(с изменениями на 17 июля 2020 года)
(в ред. распоряжений правительства Еврейской автономной области от 27.12.2019 N 535-рп, от 17.07.2020 N 307-рп)
В целях повышения качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирования безопасной среды для развития детей на территории Еврейской автономной области:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер, направленный на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, НА 2019 - 2020 ГОДЫ
(в ред. распоряжений правительства Еврейской автономной области от 27.12.2019 N 535-рп, от 17.07.2020 N 307-рп)
1. Паспорт комплекса мер, направленного на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы (далее - Комплекс мер).
Наименование Комплекса мер | Комплекс мер, направленный на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы |
Исполнительный орган государственной власти, ответственный за реализацию Комплекса мер | Комитет образования Еврейской автономной области |
Соисполнители Комплекса мер | Управление культуры правительства Еврейской автономной области; комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области; департамент семейной политики и обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Еврейской автономной области |
(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 17.07.2020 N 307-рп) | |
Участники Комплекса мер | Уполномоченный по правам ребенка в Еврейской автономной области; Следственный комитет РФ по Еврейской автономной области; Отделение информации и общественных связей УМВД России по Еврейской автономной области; Отделение организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Еврейской автономной области; ОГБУ ДО "Центр "МОСТ"; ОГАОУ ДПО "Институт повышения квалификации педагогических работников"; ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"; ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 1"; ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 2"; ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области"; Биробиджанская Епархия Русской Православной Церкви; Казачий Свято-Никольский приход Храма Биробиджанской Епархии Русской Православной Церкви; Приход Храма Святителя Николая в г. Биробиджане; ООО "Общественное самоуправление" Еврейской автономной области; Общественное молодежное движение "Волонтер XXI века" Еврейской автономной области; Ассоциация приемных родителей и опекунов Еврейской автономной области "Вера, Надежда, Любовь"; РО "Союз женщин России" в Еврейской автономной области; РО "Национальная родительская ассоциация" Еврейской автономной области; ГТРК "Бира"; ООО "Автозвук" (Авторадио Биробиджан 106,4 FM); ООО "Стратегия плюс"; Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Еврейской автономной области"; Муниципальные отделы образования |
Цель Комплекса мер | Повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей на территории Еврейской автономной области |
Задачи Комплекса мер | 1. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми. 2. Организация реабилитационных мероприятий и социально-медико-психологического сопровождения детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и несовершеннолетних, проявляющих насилие по отношению к другим детям. Открытие новых структур и служб в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и на работу с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению. 3. Обеспечение проведения информационно-просветительской кампании среди подростков и населения области о недопустимости жестокого обращения, о правилах безопасного поведения в социуме, о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств и сексуального насилия детей. 4. Обучение специалистов субъектов профилактики и добровольцев (волонтеров) технологиям работы с семьями группы риска и находящимися на ранней стадии риска, в том числе по вопросам предупреждения насилия и жестокого обращения. 5. Профилактика семейного неблагополучия. Внедрение эффективных социальных методик, способов и форм сопровождения семей с детьми группы риска |
Этапы и сроки реализации Комплекса мер | Январь 2019 г. - декабрь 2020 г. |
Ресурсное обеспечение реализации Комплекса мер | Объем финансирования на 2019 - 2020 гг. составляет 45745,30 тыс. рублей, из них: - средства областного бюджета - 34648,00 тыс. рублей, в том числе: на 2019 г. - 15820,00 тыс. рублей; на 2020 г. - 18828,00 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 2137,00 тыс. рублей, в том числе: на 2019 г. - 1366,50 тыс. рублей; на 2020 г. - 770,50 тыс. рублей; - средства, запрашиваемые от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), - 8960,30 тыс. рублей, в том числе: на 2019 г. - 3213,80 тыс. рублей; на 2020 г. - 5746,50 тыс. рублей (кроме того, 64,08 тыс. рублей - экономия денежных средств гранта 2019 года) |
(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 17.07.2020 N 307-рп) | |
Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер | 1. Участие в мероприятиях Комплекса мер порядка 44000 человек, что составит 26 процентов от общей численности населения области. Срок: декабрь 2020 г. 2. Оказание специализированной помощи 7 целевым группам (2660 человек), что на 43 процента больше численности целевых групп по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Срок: декабрь 2020 г. 3. Задействование 56 государственных и негосударственных структур области в реализации Комплекса мер. Срок: декабрь 2020 г. 4. Открытие 9 структур и служб в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и на работу с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению. Срок: декабрь 2020 г. 5. Разработка и реализация 8 программ по профилактике насилия, жестокого обращения и суицида, реабилитации несовершеннолетних и их семей. Срок: декабрь 2020 г. 6. Организация специальной подготовки для работы с детьми целевых групп 280 добровольцев и привлечение к проведению профилактических мероприятий 400 добровольцев. Срок: декабрь 2020 г. 7. Прохождение специального обучения 110 специалистов для работы с целевыми группами, в том числе на стажировочных площадках Фонда, и привлечение 200 специалистов к реализации мероприятий Комплекса мер. Срок: декабрь 2020 г. 8. Проведение 215 профилактических и образовательных мероприятий для семей Еврейской автономной области. Срок: декабрь 2020 г. 9. Охват в рамках информационно-просветительской кампании 30 процентов населения Еврейской автономной области. Подготовка и распространение 9 видов информационных материалов (буклетов, наклеек, баннеров, плакатов, сборников - более 10000 экземпляров). Задействие теле -, радио - и интернет-ресурсов - 65 процентов от общего числа ресурсов, обеспечивающих информационную кампанию в Еврейской автономной области. Срок: декабрь 2020 г. 10. Укрепление материально-технической базы 42 учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, задействованных в реализации Комплекса мер. Срок: декабрь 2020 г. |
2. Описание ситуации по тематике конкурса; оценка действующей системы профилактики жестокого обращения с детьми, комплексной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера; описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Национальной стратегии действий в интересах детей. Данная проблематика не потеряла своей актуальности, на сегодняшний день издан Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", в котором определены приоритетные направления обеспечения безопасного детства.
В концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года определены основополагающие задачи, направленные на реализацию права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи, совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации. На противодействие жестокому обращению с детьми, включающему физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями ребенка, направлены усилия различных органов государственной власти и иных учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми, несмотря на это дети остаются самой незащищенной и уязвимой частью общества, полностью зависящей от взрослых. В настоящее время в некоторых российских семьях складывается определенный образ жизни, для которого жестокость и насилие, алкоголизм и наркомания становятся нормой поведения и передаются от одного поколения к другому. В таких семьях растет число детей, родители которых пренебрегают нуждами несовершеннолетних и склонны к жестокому обращению. Зачастую пострадавшими становятся и матери несовершеннолетних.
По состоянию на начало второго квартала 2018 года на территории Еврейской автономной области проживают 2202 многодетных семьи, в которых воспитывается 7229 детей. По результатам мониторинга выявлено 316 (17 процентов) обследованных семей (1119 детей), имеющих признаки неблагополучия различной степени. За 1 полугодие 2018 года изъято 125 детей по социально опасному положению, что на 31 процент больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. За 6 месяцев заведено 26 уголовных дел за преступления в отношении несовершеннолетних, в том числе против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением, вымогательством, и другое.
Учитывая актуальность работы с семьями группы риска, в Еврейской автономной области реализуются Государственные программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области на 2019 - 2023 годы" и "Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области в 2018 - 2022 годах". Одной из основных проблем при организации работы является недостаточно тесное взаимодействие субъектов системы профилактики, выявление насилия и жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним. Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы их взаимодействия. Оказание помощи детям различными организациями зачастую проводится параллельно, а не комплексно. Каждый субъект профилактики, выполняя свою деятельность, зачастую не видит конечного результата. Ведомственная разобщенность субъектов социально-профилактической работы и дублирование ими в некоторых случаях функций друг друга приводят к снижению результативности профилактики и выявления случаев насилия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим в рамках Комплекса мер планируется развитие системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе совершенствование нормативно-правовой базы, информационной кампании и механизмов межрегионального взаимодействия.
(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 27.12.2019 N 535-рп)
Вопросами профилактики насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и их социальной реабилитации в Еврейской автономной области занимаются 3 специализированных учреждения: это ОГБУ ДО "Центр "МОСТ", ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", ОГКУЗ "Дом ребенка специализированный", 4 детских дома. С детьми и их семьями работают медики, социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе. При этом стоит необходимость реорганизации данных учреждений с созданием на их базах кризисного центра для женщин с детьми, социально-реабилитационной службы, приемного отделения для детей в возрасте от 4 до 7 лет, оказавшихся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавших от насилия в семье.
