Действующий

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 января 2019 года N 253-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мануйловой Оксаны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 15.33_2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 8, пунктом 2_2 статьи 11 и статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.А.Мануйловой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка О.А.Мануйлова оспаривает конституционность статьи 15.33_2 "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации" КоАП Российской Федерации.

Данное законоположение оспаривается заявительницей во взаимосвязи со следующими нормами Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования":

пунктом 2 статьи 8 "Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений", устанавливающим порядок и формы представления указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации;

пунктом 2_2 статьи 11, предусматривающим срок представления в уполномоченный орган соответствующих сведений о страховых взносах и страховом стаже каждого застрахованного лица;

статьей 17, регулирующей, в частности, вопросы ответственности страхователей.

Как следует из представленных материалов, О.А.Мануйлова, являясь директором ООО "Авоська", в связи с несвоевременным предоставлением данным обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, постановлением мирового судьи была привлечена к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.33_2 КоАП Российской Федерации, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот рублей.

По мнению заявительницы, названные положения Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" носят неопределенный характер и тем самым создают условия для произвольного привлечения к административной ответственности страхователей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 15.33_2 КоАП Российской Федерации), за незначительные ошибки и без учета степени вины лица, привлекаемого к ответственности. В связи с этим, как полагает заявительница, оспариваемые законоположения противоречат статьям 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Принятый в целях обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, а также сведений о детях (преамбула).

Названный Федеральный закон определяет в качестве страхователей в том числе лиц, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, а также заключающих договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (абзац четвертый статьи 1). При этом для всех страхователей установлена обязанность представлять предусмотренные пунктами 2-2_2 статьи 11 данного Федерального закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2_3 той же статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1 статьи 11). Пункт 2_2 статьи 11 данного Федерального закона, помимо конкретного перечня сведений, подлежащих представлению страхователем в уполномоченный орган (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика), закрепляет порядок исполнения указанной обязанности: ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Для обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 1077п, зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года N 44964).

Наряду с закрепленными в Федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей (часть третья статьи 17), нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с ведением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33_2 КоАП Российской Федерации предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде, - наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, действуя в качестве правоохранительного механизма, способствует реализации права граждан на социальное обеспечение.

Такое регулирование не препятствует тому, чтобы правоприменительные органы при принятии решений исследовали и оценивали реальные обстоятельства, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона: судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, не лишены возможности освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемая норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как сама по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данного Кодекса, а также положениями Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", будучи направленной на достижение целей административного наказания и не препятствующей учитывать имеющие значение для разрешения дела об административном правонарушении обстоятельства, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мануйловой Оксаны Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.Зорькин

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка