение: хостинг, провайдинг, создание контента, предоставление облачных сервисов, сервисов по обработке больших данных, оплату трафика в сети Интернет, консалтинг, независимую экспертизу контента и результатов освоения образовательных программ и многое другое.

Индустрия электронного обучения, как отрасль экономики и сфера профессиональной деятельности, уже вышла за границы национальных образовательных систем и имеет глобальный характер. Образовательными услугами, которые предоставляются на таких образовательных платформах, как Coursera, Edx и аналогичных им, пользуются многие миллионы граждан многих стран, в том числе российские граждане.

Комитет Государственной Думы по образованию в период деятельности Государственной Думы V и VI созывов неоднократно обращался к рассмотрению вопросов совершенствования законодательного обеспечения информатизации образования и принимал соответствующие рекомендации.

Участники заседания отмечают, что к настоящему времени:

в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" законодательно закреплены понятия "электронное обучение", "дистанционные образовательные технологии", условия и ограничения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, цифровые (электронные) библиотеки с электронными учебными изданиями;

Минобрнауки России утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года N 816);

нормативно закреплен учет отдельных особенностей использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при лицензировании образовательной деятельности;

начата реализация приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда", в рамках которого формируется проект "Цифровая школа";

создана Национальная ассоциация открытого образования, по инициативе которой при поддержке Минобразования России создана и развивается национальная платформа открытого образования "openedu.ru" (в настоящее время доступно 252 курса по разным направлениям подготовки);

созданы межвузовская платформа "Универсариум", на которой зарегистрировано более полутора миллиона пользователей, а также медиатека лекций на русском языке "Лекториум".

Вместе с этим:

темпы развития индустрии электронного обучения уступают общемировым;

многие школы, в первую очередь сельские, до настоящего времени не обеспечены широкополосным доступом в сеть Интернет, что делает практически невозможным использование ими современных мультимедийных цифровых образовательных ресурсов как для реализации образовательных программ, так и для повышения квалификации педагогических работников;

в приоритетном проекте "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" предусмотрен лишь вывод на международное образовательное пространство первых десяти образовательных программ в дистанционном формате на иностранных языках к сентябрю 2018 года.

Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года N 816 определено, что при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ образовательные организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме. При этом, поскольку использование в сфере образования электронных документов имеет комплексный характер, правовое регулирование этого процесса должно обеспечиваться не только нормами образовательного законодательства, но и нормами других отраслей права, в том числе законодательства об информации, информационных технологиях и безопасности информации. От законодательного обеспечения в области использования электронных документов во многом зависит и информатизация национальной системы образования.

Использование электронных документов в сфере образования должно сопровождаться четким пониманием всеми участниками образовательного процесса правового статуса таких документов, процедуры обеспечения их юридической значимости, порядка использования документов, представленных в цифровом (электронном) виде. Урегулирование на законодательном уровне этих вопросов, равно как и их практическая реализация, должны в полной мере обеспечивать равнозначное использование в сфере образования обоих видов документов, что является исключительно важным для обеспечения реализации образовательных программ исключительно средствами ЭО и ДОТ.

На сегодняшний день крайне важна организация на федеральном уровне использования электронных версий документов в сфере образования, обеспечивающего их официальный статус, юридическую значимость, формирование архивов электронных документов. Это возможно реализовать путем признания за электронными версиями документов в сфере образования правового статуса электронного документа и обеспечения им в процессе их использования статуса юридически значимого документа.

С учетом итогов состоявшегося обсуждения, Комитет решил:

1. Считать необходимым:

разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающих установление новой категории образовательных организаций высшего образования "открытый университет" ("электронный университет");

внесение в часть 3 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" изменения, устанавливающего, что первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся "за исключением обучающихся по программам, реализуемым в заочной форме, либо исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии по развитию индустрии электронного обучения;

рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона "Об индустрии электронного обучения" и разработки с учетом международного опыта программы развития индустрии электронного обучения;

создать систему экономических и иных стимулов для внедрения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе предусматривающую возможность привлечения образовательными организациями прямых и пакетных инвестиций;

обеспечить развитие и широкое внедрение национальных стандартов описания электронных изданий образовательного назначения;

обеспечить уточнение понятий "электронное издание" и "электронный учебник" с учетом практики постоянного обновления их содержания при реализации электронного обучения;

обеспечить формирование процедур проведения экспертизы электронных объектов авторского и смежных прав, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения и принятия решений о допуске к использованию их в учебном процессе;

обеспечить процедуры получения авторского вознаграждения за использование электронных объектов, защищаемых авторским и смежными правами, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения при их использовании в учебном процессе;

обеспечить стопроцентный доступ общеобразовательных организаций к широкополосному Интернету.

3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:

а) внести в Положение о лицензировании образовательной деятельности, а также в федеральные государственные образовательные стандарты и иные нормативные правовые акты Минобрнауки России изменения, предусматривающие в полной мере учет специфики требований к осуществлению образовательной деятельности с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В частности, предусмотреть:

полноценное внедрение электронного документооборота (безбумажной технологии) в образовательных организациях, придание юридической значимости и силы всем создаваемым в процессе реализации образовательных программ электронным документам, в том числе расписаниям занятий, ведомостей промежуточной аттестации, договоров с дистанционными преподавателями;

решение вопросов правового обеспечения формирования архива электронных документов, создаваемых в процессе реализации образовательной программы, включая электронные документы выпускников об успешном освоении ими образовательной программы;

формирование облачных сервисов (регионального или федерального уровня) для сокращения затрат образовательных организаций на внедрение электронного документооборота и обеспечение работы архивов электронных документов;

формирование регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включая электронные учебники для общего среднего и профессионального образования, реализованные на машиночитаемых носителях и с применением облачных технологий;

обеспечение возможности признания и зачета образовательными организациями результатов освоения студентами массовых открытых онлайн-курсов при освоении основных профессиональных образовательных программ;

усовершенствование методики определения нормативов финансирования образовательных программ и ценообразования при реализации образовательных программ с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

расширение использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации педагогических работников;

учет созданных электронных объектов авторского и смежных прав, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения, при прохождении их авторами государственной аттестации, получении ученых званий доцента и профессора, при оценке эффективности деятельности образовательной организации, в которой были созданы указанные электронные объекты авторского и смежных прав;

б) рассмотреть возможность внесения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 следующих изменений:

дополнить пункт 23 предложением: "При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий начало учебного года (курса) по очной и очно-заочной формам обучения может устанавливаться образовательной организацией самостоятельно, в том числе индивидуально для каждого обучающегося";

дополнить пункт 33 предложением: "Учебные занятия лекционного и семинарского типа, а также практические занятия по физической культуре и спорту (физической подготовке) при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного образования и дистанционных образовательных технологий могут проводиться индивидуально вне учебных групп";

пункт 47 после слов "заверенная организацией" дополнить словами "или нотариально";

в) внести в перечень направлений подготовки (специальностей) профессионального и высшего образования специальности, обеспечивающие развитие и функционирование системы электронного обучения (технологии электронного обучения, проектирование электронных образовательных процессов, проектирование электронных образовательных ресурсов, организация и экономика электронного обучения и других), разработать и утвердить федеральные государственные образовательные стандарты по указанным направлениям подготовки, обеспечить подготовку кадров для системы электронного обучения, в том числе создания и функционирования его инфраструктуры;

г) рассмотреть возможность внесения изменений в систему форм обучения в связи с развитием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4. Комитету Государственной Думы по образованию и науке в период весенней сессии 2019 года заслушать Минобрнауки России и другие заинтересованные министерства и ведомства о реализации настоящих рекомендаций.

Председатель Комитета

В.А.Никонов

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Вестник образования России,

N 6, март 2018

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»