ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 29 января 2019 года N ММВ-7-16/33@

Об утверждении Положения об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

(с изменениями на 6 марта 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФНС России от 25 апреля 2019 года N ММВ-7-16/207@;

приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@.

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 36, ст.5655), а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 44, ст.6777)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня организовать ознакомление государственных гражданских служащих с Положением.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня в течение недели с даты издания настоящего приказа определить ответственное должностное лицо и структурное подразделение, ответственные за выполнение мероприятий, осуществляемых в соответствии с Положением.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

УТВЕРЖДЕНО

приказом ФНС России

от 29 января 2019 года N ММВ-7-16/33@

Положение об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

(с изменениями на 6 марта 2023 года)

I. Общие положения

1. Положение об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности ФНС России требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов.

2. Целями антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах являются:

обеспечение соответствия деятельности ФНС России и ее территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства;

профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов.

3. К задачам антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах относятся:

выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов;

управление рисками нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов;

контроль за соответствием деятельности ФНС России и ее территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства;

оценка эффективности функционирования в ФНС России и ее территориальных органах антимонопольного комплаенса.

4. Принципы организации антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах:

заинтересованность руководства ФНС России и ее территориальных органов в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов;

обеспечение информационной открытости функционирования в ФНС России и ее территориальных органах антимонопольного комплаенса;

непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах;

совершенствование антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах.

II. Организация осуществления антимонопольного комплаенса

5. Общий контроль за организацией и функционированием в ФНС России и ее территориальных органах антимонопольного комплаенса осуществляет руководитель ФНС России, в том числе:

утверждает положение об организации в Федеральной налоговой службе системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы ФНС России, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими ФНС России и ее территориальных органов настоящего Положения;

рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах.

6. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в ФНС России и ее территориальных органах функции по внедрению антимонопольного комплаенса и контролю за его исполнением распределяются между структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России следующим образом:

6.1. Управление внутреннего аудита:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@. - См. предыдущую редакцию)

осуществляет подготовку предложений о внесении изменений в настоящее Положение (при необходимости), а также подготовку иных внутриведомственных документов ФНС России по вопросам антимонопольного комплаенса в рамках установленной компетенции;

организует выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов;

организует взаимодействие с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

консультирует государственных гражданских служащих ФНС России по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом в рамках установленной компетенции;

информирует руководителя ФНС России о внутренних документах ФНС России, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, на основе информации, представленной структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России;

взаимодействует с ФАС России и организует содействие ей в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми ФАС России проверками;

6.2. Управление кадров:

в случае выявления конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих ФНС России и ее территориальных органов принимает меры, направленные на его урегулирование;

организует проведение служебных проверок, служебных (внутренних) расследований в случае выявления нарушений государственными гражданскими служащими ФНС России и ее территориальных органов, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса;

6.3. Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России в рамках установленной компетенции:

направляют информацию в Управление внутреннего аудита о внутренних документах ФНС России, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@. - См. предыдущую редакцию)

7. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования в ФНС России антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Федеральной налоговой службе.

8. К функциям Коллегиального органа относятся:

рассмотрение и оценка мероприятий ФНС России в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

9. В территориальных органах ФНС России в целях организации и осуществления антимонопольного комплаенса определяется ответственное должностное лицо, в должности не ниже заместителя руководителя (заместителя начальника) территориального органа ФНС России, и структурное подразделение, ответственные за выполнение мероприятий, осуществляемых в соответствии с Положением.

III. Порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в ходе осуществления деятельности ФНС России и ее территориальных органов

10. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов осуществляются следующие мероприятия:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов ФНС России;

в) анализ проектов нормативных правовых актов ФНС России;

г) мониторинг и анализ практики применения ФНС России антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России.

11. Управление внутреннего аудита не реже одного раза в год проводит анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ФНС России и ее территориальных органов за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), включающие в том числе следующие мероприятия:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@. - См. предыдущую редакцию)

осуществление сбора в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах ФНС России сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;

составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в ФНС России и ее территориальных органах, который содержит классифицированные по сферам деятельности ФНС России сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию ФАС России и ее территориальных органов, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных ФНС России и ее территориальными органами на недопущение повторения нарушения.

12. Управление внутреннего аудита не реже 1 раза в год проводит анализ нормативных правовых актов ФНС России, включающий в том числе следующие мероприятия:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@. - См. предыдущую редакцию)

разработка и размещение на официальном сайте ФНС России исчерпывающего перечня нормативных правовых актов ФНС России (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;

размещение на официальном сайте ФНС России уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов с привлечением структурных подразделений центрального аппарата ФНС России;

представление руководителю ФНС России, при поступлении замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов, сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@. - См. предыдущую редакцию)

13. Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России проводят анализ проектов нормативных правовых актов, относящихся к их компетенции, включающий следующие мероприятия:

а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;

б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.

14. Управление внутреннего аудита с привлечением структурных подразделений центрального аппарата ФНС России осуществляет мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства в ФНС России и территориальных органах, включающий следующие мероприятия:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 6 марта 2023 года N ЕД-7-16/157@. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»