КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2019 года N 391


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров республики Татарстан от 13.03.2018 N 149 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 N 149 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан" следующие изменения:


в преамбуле слова "постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" заменить словами "постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем";


Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 13 марта 2018 г. N 149
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 14.05.2019 N 391)



ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Целью разработки Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан (далее - Территориальная схема) является снижение отрицательного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления за счет организации эффективной системы управления отходами при условии достижения баланса между экологическими и экономическими приоритетами (достижение состояния экологической защищенности при обращении с отходами, создание условий для формирования социально приемлемых тарифов на регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за счет реализации "эффекта масштаба", централизация управления отходами).


Достижение указанной цели требует решения следующих задач:


охват всей территории республики деятельностью по сбору, вывозу, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО, доведение доли ТКО, вовлеченных в систему централизованного сбора, до 100 процентов за счет совершенствования подходов к организации сбора ТКО, проведения единой тарифной политики, а также использования современного оборудования, позволяющего вести учет образования и движения ТКО;


централизация потоков образующихся ТКО в межмуниципальном центре управления отходами, позволяющая обеспечить оптимальную загрузку производственного оборудования;


создание эффективных автоматизированных производственных мощностей по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов;


создание сети перегрузочных станций, обеспечивающей предоставление услуги по эффективному транспортированию ТКО с увеличенными плечами доставки и оптимизирующей транспортные расходы организаций коммунального комплекса, предоставляющих эти услуги;


внедрение современных технологий в области утилизации отходов за счет формирования экологических технопарков при межмуниципальных центрах управления отходами, представляющих собой площадки для размещения производственных мощностей резидентов с предоставлением необходимой инженерной инфраструктуры и непосредственного доступа к утилизируемым отходам;


оптимизация нагрузки на действующие полигоны ТКО с последующей рекультивацией полигонов, исчерпавших ресурс;


организация накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания и размещения ТКО как единой комплексной коммунальной услуги с совершенствованием тарифной политики по регулируемым видам деятельности, оплате за фактические объемы предоставленных услуг;


разработка мер и предложений по совершенствованию экологической политики в области обращения с отдельными видами отходов с целью ограничения захоронения отходов, которые могут быть подвергнуты обработке и использованию в качестве вторичных материальных ресурсов;


использование действующей инфраструктуры с обеспечением поступательного перехода к более современным технологиям в течение срока реализации Территориальной схемы.


Реализация Территориальной схемы предполагается в формате BOT (Build-Operate-Transfer) как на основе прямых инвестиционных проектов, так и на основе механизма государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений.


1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА РАЗРАБОТКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ


1.1. Анализ существующего положения в системе обращения с отходами на территории Республики Татарстан


В области обращения с отходами в Республике Татарстан обозначены следующие основные проблемы:


несовершенство действующей системы обращения с отходами и необходимость создания комплексной системы обращения с отходами производства и потребления - системы информационных, организационных, правовых механизмов и инфраструктурных объектов, обеспечивающей состояние экологической безопасности и экономической эффективности деятельности по обращению с отходами;


неудовлетворительный баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (значительная доля отходов захоранивается на полигонах, а не подвергается утилизации и обезвреживанию);


слабое развитие кооперационных связей промышленных предприятий по типу "промышленного симбиоза" (когда отходы одних производств являются сырьем для других производств);


слабое развитие высокоэффективных производств по утилизации (использованию) отходов;


высокие значения накопленного экологического ущерба в результате длящихся нарушений законодательства в области обращения с отходами.


В сфере обращения с ТКО в Республике Татарстан имеются следующие проблемы:


несоответствие объемов потребления товаров и услуг действующей инфраструктуре обращения с отходами;


неполный охват территории республики системой централизованного сбора и вывоза ТКО;


низкая доля ТКО, подвергаемых утилизации и обезвреживанию;


незначительный остаточный ресурс действующих полигонов ТКО, быстрые темпы исчерпания введенных мощностей полигонов ТКО (более половины полигонов ТКО в муниципальных районах практически исчерпали эксплуатационный ресурс);


недостаточный уровень инженерной защиты окружающей среды при эксплуатации построенных 10 - 15 лет назад полигонов ТКО;


невысокие значения показателей экономической эффективности организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере обращения с ТКО на муниципальном уровне управления;


отсутствие эффективных мер экономической поддержки и создания преференций для предприятий, специализирующихся на утилизации ТКО;


отсутствие развитой единой комплексной системы управления в сфере обращения с ТКО, основанной на наличии полной, актуализированной и достоверной информации об образовании и движении ТКО;


отсутствие единой автоматизированной информационной системы учета и контроля движения ТКО, обеспечивающей возможность получения объективной и достоверной информации для принятия адекватных управленческих решений;


низкий уровень экологической культуры населения и рецидивное образование несанкционированных свалок ТКО.


Практика государственного и муниципального управления в области обращения с отходами в Республике Татарстан свидетельствует о том, что основными причинами образования несанкционированных свалок отходов в республике являются:


ненадлежащая организация органами местного самоуправления процесса сбора и транспортирования ТКО от их образователей до объектов, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО, эксплуатируемых организациями коммунального комплекса;


отсутствие в течение длительного времени нормативного правового регулирования коммерческого учета объема и массы ТКО и, как следствие, отсутствие адекватного учета и контроля образования и движения таких отходов;


отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок обращения с отходами строительства и ремонта и, как следствие, отсутствие системы учета образования и движения отходов данной группы;


отсутствие надлежащего контроля за процессом транспортирования отходов;


отсутствие финансового механизма, который обеспечивал бы концентрацию потоков отходов на конечных объектах технологической цепочки (объектах утилизации (использования), обезвреживания и захоронения отходов);


пробелы в законодательстве, не позволяющие эффективно использовать организациям коммунального комплекса при предоставлении услуги по обращению с ТКО механизм договорных отношений с владельцами индивидуальных жилых домов и садоводческими или огородническими некоммерческими товариществами, а также некоммерческими организациями, созданными до 1 января 2019 года гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства (далее - СНТ), а также применять соответствующие меры административного воздействия;


низкий уровень экологической и санитарно-гигиенической культуры населения.


Решение указанных проблем видится в глубокой модернизации инфраструктуры обращения с ТКО, переходе на межмуниципальные принципы организации коммунальной инфраструктуры и управления ею и введении института региональных операторов по обращению с ТКО.


1.2. Сведения о действующих нормативах накопления ТКО и нормативах образования отходов, морфологический и фракционный состав ТКО от жилого фонда и категорий предприятий различного рода деятельности


В Республике Татарстан в 2015 - 2016 годах выполнены работы по определению нормативов накопления и образования ТКО, определению морфологического и фракционного состава ТКО от жилищного фонда и категорий предприятий различного рода деятельности.


Норматив накопления ТКО - это среднее количество ТКО, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице, общежитии и т.д.; 1 кв. метр торговой площади - для магазинов, складов и т.д.) в единицу времени (сутки, месяц, сезон, год). Нормативы накопления ТКО определяют в единицах массы (кг) и объема (л, куб. метр).


Нормативы накопления ТКО устанавливаются отдельно для объектов жилищного фонда, а также для объектов общественного назначения различных категорий.


Установленные значения нормативов накопления ТКО являются важным фактором, определяющим стратегию управления ТКО. Нормативы накопления ТКО используются при расчетах между потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО и организациями коммунального комплекса, предоставляющими такие услуги.


Нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»