В целях эффективного продолжения профилактической и реабилитационной работы по случаям насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, а также матерей с детьми в рамках Комплекса мер необходима организация работы новых структур и служб, действующих на постоянной основе и преимущественно организованных в отдаленных населенных пунктах Еврейской автономной области: служба примирения; информационно-консультативный пункт для деятельности добровольцев; выездная межведомственная открытая приемная; бригада психологов кризисного реагирования; профильные отряды для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям; служба горячей линии детского телефона доверия; кабинет спортивной терапии, детский казачий центр; семейная мастерская по арт-терапии.
Работа указанных структур и служб нацелена на реализацию адресных профилактических и реабилитационных программ для несовершеннолетних по навыкам неагрессивного поведения, конструктивного межличностного общения; для детей, склонных к суициду; для несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, а также их близких родственников; для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера; для обучения безопасному поведению в интернет-пространстве детей, родителей (законных представителей) и специалистов, работающих с детьми. Открытие служб и структур по работе с семьей и детьми позволит увеличить охват обслуживаемых семей, выявленных на ранней стадии семейного и детского неблагополучия, на 30 процентов; оказать своевременную, квалифицированную помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, подвергшимся насилию, в 100 процентах обращенных случаях, усилить работу по профилактике жестокого обращения в семьях на 20 процентов.
При организации профилактической работы на территории Еврейской автономной области наблюдается невысокая информированность населения о проблеме жестокого обращения и насилия, а также непродолжительная и малоэффективная просветительская работа, нацеленная на формирование установок неагрессивного поведения у детей и правил безопасного поведения.
В связи с чем необходима организация широкой информационно-просветительской кампании с охватом населения не менее 30 процентов с использованием теле-, радио- и интернет-связи о недопустимости жестокого обращения, о правилах безопасного поведения в социуме, а также о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств и сексуального насилия в отношении детей.
Современные тенденции в образовательной среде Еврейской автономной области таковы, что имеется недостаточное количество специалистов, занимающихся случаем жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, а также с детьми группы суицидального риска. Большинство работающих на территории Еврейской автономной области психологов, социальных работников, педагогов и прочих специалистов имеют недостаточный уровень профессиональной компетентности по вопросам обеспечения безопасного детства. Не организована работа специализированных служб, отсутствуют педагоги-психологи в 60 процентах населенных пунктов Еврейской автономной области.
Поэтому актуальным является обучение специалистов субъектов профилактики и добровольцев технологиям работы с семьями группы риска и находящимися на ранней стадии риска, в том числе по вопросам предупреждения насилия и жестокого обращения. В рамках Комплекса мер предполагается формирование супервизорской группы психологов (форма профессиональной поддержки и профессионального роста практикующего консультанта, психолога, психотерапевта); создание ресурсного центра для формирования и внедрения эффективных инновационных практик, методик и технологий в системе защиты детства; организация курсов обучения волонтеров "Службы примирения"; организация работы добровольческих выездных школ; проведение обучающего семинара "Особенности жестокого и насильственного обращения с детьми в семьях" для специалистов.
Такая организация работы по методическому обеспечению и сопровождению специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями обеспечит долгосрочное использование трудовых ресурсов в системе профилактики и реабилитации несовершеннолетних и их семей.
В большинстве случаев в основе асоциального поведения подростков лежит насилие, корни которого кроются в семье. Родители подростков с противоправным поведением устранились от воспитания и содержания своих детей, в результате некоторые подростки попадают на улицу, где либо сами становятся объектом насилия, либо совершают насилие над другими. С целью улучшения эффективной работы с семьями, находящимися на ранней стадии семейного и детского неблагополучия, с семьями, находящимися в социально опасном положении, будут внедрены эффективные социальные методики, способы и формы сопровождения семей, включающие консультирование, патронаж, образовательная площадка, семинары, обучающие курсы, форум. А также будут организованы праздники с целью организации семейного досуга и привития семейных ценностей.
Таким образом, реализация основных мероприятий Комплекса мер позволит:
- совершенствовать систему межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми;
- организовать реабилитационные мероприятия и социально-медико-психологическое сопровождение детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и несовершеннолетних, проявляющих насилие по отношению к другим детям. Открыть новые структуры и службы в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и на работу с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению;
- обеспечить проведение информационно-просветительской кампании среди подростков и населения области о недопустимости жестокого обращения, о правилах безопасного поведения в социуме, а также о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств сексуального насилия детей;
- обучить специалистов субъектов профилактики и добровольцев технологиям работы с семьями группы риска и находящимися на ранней стадии риска, в том числе по вопросам предупреждения насилия и жестокого обращения;
- внедрить эффективные социальные методики, способы и формы сопровождения семей с детьми группы риска. Выявить семьи группы риска с целью их социального сопровождения.
При разработке Комплекса мер учитывались российский и региональный опыт профилактики жестокого обращения с детьми, социального сиротства, предложения министерств и ведомств, научных и практических работников.
3. Перечень показателей и индикаторов Комплекса мер.
Перечень показателей и индикаторов
N п/п | Наименование индикатора (показателя) | Значение индикатора (показателя) | ||||
по состоянию на 1 января 2018 г. | по состоянию на 30 июня 2019 г. (прогноз) | по состоянию на 31 декабря 2019 г. (прогноз) | по состоянию на 30 июня 2020 г. (прогноз) | по состоянию на 31 декабря 2020 г. (прогноз) | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Численность целевых групп, которым была оказана специализированная помощь в рамках Комплекса мер, в том числе: | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 |
1.1. | Несовершеннолетние, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера | 52 | 60 | 80 | 80 | 80 |
1.2. | Несовершеннолетние, проявляющие насилие по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера | 57 | 83 | 120 | 170 | 200 |
1.3. | Родители, не выполняющие надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей | 1354 | 1550 | 1750 | 1900 | 2000 |
1.4. | Женщины с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавшие от насилия в семье | 56 женщин, 140 детей | 100 женщин, 200 детей | 130 женщин, 250 детей | 130 женщин, 250 детей | 130 женщин, 250 детей |
2. | Количество муниципальных образований, участвующих в реализации Комплекса мер | 0 | 6 | 6 | 6 | 6 |
3. | Количество организаций разной ведомственной принадлежности, участвующих в реализации Комплекса мер, в том числе: | 26 | 31 | 56 | 56 | 56 |
3.1. | Организации социального обслуживания | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3.2. | Образовательные организации | 5 | 7 | 12 | 12 | 12 |
3.3. | Организации здравоохранения | 6 | 7 | 11 | 11 | 11 |
3.4. | Правоохранительные организации | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
3.5. | Общественные организации | 1 | 2 | 6 | 6 | 6 |
3.6. | Другие организации | 4 | 5 | 17 | 17 | 17 |
4. | Количество служб, созданных в рамках Комплекса мер | 0 | 4 | 7 | 9 | 9 |
5. | Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми | 3 | 5 | 5 | 6 | 6 |
6. | Численность родителей, восстановленных в родительских правах | 7 | 7 | 9 | 9 | 10 |
7. | Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах | 0 | 2 | 2 | 4 | 4 |
8. | Численность детей и родителей (законных представителей), прошедших обучение по специализированным программам | 58 | 200 | 200 | 240 | 260 |
9. | Численность добровольцев, прошедших специальную подготовку и привлеченных к работе с детьми целевых групп | 0 | 200 | 280 | 280 | 280 |
10. | Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда | 0 | 0 | 3 | 8 | 8 |
11. | Численность руководителей и специалистов, обученных тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда | 0 | 0 | 20 | 40 | 60 |
12. | Наличие регионального ресурсного центра, обеспечивающего в том числе формирование информационно-методического банка данных об эффективных практиках; методическое сопровождение деятельности специалистов | нет | да | да | да | да |
13. | Количество изданных и распространенных информационных и методических материалов по тематике Комплекса мер | 0 | 3500 | 5500 | 7500 | 10000 |
14. | Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.) | 0 | 20 | 50 | 90 | 130 |
15. | Количество официальных сайтов, на которых размещена информация о реализации Комплекса мер, в том числе: | 0 | 8 | 8 | 8 | 8 |
15.1. | Сайт правительства Еврейской автономной области | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15.2. | Сайты исполнительных органов государственной власти Еврейской автономной области | 0 | 7 | 7 | 7 | 7 |
16. | Численность руководителей и специалистов, принявших участие в итоговом межрегиональном мероприятии | 0 | 0 | 0 | 0 | 320 |
17. | Количество других регионов, представители которых приняли участие в итоговом межрегиональном мероприятии | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |