Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2017 года N 1401

О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минфина России от 30 апреля 2020 года N 186
____________________________________________________________________

В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 43, ст.5795; 2016, N 27, ст.4278; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841) и в целях совершенствования осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля

приказываю:

Внести изменения в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, изложив их в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Министр

А.Г.Силуанов

Приложение

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 29 декабря 2017 года N 1401

"УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 30 декабря 2016 года N 822

Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), а также распорядителями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, имеющими в своем ведении соответственно получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита.

Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при осуществлении внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств, направленной на повышение качества осуществления внутренних бюджетных процедур.

Организация внутреннего финансового аудита осуществляется во исполнение требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый аудит направлен:

а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;

б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) на подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

3. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.

4. Объектом аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств.

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, которым может быть предусмотрено, что администратор бюджетных средств на основании соглашения вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.

В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств:

субъектом внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностное лицо главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому переданы полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита;

объектом аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, являются структурные подразделения указанного администратора бюджетных средств.

6. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.

Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.

Принцип эффективности означает, что осуществление внутреннего финансового аудита должно исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудиторских проверок (предложения и рекомендации по повышению качества осуществления внутренних бюджетных процедур) с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых на них ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).

Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.

Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита бюджетные риски (угрозы) и выявленные нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки и подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств за предоставление полных и достоверных аудиторских предложений (рекомендаций), заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащем выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.

В настоящих Методических рекомендациях:

под нарушением понимается несоблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требований внутренних стандартов и процедур;

под бюджетным риском понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе возможности коррупционного проявления.

7. В ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.

8. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля (качества осуществления внутренних бюджетных процедур) в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в том числе операций, имеющих коррупционные риски (далее - коррупционно-опасные операции).

9. К коррупционно-опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):

внутренней бюджетной процедуры, определенной главным администратором (администратором) бюджетных средств в качестве коррупционно-опасной (при реализации которой наиболее вероятно возникновение конфликта интересов);

при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;

в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц при их выполнении.

В целях настоящих Методических рекомендаций под коррупционным риском понимается возможность злоупотребления должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, осуществляющих соответствующие внутренние бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

10. В целях организации осуществления внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:

корректировка организационной структуры главного администратора (администратора) бюджетных средств в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами, указанными в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций;

закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.

11. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - план).

Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.

12. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:

не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

13. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (финансовый орган, орган управления государственного внебюджетного фонда) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.

14. Аудиторские проверки проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов.

В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита аудиторские проверки проводятся как по месту нахождения администратора бюджетных средств, передавшего полномочия, так и по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита.

15. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах внутреннего финансового контроля, а также информацию о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.

16. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности (достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности (консолидированной бюджетной отчетности)) с применением в соответствии с пунктом 38 настоящих Методических рекомендаций основанного на оценке рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита;

________________

Пункт 6 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517).

Пункт 7 Стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»