Статус документа
Статус документа

     

ОДМ 218.2.092-2018

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

     

Рекомендации
по применению шпунтовых свай из полимерных материалов в дорожном строительстве



ОКС 93.080.99

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "МИАКОМ СПб" (ООО "МИАКОМ СПб"), обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ГеоПроект" (ООО "НТЦ ГеоПроект")

2 Руководитель работ - доктор техн. наук, профессор Маций С.И. Документ разработали канд. техн. наук Любарский Н.Н., Рябухин А.К., Федоренко Е.В., инж. Лесной В.А., Пазухина Е.Г.

3 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

4 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 06.02.2019 N 201-р

5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по применению шпунтовых свай из полимерных материалов в дорожном строительстве" (далее - методический документ) является документом рекомендательного характера.

1.2 Настоящий методический документ разработан в целях обеспечения нормативной базы рекомендациями по расчетам, проектированию и выполнению строительно-монтажных работ по устройству шпунтовых свай из полимерных материалов в качестве основных мероприятий по обеспечению устойчивости прилегающих склонов к автомобильной дороге.

1.3 В настоящем методическом документе представлены основные требования к исходным данным для проектирования, приведены указания по выбору конструктивных решений, условиям применения, положения по проектированию и методике расчета шпунтовых свай.

1.4 Методический документ разработан для применения в области инженерных изысканий, проектирования и устройства шпунтовых свай для обеспечения надежной эксплуатации автомобильных дорог на участках развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов и явлений.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 23278-2014 Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости

ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций зданий и сооружений

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения

ГОСТ Р 27751-2014* Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения**

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 27751-2014;

** Текст документа соответствует оригиналу. Повтор, см. выше. - Примечания изготовителя базы данных.


СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты"

СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"

СП 40.13330.2012 "СНиП 2.06.06-85 Плотины бетонные и железобетонные"

СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты"

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"

СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции"

СП 80.13330.2016 "СНиП 3.07.01-85 Гидротехничеcкие сооружения речные"

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения".


При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 агрессивная среда (воздействие): Среда, воздействие которой вызывает коррозию строительного материала в изделии или конструкции;

3.2 анкерное устройство: Конструкция крепления и удерживания подпорной стены в несущем грунтовом основании;

3.3 барражный эффект: Подъем уровня подземных вод на пути фильтрационного потока перед преградой (подпорной стеной);

3.4 больверк: Подпорная стена из шпунтовых свай, связанных поверху специальной конструкцией, морского или речного причального сооружения;

3.5 вибропогружатель: Строительная машина виброударного действия для погружения шпунтовых свай в грунтовый массив;

3.6 водонасыщение грунта: Величина, характеризующая пористость грунта. За величину водонасыщения принимают количество воды, поглощенное образцом в вакууме (полное заполнение пор водой) и выраженное в процентах от его первоначального объема или массы;

3.7 водоупорный слой грунта или водоупор: Слабоводопроницаемый слой грунта, фильтрацией воды через который можно пренебречь;

3.8 воздействия: Нагрузки, вызывающие изменения напряженно-деформированного состояния в шпунтовых сваях из полимерных материалов;

3.9 горизонтальные перемещения: Горизонтальные составляющие деформаций подпорных стен и грунтов основания, связанные с действием нагрузок на фундаменты, распорные системы и т.п. элементы сооружения;

3.10 давление грунта боковое активное: Величина бокового давления (напора) грунта на смещающуюся в горизонтальном направлении от него ограждающую конструкцию;

3.11 давление грунта боковое пассивное: Величина бокового давления (отпора) грунта на смещающуюся в горизонтальном направлении к нему ограждающую конструкцию;

3.12 давление грунта боковое в покое: Давление (напор) грунта на поверхность неподвижной ограждающей конструкции, т.е. без ее смещения по направлению к грунту или от него;

3.13 деформация конструкции: Изменение формы и размеров конструкции (или части ее) под влиянием нагрузок и воздействий;

3.14 замок: Узел соединения смежных шпунтовых свай в ряду через специальные соединительные элементы, образующий грунтонепроницаемое замковое соединение, обладающее несущей способностью на растяжение и изгиб;

3.15 конструкции несущие: Строительные конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия и обеспечивающие прочность, жесткость и устойчивость зданий и сооружений;

3.16 контрольные испытания: Испытания, проводимые с целью установления соответствия фактической несущей способности расчетной нагрузки;

3.17 коэффициент надежности по нагрузке: Коэффициент, учитывающий в условиях нормальной эксплуатации сооружений возможные увеличения или уменьшения нагрузок от их нормативных значений;

3.18 нагрузки: Внешние силы (вес конструкций, оборудования, грунта, людей и т.п.), действующие на строительные объекты;

3.19 нормативные значения нагрузок: Основная базовая характеристика, устанавливаемая соответствующими нормами проектирования, техническими условиями или заданиями на проектирование;

3.20 осадки: Вертикальные составляющие деформаций основания, происходящие в результате внешних воздействий;

3.21 подпорная стена постоянная (временная): Вертикальная или наклонная стена, предназначенная для удержания массива грунта от обрушения на весь расчетный период эксплуатации сооружения или (временный) период;

3.22 расчетное значение нагрузки: Максимальное (минимальное) значение нагрузки в течение срока эксплуатации объекта, полученное в расчетах;

3.23 шпунтовая свая (шпунтина): Элемент конструкции подпорной стены U-образного, H-образного или другого поперечного сечения с продольными замковыми соединениями для устройства подпорных стен и ограждений котлованов;

3.24 шпунтовая стенка: Несущая конструкция в форме сплошной вертикальной или наклонной стены, образованная погруженными в грунт монтажными элементами - шпунтовыми сваями, соединяемыми между собой замками. Шпунтовая стенка из шпунтовых свай воспринимает в основном горизонтальные нагрузки от давления грунта, находящегося за ней, а также вертикальные нагрузки от вышерасположенных сооружений и транспортных средств;

3.25 шпунт ограждения: Грунто-водонепроницаемая стенка для ограждения котлованов и траншей при возведении транспортных и гидротехнических сооружений;

3.26 шпунтовый профиль: Шпунтовая свая определенной геометрической формы поперечного сечения с замковыми элементами;

3.27 шпунтовый замок: Элемент шпунтовой сваи, служащий для соединения свай в грунтонепроницаемую стенку и обладающий несущей способностью на разрыв и изгиб.

     4 Общие положения

4.1 В процессе расчета и конструирования сооружений с использованием полимерных шпунтовых свай следует руководствоваться указаниями соответствующих разделов норм, сводов правил, инструкций и иных действующих нормативных документов (см. раздел 2), а также требованиями настоящего методического документа.

4.2 Полимерные шпунтовые сваи могут применяться как элементы вновь возводимых в качестве самостоятельных удерживающих и защитных сооружений, так и для усиления существующих конструкций инженерной защиты автомобильных дорог.

4.3 Ввиду компактности конструкций и оборудования для устройства полимерных шпунтовых свай, их применение особенно рекомендуется при производстве работ в стесненных условиях плотной городской застройки, на горных и труднодоступных участках автомобильных дорог.

4.4 Устройство полимерных шпунтовых свай допускается в сложных гидрогеологических условиях, в том числе в обводненных грунтах.

4.5 Устройство полимерных шпунтовых свай допускается применять в химически агрессивных средах.

4.6 Устройство полимерных шпунтовых свай не рекомендуется при наличии скальных грунтов основания без применения специальных технологий производства работ.

4.7 Предельная отрицательная температура, при которой допускается производство работ по погружению полимерных шпунтовых свай, устанавливается проектной организацией в зависимости от марки шпунтовых свай, ее ударной вязкости и конкретных условий производства работ.

4.8 Процессы строительства и эксплуатация сооружений инженерной защиты с применением полимерных шпунтовых свай должны сопровождаться выполнением геотехнического мониторинга в соответствии с рекомендациями раздела 10.

     5 Требования к исходным данным для проектирования

5.1 Исходные данные должны включать все необходимые сведения о состоянии склона или откоса для проектирования эффективной защиты автомобильной дороги от влияния на нее опасных геологических и инженерно-геологических процессов. Необходимые сведения для проектирования определяются по результатам выполнения комплекса инженерных изысканий (геодезических, геологических, гидрометеорологических, экологических).

5.2 Инженерные изыскания для расчета и проектирования полимерных шпунтовых свай, сооружаемых в качестве усиления существующих сооружений или основных мероприятий инженерной защиты, должны проводиться в соответствии с положениями СП 24.13330 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты", СП 47.13330 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и [16].

5.3 Основной целью выполнения инженерных изысканий является определение фактической геологической ситуации на прилегающих к автомобильной дороге склонах и откосах с установлением необходимых параметров состояния грунтов (физические и механические свойства, коэффициент устойчивости и т.д.).

5.4 Задачами инженерных изысканий является сбор необходимых параметров для проектирования, определение условий строительства и эксплуатации, обоснование принятых технических решений для обеспечения устойчивости прилегающих к автомобильной дороге склонов и откосов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs