ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

от 10 января 2018 года

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (за 9 месяцев 2017 года)

Государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ) реализуется Росфинмониторингом и его территориальными органами в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - поднадзорные субъекты), к которым относятся:

________________

Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст.2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.

- лизинговые компании;

- операторы по приему платежей;

- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Надзорная деятельность Росфинмониторинга осуществляется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий. Подход предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Осуществление государственного контроля (надзора)

Контрольно-надзорная деятельности Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ. О результативности проводимой профилактической работы свидетельствует устойчивая тенденция повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов.

Целями проведения профилактических мероприятий являются:

- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- создание механизмов мотивации добросовестного поведения у подконтрольных субъектов;

- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

В профилактической работе используется широкий набор инструментов и методов:

1. В целях обеспечения информационной доступности на главной странице сайта Росфинмониторинга размещен Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Перечень).

В Перечне указаны структурные единицы нормативных правовых актов и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении его содержания.

2. В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания проводится разъяснительная работа как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) (далее - сайт Росфинмониторинга), так и в режиме "горячей линии".

3. Обсуждение проблемных вопросов соблюдения обязательных требований, вопросов, связанных непосредственно с осуществлением контрольно-надзорной деятельности проводится Росфинмониторингом на регулярной основе в рамках встреч, семинаров, конференций, с частным сектором, в том числе с привлечением международных экспертов.

Так, вопросы надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ обсуждались в рамках III Международного семинара "Эффективный надзор как механизм обеспечения прозрачности и стабильности финансовой системы", состоявшегося в сентябре т.г., в котором помимо Росфинмониторинга принимали участие представители надзорных органов Российской Федерации, представители подразделений финансовой разведки и надзорных органов государств-членов ЕАГ и других стран, а также представители частного сектора.

За 9 месяцев 2017 года публичные мероприятия, проводимые Росфинмониторингом, посетило более тысячи представителей субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Так, на площадке межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу при содействии Сетевого института в сфере ПОД/ФТ (ФГБОУ ВО "ТОГУ") было организовано 18 обучающих мероприятий для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в которых приняли участие более 300 представителей организаций/ИП, целью которых являлось:

- разъяснение обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ;

- предупреждение нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствовавших возможному их допущению;

- ориентирование на использование функционала Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга (далее - Личный кабинет) для "самообследования" и "самодекларирования".

В Северо-Кавказском федеральном округе проведено 8 семинаров-совещаний, в городах Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки (Ставропольский край), Грозный (Чеченская Республика), Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Черкесск (Карачаево-Черкесская Республика), Владикавказ (Республика Северная Осетия - Алания), Махачкала (Республика Дагестан), в которых приняло участие более 200 представителей поднадзорных субъектов. На встречах обсуждались следующие вопросы:

- международные стандарты ФАТФ по ПОД/ФТ, риски и угрозы ОД/ФТ;

- выявление и определение критериев и признаков необычных сделок;

- возможности Личного кабинета и его основной функционал, в том числе постановка на учет, заполнение и направление форм отчетности.

Наиболее актуальными вопросами, которые были подробно рассмотрены в ходе публичных мероприятий, являлись:

- порядок и механизмы выявления бенефициарных владельцев;

- порядок и механизмы выявления публичных должностных лиц;

- вопросы, возникающие при направлении сведений в Росфинмониторинг через Личный кабинет с использованием ЭЦП;

- вопросы работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

- порядок внесения изменений в формализованные электронные сообщения;

- использование информации, представляемой в Росфинмониторинг по форме ФЭС 3-ФМ.

4. В целях формирования эффективной "обратной связи" с частным сектором по вопросам информационного обмена Росфинмониторингом был создан Совет комплаенс - консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В настоящее время Совет комплаенс объединяет представителей крупнейших финансовых институтов и так называемых установленных нефинансовых предприятий и профессий. Помимо обмена информацией о новых рисках, выработке новых критериев о подозрительных операциях Совет комплаенс занимается вопросами повышения качества СПО, совершенствования информационного обмена. Такого рода адресное взаимодействие с организациями, которые по сути генерируют основной объем информации, позволяет влиять на параметры качества информационного потока.

5. Разъяснительная работа проводится территориальными органами Росфинмониторинга и непосредственно в ходе проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по их устранению.

Предоставление проверяющими предметных разъяснений, связанных с конкретными случаями, а также оперативное реагирование проверяемых субъектов и принятие ими исчерпывающих мер по исправлению ситуации и недопущению ее впредь, показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований, установленных законодательством и повышения уровня законопослушности.

Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов

В течение 9 месяцев 2017 года отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

Контрольные мероприятия осуществляются с учетом секторального и территориального охвата. В целях повышения результативности своей деятельности Росфинмониторинг при планировании мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов применяет метод риск-ориентированного подхода. В результате такого подхода доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП), составила 95% от общего числа проведенных проверок:

Сектор, поднадзорный Росфинмониторингу

Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, возбуждены дела об АП, по отношению к числу проведенных проверок

лизинговые компании

93%

операторы по приему платежей

94%

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

98%

ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

95%

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

67%

Всего:

95%

Профилактические меры принимаются и в рамках административного производства путем вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Результаты анализа более 300 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1.

Продолжает оставаться актуальным вопрос своевременной постановки на учет в Росфинмониторинге организаций и ИП, поскольку в ходе проверок поднадзорных субъектов, несвоевременно вставших на учет и не использующих функционал Личного кабинета, выявляется наибольшее количество нарушений обязательных требований.

________________

Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.

Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также операций, имеющих признаки сомнительности.

________________

Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Порядок предоставления сведений об операциях, имеющих риск ОД/ФТ, определен п.2 ст.6 и п.3 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»