ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 30 апреля 2019 года N 6

Об Описании эталонной модели национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

Во исполнение пункта 1.6 раздела XII плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19, Евразийский межправительственный совет

решил:

1. Утвердить прилагаемое Описание эталонной модели национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Правительствам государств - членов при внедрении и развитии национальных механизмов "единого окна" учитывать Описание, утвержденное настоящим Решением.

3. Правительствам государств - членов с привлечением заинтересованных органов и организаций совместно с Евразийской экономической комиссией продолжить работу по созданию инструментов, направленных на реализацию национальных механизмов "единого окна", с учетом Описания, утвержденного настоящим Решением.

4. Евразийской экономической комиссии осуществлять 1 раз в 2 года подготовку и направление в государства - члены Евразийского экономического союза информации о результатах мониторинга международной практики совершенствования механизма "единого окна", развития цифровых технологий упрощения процедур международной торговли и иных материалов.

Члены Евразийского

межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО

Решением Евразийского

межправительственного совета

от 30 апреля 2019 года N 6

Описание эталонной модели национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

I. Общие положения

1. Мировое сообщество находится на стадии очередной технологической революции. В условиях цифровой трансформации возникают новые бизнес-модели, основанные на данных, меняются цепочки поставок и цепочки создания добавленной стоимости, повышаются эффективность и скорость работы хозяйствующих субъектов за счет автоматизации и внедрения прогрессивных технологий, направленных на упрощение бизнес-процессов.

Технологические инновации открывают новые возможности управления внешнеэкономической деятельностью и предъявляют новые требования к функциональным возможностям механизма "единого окна".

Ведущая роль в реализации национальных программ (стратегий) по созданию будущих моделей "единого окна" отводится государству.

2. Государства - члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) реализуют комплекс мер по формированию соответствующей нормативно-правовой базы, устранению барьеров для создания прозрачной и комфортной экосистемы взаимодействия бизнеса и государства, в том числе посредством использования механизма "единого окна".

3. Эталонная модель национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - эталонная модель) призвана обеспечить переход национальных механизмов "единого окна" на новую траекторию развития, а также реализацию эффективного управления данными, процессами и информационным взаимодействием (в том числе хозяйствующих субъектов с государственными органами государств-членов (B2G/G2B), государственных органов государств-членов между собой (G2G) и хозяйствующих субъектов между собой (В2В)).

Общее описание эталонной модели и ее характерных особенностей приведено в разделе V плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 19.

4. Настоящее Описание содержит базовые принципы создания и функционирования национального механизма "единого окна", описание функций и архитектуры эталонной модели, а также перечня государственных процедур и услуг, охватываемых этой моделью, с учетом наднационального сегмента, в целях их применения при разработке (доработке) концепций развития национальных механизмов "единого окна" и реализации этих механизмов в государствах-членах.

5. Понятия, используемые в настоящем Описании, означают следующее:

"данные" - информация, представляемая, используемая, обрабатываемая или передаваемая пользователями "единого окна" в процессе осуществления ими своей деятельности;

"личный кабинет" - многофункциональный защищенный сервис, позволяющий взаимодействовать с другими пользователями в рамках соответствующих процессов и обеспечивающий доступ к функциям механизма "единого окна";

"пользователи "единого окна" - государственные органы государств-членов, уполномоченные организации, хозяйствующие субъекты государств-членов (юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государств-членов);

"уполномоченные организации" - организации государств-членов, наделенные в соответствии с законодательством государств-членов полномочиями по осуществлению государственных функций (административных процедур) и предоставлению государственных услуг.

Иные понятия, используемые в настоящем Описании, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и актами органов Союза.

6. Настоящее Описание:

а) интегрирует мировой опыт создания современных моделей механизма "единого окна" с использованием прогрессивных организационно-правовых, технических и технологических решений;

б) формирует модель эффективного управления данными, процессами и взаимодействием вовлеченных участников цепочки поставок товаров и (или) услуг (далее - цепочка поставок) и государственных органов государств-членов;

в) учитывает положения международных стандартов и рекомендаций Организации Объединенных Наций, Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации.

7. Целями настоящего Описания являются:

а) в среднесрочной перспективе:

ускорение темпов развития национальных механизмов "единого окна" за счет использования цифровых технологий;

упрощение процедур международной торговли, сокращение транзакционных издержек деятельности хозяйствующих субъектов, повышение прозрачности принимаемых государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями решений;

б) в долгосрочной перспективе:

создание условий для перехода национального механизма "единого окна" на новую траекторию развития, обеспечивающую создание экосистемы управления внешнеэкономической деятельностью;

создание условий для развития внешнеэкономической деятельности с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом и государством.

8. Цели, указанные в пункте 7 настоящего Описания, достигаются путем решения задач по формированию организационно-правовых, технологических и технических основ, направленных на:

а) обеспечение перехода от документов к управлению данными;

б) развитие механизма управления информационным взаимодействием на основе совместного использования данных;

в) развитие механизмов интеллектуального анализа и прогнозирования на основе "больших данных", переход к управлению изменениями;

г) обеспечение совместимости (интероперабельности) национальных механизмов "единого окна".

9. Сроки и этапы реализации задач, указанных в пункте 8 настоящего Описания, определяются государствами-членами в соответствии с принимаемыми ими планами мероприятий ("дорожными картами") по созданию национальных механизмов "единого окна".

