ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2019 года N 77


Об утверждении Стратегии развития мясного скотоводства в Республике Башкортостан на 2019 - 2030 годы



Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития мясного скотоводства в Республике Башкортостан на 2019 - 2030 годы.


2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.



Исполняющий обязанности
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
М.Ю.КИРЕЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 15 февраля 2019 г. N 77



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



ВВЕДЕНИЕ


В последние годы Россия решает задачу стабилизации социально-экономического состояния и налаживания рыночных принципов функционирования экономики. Благодаря этому, с одной стороны, есть возможность ставить амбициозные стратегические задачи на основе имеющегося и перспективного потенциала, с другой стороны, необходимо решать некоторые остающиеся проблемы и преодолевать новые вызовы.


Необходимо понимать характер долговременных системных вызовов, которые отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития отрасли мясного скотоводства России.


Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.


Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.


Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.


В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий и информатики, а также в сельском хозяйстве и других сферах развития человеческого потенциала. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.


Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.


Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их взаимодействия и сотрудничества. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевой рабочей силы и экономии на развитии образования. Ответ на этот вызов предполагает беспрецедентное развитие человеческого капитала.


Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами, - это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.


Стратегия развития мясного скотоводства в Республике Башкортостан на 2019 - 2030 годы (далее - Стратегия) призвана дать адекватный ответ на указанные вызовы и обеспечить решение задач экономического и социального развития Республики Башкортостан.


Во-первых, Стратегия выступает как фактор, объединяющий усилия бизнеса и общества в единую, взаимодополняющую модель развития. Характер инфраструктурных преобразований явно обусловливает рост качества жизни граждан, поскольку от состояния кредитно-финансовой системы зависит обеспечение вложений в инновационные технологические проекты. За счет объединения всех усилий и согласованных действий участников Стратегии достигается повышенная эффективность в ее реализации.


Во-вторых, благодаря Стратегии бизнес, в первую очередь республиканский, может выстраивать свои долгосрочные планы и прогнозы, находить наиболее перспективное место в сфере устойчивого инновационного развития республики.


В-третьих, Стратегия усиливает мотивацию людей к производительному труду, повышению своего профессионализма и творческой самореализации.


В-четвертых, Стратегия предполагает определение секторов региональной конкурентоспособности, в которых республика может занять лидирующие позиции в отраслевом сегменте и благодаря этому быть не просто участником отраслевого бизнеса, а принимать участие в процессах глобальной межрегиональной (международной) кооперации и интеграции.


В-пятых, предсказуемость направлений и целей развития Республики Башкортостан для инвесторов и партнеров, руководителей других регионов - прочная основа доверия к политике, проводимой руководством, выстраивания долгосрочных и надежных отношений.


Кроме того, успешная реализация Стратегии будет являться демонстрацией и укреплением экспортной сельскохозяйственной политики Республики Башкортостан.


Стратегия опирается на частную инициативу, отводит ключевую роль в развитии сельских территорий и фермерства мотивации, творчеству, и повышению предпринимательского духа масс.


Стратегический план - это целевое состояние объекта, а рынок - один из возможных механизмов достижения макроэкономических целей. На совмещении рыночных механизмов и государственного регулирования строится Стратегия.


В СССР предпринимались попытки развития мясного скотоводства. Так, в традиционных зонах разведения мясного скота была создана сеть племенных хозяйств из групп высокоценного племенного молодняка герефордской, абердин-ангусской, шаролезской, лимузинской, галловейской и других мясных пород, завезенных из Канады, Англии, США и других стран.


Вместе с тем созданная племенная база, имеющийся потенциал природных и других ресурсов так и не были использованы полностью. Численность мясного скота в СССР даже в лучшие годы не превышала 5% от всего поголовья крупного рогатого скота, а в России - еще меньше. Сегодня в стране порядка 3,5 млн. голов мясного и помесного крупного рогатого скота (далее - КРС).


В последние годы наблюдается рост темпов развития сельского хозяйства, который предопределит дальнейшее повышение уровня жизни сельского населения, что будет способствовать возвращению в оборот обширных сельскохозяйственных угодий, на которых будет вестись хозяйственная деятельность, в том числе малых и средних форм предпринимательства.


В связи с этим аграрная политика республики должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение, развитие эффективного и устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства, повышение уровня продовольственной безопасности.


В этих обстоятельствах главной задачей является создание стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции как материальной основы для обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе (далее - АПК), повышения качества жизни сельского населения и обеспечения продовольственной безопасности региона.


Планирование эффективного развития отрасли АПК невозможно без учета внешних макроэкономических факторов и общего курса экономической политики в стране. Необходимо также отметить, что только совокупно решая вопросы поддержки сельхозпроизводителей, развития сельских территорий (в части повышения комфортности сельского труда и повседневной жизни) и перевооружения технологий сельхозпроизводства, можно в сжатые сроки приступить к решению поставленных задач, а также заложить позитивную тенденцию дальнейшего развития АПК.


В целях обеспечения развития сельских территорий Республики Башкортостан в рамках наращивания мясного и помесного поголовья КРС и мяса говядины Стратегией обозначены решения для последующих действий региональных, районных и хозяйствующих субъектов.


Действующая экономическая модель развития мясного скотоводства в России имеет ряд негативных черт, препятствующих интенсивному наращиванию маточного поголовья КРС и производству высококачественной говядины.


Предлагается использование принципа глубокой производственной специализации в едином технологическом процессе с разделением финансовых результатов по этапам. Это принцип линейного производственного кластера.


Агропромышленный линейный производственный кластер - это новая производственно-экономическая система развития малого и среднего предпринимательства в АПК, которая создает для сельскохозяйственных товаропроизводителей новые возможности производства и сбыта продукции.


Появление агропромышленных линейных производственных кластеров в отдельных регионах, особенно на уровне муниципалитетов, может стать настоящей социально-экономической революцией в развитии имеющихся производств.


Особенность линейного производственного кластера в том, что в одном месте концентрируются производственные мощности (именно на базе малых и средних форм предпринимательской деятельности), оптово-розничные скотные рынки, склады, транспортные и иные службы, объединенные в единую систему производства и реализации.


В настоящее время в Республике Башкортостан отрасль мясного скотоводства находится на начальной стадии развития. Оценка стартовых условий Республики Башкортостан, факторов и предпосылок ее перспективного развития позволяет заявить о необходимости создания кластерной системы кооперационных связей на территории республики.


Создание агропромышленного линейного производственного кластера как модели региональной кооперации окажет влияние на социально-экономическое развитие Республики Башкортостан и позволит остановить миграцию из сельских территорий, вывести на новый уровень качество жизни на селе за счет ускоренного развития мясного скотоводства. В Стратегии важное место отводится кооперации крупного бизнеса с крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами.


Стратегия нацелена на разработку конкретных механизмов реализации заявленных целей и задач, включая мониторинг и оценку достигнутых результатов на различных этапах работы. Стратегия предусматривает возможность координации деятельности всех участников, вовлечение все большего числа хозяйств и предпринимателей, корректировку и диверсификацию их деятельности в интересах экономики и социальной сферы на территории Республики Башкортостан.


Стратегия направлена на социально-экономическое развитие АПК региона, что заключается в создании условий и достижении целей устойчивого, долговременного, экономически эффективного развития сельского сообщества при сохранении природных основ его жизнедеятельности и обеспечении социальной защищенности всех слоев населения муниципального образования.


Таким образом, создание агропромышленного линейного производственного кластера, особенно на уровне муниципальных образований, является мощным инструментом социально-экономического развития территорий и обеспечения устойчивого развития национального аграрного сектора экономики.



1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТРАСЛИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА



1.1. Действующие модели отрасли мясного скотоводства в России


Одна из основных причин, объясняющих слабое развитие отрасли мясного скотоводства в России, в том числе в Республике Башкортостан, заключается в том, что изначально для производства мяса говядины была сделана ставка на развитие пород комбинированного направления продуктивности и предприятий молочной отрасли.


Разделение по целям продуктивности поголовья имеет в мире устоявшиеся стандарты, соблюдается жесткая дифференциация по внутрипородным типам, относящимся конкретно к мясному или молочному направлению продуктивности. Так, в странах-лидерах рынка говядины это соотношение составляет 60/40 между мясным и молочным скотом, а в странах Южной Америки доля скота мясной продуктивности достигает 70%.


Последние годы основным источником производства говядины являются выбракованные коровы и откормочный контингент от молочных стад, на долю которых приходится почти 92% этого вида мяса.


Надо учитывать, что у дойных коров более низкий процент выхода бескостного мяса и ценных отрубов по сравнению с мясными породами и, как следствие, значительно более высокая себестоимость.


В связи с наметившейся тенденцией снижения поголовья молочных коров откормочный контингент из молочных стад в перспективе существенно не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не смогут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие годы. Следовательно, ставится задача увеличения производства высококачественной говядины путем дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства.


В то же время основными действующими инвесторами в отрасли мясного скотоводства были средние и крупные компании, зачастую непрофильные. Данные предприятия, как правило, строили свои модели в расчете на инвестирование и управление полным циклом и всеми этапами процесса производства качественной специализированной говядины, включая затраты на производство кормов, маточные стада КРС, передержку молодняка, его откорм, забой и реализацию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»