Статус документа
Статус документа

      
РБ-153-18

     

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по обоснованию выбора варианта вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2018 г. N 666

Введено в действие с 29 декабря 2018 г.


Руководство по безопасности РБ-153-18 "Рекомендации по обоснованию выбора варианта вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии" (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пункта 13 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения" (НП-091-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 мая 2014 г. N 216; пунктов 6 и 7 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла" (НП-057-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 июня 2017 г. N 205; пункта 17 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов" (НП-007-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 сентября 2017 г. N 357; пункта 8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции" (НП-012-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 января 2017 г. N 5; пункта 24 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок" (НП-028-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 апреля 2017 г. N 108; пункта 34 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379.

________________

Руководство по безопасности разработано коллективом авторов в составе: А.С.Абакумова, В.В.Бочкарев, Р.Б.Шарафутдинов (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), А.В.Крянев, Д.С.Смирнов (НИЯУ "МИФИ").


Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выбору и обоснованию выбора варианта вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии при разработке концепции вывода из эксплуатации, программы и проектной документации вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии.

Выпускается впервые.

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по обоснованию выбора варианта вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии" (РБ-153-18) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пункта 13 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения" (НП-091-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 мая 2014 г. N 216; пунктов 6 и 7 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла" (НП-057-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 июня 2017 г. N 205; пункта 17 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов" (НП-007-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 сентября 2017 г. N 357; пункта 8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции" (НП-012-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 января 2017 г. N 5; пункта 24 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок" (НП-028-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 апреля 2017 г. N 108; пункта 34 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379.

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Ростехнадзора по выбору варианта вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии и оценке достаточности объема проведенных изысканий и научных исследований для обоснования варианта вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии.

3. Настоящее Руководство по безопасности распространяется на ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РАО), радиационные источники (далее - объекты использования атомной энергии, ОИАЭ).

Настоящее Руководство по безопасности не распространяется на радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, мобильные радиационные источники и радиационные источники на основе серийных радиоизотопных приборов, радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, а также пункты размещения, пункты консервации особых РАО и пункты захоронения РАО.

4. Настоящее Руководство по безопасности рекомендуется для применения в отношении ОИАЭ, находящихся на стадии эксплуатации (в том числе окончательно остановленных для вывода из эксплуатации), при выборе и обосновании выбора варианта вывода из эксплуатации (далее - ВЭ) для разработки и уточнения программы и проекта ВЭ по результатам комплексного инженерного и радиационного обследования (далее - КИРО).

5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обосновании выбранных способов для обеспечения безопасности.

II. Выбор и обоснование варианта вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии

6. Рекомендуется в концепции ВЭ рассматривать вариант "Ликвидация", реализуемый способами "Отложенная ликвидация" и "Немедленная ликвидация", вариант, предусматривающий создание пункта захоронения, а также их комбинации.

7. При сопоставлении рассмотренных в концепции ВЭ ОИАЭ возможных вариантов ВЭ для выбора конкретного варианта рекомендуется использовать методы многофакторного выбора на конечном множестве альтернатив (вариантов ВЭ ОИАЭ), с учетом следующего минимального набора факторов:

количественный показатель медико-социального обоснования соотношения "польза-вред" в соответствии с принципом обоснования;

технико-экономический показатель, связанный с реализацией каждого из рассматриваемых вариантов ВЭ.

8. Принятие решения о выборе варианта ВЭ ОИАЭ рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

идентификация вариантов ВЭ ОИАЭ, подлежащих оцениванию;

нормализация факторов;

оценка предпочтений;

оценка вариантов ВЭ ОИАЭ и предварительный выбор варианта ВЭ;

анализ чувствительности;

окончательный выбор варианта ВЭ ОИАЭ.

Идентификация вариантов вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии, подлежащих оцениванию

9. Для каждого варианта ВЭ ОИАЭ рекомендуется определять количественные значения каждого фактора. Для минимального набора факторов рекомендуется действовать в соответствии с пунктами 10-13 настоящего Руководства по безопасности.

10. Фактор по медико-социальному обоснованию соотношения "польза-вред" рекомендуется определять на основе количественных показателей пользы и вреда для здоровья в результате облучения при осуществлении деятельности. При этом для количественной оценки используется формула:

,   ,                                                  (1)

где: m - число рассматриваемых вариантов ВЭ ОИАЭ;

 - количественное значение первого фактора для j-го варианта ВЭ ОИАЭ;

- вред, наносимый здоровью людей (персонала ОИАЭ, населения) и окружающей среде от облучения, не устраненного защитными мерами при реализации j-го варианта ВЭ ОИАЭ;

- вред для здоровья в результате отказа от реализации j-го варианта ВЭ ОИАЭ. В простейшем случае может рассматриваться как вред для здоровья в результате отказа от ВЭ вообще.

При этом под вредом от облучения за одинаковые отрезки времени понимается сокращение числа человеко-лет жизни. В соответствии с санитарными правилами и нормативами СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115) (далее - ОСПОРБ-99/2010), облучение в коллективной эффективной дозе в 1 человеко-зиверт (далее - чел.-Зв) приводит к потере 1 человеко-года жизни. В настоящем Руководстве по безопасности мерой вреда для здоровья можно рассматривать коллективную эффективную дозу.

11. Расчет коллективной эффективной дозы рекомендуется проводить на основании сценариев, характерных для реализации каждого из рассматриваемых вариантов ВЭ.

12. В качестве минимального набора работ, комбинации которых используются в рассматриваемых вариантах ВЭ, рекомендуется руководствоваться примерным перечнем, приведенным в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

13. Технико-экономический показатель, связанный с реализацией каждого из рассматриваемых вариантов ВЭ, рекомендуется определять на основании сформированных наборов работ по формуле:

, ,                                                               (2)

     

где: m - число рассматриваемых вариантов ВЭ ОИАЭ;

    
       - количественное значение фактора 2 для j-го варианта ВЭ ОИАЭ;

s - число выполняемых работ для j-го варианта ВЭ ОИАЭ;

- расходы на выполнение k-ой работы для j-го варианта ВЭ ОИАЭ.          

14. Набор факторов может быть расширен с учетом конкретных характеристик ОИАЭ и места его расположения. При этом фактор не может быть выбран, если его количественное значение одинаково для всех вариантов ВЭ ОИАЭ.

15. Примерный перечень дополнительных факторов, рекомендуемых для оценки при рассмотрении различных вариантов вывода из эксплуатации и их комбинаций, представлен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.

16. Для количественного определения фактора, подразумевающего его наличие (отсутствие), рекомендуется использовать значение "0" в случае его отсутствия и значение "1" - в случае его наличия.

Нормализация факторов


При нормализации факторов осуществляется приведение факторов к безразмерной форме :

, , ,                                           (3)

     

где: m - число рассматриваемых вариантов ВЭ ОИАЭ;

n - число факторов, отобранных для сопоставления вариантов ВЭ ОИАЭ;

- максимальное значение i-го фактора всех m вариантов ВЭ ОИАЭ;

- минимальное значение i-го фактора всех m вариантов ВЭ ОИАЭ;

- ненормализованное (нормализируемое) значение i-того фактора для j-ого варианта ВЭ ОИАЭ.

При нормализации факторов рекомендуется учитывать качественное влияние значения фактора на выбор варианта ВЭ ОИАЭ следующим образом:

оставлять знак количественного значения нормализованного фактора положительным в случае, если предпочтительна минимизация фактора;

менять знак количественного значения нормализованного фактора на противоположный, если предпочтительна максимизация фактора.

Оценка предпочтений

18. На этапе оценки предпочтений проводится ранжирование факторов, количественные оценки их важности с учетом ранжирования, определяется многофакторная ценность каждого варианта ВЭ ОИАЭ.

19. Для каждого фактора рекомендуется определить их весовые коэффициенты, учитывающие важность этих факторов, используя классический метод парного сравнения факторов в порядке, изложенном ниже.

20. Составляется квадратная матрица парного сравнения факторов размерностью n, диагональным элементам (s=k) присваиваются значения "1", а остальным элементам матрицы (sk), независимо от варианта вывода из эксплуатации (то есть для любых j=1 …m), значения присваиваются следующим образом:

1, если фактор более важен, чем фактор

0, если фактор менее важен, чем фактор

0,5, если факторы   и имеют одинаковую важность



     
при s,


 (4)

     
где: m - число рассматриваемых вариантов ВЭ ОИАЭ;

n - число факторов, отобранных для сопоставления вариантов ВЭ ОИАЭ (размерность матрицы).

Важность факторов определяется экспертно, при расхождении мнений экспертов важность факторов определяется лицом, принимающим решение (одним человеком или группой людей, на которых лежит ответственность за принятое решение).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs