• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

УТВЕРЖДЕН

приказом Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 24 декабря 2018 года N 640

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 1170 "Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2018 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года N 7);

Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года N 1);

приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2017 года N 577 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.

Государственный надзор в угольной промышленности

Надзор в угольной промышленности осуществлялся на 97 угольных шахтах, 279 угольных разрезах и 107 обогатительных фабриках.

К поднадзорным объектам угольной промышленности I класса опасности относятся 97 угольных шахт; II класса опасности - 199 угольных разрезов и 101 объект обогащения угля; III класса опасности - 61 угольный разрез и 6 объектов обогащения угля; IV класса опасности - 19 угольных разрезов.

За 9 месяцев 2018 года на опасных производственных объектах угольной промышленности произошли 4 аварии в угольных шахтах и 13 несчастных случая со смертельным исходом, из них: в угольных шахтах - 9; при ведении открытых горных работ - 4.

Распределение аварий по видам, также несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года представлено в таблице.

Вид аварии и несчастных случаев со смертельным исходом

За 9 месяцев смертельно травмированных при подземных работах/открытых горных работах/ работах на поверхности

2017 год

2018 год

Взрыв (горение, вспышки) газа и угольной пыли

-

-

Обрушение

2/1/-

3/-/-

Транспорт

2/-/-

3/-/-

Воздействие машин и механизмов

5/-/1

2/2/-

Электроток

-/1/-

-/2/-

Внезапный выброс угля и породы, газа

1/-/-

-

Затопление горной выработки, прорыв воды

1/-/-

-

Буровзрывные работы

-

1/-/-

Разрушения зданий, сооружений, техн. устройств

-

-

Пожар

-

-

Горный удар

-

-

Падения

-

-

Отравление, удушье

-

-

Итого

11/2/1

9/4/-

Анализ аварийности, смертельного травматизма и групповых несчастных случаев в угольной промышленности за 9 месяцев 2018 года

Удельный показатель смертельного травматизма за 9 месяцев 2018 года составил 0,04 чел./млн т (за аналогичный период 2017 года - 0,046 чел./млн т).

Основными причинами аварий и смертельных несчастных случаев являются:

неудовлетворительная организация производства работ;

нарушение технологического процесса;

недостаточный уровень организации и осуществления производственного контроля;

недостатки в обучении работников при ненадлежащем допуске к производству работ;

нахождение пострадавших в опасной зоне;

недостатки в организации обучения персонала безопасным методам и приёмам выполнения работ;

несогласованные действия работников;

несоблюдение требований проектно-технической и эксплуатационной документации.

За 9 месяцев 2018 года на ОПО угольной промышленности проведено 5629 проверок соблюдения обязательных требований промышленной безопасности, из них: плановых - 75; внеплановых - 488; в рамках режима постоянного государственного надзора - 5066.

В ходе проверок выявлено 40676 нарушений требований промышленной безопасности. По итогам проверок на нарушителей наложено 6157 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 508 раз, временный запрет деятельности - 519 раз. Всего было наложено 5622 административных штрафа на общую сумму 209864 тыс. рублей.

В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю), типовыми (массовыми) являются:

несоблюдение требований проектной документации;

применение в производственной деятельности неисправных технических устройств;

несоблюдение работниками требований в части прохождения инструктажей по промышленной безопасности.

несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью.

несоблюдение требований документации завода-изготовителя при эксплуатации и обслуживании технических устройств.

Нормативное правовое регулирование

В результате анализа правоприменительной практики, обращений в Ростехнадзор поднадзорных организаций и граждан в 2018 году внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утверждённые приказом Ростехнадзора от 31 октября 2016 года N 449 (приказ Ростехнадзора от 21 марта 2018 года N 120, зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018 года, рег. N 50822);

Приказом Ростехнадзора от 25 сентября 2018 года N 459 (зарегистрирован в Минюсте России 17 октября 2018 года, рег. N52445) внесены изменения в:

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах", утверждённые приказом Ростехнадзора от 31 октября 2016 года N 451;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках", утверждённые приказом Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 463;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах", утверждённые приказом Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 462;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", утверждённые приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 года N 550;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода", утверждённые приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2012 года N 704;

Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах, утверждённое приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 года N 678;

Нормативные требования по применению способов и схем проветривания угольных шахт, утверждённые приказом Ростехнадзора от 31 мая 2011 года N 262.

Цель внесения изменений - адаптация нормативных актов к современным условиям развития угольной промышленности с учётом требований законодательства Российской Федерации.

Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли

За 9 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли зарегистрированы 2 аварии, а также 22 несчастных случая со смертельным исходом.

За отчетный период в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведена 1831 проверка, из них плановых - 207, внеплановых - 554, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 1070.

В ходе проверок выявлено 7775 правонарушений. По результатам проверок наложено 864 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 36 раз, временный запрет деятельности - 23 раза.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 736 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 53674,8 тыс. рублей.

В ходе анализа результатов проверок поднадзорных организаций за 9 месяцев 2018 года выявлены типовые и массовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

нарушения требований в организации и осуществлении производственного контроля, противопожарной защиты и готовности к локализации и ликвидации аварий (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, связанные с эксплуатацией шахтных подъемных установок, самоходного и рельсового транспорта (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения по выполнению крепления горных выработок, производству закладочных работ и профилактике горных ударов (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, связанные с организацией и осуществлением газового (пылевого) режима и проветривания (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения порядка эксплуатации горнотранспортных машин и оборудования (эксплуатация техники с истекшим нормативным сроком, отсутствие своевременных экспертных обследований, приемочных испытаний, нарушение порядка продления срока службы технических устройств, несоблюдение требований по применению и ремонту взрывобезопасного оборудования (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушение установленных требований эксплуатации электрооборудования (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации).

Ростехнадзором ведется постоянная работа по разъяснению вступивших в силу в 2014 году Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года N 599, зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 года, рег. N 32935).

В настоящее время приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2018 года N 580 "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переоаботке твердых полезных ископаемых", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 года N 599" направлен в Минюст России на регистрацию.

Федеральный государственный надзор за металлургическими и коксохимическими объектами

В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрирован 1121 опасный производственный объект металлургической и коксохимической промышленности, эксплуатацию которых осуществляют 731 поднадзорная организация.

К I классу опасности относятся 26 объектов, ко II классу опасности - 273.

К числу основных технических устройств, эксплуатируемых на объектах металлургического производства, относятся: доменные печи для производства чугуна - 40, электродуговые печи для производства стали - 676, прокатные станы - 240.

За 9 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах металлургической и коксохимической промышленности произошли одна авария и 10 несчастных случаев со смертельным исходом.

Все зарегистрированные случаи смертельного травматизма произошли на объектах II и III классов опасности.

За 9 месяцев 2018 года на объектах металлургической и коксохимической промышленности Ростехнадзором проведено 827 проверок соблюдения требований промышленной безопасности, из них: плановых - 173, внеплановых - 353, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 301.

В ходе проверок выявлено 3840 правонарушений. По результатам проверок наложено 470 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 10 раз, временный запрет деятельности - 5 раз.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 447 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 42353 тыс. рублей.

Основными причинами аварий и несчастных случаев явились нарушение технологии металлургических процессов и неудовлетворительная организация производства работ.

По результатам проверок поднадзорных опасных производственных объектов выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования;

нарушения режима ведения технологического процесса;

низкое качество производственного контроля;

нарушение порядка регистрации технических устройств.

На предприятиях проводится определенная работа по техническому перевооружению и реконструкции изношенного оборудования, зданий и сооружений, но модернизация производств и замена морально и физически устаревшего оборудования осуществляются не в требуемых объемах.

Наиболее часто задаваемыми вопросами при обращении в Ростехнадзор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются:

порядок выполнения требований Положения о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 января 2012 N 44 (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2012 года, рег. N 23411);

необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности на объектах металлургической и коксохимической промышленности;

выполнение положений о категорийности опасных производственных объектов, указанных в п.4 Приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Федеральный государственный надзор за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения

В области обращения взрывчатых материалов (ВМ) осуществляют деятельность 900 поднадзорных организаций.

В 2018 году эксплуатировалось 588 поверхностных складов взрывчатых материалов, 107 подземных складов и 192 передвижных склада взрывчатых материалов.

Взрывчатые материалы промышленного назначения изготавливаются на 155 стационарных пунктах (цехах, заводах) изготовления, а также в местах применения передвижного смесительно-зарядного оборудования (507 комплектов).

За 9 месяцев 2018 года проведены 943 проверки выполнения требований промышленной безопасности при обращении с ВМ, из них плановых - 198;внеплановых - 338; проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 407.

В ходе проверок выявлено 1833 нарушения обязательных требований. По результатам проверок на нарушителей наложено 329 административных наказаний. В 3 случаях за нарушение обязательных требований приостанавливалось действие разрешения на применение ВМ. В качестве профилактической меры выдано 16 предостережений.

Всего за 9 месяцев 2018 года наложено 314 административных штрафов на сумму 25330 тыс. рублей.

За отчетный период выявлено 9 утрат ВМ, в том числе 6 хищений.

Хищения ВМ умышленно совершены персоналом организации с целью их дальнейшей продажи. Большинство хищений было выявлено в подземных выработках, что указывает на ослабление уровня промышленной безопасности и обеспечения сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения.

За 9 месяцев 2018 года на объектах производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения произошло 4 аварии и 3 несчастных случая со смертельным исходом.

Основная часть аварий (3 аварии) произошла при ведении подземных горных работ в ОАО "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" в шахте Естюнинская (Свердловская область); на Удачнинском ГОК ПАО "АЛРОСА" (Республика Саха (Якутия); в АО "Комбинат КМАруда" в шахте им. Губкина (Белгородская область).

