• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий



РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ

"МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА ГАЗА"

Утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2018 г. N 647

I. Общие положения

1.1. Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (далее - Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств"), утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. N 96, зарегистрированным Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный N 28138, требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306, зарегистрированным Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581, требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520, зарегистрированным Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605, требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538, зарегистрированным Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30855, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116, зарегистрированным Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный N 32326, и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, в том числе магистральных газопроводов (далее - ОПО МГ).

1.2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (далее - анализ риска аварий) в отношении объектов линейной части (далее - ЛЧ) и площадочных объектов ОПО магистрального трубопроводного транспорта газа.

Настоящее Руководство содержит рекомендации по методическим подходам, термины и определения, а также процедуре проведения и оформлению результатов количественного анализа риска аварий (далее - КолАР) на ОПО МГ, которые используются при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО МГ;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО МГ;

декларации промышленной безопасности ОПО МГ;

обоснования безопасности ОПО МГ;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО МГ;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

1.3. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО МГ. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО МГ.

1.4. В настоящем Руководстве используются термины, определения и сокращения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах жизненного цикла опасных производственных объектов магистральных газопроводов

2.1. Анализ риска аварий на ОПО МГ является элементом системы управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой циклическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО МГ и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа ОПО МГ.

2.2. Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:

объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО МГ;

сведений о наиболее опасных составляющих ОПО МГ;

сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОПО МГ и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;

обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;

обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО МГ.

2.3. Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО МГ различаются и конкретизируются для каждого этапа.

2.4. На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО МГ целями анализа риска аварий являются:

выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО МГ с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО МГ с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую природную среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей природной среды:

обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПМЛЛПА на проектируемом ОПО МГ;

обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций и т.п. на ОПО МГ;

обеспечение информацией в соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005), утверждённым приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893, зарегистрированным Минюстом России 17 января 2006 г., регистрационный N 7375, для разработки ДПБ в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки СТУ.

2.5. На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются:

выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО МГ;

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию.

2.6. На этапе эксплуатации ОПО МГ целями анализа риска являются:

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО МГ;

расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО МГ в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;

разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, уточнение ПМЛЛПАРуководство по безопасности ОПО МГ;

_________________

Руководство по безопасности При уточнении ПМЛЛПА должны использоваться готовые результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.

оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО МГ, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО МГ при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.

2.7. При реконструкции и техническом перевооружении ОПО МГ целями анализа риска являются:

обеспечение информацией для разработки ДПБ, перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО, ОБ или СТУ в составе проектной документации/документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО МГ;

выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО МГ;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО МГ с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных составляющих ОПО МГ (в том числе при декларировании промышленной безопасности);

уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, ПМЛЛПАРуководство по безопасности .

________________

Руководство по безопасности При уточнении ПМЛЛПА должны использоваться готовые результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.

2.8. При капитальном ремонте на ОПО МГ целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей ремонтных работ;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО МГ с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;

обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО МГ;

уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.

2.9. На этапах консервации и ликвидации ОПО МГ целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчёт показателей риска аварий с учётом этих опасностей;

обеспечение информацией для разработки ДПБ или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО МГ;

разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации ОПО МГ.

III. Структура показателей риска аварий

3.1. Показатели риска аварии на ЛЧ МГ и площадочных объектах количественно характеризуют опасность аварии, используются для ранжирования составляющих ОПО МГ по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО МГ (риск-ориентированный подход).

Перечень показателей риска, вводимых настоящим Руководством, приведен в таблице N 3.1, порядок их расчета предложен в разделах V, VI. Расчет не указанных в таблице N 3.1 итоговых показателей риска аварии (потенциального, индивидуального, коллективного, социального) рекомендуется осуществлять по формулам, изложенным в Руководстве по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденном приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144.

Таблица N 3.1

Показатели риска аварии, введенные настоящим Руководством

N

Показатель

Обозначение и единицы измерения

Примечание

1

Удельная ожидаемая частота аварий на n-ом участке (ПОУ) МГ

Руководство по безопасности ,

1/(1000 км·год)

2

Ожидаемая частота аварий на n-ом участке (ПОУ) МГ или на n-ой опасной составляющей площадочного объекта (ОСПО)

Руководство по безопасности , 1/год

3

Удельная ожидаемая частота аварий на участке технологического трубопровода

Руководство по безопасности , 1/(м·год)

4

Ожидаемая частота аварий на участке технологического трубопровода

Руководство по безопасности , 1/год

5

Ущерб от аварии (при реализации конкретного сценария аварии Сij)

Уij, руб.

Выполняется в соответствии с РД 03-496-02 "Методические

6

Средний ущерб от одной аварии на n-ом участке (ПОУ) МГ

Руководство по безопасности , руб.

рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных

7

Средний ущерб от одной аварии на k-ом МГ

Руководство по безопасности , руб.

производственных объектах"

8

Средний ущерб от одной аварии на n-ой составляющей площадочного объекта

Руководство по безопасности , руб.

(утвержден постановлением Госгортехнадзора России 29.10.2002 N 63) и настоящим

9

Средний ущерб от одной аварии на k-ом площадочном объекте

Руководство по безопасности , руб.

руководством. Полнота расчета (например, только прямого ущерба производству или только экологического ущерба) определяется задачами анализа риска

10

Годовой ожидаемый ущерб от аварий на n-ом участке МГ

Руководство по безопасности , руб./год

Определяется как математическое ожидание ущерба от возможных аварий на участке МГ за 1 календарный год его эксплуатации. Рассчитывается через ущерб от одной аварии и ожидаемую частоту аварий

11

Суммарный годовой ожидаемый ущерб от аварий на k-ом МГ

Руководство по безопасности , руб./год

Полнота расчета (например, только прямого ущерба

12

Годовой ожидаемый ущерб от аварий на n-ой составляющей площадочного объекта

Руководство по безопасности , руб./год

производству или только экологического ущерба) определяется задачами анализа

13

Суммарный годовой ожидаемый ущерб от аварий на k-ом площадочном объекте

Руководство по безопасности , руб./год

риска

IV. Основные этапы количественного анализа риска аварий

При проведении КолАР рекомендуется следовать основным этапам количественного анализа риска аварий на ОПО, которые приведены в Руководстве по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденном приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144.

V. Количественный анализ риска аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.1. Общий алгоритм количественного анализа риска аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.1.1. Общий алгоритм поэтапного количественного анализа риска аварий на ЛЧ МГ приведен в Руководстве по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденном приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144. Полнота выполнения этапов анализа определяется целями и задачами конкретного задания по анализу риска.

Алгоритмы выполнения этапов и подэтапов описаны в подразделах 5.2-5.9.

5.1.2. При проведении анализа риска аварий на ЛЧ МГ под аварией на ЛЧ МГ понимается разрыв газопровода на полное сечение с выбросом природного газа с воспламенением или без воспламенения в окружающую среду.

5.2. Планирование и организация работ

5.2.1. Исходными информационными материалами для выполнения этапа "Планирование и организация работ по анализу риска на ЛЧ МГ" являются:

ТЗ заказчика на выполнение работы, связанной с необходимостью проведения количественного анализа риска МГ;

информация о фоновом риске техногенных происшествий для населения и персонала в регионах размещения трасс(ы) анализируемого МГ, предельно допустимом риске для населения и персонала.

Последовательность выполнения этапа отражена в пунктах 5.2.2-5.2.6.

5.2.2. Анализ технического задания. Типовыми работами, указываемыми в ТЗ, как правило, являются:

разработка вновь ДПБ для действующих МГ;

разработка ДПБ, перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО в составе проектной документации, ОБ и/или СТУ в составе проектной документации/документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию МГ в целом или отдельного участка МГ;

разработка перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО в составе проектной документации, СТУ, ОБ в составе проектной документации на капитальный ремонт МГ в целом или отдельного участка МГ;

разработка паспортов безопасности на участки действующих МГ;

разработка ПМЛЛПА для проектируемых и действующих МГ;

проведение КолАР для отдельных участков действующих МГ для обоснования возможности строительства различных объектов вблизи трассы МГ и других целей.

В зависимости от вида указываемых в ТЗ работ определяются цели, задачи, глубина анализа риска и состав группы специалистов для выполнения КолАР в соответствии с пунктами 5.2.3, 5.2.4.

5.2.3. Определение цели, задач и глубины анализа риска проводится:

5.2.3.1. При разработке ДПБ, ОБ и паспортов безопасности для действующих МГ целью анализа риска является расчет всего спектра показателей риска для всех анализируемых участков МГ и разработка рекомендаций для эксплуатирующей организации по уменьшению риска эксплуатации МГ. Для реализации этих целей рекомендуется выполнять полный цикл КолАР с использованием методических подходов и математических моделей, приведенных или указанных в настоящем Руководстве.

5.2.3.2. При анализе риска на ранних стадиях проектирования МГ (стадии обоснования инвестиций) целью анализа риска является определение только части спектра показателей риска, как-то: характеристик и степени опасности обращающегося на МГ вещества, ожидаемой частоты аварий (на основе использования статистических данных по авариям на аналогичных МГ и построенного дерева отказов для анализируемого газопровода (приложение N 4 к настоящему Руководству)), размеров зон воздействия наиболее опасных поражающих факторов аварий, объемов ущерба и ожидаемого числа пострадавших среди населения на наиболее критичных участках трассы МГ, рассчитываемых для различных вариантов прокладки трассы МГ и вариантов предварительных технических решений по ЛЧ МГ с дальнейшей разработкой рекомендаций по размещению трассы и выбору оптимальных технических решений. Глубину анализа следует ограничить применением инженерных моделей расчета последствий аварий на ЛЧ МГ, ряд которых приведен или указан в настоящем Руководстве.

5.2.3.3. При разработке ДПБ, перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для ОПО в составе проектной документации, СТУ или ОБ в составе проектной документации на строительство и реконструкцию МГ в целом или отдельного участка МГ и тех же документов (кроме ДПБ) в составе проектной документации на капитальный ремонт целью анализа риска является расчет всех показателей риска (таблица N 1) и разработка рекомендаций по оптимизации технических решений с целью уменьшения риска МГ. Для реализации этих целей рекомендуется выполнить полный цикл КолАР в соответствии с требованиями раздела V настоящего Руководства.

5.2.3.4. При разработке ПМЛЛПА для ЛЧ МГ целью анализа риска является определение характерных сценариев аварий и оценка их последствий с дальнейшей разработкой организационно-технических мероприятий и плана действий персонала по локализации и ликвидации аварий. ПМЛЛПА следует разрабатывать с использованием готовых результатов анализа риска аварий из ДПБ МГ в части рассмотренных в ней сценариев аварий и размеров соответствующих зон поражения.

5.2.4. Необходимая численность специалистов в составе конкретной группы для выполнения КолАР определяется количеством анализируемых участков МГ с газопроводами-отводами в составе заказанной работы и требуемой (в соответствии с выявленными целями и задачами КолАР) глубиной анализа.

5.2.5. Описание анализируемого(ых) участка(ов) МГ и его окружения следует выполнять на основе анализа и систематизации следующих информационных материалов и исходных данных:

общие сведения об эксплуатирующей организации;

технологическая схема участка(ов) МГ с газопроводами-отводами;

план трасс(ы) участка(ов) МГ с газопроводами-отводами и прилегающей территории (с населенными пунктами, организациями, естественными и искусственными препятствиями, лесными и сельскохозяйственными угодьями);

перечень и конструктивно-технологические параметры газопровода(ов) (название, диаметр, давление, категория участка, протяженность, расстановка линейных кранов, данные по трубам и трубным сталям, изоляционным покрытиям);

описание природно-климатических условий района расположения газопровода(ов);

характеристики грунтов (коррозионные, механические, мерзлотные и др.) вдоль трасс(ы) газопровода(ов);

перечень и характеристики подземных переходов газопровода(ов) через дороги (автомобильные и железные);

сведения об идущих параллельно газопроводу(ам) авто- и железных дорогах, инженерных коммуникациях;

перечень и характеристики подводных переходов газопровода(ов);

перечень и характеристики воздушных переходов газопровода(ов);

перечень пересечений газопровода(ов) с инженерными коммуникациями;

перечень и характеристики наземного оборудования ЛЧ газопровода(ов);

технические характеристики системы линейной телемеханики;

описание и основные характеристики лесных угодий вдоль трасс(ы) газопровода(ов);

описание сельскохозяйственных угодий и распределения сельхозрабочих и сельхозтехники вдоль трасс(ы) газопровода(ов);

данные о размещении и численности населения близлежащих населенных пунктов;

данные о размещении и численности работников близлежащих организаций;

перечень опасных объектов сторонних организаций, которые могут явиться источником чрезвычайной ситуации для газопровода(ов);

численность, квалификация, режим работы и распределение обслуживающего персонала по трассе(ам) газопровода(ов);

данные об имевших место авариях на газопроводе(ах);

результаты диагностических обследований ЛЧ газопровода(ов).

5.2.6. Обоснование уровней допустимого риска как базы для сравнения с ними расчетных показателей риска после проведения КолАР рекомендуется выполнять отдельно для населения (третьих лиц) и производственного персонала.

Критерии допустимого (приемлемого) риска гибели людей при авариях на ОПО обосновываются в проектной документации исходя из условия не превышения индивидуального риска среднестатистических значений гибели людей в техногенных происшествиях (от неестественных причин).

5.3. Алгоритм идентификации опасностей с определением сценариев аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.3.1. При анализе риска МГ в качестве источника опасности идентифицируется непосредственно газопровод, транспортирующий опасное вещество - природный газ. Процедура идентификации в данном случае заключается в определении опасных свойств и параметров состояния транспортируемого газа, расчете количества природного газа в разных секциях МГ, определении возможных причин аварий на разных участках МГ, выделении наиболее опасных для потенциальных реципиентов участков трассы МГ (ПОУ) и определении расчётных сценариев аварий.

5.3.2. Состав исходных данных для выполнения данного этапа:

справочные материалы по характеристикам опасных веществ (приложение N 2 к настоящему Руководству);

технологическая схема участка(ов) МГ с газопроводами-отводами;

план трасс(ы) участка(ов) МГ с газопроводами-отводами и прилегающей территории;

перечень и конструктивно-технологические параметры газопровода(ов);

описание природно-климатических условий района расположения газопровода(ов).

Последовательность выполнения этапа отражена в пунктах 5.3.3-5.3.7.

5.3.3. На данном этапе "Определение опасных свойств транспортируемого газа" выявляются и перечисляются основные характеристики и опасные свойства природного газа, а также термодинамические параметры его состояния на анализируемом участке МГ в соответствии с таблицей N 5.1.

Таблица N 5.1

Характеристика опасного вещества

Наименование параметра

Значение параметра

Источник информации

1 Вид опасного вещества

(в соответствии с приложением N 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов")

2 Название вещества

2.1 химическое

2.2 торговое

3 Формула

3.1 эмпирическая

3.2 структурная

4 Состав, %

4.1 основной продукт

4.2 примеси

5 Общие данные

5.1 молекулярный вес

5.2 температура кипения, °С (при давлении 101 кПа)

5.3 плотность при 20°С, кг/мРуководство по безопасности

5.4 удельная теплота сгорания

6 Данные о взрывопожароопасности

6.1 температура вспышки, °С

6.2 температура самовоспламенения, °С

6.3 температура воспламенения, °С

6.4 пределы взрываемости

7 Данные о токсической опасности (класс опасности)

7.1 ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/мРуководство по безопасности

7.2 ПДК в атмосферном воздухе, мг/мРуководство по безопасности

7.3 летальная токсодоза Руководство по безопасности

7 4 пороговая токсодоза Руководство по безопасности

8 Реакционная способность

9 Запах

10 Коррозионное воздействие

11 Меры предосторожности

12 Информация о воздействии на людей

13 Средства защиты

14 Методы перевода вещества в безвредное состояние

15 Меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества

16 Давление (абс.) фактическое на участке газопровода (диапазон изменения участку*), МПа

17 Температура продукта фактическая зимняя на участке газопровода (диапазон изменения по участку), град. С

_______________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


     

5.3.4. Расчет количества природного газа в анализируемом(ых) газопроводе(ах) выполняется при решении вопроса о необходимости разработки ДПБ для рассматриваемого участка МГ, при разработке самой ДПБ, а также при определении класса опасности ОПО.

Расчет выполняется посекционно (отдельно для каждой секции газопровода между линейными кранами) с последующим суммированием полученных значений. Последовательность расчета приведена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

Примечание. Следует иметь в виду, что количество газа, как таковое, в секции газопровода или на участке между КС не является параметром, определяющим основные характеристики прямого поражающего воздействия при разгерметизации газопровода, а служит лишь критерием отнесения МГ к декларируемым ОПО и определяет максимально возможную длительность существования поражающих факторов при непринятии оперативных мер по локализации аварии.

5.3.5. Определение возможных причин и условий возникновения аварий на линейной части магистральных газопроводов.

Аварии на ЛЧ МГ происходят, как правило, по следующим причинам, определяемым источником воздействия на МГ и механизмом этого воздействия, приводящего к разгерметизации газопровода:

коррозионное растрескивание под напряжением (далее - КРН или стресс-коррозия);

подземная и атмосферная коррозия;

механические повреждения (строительной техникой, бурильным оборудованием, в результате взрывных работ, актов вандализма и терроризма);

дефекты труб, оборудования и материалов во время их изготовления, транспортировки и СМР;

внутренняя коррозия и эрозия;

циклические нагрузки, приводящие к усталостному разрушению;

природные воздействия (подвижки грунта из-за оползней, селей, карстов, землетрясений, размывов, морозного пучения и др. процессов, эффекты растепления многолетнемерзлых грунтов, обводнение траншей);

нарушения правил технической эксплуатации МГ;

неисправность оборудования, приборов и средств автоматизации, технологической связи, телемеханизации, АСУ ТП;

противоправные действия.

На данном подэтапе идентификации опасностей при анализе конкретного участка МГ рекомендуется из приведенного списка причин выделить ожидаемые причины аварий применительно именно к этому участку газопровода с учетом реальных условий его эксплуатации и местных действующих факторов окружающей среды, а также с учетом имеющихся статистических данных о причинах и условиях возникновения имевших место ранее аварий на аналогичных по конструктивно-технологическим параметрам и условиям эксплуатации участках МГ. Данный подэтап может рассматриваться как подготовительный для этапа оценки ожидаемой частоты аварий на анализируемом участке МГ с учетом влияния различных факторов на газопровод (пункт 5.4.1 настоящего Руководства).

5.3.6. Предварительная идентификация ПОУ на МГ.

Под ПОУ МГ на данном этапе анализа понимаются участки трассы МГ, аварии на которых могут привести к значительному социально-экономическому ущербу (гибели и травмированию людей), ущербу дорогостоящим компонентам имущественного комплекса и природной среды, а также участки, на которых при техническом диагностировании выявлено значительное количество дефектов.

Выделение ПОУ на трассе анализируемого МГ проводится с помощью плана трассы МГ с прилегающей территорией с учетом данных из технологической схемы МГ.

В качестве ПОУ в первую очередь выделяются:

а) участки МГ, вблизи которых на расстоянии не более 0,5 км от оси МГ расположены населенные пункты, отдельные общественные здания и места массового скопления людей.

Расположение и длина каждого такого участка определяются следующим образом. Серединой участка является точка пересечения с осью МГ перпендикуляра, проведенного к оси МГ из ближайшей к МГ точки рассматриваемого населенного пункта (здания, места скопления людей). Длина участка определяется выражением:

Руководство по безопасности , (5.1)

где Руководство по безопасности - дальность распространения от места аварии превалирующего поражающего фактора аварии на МГ (тепловой радиации от пожара), км;

Руководство по безопасности - расстояние от оси МГ до ближайшей к МГ точке населенного пункта (здания, места скопления людей), км.

б) участки МГ, вблизи которых на расстоянии не более 0,5 км от оси МГ расположены комплексы зданий, сооружений, оборудования сторонних организаций. Расположение и длина участков определяется, как сказано в подпункте "а";

в) подземные переходы через автомобильные и железные дороги и примыкающие к ним участки МГ длиной по Руководство по безопасности км в обе стороны от переходов, где Руководство по безопасности - см. формулу (5.56).

Дополнительно в качестве ПОУ рекомендуется рассматривать следующие участки:

а) участки МГ, проходящие по обрабатываемым сельскохозяйственным угодьям;

б) участки МГ, вблизи которых на расстоянии не более 0,5 км от оси МГ расположены лесные угодья;

в) участки МГ, на которых расположены площадки крановых узлов, газоизмерительные станции, включая участки длиной Руководство по безопасности в обе стороны по трассе МГ от мест расположения наземного оборудования;

г) подводные переходы МГ с береговыми размываемыми участками;

д) участки пересечений МГ с различными трубопроводами, включая участки МГ длиной Руководство по безопасности в обе стороны от мест пересечений;

е) участки МГ, на которых когда-либо имели место разрывы и свищи или по результатам диагностирования обнаружены опасные дефекты в стенке трубы;

ж) участки МГ, примыкающие к компрессорным станциям со стороны нагнетания.

Рекомендуется обозначить на плане трассы МГ границы всех ПОУ для дальнейшего анализа, определить километраж их границ по трассе МГ и пронумеровать ПОУ порядковыми номерами.

Следующие этапы и подэтапы КолАР проводятся для каждого выделенного на трассе МГ ПОУ.

5.3.7. Определение расчетных сценариев аварий на линейной части магистральных газопроводов.

5.3.7.1. Применительно к ЛЧ МГ сценарий аварии в обобщенном виде кратко описывается следующим образом: разгерметизация газопровода с выбросом (истечением) природного газа в окружающую среду Руководство по безопасности взаимодействие потока газа с компонентами ОС и его физико-химические трансформации в ОС (физическое проявление аварии) Руководство по безопасности воздействие поражающих факторов на реципиентов Руководство по безопасности поражение реципиентов.

Сценарный анализ рекомендуется строить по иерархической схеме, включающей группы сценариев Руководство по безопасности и входящие в них расчетные сценарии Руководство по безопасности , Руководство по безопасности , Руководство по безопасности , где i - номер группы сценариев, j - номер сценария в i-ой группе.

5.3.7.2. Группа сценариев аварии - это совокупность сценариев, характеризующихся одним и тем же типом физических проявлений аварии.

Наибольшая энергия при аварии на МГ выделяется при горении газа, с чем связаны и наиболее тяжелые последствия аварии. По этой причине воспламенение или невоспламенение газа определяет следующие наиболее значимые при анализе риска типы физических проявлений аварии на МГ, различающиеся, кроме факта горения/не горения, еще и характером истечения газа:

горение относительно низкоскоростного вертикального или наклонного шлейфа ("колонны") газа, образовавшегося в результате смешения двух струй газа, истекающих из концов разорвавшегося газопровода в едином грунтовом котловане (как правило, в "твердых" грунтах с высокой связностью);

горение двух свободных высокоскоростных струй газа (настильных, т.е. с углом наклона оси факела к горизонту не более 8°-10°, или наклонных, т.е. с углом наклона к горизонту более 8°-10°), истекающих из двух концов (плетей) разрушенного газопровода, вырванных из грунта (как правило, из "слабонесущего" грунта с низкой связностью) на поверхность земли (для подземного МГ) или сорванных с опор (для надземного участка МГ);

рассеивание без воспламенения низкоскоростного шлейфа газа, истекающего из грунтового котлована;

рассеивание без воспламенения двух свободных высокоскоростных струй газа (настильных или с некоторым углом наклона к горизонту).

В соответствии с указанными типами физических проявлений аварии на ЛЧ МГ рекомендуется учитывать следующие 4 группы сценариев (таблица N 5.2 настоящего Руководства).

