ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС, МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Январь-сентябрь 2017 года

Юридическая основа разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга

Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга являются:

- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изменениями) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

- Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (с изменениями) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (с изменениями) "О банках и банковской деятельности";

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1226 "О присоединении Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 23.09.2017) "Об утверждении федерального плана статистических работ".

Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в январе-сентябре 2017 года

Аналитический комментарий

Платежный баланс Российской Федерации

В январе-сентябре 2017 года на фоне улучшения ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта продолжилось укрепление текущего счета платежного баланса. Расширение внешнего финансирования способствовало переходу экономики от чистого кредитования к чистому заимствованию у остального мира. В результате укрепления текущего счета и чистого заимствования у остального мира увеличилось накопление международных резервов.

Профицит счета текущих операций в январе-сентябре 2017 года составил 22,4 млрд долларов США (15,3 млрд долларов США в аналогичном периоде 2016 года). Сказалось укрепление торгового баланса до 80,3 млрд долларов США, или более чем на четверть по сравнению с сопоставимым периодом 2016 года, при некотором увеличении отрицательного вклада других компонентов текущего счета.

Экспорт товаров вырос на 51,3 млрд долларов США, до 250,6 млрд долларов США, преимущественно вследствие улучшения международной ценовой конъюнктуры. Цены на товары российского экспорта увеличились на 22,4%, причем опережающими темпами - на основные энергетические товары, в том числе на нефтепродукты - на 35,9%, на сырую нефть - на 29,9%. В натуральном выражении поставки выросли на 2,7%, при этом физические объемы экспорта основных топливно-энергетических товаров в отличие от предшествующих лет стабилизировались (увеличение на 1,2% по сравнению с январем-сентябрем 2016 года). Относительно более высокие темпы роста в натуральном выражении демонстрировал вывоз неэнергетических товаров - на 4,6%.

Положительная динамика в стоимостном выражении была зафиксирована по всем укрупненным товарным группам экспорта. Наиболее существенно, на 31,0%, до 154,8 млрд долларов США, выросла стоимость поставок топливно-энергетической продукции, в результате ее доля достигла 61,0% (58,6% годом ранее). Поставки черных и цветных металлов, включая изделия из них, увеличились на четверть, до 25,8 млрд долларов США, при этом их удельный вес существенно не изменился - 10,2%. В группах несырьевого экспорта также зафиксированы высокие темпы роста. Экспорт машин и оборудования вырос на 16,7%, до 17,5 млрд долларов США, удельный вес группы - 6,9% (7,4% годом ранее). Вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 19,0%, до 14,0 млрд долларов США, их доля - 5,5% (5,8%). Экспорт продукции химической промышленности стал больше на 14,3%, до 17,4 млрд долларов США, доля группы снизилась до 6,9% (7,5%).

Соотношение основных компонентов счета текущих операций в январе-сентябре 2011-2017 годов

(млрд долларов США)

Экспорт товаров в январе-сентябре 2011-2017 годов

(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)

Несмотря на значимое увеличение стоимости поставок энергоносителей, доля стран Евросоюза - их основных потребителей - в географической структуре экспорта почти не изменилась, составив 45,8%. В то же время наращивание экспорта в азиатском направлении обусловило рост удельного веса государств АТЭС до 24,4% (23,4%). Доля вывоза в страны ЕАЭС также незначительно увеличилась, достигнув 9,3%. Китай стал лидером по объемам направляемой на экспорт российской продукции (10,6%), на второй позиции - традиционный крупнейший европейский потребитель - Нидерланды (10,4%), доля Германии составила 7,1%, Беларуси и Турции - по 5,1%.

Импорт товаров составил 170,3 млрд долларов США, что на 34,0 млрд долларов США превышает показатель января-сентября 2016 года. Прирост связан с существенно возросшим физическим объемом поставок на 18,7%, а также с ростом цен на ввозимые товары на 5,3%.

Улучшение экономической конъюнктуры способствовало повышению на 28,8%, до 77,8 млрд долларов США, импорта машин, оборудования и транспортных средств - товаров инвестиционного назначения. Удельный вес этой группы в структуре импорта вырос до 47,9% против 46,5% в январе-сентябре 2016 года. Наибольший вклад внесло увеличение поставок оборудования, а также средств наземного транспорта. Ввоз металлов стал больше на 38,6%, что обусловило увеличение доли группы до 7,0% (6,3%). На фоне опережающего роста импорта машиностроительной продукции и металлов доли других товаров в структуре импорта в основном снижались. Так, несмотря на увеличение ввоза продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей на 18,7%, до 29,1 млрд долларов США, доля группы сократилась до 17,9% против 18,9% годом ранее. Импорт продовольственных товаров, включая сырье для их производства, расширился на 16,9%, до 20,6 млрд долларов США, удельный вес группы уменьшился до 12,7% (13,5%).

Страны - основные торговые партнеры России

(млрд долларов США)

Импорт товаров в январе-сентябре 2011-2017 годов

(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)

Географическая структура импорта товаров продолжала смещаться в пользу стран АТЭС и ЕАЭС - 40,5% (39,9% годом ранее) и 7,9% (7,7%) соответственно. В то же время доля традиционных партнеров из Евросоюза снизилась до 37,8% (38,4%). Среди поставщиков импорта лидерство прочно удерживал Китай (21,4%), вторым по значимости партнером выступала Германия (10,6%), далее - США (5,5%) и Беларусь (5,4%).

Дефицит баланса внешней торговли услугами вырос на 24,2%, до 22,1 млрд долларов США, в результате опережающего роста спроса на услуги, полученные от нерезидентов.

Экспорт услуг расширился на 15,7%, до 42,8 млрд долларов США. Увеличение зафиксировано по всем укрупненным категориям предоставленных услуг. Наиболее значимый рост в абсолютном выражении произошел в сегменте экспорта прочих услуг (на 2,4 млрд долларов США, или на 13,3%, до 20,8 млрд долларов США): сказалось повышение спроса нерезидентов на услуги в сфере строительства, а также на компьютерные услуги. Транспортных услуг предоставлено на сумму 14,8 млрд долларов США (увеличение на 2,2 млрд долларов США, или на 17,7%). Стоимость услуг, учитываемых по статье "Поездки", выросла на 1,1 млрд долларов США, достигнув 7,1 млрд долларов США, в основном в результате роста средних расходов на одну поездку въезжавших на территорию Российской Федерации нерезидентов.

Импорт услуг составил 64,9 млрд долларов США, что на 18,5% больше по сравнению с январем-сентябрем 2016 года. Динамика показателя сформирована опережающим восстановлением расходов резидентов, учитываемых по статье "Поездки" (рост на 30,1%, до 23,9 млрд долларов США), преимущественно вследствие увеличения численности выездного туристического потока. Импорт прочих услуг повысился до 30,6 млрд долларов США, или на 9,5%, что связано в том числе с ростом стоимости работ по проектированию объектов производственной инфраструктуры, а также платы за пользование интеллектуальной собственностью. Увеличение стоимости услуг, полученных от иностранных транспортных компаний, на 23,0%, до 10,3 млрд долларов США, произошло главным образом в сегменте воздушных перевозок.

Структура экспорта и импорта услуг в январе-сентябре 2017 года

(в % к итогу)

Отрицательное сальдо баланса оплаты труда выросло в полтора раза, до 2,1 млрд долларов США. Показатель оплаты труда, выплаченной нерезидентам, повысился до 5,1 млрд долларов США против 4,0 млрд долларов США годом ранее: увеличилась как численность мигрантов, занятых менее года в российской экономике, так и долларовый эквивалент их заработной платы. Величина оплаты труда к получению работающими за рубежом российскими гражданами достигла 3,0 млрд долларов США против 2,7 млрд долларов США годом ранее.

Дефицит баланса инвестиционных доходов в январе-сентябре 2017 года составил 28,0 млрд долларов США, что выше на 17,2%, или на 4,1 млрд долларов США, показателя соответствующего периода предыдущего года. Отрицательное сальдо практически полностью сложилось вследствие операций прочих секторов (28,0 млрд долларов США) и было обусловлено более объемным увеличением доходов к выплате на фоне улучшения финансового результата российских компаний с иностранным участием. Инвестиционные доходы банковского сектора в результате сжатия его иностранных активов были почти сбалансированными (годом ранее профицит составил 1,7 млрд долларов США). Отрицательное сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и центрального банка сложилось в сумме 0,3 млрд долларов США в результате расширения выплат в пользу нерезидентов федеральными органами управления.

Дефицит баланса вторичных доходов увеличился на 0,9 млрд долларов США, до 5,6 млрд долларов США, вследствие роста выплаченных личных трансфертов в пользу резидентов стран СНГ.

Счет операций с капиталом был практически сбалансирован.

Чистое заимствование у остального мира, отраженное в финансовом счете (без учета резервных активов), составило 1,0 млрд долларов США (чистое кредитование на 4,8 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года), оно сформировано за счет увеличения внешних обязательств, не скомпенсированного ростом иностранных активов.

Иностранные пассивы выросли на 14,4 млрд долларов США в отличие от чистого погашения на 10,8 млрд долларов США годом ранее. Основными субъектами привлечения внешних обязательств выступали федеральные органы управления и прочие секторы.

Увеличение внешних обязательств органов государственного управления в отчетном периоде ускорилось до 13,9 млрд долларов США (7,1 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года). Основной причиной стало приобретение нерезидентами суверенных долговых ценных бумаг, сальдо по которым составило 14,1 млрд долларов США.

Иностранные обязательства центрального банка увеличились на 8,3 млрд долларов США (снижение на 1,2 млрд долларов США годом ранее) в основном в результате привлечения средств от нерезидентов по операциям РЕПО в рамках управления резервными активами.

Чистое принятие обязательств резидентами по категориям инвестиций в январе-сентябре 2011-2017 годов

(млрд долларов США)

Знак "-" означает чистое снижение иностранных обязательств резидентов.

Чистое приобретение финансовых активов резидентами (без учета резервных активов) по категориям инвестиций в январе-сентябре 2011-2017 годов

(млрд долларов США)

Знак "-" означает чистое снижение иностранных активов резидентов.

Пассивы частного сектора снизились на 7,7 млрд долларов США (16,7 млрд долларов США годом ранее).

Сокращение внешних обязательств банков составило 23,4 млрд долларов США против 19,9 млрд долларов США годом ранее в значительной мере за счет изъятия нерезидентами средств с текущих счетов и депозитов.

Привлечение обязательств прочими секторами выросло пятикратно, до 15,6 млрд долларов США: динамика показателя объяснялась притоком прямых инвестиций (24,8 млрд долларов США), в том числе за счет поступления средств от размещения еврооблигационных займов связанными зарубежными структурами. Сокращение обязательств перед нерезидентами в форме портфельных инвестиций на 3,9 млрд долларов США сформировано преимущественно разовым выкупом крупного пакета акций у иностранного инвестора. Ссудная задолженность на чистой основе в отчетном периоде уменьшилась на 5,0 млрд долларов США (на 8,2 млрд долларов США годом ранее).

Финансовые активы, за исключением резервных, выросли в январе-сентябре 2017 года до 13,4 млрд долларов США (снижение активов на 6,0 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года).

Внешние требования органов государственного управления и центрального банка выросли на 2,0 млрд долларов США (сокращение на 1,0 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года), сказалось увеличение объема предоставленных ссуд и займов, осуществленное преимущественно в III квартале 2017 года в пользу контрагентов из стран СНГ.

Финансовые активы частного сектора увеличились на 10,9 млрд долларов США (чистое изъятие на 5,8 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»