При анализе результатов проверок поднадзорных организаций, проведенных в 2018 году, выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

нарушения технологии ведения взрывных работ, ведение взрывных работ с нарушением требований нормативной документации (ответственность по статье 9.2. КоАП Российской Федерации);

отсутствие контроля за обращением ВМ со стороны руководителей взрывных работ (ответственность по статье 9.2. КоАП Российской Федерации);

нарушения правил обращения со взрывчатыми материалами, указанных в нормативной документации; (ответственность по статье 9.2. КоАП Российской Федерации);

нарушение условий безопасного хранения взрывчатых материалов, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (перегруз склада, хранение взрывчатых материалов в местах, не предназначенных для этой цели) (ответственность по статье 9.2. КоАП Российской Федерации);

В результате анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности выявлена нерешенная проблема при оформления лицензии в организациях. Организациями для получения лицензии по виду работ "хранение взрывчатых материалов промышленного назначения" зачастую заключаются договоры аренды части хранилища, одного хранилища в составе общего склада.

Однако в соответствии с пунктами 4 а и 6 а Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 года N 1102, лицензионным требованием к соискателю лицензии и лицензиату является наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов, не являющихся объектами жилищного фонда и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, а также соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения заявленных работ.

Так как часть хранилища не является "помещением, зданием, сооружением или иным объектом", а лишь частью объекта, данные условия хранения не позволят организациям-заявителям выполнить лицензионные требования и получить лицензию на осуществление деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения.

Маркшейдерский контроль и надзор за безопасным недропользованием

В рамках осуществления полномочий по маркшейдерскому контролю и надзору за безопасным недропользованием Ростехнадзором за 9 месяцев 2018 года проведено 832 проверки, в ходе которых выявлено 2815 нарушений установленных требований. По результатам проверок наложено 451 административное наказание.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 22108 тыс. рублей.

К характерным нарушениям требований в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и маркшейдерского обеспечения горных работ следует отнести:

несоблюдение требований по технологии ведения работ при реализации технических проектов, планов развития горных работ, иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами (ответственность по пункту 2 статьи 7.3; пункту 1 статьи 8.10 КоАП Российской Федерации);

несвоевременное переоформление горноотводной документации (ответственность по пункту 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации);

нарушение лицензионных требований и условий при производстве маркшейдерских работ (ответственность по пункту 3 статьи 14.1, пунктам 2, 3 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации);

нарушение технических требований и условий по производству маркшейдерских работ (ответственнсть по статье 7.2; пункту 2 статьи 8.10 КоАП Российской Федерации);

нарушения установленного порядка ведения работ по ликвидации (консервации) объектов недропользования (ответственность по пункту 2 ст.8.10 КоАП Российской Федерации);

невыполнение в срок предписаний органов государственного горного надзора (ответственность по статье 19.5 КоАП Российской Федерации);

Наиболее частые обращения в Ростехнадзор недропользователей по вопросам маркшейдерского контроля и безопасного недропользования касаются применения положений нормативных правовых актов в области:

оформления (переоформления) горноотводной документации;

регистрации горноотводной документации;

рассмотрения планов развития горных работ;

ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами;

маркшейдерского обеспечения горных работ;

лицензирования производства маркшейдерских работ.

Центральным аппаратом Ростехнадзора разработаны и проходят правовую и антикоррупционную экспертизу проекты административных регламентов Ростехнадзора:

по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ;

по предоставлению государственной услуги по оформлению документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода;

по предоставлению государственной услуги по согласованию задания на разработку проекта округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения;

по предоставлению государственной услуги по согласованию положений о службе главного маркшейдера.

Федеральный государственный надзор на объектах нефтегазодобывающей промышленности

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 7768 опасных производственных объектов (ОПО) нефтегазодобычи, в том числе:

I класса опасности - 515 ОПО;

II класса опасности - 1085 ОПО;

III класса опасности - 4256 ОПО;

IV класса опасности - 1912 ОПО.

За 9 месяцев 2018 года на объектах нефтегазодобывающей промышленности произошло 6 аварий, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий уменьшилось на 10 (62%).

Предварительный экономический ущерб от аварий, произошедших за 9 месяцев 2018 года, составил 39 млн 501 тыс.руб. (за 9 месяцев 2017 года - 1 млрд 427 млн 501 тыс.руб.).

За отчетный период 2018 года травмировано в результате несчастных случаев 10 человек, из них: смертельно - 7. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество случаев смертельного травматизма увеличилось на 2 случая.

