УТВЕРЖДАЮ
Временно исполняющий обязанности
заместителя Министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
И.И.Кобзев
март 2019 г.
Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности, на осуществление лицензирования которых уполномочено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за 2018 год
Настоящий доклад "О лицензировании отдельных видов деятельности, на осуществление лицензирования которых уполномочено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Доклад), подготовлен в целях реализации полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) как лицензирующего органа, установленных частью 2 статьи 5 и частью 15 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99): на проведение мониторинга эффективности лицензирования, а также подготовку и представление ежегодных докладов о лицензировании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, в соответствии с которым МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензирование деятельности в области пожарной безопасности).
Подготовленный Доклад соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения", которым установлены правила подготовки и представления указанных докладов, перечень включаемых в доклады сведений, а также методика проведения мониторинга эффективности лицензирования.
Порядок подготовки и обобщения в системе МЧС России сведений о лицензировании отдельных видов деятельности и об осуществлении мониторинга эффективности лицензирования отдельных видов деятельности установлен приказом МЧС России от 08.08.2012 N 484 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения".
При подготовке Доклада использовались:
данные, переданные территориальными органами МЧС России;
сведения об осуществлении лицензирования МЧС России за 2018 год, подготовленные в соответствии с Федеральным планом статистических работ, по форме федерального статистического наблюдения "1-Лицензирование", утвержденной приказом Росстата от 30.03.2012 N 103;
результаты анализа действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к осуществлению деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты анализа требований, действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов МЧС России, регламентирующих организацию и осуществление отдельных видов лицензирования, отнесенных к сфере деятельности МЧС России.
К докладу прилагается отчет МЧС России за 2018 год об осуществлении лицензирования деятельности в области пожарной безопасности, по утвержденной форме федерального статистического наблюдения "1-Лицензирование".
Сведения, содержащиеся в Докладе, являются открытыми, общедоступными и будут размещены на официальном сайте МЧС России (www.mchs.gov.ru).
Состояние нормативно-правового регулирования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности
Анализ состояния нормативного правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности показал, что действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные акты МЧС России и иных федеральных органов исполнительной власти, позволяют МЧС России и их должностным лицам успешно реализовывать предоставленные полномочия по организации и осуществлению лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.
Указанные нормативные правовые акты представлены в таблице 1 и делятся по следующим направлениям регулирующего воздействия:
нормативные правовые акты, содержащие общие требования при осуществлении лицензирования;
нормативные правовые акты, содержащие общие требования к организации и осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности;
нормативные правовые акты по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты МЧС России, содержащие требования к организации и осуществлению МЧС России лицензирования деятельности в области пожарной безопасности;
нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающие выполнение лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности.
Таким образом, реализация возложенных на МЧС России полномочий, в части лицензирования деятельности в области пожарной безопасности, в целом обеспечивается действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами МЧС России. Внесение в них своевременных изменений, обусловленное необходимостью дальнейшего развития наиболее благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, формирует наличие актуальной нормативной правовой базы, регламентирующих организацию и осуществление лицензирования деятельности в области пожарной безопасности (в том числе, деятельность лицензирующих органов).
Анализ показал, что в 2018 году основные изменения положений законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России, регламентирующих организацию и осуществление лицензирования деятельности в области пожарной безопасности, были направлены на:
повышение качества предоставления государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности;
снижение административной нагрузки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
предоставление дополнительных гарантий защиты прав граждан при получении государственных услуг;
оптимизацию структуры органов МЧС России по направлению лицензирования деятельности в области пожарной безопасности;
повышение качества и доступности услуги по направлению лицензирования в области пожарной безопасности в электронном виде через портал государственных услуг;
изменение порядка проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (лицензиатов).
С 1 января 2016 года, вступили в силу положения статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294). Положениями данной статьи установлено, что в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся.
Условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства, установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона N 294.
Также положениями статьи 26.1 Федерального закона N 294 установлено, что лицензирующий орган при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, если в отношении таких лиц имеется следующая информация:
было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии на деятельность в области пожарной безопасности, в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 99 (если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение прошло менее трех лет);
Также при проведении плановой проверки лицензиата должностное лицо, осуществляющее проверку, обязано разъяснить руководителю юридического лица (иному должностному лицу) или индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) особенности организации и проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
В случае представления должностным лицам лицензирующего органа при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства, а также отсутствия информации в отношении указанных лиц о ранее принятом решении приостановления и (или) аннулирования действия лицензии (в течение трех лет, предшествующих плановой проверки) на деятельность в области пожарной безопасности, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
С 30 июля 2018 года вступили в силу положения Федерального закона от 29.07.2018 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - Федеральный закон N 249).