МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 марта 2018 года N 128

Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2018 год

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2016, N 27, 4210),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2018 год.

2. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2018 год определить Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра

И.В.Трунин

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 7 марта 2018 года N 128

Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2018 год

I. Общие положения

1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.15; 2018, N 1, ст.65) и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования) саморегулируемыми организациями аудиторов.

2. Целями проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов являются:

а) предупреждение нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований;

б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

в) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

г) снижение издержек Минфина России и саморегулируемых организаций аудиторов при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

д) снижение административной нагрузки на саморегулируемые организации аудиторов;

е) создание мотивации к добросовестной деятельности саморегулируемых организаций аудиторов;

ж) разъяснение саморегулируемым организациям аудиторов системы обязательных требований.

3. Задачами проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов являются:

а) формирование единообразного понимания обязательных требований у всех саморегулируемых организаций аудиторов;

б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.

II. Анализ текущего состояния государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

4. Объектом государственного контроля (надзора) являются некоммерческие организации, включенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

5. Наиболее значимыми рисками деятельности саморегулируемых организаций аудиторов являются:

а) риски, связанные с ведением реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). Реестр является правоустанавливающим документом (у аудиторской организации и аудитора возникает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента включения сведений о них в указанный реестр). С другой стороны, реестр обеспечивает удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей в сведениях о лицах, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований к ведению реестра имеет существенное значение для функционирования рынка аудиторских услуг;

б) риски, связанные с подтверждением соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов. Организация в саморегулируемой организации аудиторов системы повышения квалификации аудиторов и подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов обеспечивает: поддержание профессиональных знаний аудитора на должном уровне; выявление и исключение из реестра не выполнивших данное требование аудиторов. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленного требования по организации подтверждения ежегодного повышения квалификации аудиторами имеет существенное значение для обеспечения надлежащего уровня профессиональной компетентности аудиторов;

в) риски, связанные с обеспечением саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов). Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) является одним из требований включения саморегулируемой организации аудиторов в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по формированию компенсационного фонда (компенсационных фондов) имеет существенное значение в защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

г) риски, связанные с осуществлением внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и является одним из важнейших с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования аудиторского рынка. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требований к организации указанного контроля имеет существенное значение в обеспечении качества аудиторских услуг и защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

д) риски, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов тесно связано с проводимым саморегулируемыми организациями аудиторов внешним контролем качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Реализация саморегулируемой организацией аудиторов права на применение мер дисциплинарного воздействия и соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований, создает условия для повышения качества аудиторских услуг, освобождения рынка от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов, работы механизмов репутационного воздействия на них;

е) риски, связанные с рассмотрением саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов. Рассмотрение саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов также является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов. Работа по рассмотрению саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов имеет особое значение в отношениях с пользователями аудиторских услуг, а также с точки зрения нормального функционирования аудиторского рынка.

6. Результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов характеризуются следующими данными.

В период с 2011 г. по 2017 г. проведено 13 плановых и 11 внеплановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов.

Саморегулируемая

Количество проверок в

организация аудиторов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего проверок

2

8

4

3

4

2

1

в том числе:

плановые проверки

2

2

2

2

2

2

1

внеплановые проверки

0

6

2

1

2

0

0

"Аудиторская палата России" (Ассоциация) - всего

0

1

1

0

2

0

X

в том числе:

плановые проверки

0

0

1

0

1

0

X

внеплановые проверки

0

1

0

0

1

0

X

Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов" - всего

0

2

0

1

1

0

X

в том числе:

плановые проверки

0

1

0

1

0

0

X

внеплановые проверки

0

1

0

0

1

0

X

"Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) - всего

0

2

0

0

1

0

1

в том числе:

плановые проверки

0

1

0

0

1

0

1

внеплановые проверки

0

1

0

0

0

0

0

Некоммерческое партнерство

"Гильдия аудиторов

Региональных Институтов

Профессиональных

бухгалтеров" - всего

0

1

X

X

X

X

X

в том числе:

плановые проверки

0

0

X

X

X

X

X

внеплановые проверки

0

1

X

X

X

X

X

Некоммерческое партнерство

"Российская Коллегия

аудиторов" - всего

1

1

1

0

0

1

X

в том числе:

плановые проверки

1

0

1

0

0

1

X

внеплановые проверки

0

1

0

0

0

0

X

Ассоциация "Содружество" - всего

1

1

2

2

0

1

0

в том числе:

плановые проверки

1

0

0

1

0

1

0

внеплановые проверки

0

1

2

1

0

0

0

________________

С 9 января 2017 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов содержатся сведения о следующих саморегулируемых организациях аудиторов: Саморегулируемая организация аудиторов "Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) (до августа 2016 г. - Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата"); Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество" (до сентября 2016 г. - Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация Содружество").

В связи с несоответствием требованию к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов, установленному пунктом 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" сведения о саморегулируемых организациях аудиторов "Аудиторская палата России" (Ассоциация); Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов"; Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 9 января 2017 г. в соответствии с приказами Минфина России NN 1, 2, 3.

В связи с выявлением нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, сведения о некоммерческом партнерстве "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" (Гильдия аудиторов) были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 27 июня 2012 г. в соответствии с приказом Минфина России от 26 июня 2012 г. N 244.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»