За 9 месяцев 2018 года зарегистрировано 2 групповых несчастных случая, что на 4 случая меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Распределение аварий по видам на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленностиза 9 месяцев 2017 и 2018 годов

Виды аварий

Число аварий

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

+ /-

Кол-во

%

Кол-во

%

Открытые фонтаны и выбросы

9

56

3

50

-6

Взрывы и пожары на объектах

3

19

0

0

-3

Падение буровых (эксплуатационных) вышек, разрушение их частей

0

0

1

17

+1

Прочие (разрушение технических устройств, разливы нефтесодержащей жидкости)

4

25

2

33

-2

Всего

16

100

6

100

-10

Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных объектах нефтегазодобывающе промышленности по травмирующим факторам за 6 месяцев 2017 и 2018 годов

Травмирующие факторы

Количество несчастных случаев со смертельным исходом

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

+/-

Коли-

чество

%

Коли-

чество

%

Термическое воздействие

2

40

2

28

0

Падение с высоты

1

20

0

0

-1

Токсичные вещества

0

0

2

28

+2

Разрушенные технические устройства

2

40

3

44

+1

Всего

5

100

7

100

+2

За 9 месяцев 2018 года аварии произошли на объектах нефтегазодобывающей промышленности, поднадзорных Средне-Поволжскому и Северо-Уральскому управлениям Ростехнадзора (по 2 аварии), Приволжскому и Западно-Уральскому управлениям Ростехнадзора (по 1 аварии).

Групповые несчастные случаи со смертельным исходом (2 случая) произошли в результате аварий, произошедших на опасных производственных объектах, поднадзорных Средне-Поволжскому и Приволжскому управлениям Ростехнадзора.

Анализ результатов технических расследований аварий показывает,что основными причинами возникновения аварий явились:

внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, - 1 случай;

ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства газоопасных, огневых и ремонтных видов работ, а также организации работ по обслуживанию оборудования, - 5 случаев.

Авария, причиной которой явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, произошла в ООО "Башнефть-Добыча".

Аварии, причиной которых явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства газоопасных, огневых и ремонтных видов работ, а также организации работ по обслуживанию оборудования произошли в ООО "Ульяновскнефтегаз", в ООО "Кынско Часельское нефтегаз", в АО "Самаранефтегаз", в ОАО "Варьеганнефть", ПАО "Татнефть".

Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2018 года было проведена 2941 (за 9 месяцев 2017 года - 4351) проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе: плановых - 203; внеплановых - 1961; в рамках режима постоянного государственного надзора - 777.

За 9 месяцев 2018 года отмечается существенное снижение количества плановых проверок (на 42%) и увеличение количества внеплановых проверок (в 2,6 раза) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

По результатам проверок выявлено 9600 нарушений требований промышленной безопасности.

Основными характерными нарушениями являются:

отсутствие документов, подтверждающих право собственности на недвижимость, входящую в состав опасных производственных объектов предприятий;

отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

проведение реконструкции опасных производственных объектов с нарушениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;

отсутствие учета инцидентов, несвоевременная передача оперативных сообщений об авариях;

разработка технологических регламентов эксплуатации опасных производственных объектов без учета требований проектной документации, а также перечня параметров, определяющих опасность процессов и подлежащих дистанционному контролю.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 853 (за 9 месяцев 2017 года - 1091). Административная приостановка деятельности применялась 2 раза. Всего по результатм проверок наложено 838 административных штрафов на общую сумму 66098 тыс. рублей.

Федеральный государственный надзор на объектах нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектах нефтепродуктообеспечения

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 4625 опасных производственных объектов нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и объектов нефтепродуктообеспечения (ОПО), в том числе:

I класса опасности - 408 ОПО;

II класса опасности - 454 ОПО;

III класса опасности - 3477 ОПО;

IV класса опасности - 286 ОПО.

За 9 месяцев 2018 года на ОПО произошло 8 аварий, что на 4 аварии меньше, чем за тот же период 2017 года.

Общий предварительный ущерб от аварий значительно снизился и за 9 месяцев 2018 года составил 3600 тыс. рублей (за 9 месяцев 2017 года ущерб составил 415313 тыс. рублей).

Распределение аварий по видам на опасных производственных объектах за 9 месяцев 2017-2018 годов

Виды аварий

Число аварий

9 мес. 2018 г.

9 мес. 2017 г.

+/-

%

%

Взрыв

2

25

1

8

+ 1

Пожар

5

62,5

10

84

- 6

Выброс опасных веществ

1

12,5

1

8

0

Всего

8

100

12

100

- 5

Аварии, произошедшие в результате действий третьих лиц, в отчетном периоде не зарегистрированы.

За 9 месяце 2018 года произошло 4 несчастных случая со смертельным исходом, из них связанных:

с получением ожогов, несовместимых с жизнью, - 3,

с отравлением парами углеводородов - 1.

Аварии были зарегистрированы на ОПО, поднадзорных Центральному управлению (2 аварии), Приволжскому управлению (3 аварии), Средне-Поволжскому управлению (2 аварии), Северо-Восточному управлению (1 авария).

Несчастные случаи со смертельным исходом зафиксированы на опасных производственных объектах, поднадзорных Центральному управлению (1 случай), Приволжскому управлению (2 случая), Средне-Поволжскому управлению (1 случай).

Анализ результатов законченных технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий за 9 месяцев 2018 года явились:

внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств (аварии в ПАО "Органический синтез", АО "Куйбышевский НПЗ", АО "Новокуйбышевский НПЗ"), - 3 случая;

ошибки персонала, связанные с нарушением требований по организации и производству опасных работ, работ по обслуживанию оборудования (аварии в АО "Серпуховская нефтебаза", ФГКУ "Прожектор", АО "Нижнекамскнефтехим"), - 3 случая.

В целях профилактики аварийности и смертельного травматизма на поднадзорных объектах Ростехнадзор (Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса) размещает на официальном сайте Ростехнадзора информацию об авариях, произошедших на опасных производственных объектах в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий".

В течение 9 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО, проведено 2028 проверок соблюдения требований промышленной безопасности (за аналогичный период 2017 года проведено 2587 проверок).

За 9 месяцев 2018 года отмечается снижение на 15% количества внеплановых проверок (за 9 месяцев 2018 года - 869, за 9 месяцев 2017 года - 1032).

Количество проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, снизилось на 4 % (за 9 месяцев 2018 года - 686, за 9 месяцев 2017 года - 714).

Существенно снизилось (на 27%) количество плановых проверок (за 9 месяцев 2018 года - 316, за 9 месяцев 2017 года - 437).

Количество выявленных нарушений требований промышленной безопасности по итогам проверок снизилось на 38% (за 9 месяцев 2018 года - 12525, за 9 месяцев 2017 года - 20361).

За отчетный период характерными нарушениями требований промышленной безопасности явились:

отсутствие автоматических систем управления технологическими процессами и противоаварийной автоматической защиты;

неудовлетворительная организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, зданий и сооружений, в том числе работ повышенной опасности;

несвоевременное проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, а также их эксплуатация при отклонении регламентированных параметров при ведении технологических процессов;

отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов;

неудовлетворительное ведение и оформление эксплуатационной документации (после проведения ремонтов и испытаний оборудования);

неудовлетворительная организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенных проверок, составило 1113, среди них 27 административных приостановлений деятельности, 38 предупреждений. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 120167 тыс. рублей, в том числе на юридических лиц - 102444 тыс. рублей, на должностных лиц - 16619 тыс. рублей.

Федеральный государственный надзор на объеках магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществлялся в отношении 4133 опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта, из них:

I класса опасности - 636;

II класса опасности - 3059;

III класса опасности - 356;

IV класса опасности - 82.

За 9 месяцев 2018 года на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 7 аварий, что на 2 аварии больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Предварительный экономический ущерб от аварий составил 132900 тыс. рублей.

Распределение аварий по видам трубопроводов за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года

Трубопроводы

Число аварий 9 мес. 2017 г.

Число аварий 9 мес. 2018 г.

Газопроводы

4

6

Нефтепроводы

1

1

Нефтепродуктопроводы

0

0

Аммиакопроводы

0

0

Всего

5

7

Распределение случаев смертельного травматизма по видам трубопроводов за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года

Отрасли промышленности

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

Газопроводы

0

0

Нефтепроводы

2

0

Нефтепродуктопроводы

0

0

Аммиакопроводы

0

0

ПХГ

0

0

Всего

2

0

За 9 месяцев 2018 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта случаев смертельного травматизма не зарегистрировано.

Распределение аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта по видам за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года

Причины аварий

Число аварий

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

+/-

Повреждения при проведении работ в охранной зоне

0

1

+1

Неисправность и износ оборудования

4

6

+2

Ошибки персонала

1

0

-1

Всего

5

7

+2

Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года

Травмирующие факторы

Число несчастных случаев со смертельным исходом

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

+/-

%

%

Термическое воздействие

1

100

0

0

-1

Разрушенные технические устройства

1

100

0

0

-1

Всего

2

100

0

100

-2

Аварии зарегистрированы на опасных производственных объектах, поднадзорных Средне-Поволжскому управлению (1 авария), Волжско-Окскому управлению (1 авария), Нижне-Волжскому управлению (1 авария), Северо-Уральскому управлению (1 авария), Северо-Западному управлению (1 авария), Центральному управлению (1 авария) и Сибирскому управлению (1 авария).

Анализ предварительных результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами аварий за 9 месяцев 2018 года явились:

внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств (6 случаев);

внешние факторы, связанные с повреждением трубопровода при проведении работ в охранной зоне (1 случай),

Аварии, причиной которых явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, произошли в ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Газпром трансгаз Югорск", АО "Транснефть-Приволга", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром трансгаз Москва".

Аварии, причиной которых явились внешние опасные факторы, связанные с повреждением трубопровода при проведении работ в охранной зоне, произошли в АО "Омскгазстройэксплуатация".

Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта, размещается на официальном сайте Ростехнадзора.

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2018 года проведено 2155 проверок объектов магистрального трубопроводного транспорта (за 9 месяцев 2017 года - 2850), выявлено и предписано к устранению 6521 нарушение требований промышленной безопасности (за 9 месяцев 2017 года - 6784).

В рамках режима постоянного государственного контроля (надзора) на объектах магистрального трубопроводного транспорта проведено 1731 мероприятие по контролю (за 9 месяцев 2017 года - 2377).

За 9 месяцев 2018 года отмечено снижение показателей выявления нарушений требований промышленности безопасности на поднадзорных объектах. В результате проведенных проверок выявлено 6521 нарушение требований промышленной безопасности (за 9 месяцев 2017 года - 6784).

Характерными нарушениями требований промышленной безопасности явились:

неудовлетворительная организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, зданий и сооружений, в том числе работ повышенной опасности;

несвоевременное проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, а также их эксплуатация при отклонении регламентированных параметров при ведении технологических процессов;

отсутствие аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов;

неудовлетворительное ведение и оформление эксплуатационной документации (после проведения ремонтов и испытаний оборудования);

неудовлетворительная организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

По результатам проверок наложено 927 административных наказаний (за 9 месяцев 2017 года - 978), в том числе административных штрафов - 921. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 27427 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось 2 раза.

Федеральный государственный надзор на объектах газораспределения и газопотребления

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 60197 опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, в том числе:

I класса опасности - 3;

II класса опасности - 1142;

III класса опасности - 1868;

IV опасности - 57184.

В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью 933402 км снабжают газом 19005 поднадзорных промышленных предприятий, 438 тепловых электрических станций, 57289 газовых отопительных и производственных котельных.

За 9 месяцев 2018 года на объектах газораспределения и газопотребления произошло 15 аварий (за 9 месяцев 2017 года - 34).

Экономический ущерб от аварий составил 18809 тыс. рублей (за 9 месяцев 2017 года - 25292 тыс. рублей).

За 9 месяцев 2018 года количество травмированных в результате аварии составило 2 человека (случаи смертельного травматизма не зарегистрированы). В результате несчастного случая, не связанного с аварией, погиб один человек.

За аналогичный период 2017 года количество травмированных в результате группового несчастного случая составило 11 человек, один человек травмирован смертельно.

Распределение аварий на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления по видам за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года

Виды аварий

Число аварий

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

+/-

%

%

Механические повреждения подземных газопроводов

19

55

4

28

-15

Механические повреждения газопроводов автотранспортом

3

9

1

6

-2

Повреждения в результате природных явлений

3

9

0

0

-3

Коррозионные повреждения наружных газопроводов

0

0

4

28

+4

Разрывы сварных стыков

0

0

1

6

+1

Утечка газа, выход из строя оборудования в ГРП (ШРП), газопотребляющего оборудования

3

9

0

0

-3

Взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла

2

6

2

13

0

Неисправность оборудования СУГ

2

6

1

6

-1

Иные

2

6

2

13

0

Всего

34

100

15

100

-19

Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления по видам за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года

Травмирующие факторы

Число несчастных случаев со смертельным исходом

9 мес. 2017 г.

9 мес. 2018 г.

+/-

%

%

Отравления продуктами неполного сгорания газа

0

0

1

100

+1

В результате взрыва газовоздушной смеси

1

100

0

0

-1

Всего

1

100

1

100

0

За 9 месяцев 2018 года аварии произошли на объектах газораспределения и газопотребления, поднадзорных Кавказскому управлению (6 аварии), Центральному управлению (2 аварии), Верхне-Донскому управления (2 аварии), Приволжскому управления (2 аварии), Северо-Западному управлению (1 авария), Северо-Кавказскому управлению (1 авария) и Сахалинскому управлению (1 авария).

Несчастный случай со смертельным исходом зафиксирован на опасном производственном объекте, поднадзорном Северо-Западному управлению Ростехнадзора.

Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились:

внешние опасные факторы, связанные с механическим повреждением газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций (4 аварии);

механические повреждения газопроводов автотранспортом (1 авария);

разрыв сварного стыка (1 авария);

внутренние опасные факторы, связанные с коррозионным повреждением газопровода (4 аварии);

неисправность оборудования СУГ (1 авария);

иные причины (2 аварии);

ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации производства опасных работ (взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла (2 аварии).

Аварии, причинами которых явились механические повреждения газопроводов вследствие нарушения Правил охраны газораспределительных сетей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878) и наезда автотранспорта, произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (1 авария); ООО МХО "РАССВЕТ" (1 авария); АО "Сахалинская нефтяная компания" (1 авария); ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (2 аварии).

Авария, причиной которой явились разрывы сварного стыка, произошла на объекте газораспределения и газопотребления, эксплуатируемом АО "Газпром газораспределение Нальчик".

Аварии, причинами которых явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации производства работ при розжиге газоиспользующих установок, произошли в котельных, эксплуатируемых МУП "Калининградтеплосеть" (1 авария); ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" (1 авария).

Аварии, причинами которых явились повреждения газопровода в результате коррозионных повреждений, произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Махачкала" (1 авария); ОАО "Даггаз" (1 авария); АО "Газпром газораспределение Нальчик" (2 аварии).

Авария, причиной которой явилась неисправность оборудования СУГ, произошла на объекте газораспределения и газопотребления, эксплуатируемом ИП Мирзаев З.И.

Аварии по иным причинам произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Казэнерго" (1 авария); ООО "Регион" (1 авария).

Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объектах в 2018 году, размещена на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса".

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2018 года проведено 11537 проверок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления (за 9 месяцев 2017 года - 13782). Выявлено 34009 нарушений обязательных требований (за 9 месяцев 2017 года - 42075).

Характерными нарушениями требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, выявленными в ходе проведения проверок, явились:

эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на объектах, за пределами назначенных показателей эксплуатации этих зданий, сооружений и технических устройств (назначенного срока службы или назначенного ресурса) без проведения экспертизы промышленной безопасности;

неудовлетворительная организация производственного контроля за своевременным и качественным проведением комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

нарушение требований по организации и проведению газоопасных работ;

нарушение сроков исполнения выданных предписаний.

За 9 месяцев 2018 года по результатам проверок административное приостановление деятельности применялось 144 раза, временный запрет деятельности - 49 раз. Предупреждение выносилось в 499 случаях. Количество наложенных административных штрафов составило 3717 на общую сумму 295845 тыс. рублей.

Федеральный государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011) и "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013). Надзор на опасных объектах, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов.

При осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011) и "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013), за опасными объектами, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов, применяются следующие основные нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (приказ Ростехнадзора от 25 марта 2014 года N 116, зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2014 года, рег. N 32326);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, рег. N 31036);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог" (приказ Ростехнадзора от 22 ноября 2013 года N 563, зарегистрирован в Минюсте России 17 января 2014 года, рег. N 31036);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах" (приказ Ростехнадзора от 13 января 2014 года N 9, зарегистрирован в Минюсте России 26 марта 2014 года, рег. N 31737);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" (приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2014 года N 42, зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2014 года, рег. N 32252);

Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах" (приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2016 года N 490, зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2016 года).

Нормативные правовые акты, устанавливающие требованияк эксплуатации оборудования, разработаны центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением государственного строительного надзора) во исполнение распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 2 августа 2011 года N 1371-р "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором" в целях реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором.

За 9 месяцев 2018 года на опасных производственных объектах, работающих под избыточным давлением, произошло 3 аварии (за аналогичный период 2017 года - 5 аварий). Все аварии зафиксированы на ОПО III класса опасности.

В отчетном периоде 2018 года в процессе производственной деятельности на поднадзорных объектах, работающих под избыточным давлением, произошло 2 случая смертельного травматизма в результате аварий (в аналогичном периоде 2017 года зафиксированы 4 случая смертельного травматизма).

За 9 месяцев 2018 года Ростехнадзором проведено 3975 проверок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, работающих под давлением (за 9 месяцев 2017 года - 5815), из них: плановых - 961, внеплановых - 2859, в режиме постоянного государственного надзора - 195. Выявлено 17347 правонарушений (за 9 месяцев 2017 года - 22671).

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, составило 1613. Административное приостановление деятельности применялось 51 раз, временный запрет деятельности - 31. Предупреждение выносилось 191 раз.

По результатам проверок наложен 1371 административный штраф на сумму 105672 тыс. рублей.

За 9 месяцев 2018 года на опасных производственных объектах, на которых используются подъемные сооружения, произошло 36 аварий (за аналогичный период 2017 года - 25), из них:

на ОПО II класса опасности - 3;

на ОПО III класса опасности - 1;

на ОПО IV класса опасности - 22;

на ОПО без класса опасности - 10.

В отчетном периоде 2018 года при использовании подъемных сооружений произошло 22 случая смертельного травматизма (за аналогичный период 2017 года - 31), из них:

на ОПО III класса опасности - 1;

на ОПО IV класса опасности - 20;

на ОПО без класса опасности - 1.

За 9 месяцев 2018 года Ростехнадзором проведено 5746 проверок соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения (за 9 месяцев 2017 года - 6042), из них; плановых - 119; внеплановых - 5590; в режиме постоянного государственного надзора - 37.

По результатам проверок выявлено 17574 правонарушения (за 6 месяцев 2017 года - 17122). Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, составило 2411.

Административное приостановление деятельности применялось 299 раз, временный запрет деятельности - 186. Предупреждение выносилось 428 раз.

На нарушителей обязательных требований наложено 1684 штрафа на сумму 140948 тыс. рублей.