Таблица N 5.2

Группы сценариев аварий на ЛЧ МГ

Обозначение и название группы

Группа сценариев (типовая последовательность событий)

Поражающие факторы

Руководство по безопасности "Пожар в котловане" ("Пожар колонного типа")

Разрыв газопровода Руководство по безопасности образование котлована в грунте (как правило, в нормальных ("твердых") грунтах) Руководство по безопасности образование первичной ВУВ за счет расширения компримированного газа в атмосфере Руководство по безопасности разлет осколков трубы и фрагментов грунта Руководство по безопасности истечение газа из котлована в виде "колонного" шлейфа Руководство по безопасности воспламенение истекающего газа с образованием "столба" пламени в форме, близкой к цилиндрической Руководство по безопасности образование при воспламенении газа вторичной, незначительной по поражающему воздействию, ВВС Руководство по безопасности попадание людей, сооружений, оборудования ЛЧ МГ, транспорта, растительности в зону радиационного термического воздействия от пожара Руководство по безопасности гибель или получение людьми ожогов различной степени тяжести, а также травм от воздействия ВУВ или ВВС, осколков; уничтожение или повреждение перечисленных выше материальных объектов и элементов природной среды; загрязнение атмосферы продуктами сгорания.

Разлет осколков, ВУВ, тепловое излучение от пламени, токсичные продукты сгорания

Руководство по безопасности "Струевое пламя"

Разрыв газопровода Руководство по безопасности "вырывание" плетей разрушенного газопровода из грунта на поверхность (как правило, "в слабонесущих" грунтах) Руководство по безопасности образование первичной ВУВ Руководство по безопасности разлет осколков трубы и фрагментов грунта Руководство по безопасности истечение газа из газопровода в виде двух независимых высокоскоростных струй Руководство по безопасности воспламенение истекающего газа с образованием двух струй пламени, горизонтальных или наклонных (вверх) Руководство по безопасности образование при воспламенении газа вторичной, незначительной по поражающему воздействию, ВВС Руководство по безопасности попадание людей, сооружений, оборудования ЛЧ МГ, транспорта, растительности в зоны динамического напорного воздействия струй газа, прямого или радиационного термического воздействия от пожара Руководство по безопасности гибель или получение людьми ожогов различной степени тяжести, а также травм от воздействия ВУВ или ВВС, осколков; уничтожение или повреждение перечисленных выше материальных объектов и элементов природной среды; загрязнение атмосферы продуктами сгорания.

Разлет осколков, ВУВ, скоростной напор струи, прямое воздействие пламени, тепловое излучение от пламени, токсичные продукты сгорания

Руководство по безопасности "Рассеивание низкоскоростного шлейфа газа"

Разрыв газопровода Руководство по безопасности образование котлована в грунте (как правило, в нормальных ("твердых") грунтах) Руководство по безопасности образование ВУВ Руководство по безопасности разлет осколков трубы и фрагментов грунта Руководство по безопасности истечение газа из газопровода в виде колонного шлейфа Руководство по безопасности рассеивание истекающего газа без воспламенения Руководство по безопасности попадание людей, сооружений, оборудования ЛЧ МГ, транспорта в зону барического воздействия или газового облака Руководство по безопасности получение людьми травм и повреждение указанных выше материальных объектов в результате воздействия ВУВ и/или осколков; асфиксия людей при попадании в газовое облако; загрязнение атмосферы природным газом.

Разлет осколков, ВУВ, попадание природного газа в атмосферу

Руководство по безопасности "Рассеивание двух струй газа"

Разрыв газопровода Руководство по безопасности вырывание плетей разрушенного газопровода из грунта на поверхность (как правило, в "слабонесущих" грунтах) Руководство по безопасности образование ВУВ Руководство по безопасности разлет осколков трубы и фрагментов грунта Руководство по безопасности истечение газа из газопровода в виде двух свободных независимых струй Руководство по безопасности рассеивание истекающего газа без воспламенения Руководство по безопасности попадание людей, сооружений, оборудования ЛЧ МГ, транспорта в зону барического, напорного, осколочного воздействия или газового облака Руководство по безопасности получение людьми травм и повреждение указанных выше материальных объектов в результате воздействия ударной волны и/или скоростного напора струи и/или осколков; асфиксия людей при попадании в газовое облако; загрязнение атмосферы природным газом.

Разлет осколков, ВУВ, скоростной напор струи, попадание природного газа в атмосферу

5.3.7.3. Расчетный j-ый сценарий Сij i-ой группы сценариев - это один из вариантов реализации соответствующей типовой последовательности из приведенной выше таблицы. Такая конкретная реализация может определяться рядом факторов, проклассифицированных в таблице N 5.3 в соответствии с их влиянием на характер поступления газа в атмосферу ("функцию источника") и на особенности распространения опасных веществ или энергии (например, тепловой радиации, волн сжатия) в окружающей среде.

Таблица N 5.3

Факторы, определяющие сценарии аварии на ЛЧ МГ

Фактор

Характер влияния

Факторы, влияющие на "функцию источника"

1 Расположение места аварии относительно КС и линейных запорных кранов

Влияет на интенсивность и продолжительность истечения газа из концов разорвавшегося МГ

2 Давление в МГ (в месте разрыва) до аварии

Определяет интенсивность истечения газа, величину избыточного давления при расширении сжатого газа

3 Время от момента разгерметизации до перекрытия аварийной секции (время идентификации аварии + время остановки ГПА и закрытия линейных кранов)

Влияет на продолжительность аварийного истечения газа

4 Геометрия взаимного расположения концов разрушенного МГ в котловане или на поверхности земли

Влияет на особенности динамического взаимодействия струй истекающего из двух концов МГ газа, а следовательно, - на форму пламени при колонном пожаре или направление независимых горящих струй при струевом горении

Факторы, влияющие на распространение опасных веществ и потоков энергии в окружающей среде

5 Метеорологические факторы:

скорость и направление ветра, класс стабильности атмосферы, влажность воздуха

Определяют различные варианты дисперсии газа, задают угол и направление наклона пламени; влажность воздуха определяет проницаемость атмосферы для тепловой радиации

6 Шероховатость поверхности вблизи места разрыва

Влияет на особенности рассеивания струи или шлейфа газа

7 Распределение по территории, прилегающей к МГ других опасных объектов

Влияет на вероятность реализации каскадного развития аварии

8 Степень оперативности и грамотности действий персонала и аварийных спецслужб по локализации аварии и зон ее воздействия

Влияют на продолжительность аварии, ход ее развития и размеры зон воздействий

Часть перечисленных факторов являются детерминированными, поскольку связаны с конкретными местными условиями, существующими на анализируемом ПОУ МГ. К ним относятся: расположение ПОУ относительно КС и линейных кранов, фактическое давление газа на ПОУ, шероховатость поверхности. Значения этих факторов для определения расчетного сценария задаются из массива фиксированных исходных данных, описывающих рассматриваемый ПОУ.

Остальные факторы являются случайными величинами, к ним, относятся: угол и направление наклона пламени пожара, время перекрытия линейных кранов. Возможные комбинации именно этих факторов определяют многообразие сценариев аварий в составе той или иной группы.

Формирование набора расчетных сценариев для каждого ПОУ можно выполнять путем варьирования значений следующих факторов (таблица N 5.4).

Таблица N 5.4

Некоторые задающие факторы для формирования расчетных сценариев

Задающий фактор

На какую группу сценариев распрост-

раняется

Возможные значения фактора

Срабатывание линейных кранов

Руководство по безопасности

Закрываются оба крана с пом. ААЗК на границах аварийной секции МГ через

Руководство по безопасности =2 мин

Закрывается один кран на границе аварийной секции МГ через

Руководство по безопасности =2 мин, ГПА не отключаются

Краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение

Руководство по безопасности >2 мин

-

Геометрия "Пожара в котловане" - Lф/Dэф*

Руководство по безопасности

2

4

Скорость ветра, м/c

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности

0

5

10

-

Направление ветра

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности

С

В

Ю

З

Угол отклонения осей двух струй газа от проектного положения оси МГ в вертикальной плоскости, град

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности

На 8 град. вверх (настильные струи)

На 15 град. вверх (наклонные струи)

Угол отклонения осей двух струй газа от проектного положения оси МГ в горизонтальной плоскости, град

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности

0

+15, -15

(т.е. в разные стороны от оси МГ)

+15, +15 обе струи в одну сторону от оси МГ

-15, -15, обе струи в одну сторону от оси МГ

Класс стабильности атмосферы по Паскуиллу

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности

А, В, С, D, Е, F

Длина разрыва газопровода

Руководство по безопасности

От 6 до 75 м в зависимости от диаметра МГ (таблица N 5.8)

* Руководство по безопасности - длина пламени; Руководство по безопасности - эффективный диаметр пожара (очага горения); Руководство по безопасности - время отключения кранов.

Все вышеперечисленные задающие факторы опосредованно или напрямую влияют на конфигурацию и размеры зоны воздействия - термического, токсического, барического, механического (от осколков). Поэтому в конечном итоге каждый идентифицированный в ходе анализа риска МГ расчетный сценарий аварии будет отличаться от другого в общем случае конфигурацией и размерами зоны воздействия доминирующего поражающего фактора этого сценария и, соответственно, ущербом.

5.3.7.4. При использовании Руководства можно определить число расчетных сценариев путем задания различных комбинаций значений всех или части факторов из таблицы N 5.4 настоящего Руководства.

Рекомендуемый минимальный набор расчетных сценариев приведен в таблице N 5.5 настоящего Руководства.

Таблица N 5.5

Рекомендуемый минимальный набор расчетных сценариев

Группа сценариев

Краткая характеристика расчетного сценария в точке разрыва МГ

Руководство по безопасности "Пожар в котловане"

Руководство по безопасности : После разрыва МГ краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение Руководство по безопасности >2 мин, скорость ветра 0 м/c Руководство по безопасности Вертикальный горящий "цилиндр" с Руководство по безопасности =2

Руководство по безопасности : После разрыва МГ краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение Руководство по безопасности >2 мин, скорость ветра 10 м/c, направление ветра - перпендикулярно направлению оси МГ, вправо по ходу газа Руководство по безопасности Наклонный "правый" горящий "цилиндр" с Руководство по безопасности =2

Руководство по безопасности : После разрыва МГ краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение Руководство по безопасности >2 мин, скорость ветра 10 м/c, направление ветра - перпендикулярно направлению оси МГ, влево по ходу газа Руководство по безопасности Наклонный "левый" горящий "цилиндр" с Руководство по безопасности =2

Руководство по безопасности "Струевое пламя"

Руководство по безопасности : После разрыва МГ краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение Руководство по безопасности >2 мин. Имеют место 2 настильные свободные струи горящего газа, направленные в противоположных направлениях вдоль оси МГ с общей условной точкой истечения

Руководство по безопасности "Рассеивание низкоскоростного шлейфа газа"

Руководство по безопасности : После разрыва МГ краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение Руководство по безопасности >2 мин, скорость ветра 15 м/c, класс устойчивости - D Руководство по безопасности Рассеивающийся шлейф газа

Руководство по безопасности "Рассеивание двух струй газа"

Руководство по безопасности : После разрыва МГ краны на границах аварийной секции не закрываются, ГПА не отключаются в течение Руководство по безопасности >2 мин. Имеют место 2 настильные струи газа, направленные в противоположных направлениях вдоль оси МГ с общей условной точкой истечения с дальнейшим рассеиванием в атмосфере. Скорость ветра 0 м/c

5.3.7.5. При дальнейшем анализе сформированный на данном этапе набор расчетных сценариев {Руководство по безопасности } рассматривается на каждом ПОУ трассы МГ как полная группа несовместных событий при возникновении разрыва газопровода в каждой рассматриваемой точке ПОУ.

5.3.7.6. Состав расчетных сценариев аварий на подводных переходах МГ через естественные и искусственные водные преграды зависит от конструкции и технологии строительства дюкера, а также от глубины водоема в месте возникновения разрыва МГ.

При этом в любом случае среди возможных поражающих факторов аварии на подводном переходе при проведении КолАР учитываются только те поражающие факторы, которые определены в таблице N 5.3 настоящего Руководства для аварий на сухопутных участках. Следующие возможные поражающие факторы аварии на подводном переходе: волна сжатия в воде, высокоскоростная газоводная струя в воде или при выходе на поверхность воды, гравитационная волна на поверхности воды, бурун в зоне выхода газа на поверхность не учитываются из-за ограниченных масштабов их действия по сравнению с факторами, указанными в таблице N 5.3 настоящего Руководства.

5.3.7.7. Для подводных переходов, выполненных традиционным методом прокладки трубы в траншее по дну водоема, при рассмотрении аварий на береговых участках, а также пойменных или подводных участках в русловой части с глубиной воды не более 5 м состав расчетных сценариев аварии совпадает с составом расчетных сценариев для сухопутных участков МГ в рамках групп Руководство по безопасности , Руководство по безопасности , Руководство по безопасности , Руководство по безопасности .

5.3.7.8. Для подводных переходов, выполненных традиционным методом прокладки трубы в траншее по дну водоема, при рассмотрении аварий на подводных участках с глубиной воды более 5 м состав расчетных сценариев аварии ограничивается сценариями из групп Руководство по безопасности ("Пожар колонного типа") и Руководство по безопасности ("Рассеивание низкоскоростного шлейфа газа"). При этом из состава возможных поражающих факторов аварии исключаются разлет осколков и воздушная волна сжатия.

5.3.7.9. Для подводных переходов, выполненных методом горизонтально-направленного бурения с конструкцией "труба в трубе", состав расчетных сценариев аварии ограничивается сценариями из групп Руководство по безопасности ("Струевое пламя") и Руководство по безопасности ("Рассеивание струи газа"). При этом, независимо от места разрыва трубы в пределах перехода, принимается, что выход газа в атмосферу имеет место только из концов кожуха в виде одной настильной струи на каждом берегу при одинаковых интенсивностях истечения газа из обоих концов кожуха.

5.4. Алгоритм оценки ожидаемых частот возникновения аварий и реализации сценариев аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.4.1. Оценка ожидаемых частот возникновения аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.4.1.1. При оценке (прогнозировании) ожидаемых частот аварий на ЛЧ МГ рекомендуется учитывать:

статистические данные по количеству, частоте и причинам аварий на газопроводах с разными технико-технологическими параметрами, эксплуатирующихся в разных ГТО;

влияние на вероятность нарушения целостности МГ различных внешних и внутренних факторов: природно-климатических условий, технико-технологических, эксплуатационных и возрастных параметров МГ, антропогенных (связанных с промышленно-хозяйственной деятельностью, плотностью населения) и других факторов, изменяющихся, как правило, вдоль трассы МГ.

5.4.1.2. Для оценки (прогнозирования) в рамках проведения КолАР ожидаемых частот аварий на произвольных участках МГ рекомендуется применять методические подходы, использующие принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на газопроводах газотранспортной компании (ДО, корпорации, страны) с помощью системы коэффициентов и/или балльных оценок, учитывающих неравнозначное на разных участках трасс МГ влияние на газопровод упомянутых в пункте 5.4.1.1 разнородных факторов.

К преимущественному применению рекомендуется подход, реализующий балльно-факторную оценку ожидаемой частоты аварий на участке газопровода, изложенный в приложении N 5 настоящего Руководства и использующий принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на ЛЧ МГ ЕСГ РФ Руководство по безопасности (выраженной в количестве аварий на 1000 км в год и определенной за последние 10 лет) с помощью специально выстроенной системы из 7 групп факторов влияния с установленными экспертным путем весовыми коэффициентами и шкалами балльных оценок факторов применительно как к сухопутным участкам, так и к подводным переходам МГ. Учитываемые факторы влияния условно разделены на "угрожающие" и "защищающие". К первым относятся внешние агрессивные условия и воздействия окружающей природной и социальной среды, нарушения эксплуатационных требований, ко вторым - конструктивно-технологические решения и комплекс эксплуатационных организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение целостности газопровода.

5.4.1.3. В рамках КолАР балльно-факторную оценку ожидаемых удельных частот аварий (Руководство по безопасности ) на линейной части анализируемого МГ рекомендуется выполнять применительно к заранее выделенным ПОУ данного МГ (пункт 5.3.7). Рассчитанные для каждого ПОУ значения Руководство по безопасности заносятся в таблицу (таблица N 5.6 с примером ее заполнения).

Таблица N 5.6

Ожидаемые удельные частоты аварий на потенциально опасных участках МГ

Номер (n) и положение ПОУ на трассе МГ, км-км

1

км502,34-км503,45

2

км512,14-км514,00

n

км515,05-км516,32

n

км517,09-км518,20

Руководство по безопасности , 1/(1000 км·год)

0,241

0,125

...

0,452

...

0,653

5.4.1.4. Ожидаемая частота Руководство по безопасности (1/год) возникновения аварии на n-ом ПОУ длиной Ln определяется по формуле

Руководство по безопасности ,

где Руководство по безопасности - ожидаемая удельная частота аварий на n-ом ПОУ, 1/(1000 км·год);

Руководство по безопасности - длина n-го ПОУ, км.

5.4.2. Оценка условных вероятностей и ожидаемых частот реализации расчетных сценариев аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.4.2.1. На данном подэтапе КолАР для каждого ПОУ определяются условные вероятности Руководство по безопасности реализации каждого расчетного сценария Руководство по безопасности (при условии, что произошел разрыв МГ-событие А) из набора {Руководство по безопасности }, образующего полную группу несовместных событий, с учетом имеющихся на данном ПОУ условий и факторов, влияющих на возможность реализации того или иного расчетного сценария Руководство по безопасности .

5.4.2.2. Расчет условных вероятностей Руководство по безопасности реализации расчетных сценариев Руководство по безопасности аварии выполняется по следующим формулам:

- для сценариев из групп Руководство по безопасности , Руководство по безопасности (с возгоранием газа);

Руководство по безопасности , i=1, 2, (5.2)

- для сценариев из групп С3, С4 (без возгорания газа);

Руководство по безопасности , i=3, 4, (5.3)

где А - событие, состоящее в возникновении аварии (разрыва МГ);

В - событие, состоящее в возгорании истекающего газа сразу после разрыва МГ;

Руководство по безопасности - событие, состоящее в отсутствии возгорания истекающего газа после разрыва МГ;

Ci - событие, состоящее в реализации хотя бы одного из сценариев группы Ci;

Руководство по безопасности - событие, состоящее в реализации конкретного j-го сценария группы Ci;

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности - условные вероятности, соответственно, возгорания и отсутствия возгорания газа при условии, что произошел разрыв МГ;

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности - условные вероятности реализации хотя бы одного из сценариев группы Сi при условии, что произошло (не произошло) возгорание истекающего из разрыва МГ газа;

Руководство по безопасности , Руководство по безопасности - условные вероятности реализации конкретного сценария Сij при условии реализации группы Ci при аварии с возгоранием и при аварии без возгорания, соответственно.

При определении условных вероятностей рекомендуется строить дерево событий. На рисунке 5.1 показан пример упрощенного дерева событий с нанесенными значениями условных вероятностей промежуточных событий применительно к авариям на МГ с условным диаметром 1400 мм. События, относящиеся к каждому узлу ветвления дерева, образуют полную группу событий с суммой условных вероятностей, равной 1.

5.4.2.3. Для определения условных вероятностей Руководство по безопасности , Руководство по безопасности загорания/незагорания газа рекомендуется использовать статистические данные по относительным частотам загорания/незагорания газа при разрыве МГ, зависящим, как правило, от условного диаметра МГ. В графах 2 и 3 таблицы N 5.7 приведены рекомендуемые базовые значения статистических условных вероятностей загорания/незагорания газа.

Руководство по безопасности

Рисунок 5.1. Упрощенное дерево событий для идентификации сценариев аварий на МГ (здесь Руководство по безопасности - условные вероятности реализации событий, указанных в блоках дерева (значения вероятностей приведены для МГ с Ду 1400 мм))

Таблица N 5.7

Вероятностные характеристики аварий на МГ

Dу, мм

Условная вероятность

Условная вероятность

Условные вероятности реализации групп С1, С2, С3, С4 сценариев аварий

Руководство по безопасности

загорания газа

Руководство по безопасности

незагорания газа

С1 - "Пожар в котловане"

("Пожар колонного типа")

Руководство по безопасности

С2 - "Струевое пламя"

Руководство по безопасности

С3 - "Рассеивание низкоскорост-

ного шлейфа газа"

Руководство по безопасности

С4 - "Рассеивание 2-х струй газа"

Руководство по безопасности

1

2

3

4

5

6

7

1400

0,72

0,28

0,2

0,8

0,2

0,8

1200

0,74

0,26

0,3

0,7

0,3

0,7

1000

0,6

0,4

0,4

0,6

0,4

0,6

700

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

500

0,3

0,7

0,7

0,3

0,7

0,3

300 и менее

0,1

0,9

0,95

0,05

0,95

0,05

Указанные базовые значения вероятностей Руководство по безопасности и Руководство по безопасности загорания/незагорания газа рекомендуется корректировать с помощью коэффициента kзаг, зависящего от имеющего место на данном ПОУ конкретного типа грунта, количества каменистых включений в нем, способных при соударении в потоке газа воспламенить газ

Руководство по безопасности , (5.4)

Руководство по безопасности , (5.5)

где Руководство по безопасности =1,3 - для грунтов с каменистыми включениями;

Руководство по безопасности =1,2 - для глин;

Руководство по безопасности =1,0 - для суглинков;

Руководство по безопасности =0,7 - для торфяников, льдистых структур, песков.

В таблице N 5.7 (в графах 4, 5, 6, 7) также приведены полученные экспертным путем рекомендуемые базовые значения условных вероятностей реализации групп сценариев Руководство по безопасности , Руководство по безопасности , Руководство по безопасности , Руководство по безопасности для МГ разных диаметров. Указанные базовые значения корректируются с помощью коэффициента Руководство по безопасности , зависящего от имеющей место на данном ПОУ степени связности или несущей способности грунта, и определяются по формулам

Руководство по безопасности , (5.6)

Руководство по безопасности , (5.7)

Руководство по безопасности , (5.8)

Руководство по безопасности . (5.9)

где Руководство по безопасности =1,3 - для грунтов с высокой связностью (глины, скальные грунты). Если при домножении на Руководство по безопасности значение Руководство по безопасности или Руководство по безопасности превышает 1, то оно принимается равным 1;

Руководство по безопасности =1,0 - для грунтов со средней связностью (суглинки);

Руководство по безопасности =0,7 - для грунтов с низкой связностью (торфяники).

Условные вероятности Руководство по безопасности , Руководство по безопасности реализации конкретных расчетных сценариев внутри каждой группы рекомендуется определять с помощью статистических данных по относительной частоте реализации различных возможных значений задающих факторов (например, из числа перечисленных в таблице N 5.5), участвующих в формировании набора сценариев. Например, условная вероятность Руководство по безопасности реализации сценария Руководство по безопасности (таблица N 5.6) при условии, что реализовался пожар в котловане (Руководство по безопасности ), определяется как повторяемость скорости ветра в требуемом диапазоне скоростей (например, 8-12 м/с) с указанным направлением, получаемая из метеоданных.

Пример расчета условной вероятности реализации сценария С12 (рисунок 5.2)

Руководство по безопасности . (5.10)

5.4.2.4. Абсолютная частота реализации расчетного сценария Руководство по безопасности на n-ом участке МГ длиной Руководство по безопасности определяется по формуле

Руководство по безопасности , (5.11)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа"

Название документа: Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа"

Вид документа: РБ

Принявший орган: Ростехнадзор

Статус: Действующий

Дата принятия: 26 декабря 2018

Дата начала действия: 26 декабря 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах