В соответствии с Посланием Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике и внутренней политике на 2019 год "2019 год - старт на пути к достижению национальных целей", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года (далее - Концепция).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Натсак О.Д.
3. Разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
Ш.ХОПУЯ
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДО 2025 ГОДА
Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в образовательной сфере и воспитании молодежи. Этой проблеме уделяется особое внимание. Современные вызовы и масштабные задачи модернизации, стоящие перед государством и обществом, требуют постоянной заботы о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения, поддержки его созидательного творчества, пропаганды здорового образа жизни и семейных ценностей. В посланиях Президента России Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва неоднократно подчеркивалось, что духовное единство народа и объединяющие россиян моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, самобытной культуре, самобытным культурным, религиозным ценностям, памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Государственная политика России построения государства социальной направленности предполагает воспитание молодого человека, способного жить в гражданском обществе. Это определяет миссию всех субъектов воспитания в создании эффективного воспитательного пространства.
Возрождение России - это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, то есть воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств, а также национального самосознания.
Духовно-нравственное воспитание - очень важная, сложная и кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. Работа требует координации усилий всех государственных органов, общественных объединений и организаций, традиционных религиозных объединений по формированию у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Республики Тыва (далее - Концепция) является методологической основой разработки и реализации всего комплекса взаимодействия органов государственной власти, социальных институтов, организаций в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта, общественных организаций и сообществ (далее - субъекты воспитания) по формированию базовых духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи Республики Тыва.
Концепция призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики - воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, традиционных устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе семейных и общих человеческих ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка в России, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 9 октября 1992 г. N 3621-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г., Конституция Республики Тыва от 6 мая 2001 г., Послание Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике и внутренней политике на 2019 год "2019 год - старт на пути к достижению национальных целей" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Тыва.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных организаций с другими субъектами воспитания и социализации - семьей, родительской общественностью, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, медицины, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное скоординированное обеспечение условий для воспитания подрастающего поколения.
Концепция формулирует государственный заказ современному социальному обществу как определенную систему общих духовно-нравственных требований, соответствие которым обеспечит эффективное взаимодействие всех субъектов воспитания в решении важнейших общенациональных задач.
Методологическую основу разработки Концепции составляют три последовательных смысловых уровня, характеризующие человека и его жизнедеятельность: психолого-антропологический, культурно-символический и институциональный. Для воспитательной работы учет этих факторов имеет принципиальное значение, поскольку уровни отражают реальную последовательность формирования личности.
Наиболее важными для Концепции понятиями являются:
воспитание - принятый в данной социальной общности (семье, обществе, государстве) целенаправленный, в частном случае - педагогически организованный, процесс "глубинного" усвоения человеком тех или иных ценностей, культурных образцов поведения и социальных норм. Воспитание достигает своей цели, если доходит до уровня формирования человеческой натуры, когда культура (воспитанность) становится "второй натурой". По этому критерию отличают процессы воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Образование, в основном, имеет собственно культурный "компетентностный" смысл, а обучение - функциональный (институциональный) смысл;
духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия подрастающим поколением базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (православие, буддизм, ислам, иудаизм);
патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Одна из главных ступеней развития гражданина России - это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, республики и страны в целом. Наполнение конкретным чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение таких понятий, как "малая родина", "Отечество", "родная земля", "моя семья", "мое родовое сообщество", "мой дом". Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Основными институтами, обеспечивающими целенаправленный процесс духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, на современном этапе должны быть не только образовательные организации, но организации культуры, спорта, здравоохранения и организации социального обеспечения.
Во всех организациях сферы образования, культуры, здравоохранения, спорта должна по-прежнему совершенствоваться система воспитательной работы, которая должна реализовываться в следующих основных направлениях:
- гуманитаризация и демократизация воспитательного процесса;
- формирование основ гуманистического мировоззрения;
- воспитание гражданского сознания и патриотизма;
- правовое образование и воспитание правовой культуры;
- формирование экологической, художественно-эстетической и физической культуры;
- экономическое, трудовое воспитание и т.д.
В современных условиях очевидны необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов, основополагающих принципов гражданского воспитания, учебно-методических материалов, совместный поиск новых воспитательных технологий. Методологической основой обновления процесса воспитания в образовательных организациях республики должны стать идеи развивающего, вариативного образования и воспитания, способствующие переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Назрела необходимость перехода от "мероприятий иного" подхода к системному в воспитании подрастающего поколения. Взаимодействие всех субъектов воспитания - государственной власти, социальных институтов, организаций в сфере образования, культуры, здравоохранения, общественных организаций и сообществ - в разнообразных формах позволит эффективнее раскрыть собственные потенциальные возможности в вопросе воспитания подрастающего поколения.
Целью Концепции является определение приоритетов государственной политики в области воспитания, развитие традиционно-семейной, образовательной, социальной (общественной), культурной, спортивной, досуговой сред для духовно-нравственного развития детей и молодежи на территории Республики Тыва, обладающих социальной активностью гражданина России, высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Обозначенная Концепцией цель конкретизирована следующими задачами:
1) создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
2) обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения старшего поколения, родителей и (или) законных представителей к воспитанию детей;
3) совершенствование социальных, педагогических и культурных условий воспитания на традиционных семейных ценностях;
4) повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, культуры, здравоохранения, спорта и социального обеспечения детей;
5) создание условий для повышения ресурсного, организационного, учебно-методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
6) повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
7) формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи;
8) обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной, культурной и педагогической компетентности родителей;
9) укрепление и развитие воспитательных функций в сфере образования, культуры, здравоохранения, общественных организаций и сообществ во взаимодействии с семьей, расширение состава субъектов воспитания;
10) освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам, умения плодотворно взаимодействовать с ними;