МЕТОДИКА
ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСТЕХНАДЗОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАССМОТРЕНИЯ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВОПРОСА ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРАВО ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОСРЕДСТВ, ТРАКТОРИСТОВ И МАШИНИСТОВ САМОХОДНЫХ МАШИН
Утверждаю Заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Р.З.АЛТЫНБАЕВ 14 июля 2000 г. N 9-34/484
Согласовано Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации П.М.ЛАТЫШЕВ 16 мая 2000 г. N 1/10038
Настоящая методика разработана сотрудниками Главгостехнадзора России А.П.Севастьяновым и А.К.Киселевым для практического применения органами гостехнадзора при обследовании образовательных учреждений с целью установления соответствия организации в них учебного процесса и выдачи свидетельств для последующего рассмотрения в установленном порядке вопроса о государственной аккредитации и выдачи им лицензий на право подготовки и переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин.
Ответственный за выпуск - главный специалист Главгостехнадзора России А.К.Киселев.
1. Настоящая методика разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 141 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" и должна обеспечить единый подход органов гостехнадзора к проведению обследования образовательных учреждений с целью установления соответствия организации в них учебного процесса и выдачи свидетельств для последующего рассмотрения в установленном порядке вопроса о государственной аккредитации и выдачи им лицензий на право подготовки и переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин.
2. Лицензирование - это определение соответствия проведения образовательного процесса государственным и местным требованиям в части: строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся и работников; оборудования учебных помещений; оснащенности учебного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Лицензированию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" подлежат государственные и негосударственные образовательные учреждения:
начального профессионального образования (профессиональные училища, профессиональные лицеи);
профессиональной подготовки, реализующие программы начального профессионального образования - учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебно-производственные центры, технические школы (горно-механические, мореходные, лесотехнические и другие, вечерние (сменные) и другие);
среднего и высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы начального профессионального образования;
среднего индустриально-педагогического образования;
общеобразовательные, осуществляющие в качестве дополнительных образовательных услуг начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку;
подразделения предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и служащих;
повышения квалификации (курсы и т.д.);
филиалы, отделения и другие подразделения образовательных учреждений, реализующие программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки;
дополнительного профессионального образования.
3. Аккредитация - это доверие государства образовательному учреждению на определенный срок осуществлять выпуск рабочих (специалистов), качество подготовки которых соответствует требованиям соответствия государственных образовательных стандартов.
Аккредитация дает право образовательным учреждениям выдавать его выпускникам документы государственного образца.
Вопрос о государственной аккредитации образовательного учреждения решается при положительном заключении после его аттестации.
4. Аттестация - это вид государственно-общественного контроля за эффективностью работы образовательного учреждения. Оценка образовательного учреждения основывается на сравнении результатов его деятельности с предъявляемыми к нему требованиями и его возможностями.
Основными задачами аттестации являются: диагностика и принятие решения по аккредитации образовательного учреждения; оказание конкретной помощи образовательному учреждению в устранении выявленных недостатков; социальная защита молодежи и взрослого населения от предоставления некачественных образовательных услуг.
Содержание аттестации образовательного учреждения включает в себя анализ соответствия требованиям государственных стандартов профессионального образования:
качества подготовки выпускников;
содержания учебных планов и программ по подготавливаемым профессиям (специальностям);
уровня квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров;
учебно-материальной базы;
содержания и организации теоретического и производственного обучения обучающихся.
Государственная аттестация действующих образовательных учреждений осуществляется, как правило, один раз в пять лет (если иное не предусмотрено законом) по инициативе и заявлению образовательного учреждения в соответствующий орган управления образованием.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучающихся, но не ранее, чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.
Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия, в которую включаются представители государственного органа управления образованием, ведущих образовательных учреждений, учебно-методических органов, организацией заказчиков, общественных организаций и других заинтересованных органов, в том числе гостехнадзора. Состав аттестационной комиссии во главе с председателем утверждается приказом органа управления образованием.
По итогам аттестации составляется аттестационное заключение.
5. Обследование образовательных учреждений на соответствие их материальной базы и оснащенности учебного процесса требованиям, предъявляемым при выдаче лицензий на право подготовки и переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин проводится органами гостехнадзора по заявлению образовательного учреждения (приложение N 1).
6. К заявлению должны быть представлены копии документов: Устава образовательного учреждения; свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения; общих сведений об образовательном учреждении (приложение N 2); сведений о педагогических кадрах и укомплектованности штатов (приложение N 3); данных о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса (приложения N 4 и N 5); документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями.
7. В Уставе образовательного учреждения должны быть указаны: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель(ли) образовательного учреждения; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образовательным учреждением.
8. Сведения о материально-технической базе и оснащенности учебного процесса должны представляться отдельно по каждой подготавливаемой профессии (специальности).
9. Сведения о руководстве и преподавательском составе должны содержать в себе данные об образовательном цензе (приложение N 5).
10. При поступлении заявления и перечисленных выше копий документов в органы гостехнадзора проводится их анализ.
11. Потребность образовательного учреждения в учебных кабинетах проверяется по формуле:
П=Рnч0,85Ф
где П - число необходимых кабинетов;
Р - расчетное учебное время полного курса на одну группу (в учебных часах);
n - общее число групп;
Ф - фонд времени использования помещений, равный произведению числа учебных недель в полном курсе на недельную нагрузку в часах (36 ч);
0,85 - постоянный коэффициент использования учебных площадей.
Например, учебным планом подготовки новых рабочих по профессии "Машинист экскаватора одноковшового" 4-го разряда (срок обучения - 6 мес) по теоретическому обучению предусмотрено 400 часов.
Предполагаемый контингент учащихся - 4 учебные группы; число учебных недель - 12, тогда
(кабинетов).
12. Потребность в учебных кабинетах по каждому предмету после определения их общего числа проверяется по формуле:
П=рnчФ,
где П - число кабинетов для одного предмета;
р - расчетное время по предмету;
n - число групп, изучающих данный предмет;
Ф - фонд времени использования помещений, предназначенных для изучения данного предмета, равный произведению числа недель на недельную нагрузку в часах (36) по предмету.
В данном случае на предмет "Специальная технология" учебным планом отведено 220 часов, тогда
(кабинета).
13. Потребность в лабораториях и мастерских для практических занятий проверяется по формуле, указанной в пункте 12 настоящей Методики.
14. Потребность в учебных самоходных машинах для практических занятий проверяется по формуле:
П=рnчФ,
где П - число учебных самоходных машин для индивидуальных практических занятий;
р - расчетное время по практическим занятиям;
n - число учащихся в учебной группе;
Ф - фонд времени использования самоходной машины, равный произведению числа недель (12) на недельную нагрузку в часах (36).
В данном случае на обучение приемам управления одноковшовыми экскаваторами учебным планом отведено 32 часа на одного обучаемого, тогда
(машины).
15. После анализа представленных в органы гостехнадзора документов проводится обследование материальной базы и средств обеспечения учебного процесса образовательного учреждения.
16. Образовательные учреждения для подготовки и переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов, машинистов самоходных машин должны располагать: учебными кабинетами (классами), лабораториями и мастерскими, оснащенными необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями, закрытой от движения площадкой или трактородромом, учебными самоходными машинами.
17. Перечень кабинетов, лабораторий и мастерских включает в себя: кабинеты основ рыночной экономики, техническому (общетехническому) и отраслевому курсу, специальной технологии, правилам дорожного движения и основам безопасности движения; лаборатории по устройству самоходных машин, устройству и техническому обслуживанию установленного навесного и смонтированного на машинах оборудования, прицепных и навесных машин, техническому обслуживанию самоходных машин; мастерскую для слесарных работ и тренажерный кабинет (класс).
18. Количество кабинетов (классов), лабораторий и мастерских по каждому предмету и учебной техники определяется расчетным путем в зависимости от среднегодового контингента по формулам, указанным в пунктах 11, 12 и 13 настоящей Методики.
19. Кабинеты (классы) для теоретических занятий должны иметь рабочее место (кафедру) преподавателя, классную доску, столы и стулья из расчета одновременной посадки 30 чел. и при необходимости демонстрационный стол для показа отдельных узлов и деталей, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; учебное оборудование в количестве, обеспечивающем полную и качественную отработку программного материала.
Лаборатории должны иметь учебные места для отработки заданий звеньями по всем темам предметов и оснащенные рабочим столом (верстаком), учебным оборудованием, комплектом инструментов, приборов и приспособлений, учебной документацией.
Учебные места и оборудование должны быть размещены с учетом рационального и полного использования полезной площади, а также требований технической эстетики, правил охраны труда и противопожарной безопасности, крупные механизмы и части самоходных машин установлены на подставки, действующие самоходные машины и двигатели в лабораториях, мастерских иметь вентиляцию и трубопроводы для отвода наружу отработавших газов.
20. Результаты расчетов потребности и наличия учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, самоходных машин государственный инженер-инспектор гостехнадзора сопоставляет с табличными данными и делает соответствующие выводы.
21. При экспертизе соответствия учебных площадей требованиям строительных и санитарно-гигиенических правил и норм необходимо руководствоваться СНиПами с учетом региональных поправок к ним (приложение N 5).
22. Государственным инженером-инспектором гостехнадзора проводится анализ качественного и количественного состава руководящих и инженерно-педагогических кадров образовательного учреждения. Изучаются личные дела руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения с целью установления соответствия профессионального образования кадров профилю подготавливаемых профессий, занимаемой должности и наличия необходимой квалификации.
23. Анализируется учебная документация на соответствие учебных планов профессиям и специальностям Перечню профессий учреждений начального профессионального образования для подготовки рабочих.
24. По итогам обследования образовательных учреждений и анализа представленных документов органами гостехнадзора составляется заключение по установленной форме (приложение N 7) и выдается свидетельство (приложение N 8).