ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2017 года N 952

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы" следующие изменения:

1.1. В названии и пункте 1 постановления слова "на 2015-2020 годы" исключить.

1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.

Губернатор Санкт-Петербурга

Г.С.Полтавченко


Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

21 ноября 2017 года

Регистрационный N 23090     

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 16.11.2017 N 952

Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КЭПСП

2

Соисполнитель(и) государственной программы

АГ

КВС

КГИОП

КИ

КИО

КК

ККИ

КМПиВОО

КНВШ

КПВСМИ

КППИ

КСП

КТ

3

Участник(и) государственной программы

-

4

Цель государственной программы

Создание условий для обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга, формирование экономики, основанной на новых знаниях

5

Задачи государственной программы

1. Улучшение делового климата в Санкт-Петербурге, формирование условий для развития в Санкт-Петербурге экономики знаний, системы управления экономикой на основе принципов устойчивого развития.

2. Обеспечение благоприятных условий инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге.

3. Внедрение эффективной системы подготовки квалифицированных специалистов в Санкт-Петербурге.

4. Повышение научно-технологического потенциала Санкт-Петербурга.

5. Укрепление экономического сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации для устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга

6

Целевые показатели государственной программы

1. Увеличение производительности труда относительно уровня 2011 года, %.

2. Объем инвестиций в основной капитал, млрд.руб.

3. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте Санкт-Петербурга (далее - ВРП Санкт-Петербурга), %.

4. Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс.ед.

5. Объем внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга, млн.долл. США

7

Основания разработки государственной программы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

8

Перечень подпрограмм государственной программы

1. Формирование благоприятных условий развития экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 1).

2. Повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 2).

3. Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге (далее - подпрограмма 3).

4. Развитие системы подготовки кадров и обеспечение квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 4).

5.  Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации (далее - подпрограмма 5)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 6146140,4 тыс.руб., в том числе по годам реализации:

2017 год - 1107854,9 тыс.руб.;

2018 год - 895385,4 тыс.руб.;

2019 год - 890401,6 тыс.руб.;

2020 год - 1031148,3 тыс.руб.;

2021 год - 1082355,3 тыс.руб.;

2022 год - 1138994,9 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Реализация программы должна обеспечить к 2022 году:

В количественном выражении:

рост производительности труда на 58,5% относительно уровня 2011 года;

увеличение объема инвестиций в основной капитал до 1034,3 млрд.руб.;

рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП Санкт-Петербурга до 40,9%;

рост числа высокопроизводительных рабочих мест до 1207,4 тыс.ед.;

рост объема внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга до 45740,3 млн.долл. США.

В качественном выражении:

улучшение условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, в том числе снижение инвестиционных рисков, снижение административных и иных ограничений, снижение издержек экономики;

повышение эффективности использования государственного имущества;

расширение позиций организаций Санкт-Петербурга на региональных и мировых рынках;

обеспечение экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами;

создание условий для повышения интереса инвесторов и привлечения частного капитала к приоритетным проектам Санкт-Петербурга;

повышение научного и инновационного потенциала Санкт-Петербурга

2. Характеристика текущего состояния экономического развития и экономики знаний, основные проблемы

Санкт-Петербург обладает благоприятными условиями для того, чтобы стать лидером среди городов и регионов Российской Федерации по формированию экономики знаний, которая сможет обеспечить выход Санкт-Петербурга и Российской Федерации на передовые рубежи мирового развития. Экономика знаний - это инновационная экономика, характеризующаяся постоянным развитием человеческого капитала, быстрым внедрением инноваций и передовых технологий во все сферы жизнедеятельности и повышением уровня интеграции всех элементов экономической системы в целях обеспечения ее сбалансированности и повышения уровня эффективности ее функционирования.

Формирование экономики знаний во многом обеспечивается за счет эффективного использования возможностей сектора науки и образования и производственной базы в конкурентоспособных наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики. Помимо этого, для упрочения позиций экономики знаний важное значение имеют активизация инновационных процессов, создание новых высокотехнологичных производств, техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий, улучшение делового климата и обеспечение экономики Санкт-Петербурга высококвалифицированными кадрами. Укрепление связей между наукой и производством, использование нового высокотехнологичного оборудования, применение передовых технологий будут сопровождаться ростом производительности труда, снижением энергоемкости, увеличением объемов выпускаемой продукции.

Важнейшим направлением развития Санкт-Петербурга должно стать повышение эффективности реализации потенциала инновационного развития экономики и системы генерации знаний. Для этого необходимо формирование региональной инновационной экосистемы, способствующей тесному взаимодействию научных и образовательных организаций, делового сообщества, органов государственной власти и структур гражданского общества.

Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым характером. По масштабам экономики среди субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург занимает 4-е место, уступая только Москве, Тюменской и Московской областям. По объему ВРП на душу населения в 2015 году Санкт-Петербург занимал 8-е место среди субъектов Российской Федерации, уступая только сырьевым регионам и Москве.

Многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга на протяжении последних лет способствовала обеспечению более высоких, чем в среднем по России, темпов экономического роста. При этом кризисные явления и изменение макроэкономической конъюнктуры привели в 2015 году в Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации в целом, к ухудшению основных показателей социально-экономического развития. Однако с 2016 года наблюдается восстановление положительной динамики основных отраслей экономики Санкт-Петербурга.

По итогам 2015 года объем ВРП Санкт-Петербурга составил 3023,9 млрд.руб., в 2014 году - 2661,2 млрд.руб. Рост индекса физического объема ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2015 года составил 1,4% (по итогам 2014 года индекс физического объема ВРП Санкт-Петербурга составил 101%). При этом в этот же период общероссийский показатель по валовому внутреннему продукту показал снижение на 2,8%, индекс физического объема ВРП Москвы за 2015 год снизился на 2,1%.

Наибольший вклад в формирование ВРП Санкт-Петербурга вносят промышленность, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение.

Промышленное производство является важнейшим сектором экономики Санкт-Петербурга - именно тенденции развития данной отрасли в долгосрочной перспективе в значительной мере определяют будущее благополучие развития экономики Санкт-Петербурга.

На долю промышленности в 2016 году приходилось около 22% ВРП Санкт-Петербурга, на предприятиях отрасли трудятся более 17% всех работников организаций Санкт-Петербурга, оборот промышленных предприятий Санкт-Петербурга увеличился на 8,2% по сравнению с 2015 годом и составил более 3 трлн.руб. или около 30% от общего оборота организаций Санкт-Петербурга. Прибыль организаций отрасли составила 347,7 млрд.руб., из которых 77% пришлось на долю обрабатывающих производств, увеличивших свою прибыль по сравнению с 2015 годом в 2,2 раза. По итогам 2016 года индекс промышленного производства вырос и составил 103,9% (2015 год - 93%, 2014 год - 93,6%). В обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 92% общего объема отгруженной промышленной продукции, рост индекса промышленного производства составил 3,7% (2015 год - 92,7%, 2014 год - 93,2%).

Санкт-Петербург сохраняет значительный промышленный потенциал благодаря лидерству в производстве продукции машиностроения (энергомашиностроение, судостроение, приборостроение), пищевой и перерабатывающей промышленности.

В промышленности Санкт-Петербурга представлены все отрасли, относящиеся к группе высокотехнологичных и среднетехнологичных видов экономической деятельности. Однако значительная часть промышленных производств требует модернизации и технологического перевооружения. Процесс обновления производственных фондов происходит медленно, что обуславливает низкую производительность труда (в 2016 году индекс производительности труда составил 105,4% относительно уровня 2011 года) и ведет к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Особая роль в развитии промышленного потенциала Санкт-Петербурга принадлежит производственным кластерам. В Санкт-Петербурге созданы и функционируют кластеры в медицинской и фармацевтической промышленности, транспортном машиностроении, автомобилестроении, судостроении, в станкоинструментальной промышленности, машиностроении и металлообработке, в сфере информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, в производстве композитных материалов и конструкций из них, в энергетике и промышленности.

Количество высокопроизводительных рабочих мест в Санкт-Петербурге в 2016 году составило 783,1 тыс.ед. (в 2015 году - 823,1 тыс.ед., в 2014 году - 860,5 тыс.ед.), среднегодовая численность занятых в Санкт-Петербурге в 2016 году составила 2613,46 тыс.чел. (2015 год - 2589,9 тыс.чел., 2014 год - 2593,1 тыс.чел.).

Потребительский рынок является важной частью экономики Санкт-Петербурга, доля которого в ВРП Санкт-Петербурга в 2015 году составила более 20%. Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в России по обеспеченности населения торговыми площадями. В 2016 году обеспеченность населения Санкт-Петербурга торговыми площадями составила 1203,0 кв.м на 1000 жителей и по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год возросла на 6,6% (в 2015 году значение показателя составило 1128,7 кв.м на 1000 жителей). Вместе с тем необходимо ориентироваться на мировые показатели обеспеченности торговыми площадями, которые превышают достигнутые в Санкт-Петербурге показатели в 1,5 и более раза. В Санкт-Петербурге развиты современные форматы торговли, доля оборота торговых сетей в обороте розничной торговли в 2016 году составила 57,7% (в 2015 году - 52,8%).

Высокая емкость потребительского рынка и развитая инфраструктура поддержки предпринимательства делают Санкт-Петербург привлекательным для ведения бизнеса.

В 2015 году в Санкт-Петербурге функционировали 233,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) (в 2014 году - 218,2 тыс. субъектов МСП), которые обеспечили поступление в бюджет Санкт-Петербурга 28% от общей суммы налоговых поступлений. Таким образом несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, количество малых и средних предприятий не только не сокращается, но демонстрирует устойчивый рост.

Структура сектора МСП по типам предприятий в Санкт-Петербурге в целом соответствует структуре сектора МСП в странах ЕС, где преобладающим типом являются микропредприятия с численностью менее 15 человек.

В Санкт-Петербурге основную долю малых предприятий, включая микропредприятия, составляют предприятия оптовой и розничной торговли и организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом.

Уровень технологической инновационной активности малых предприятий в Санкт-Петербурге в 2015 году составил 7,3%. Согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации "Инновационный бизнес в регионах России", составленному в 2016 году федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Санкт-Петербург входит в тройку лидеров, занимающих верхние строчки рейтинга, вместе с Москвой и Республикой Татарстан.

В целях поддержки инновационной активности малых инновационных компаний в Санкт-Петербурге созданы и активно функционируют технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования, ведут деятельность венчурные фонды, разработаны специальные условия осуществления предпринимательской деятельности, которые действуют на территориях особых экономических зон.

Система поддержки инвестиционной активности, созданная в последние годы, привела к ощутимым результатам в виде роста инвестиций и созданию рабочих мест. В Санкт-Петербурге законодательно предусмотрены различные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году увеличился на 12,4% в сравнении с предыдущим годом и составил 582,3 млрд. рублей. При этом динамика объема инвестиций в 2014-2016 годы отличалась неравномерностью. Снижение темпов роста объема инвестиций в период с 2014 по 2015 годы обусловлено изменением макроэкономической конъюнктуры, а также высокой стоимостью заемных средств для организаций.

Среди основных секторов экономики Санкт-Петербурга наиболее значительный объем капиталовложений по итогам 2016 года достигнут по виду экономической деятельности "Транспорт и связь" - около 176 млрд.руб.; в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - около 77 млрд.руб.; в промышленном производстве - около 119 млрд.руб., из которых 67% пришлось на обрабатывающие производства и 33% на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В 2016 году объем иностранных инвестиций составил 7640,0 млн.долл. США (2015 год - 7509,0 млн.долл. США, 2014 год - 7900,0 млн.долл. США). Рост объемов привлечения прямых иностранных инвестиций остается для Санкт-Петербурга актуальной задачей и зависит от целой совокупности как внутренних, так и макроэкономических факторов, обусловленных общим замедлением темпов экономического роста в большинстве экономик мира.

Санкт-Петербург входит в десятку регионов - лидеров по привлечению инвестиций, формирующих около половины общероссийского объема инвестиций. Ведущее рейтинговое агентство "Эксперт РА" шестой год подряд присваивает Санкт-Петербургу наивысшую оценку "1А" за максимальный инвестиционный потенциал и минимальный риск при осуществлении инвестиций.

Весомый вклад в экономическое развитие вносят сектор науки и инновационная активность организаций. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны. В 2015 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 116,9 млрд.руб. и вырос по сравнению с 2014 годом (107,2 млрд.руб.) на 9%. В 2015 году научные исследования и разработки выполняли 79,1 тыс. работников в 299 организациях, в том числе 6,1 тыс. человек в 45 организациях высшего образования. Высокая концентрация образовательных и научных организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, а также многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, способная обеспечить благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов на их основе, являются важнейшими конкурентными преимуществами Санкт-Петербурга.

В 2016 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП Санкт-Петербурга составила 3,9% (2015 год - 3,6%, 2014 год - 3,84%) и была почти в два раза выше, чем в Москве (2%) и в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (1,13%).

Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2015 году составил 14,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 13,0%.

В 2015 году Санкт-Петербург стал победителем в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России в рамках форума "Открытые инновации", а также занял 48-е место из 442 в рейтинге инновационных городов мира по данным портала "Innovation cities Program".

Важным фактором, определяющим развитие научно-технологического и инновационного потенциала Санкт-Петербурга, является создание благоприятных условий для обеспечения квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург имеет развитую сеть образовательных организаций, способную предоставлять все виды образовательных услуг (от общего до высшего и последипломного образования). По состоянию на 2016/2017 учебный год в Санкт-Петербурге функционировали 87 учреждений среднего профессионального образования (2015/2016 учебный год - 61 учреждение), число обучающихся - 68,0 тыс.чел.; 74 учреждения высшего образования (2015/2016 учебный год - 83 учреждения), число обучающихся - 297,0 тыс.чел.

По состоянию на начало 2017 года кадровый потенциал науки и образования Санкт-Петербурга составляет более 163 тыс. сотрудников научных организаций и высших учебных заведений, в том числе более 8 тыс. докторов наук и более 24 тыс. кандидатов наук.

Большинство учреждений высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, находятся в ведении федеральных органов государственной власти, поэтому возможности влияния исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ Санкт-Петербурга) на функционирование учреждений высшего образования ограничены. В сфере высшего образования существует тенденция укрупнения высших учебных заведений (далее - вуз) и, как следствие, сокращение числа образовательных учреждений высшего образования.

В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют диспропорции между потребностями экономики и структурой выпуска специалистов образовательных организаций. Популярность гуманитарных направлений обучения у студентов не увязывается с реально существующими потребностями предприятий и организаций Санкт-Петербурга в подготовленных кадрах по техническим и инженерным специальностям.

В 2014 году объем внешней торговли Санкт-Петербурга в среднем составлял более 50 млрд.долл. США. По итогам 2015 года, в условиях политического давления на страну и введения режима экономических санкций было зафиксировано существенное снижение показателей внешнеэкономической деятельности по итогам 2015 года (объем внешнеторгового оборота составил 36,0 млрд.долл. США). Однако уже в 2016 году внешнеторговый оборот вырос на 3% и составил 37,1 млрд.долл. США.

В 2016 году экспорт составил 15,7 млрд.долл. США, импорт - 21,3 млрд.долл. США. Санкт-Петербург в значительной мере является реципиентом импорта товаров, которые впоследствии перераспределяются по европейской части Российской Федерации. Отношение внешнеторгового оборота к ВРП Санкт-Петербурга (в текущих ценах) в 2015 году составило 37%, что показывает высокую вовлеченность Санкт-Петербурга во внешнюю торговлю.

В 2016 году Санкт-Петербург осуществлял торговлю с 203 странами мира (в 2015 году - с 198 странами). На долю десяти стран - основных торговых партнеров - приходится 62,8% товарооборота Санкт-Петербурга, при этом тройка лидеров не изменилась: Китай, Нидерланды, Германия, их суммарный удельный вес в товарообороте Санкт-Петербурга - 33,3%. При этом Китай является крупнейшим импортером, а Нидерланды - экспортером. Во внешнеторговых операциях с партнерами из Германии преобладают импортные операции.

В изменении структуры внешнеторгового оборота продолжается тенденция увеличения доли экспортных поставок и сокращения удельного веса импорта. По итогам 2016 года доля экспорта составила 42,5% (2015 год - 41,7%, 2014 год - 40,5%), импорта - 57,5% (2015 год - 58,3%, 2014 год - 59,5%).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»