10. Финансовое обеспечение мероприятий в рамках внедрения национального механизма "единого окна" осуществляется за счет средств бюджетов государств-членов, а также средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

11. Эталонная модель базируется на следующих принципах:

а) гибкость - способность к трансформации, масштабированию, наращиванию функциональных возможностей на основе достижений научно-технического прогресса и развития потребностей пользователей "единого окна";

б) интеллектуальность - использование технологий, обеспечивающих минимизацию вероятности ошибок из-за человеческого фактора и максимизацию экономии времени, в том числе за счет автоматического принятия решений;

в) открытость и прозрачность - обеспечение доступа всех заинтересованных лиц к механизму "единого окна", а также работа механизма "единого окна" по предсказуемым и заранее определенным и опубликованным правилам, стандартам и регламентам;

г) обеспечение высокой степени доверия - обеспечение конфиденциальности, целостности и неотказуемости предоставляемых данных и ответственности участников информационного обмена за их достоверность;

д) совместимость - обеспечение унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия на основе применения единых правил их регламентации, использования модели данных Союза, справочников и классификаторов, входящих в состав единой системы нормативно-справочной информации Союза, а также обеспечение возможности интеграции с внешними системами и цифровыми платформами на основе применения открытых стандартов, в том числе региональных и международных, с учетом требований по информационной безопасности, устанавливаемых законодательством государств-членов;

е) однократное представление и многократное использование данных - возможность однократно представлять данные в стандартизированном виде для их последующего совместного использования всеми заинтересованными лицами в соответствии с их компетенцией;

ж) клиентоориентированность - обеспечение доступности информации в любое время, в любом месте и на любом устройстве (кроссплатформенность) для различных пользовательских целей.

II. Эталонная модель

12. Эталонная модель является концептуальной основой, определяющей систему принципов и инструментов развития национальных механизмов "единого окна" и создания экосистемы управления внешнеэкономической деятельностью.

Под экосистемой управления внешнеэкономической деятельностью понимается открытая устойчивая система, включающая в себя субъекты внешнеэкономической деятельности в соответствии с подразделом 7 раздела V плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, а также связи и взаимоотношения этих субъектов в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы.

Такой подход к управлению внешнеэкономической деятельностью позволяет организовать совместную работу всех участников цепочки поставок и государства в едином цифровом пространстве с возможностью делегирования некоторых функций информационным системам, в том числе киберфизическим.

Экосистема управления внешнеэкономической деятельностью позволяет логически соединять различных участников цепочки поставок в режиме реального времени, управлять данными и процессами, необходимыми для купли-продажи товаров и их поставки конечному потребителю, проводить платежи, получать доступ к финансовым инструментам, взаимодействовать с государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями, используя цифровые технологии.

13. Создание экосистемы управления внешнеэкономической деятельностью осуществляется в соответствии с национальными концепциями развития механизма "единого окна", программами (стратегиями) развития цифровых экономик государств-членов с учетом Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12.

14. Набор ключевых коммерческих, логистических, регулятивных и платежных функций в эталонной модели определяется цепочкой поставок посредством использования модели "покупка - перевозка - оплата" ("buy - ship - pay"), рекомендованной Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН).

Бизнес-цель цепочки поставок - доставить товары и (или) услуги конечному потребителю и сделать это как можно быстрее и надежнее, одновременно повысив эффективность процесса поставки и сократив расходы за счет автоматизации.

Успешная реализация бизнес-цели гарантирована, если цепочка поставок будет полностью интегрированной, бесшовной (омникальной), соединяющей производство, логистику, складирование, продавцов и покупателей.

15. Высокий уровень интеграции позволит участникам цепочки поставок обеспечить прозрачность и доступность информации для ее совместного использования и принимать оптимальные согласованные решения, направленные на обеспечение качественного управления данными и их прослеживаемости в режиме реального времени.

16. Достоверная и своевременная информация о товарах, участвующих лицах, платежах и целостности логистики позволит обеспечить:

а) национальную безопасность, в том числе в экономической, социальной и экологической сферах;

б) открытость и прозрачность деятельности государственных органов государств-членов;

в) повышение качества выполнения государственными органами государств-членов своих функций и оказываемых ими услуг.

17. В целях обеспечения защиты информации следует руководствоваться:

а) законодательством государств-членов в сфере информации, информационных технологий, защиты информации и персональных данных (до заключения государствами-членами соответствующего международного договора), в сфере использования электронной подписи;

б) международными договорами и актами, составляющими право Союза, в сфере защиты информации;

в) требованиями к защите информации, установленными правом Союза, реализуемыми на основе модели угроз безопасности информации с целью обеспечения информационного взаимодействия национальных механизмов "единого окна" в рамках Союза.

18. Информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна" обеспечивается с использованием трансграничного пространства доверия и средств защиты информации.

Средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации, используемые для обеспечения защиты информации при информационном взаимодействии национальных механизмов "единого окна", разрабатываются в рамках проекта, реализуемого в соответствии с распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 7, и сертифицируются на соответствие требованиям законодательства государств-членов (должны иметь подтверждение уполномоченной организации о соответствии требованиям, установленным законодательством государства-члена).

19. Прозрачность, безопасность и надежность цепочки поставок достигаются путем создания единого виртуального информационного пространства, обеспечивающего плавную интеграцию всех элементов данных из различных источников, и совместного использования данных хозяйствующими субъектами, государственными органами государств-членов и (или) уполномоченными организациями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»