К типовым нарушениям, выявляемым при осуществлении контрольной надзорной деятельности, относятся:

эксплуатация оборудования за пределами расчетного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;

эксплуатация опасных производственных объектов без получения (переоформления) соответствующей лицензии;

невыполнение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по ведению учета и анализа причин инцидентов при эксплуатации опасного производственного объекта с принятием мер по недопущению их в дальнейшем;

непредоставление информации о технических устройствах, применяемых на опасном производственном объекте, в составе сведений, характеризующих объект, при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в процессе эксплуатации;

ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также оборудования, не соответствующего требованиям технических регламентов и статье 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

допуск к работе неквалифицированного персонала, не прошедшего обучение и стажировку, назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;

применение на опасном производственном объекте технических устройств, не оборудованных автоматикой безопасности, предохранительными устройствами и технологическими защитами;

отсутствие у эксплуатирующей организации документов, подтверждающих наличие опасного производственного объекта на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо других законных основаниях (договор аренды и т.д.);

выполнение ремонта технических устройств с применением комплектующих, не прошедших подтверждение соответствия и не соответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства;

необоснованное снижение рабочего давления сосудов (СУГ) в целях снижения класса опасности опасного производственного объекта;

работа технических устройств с выявленными в процессе эксплуатации дефектами (трещинами, деформациями, недопустимым износом (утонением) толщин стенок элементов оборудования, в том числе по причине коррозионного износа и др.), несвоевременное принятие мер по устранению выявленных дефектов;

нарушение сроков (периодичности) проведения технических освидетельствований, технического диагностирования оборудования;

непроведение при эксплуатации опасных производственных объектов, в состав которых входят подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

нарушение требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

несоблюдение обязательных требований безопасности, установленных техническим регламентом, руководством по эксплуатации изготовителя при эксплуатации лифтов, подъемных платформ, в том числе отсутствие подтверждения проведения оценки соответствия (периодического технического освидетельствования);

эксплуатация лифтов, отработавших назначенный срок службы, без проведения обследования с целью определения условий возможного продления использования лифта;

отсутствие связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне;

отсутствие средств по обеспечению электробезопасности пользователей, персонала.

В целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением государственного строительного надзора) на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается методическая помощь территориальным органам Ростехнадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

10 августа 2018 года проведен вебинар с территориальными органами Ростехнадзора по вопросам обеспечения требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений.

В рамках выполнения профилактических мероприятий в отношении включенных в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2018 год Управлением государственного строительного надзора проведен семинар-совещание с ПАО "Квадра - генерирующая компания" по разъяснению требований промышленной безопасности в целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении эксплуатации опасных производственных объектов.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 743 "Об организации безопасного использования и содедержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" Ростехнадзором изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы:

приказ Ростехнадзора от 12 октября 2017 года N 425 "Об утверждении порядка ведения реестра экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2018 года, рег. N 49553);

приказ Ростехнадзора от 12 октября 2017 года N 426 "Об утверждении порядка ведения реестра лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (зарегистрированв Минюсте России 27 февраля 2018 года, рег. N 50151);

приказ Ростехнадзора от 13 апреля 2018 года N 170 "Об утверждении Порядка технического освидетельствования и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, а также формы акта технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора и формы заключения по результатам обследования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора" (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2018 года, рег. N 51481);

В III квартале 2018 года в адрес территориальных органов Ростехнадзора направлено:

информационных писем по вопросам ввода в эксплуатацию объектов котлонадзора и эксплуатации трубопроводов тепловых сетей - 2;

информационных писем о соблюдении законодательства в области технического регулирования и выявленных нарушениях при проведении работ по подтверждению соответствия (сертификации) оборудования требованиям ТР ТС 032/2013 - 4;

писем по вопросам осуществления надзора и контроля в отношении подъёмных сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (в том числе в отношении башенных кранов) - 4.

В рамках осуществления профилактической деятельности по предотвращению нарушений, связанных с недобросовестным подтверждением соответствия оборудования обязательным требованиям, проводится анализ сведений, предоставляемых органами по сертификации в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 2002 года* N 184-ФЗ "О техническом регулировании", центральным аппаратом, а также территориальными органами Ростехнадзора во исполнение распоряжения руководителя Ростехнадзора А.В. Алёшина от 23 мая 2018 года N 266-рп.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.

По результатам анализа в адрес 8 организаций-изготовителей оборудования направлены письма о необходимости предоставления комплектов доказательных материалов, на основании которых были приняты документы, подтверждающие соответствие оборудования требованиям технических регламентов.

По итогам рассмотрения документов и сведений, предоставленных территориальными органами Ростехнадзора, в органы по сертификации направлены письма о необходимости приостановления действия 7 и прекращения действия одного сертификата соответствия, а также выданы предписания изготовителям оборудования о приостановлении действия 5 деклараций о соответствии обязательным требованиям. Об указанных фактах проинформирована Росаккредитация.

Кроме этого, по результатам внеплановой проверки ЗАО "Волгоградский арматурный завод", осуществляющего выпуск в обращение арматуры (клапаны, задвижки, конденсатоотводчики, краны), были отозваны 26 единиц трубопроводной арматуры, предназначавшейся для возможного применения в составе АЭС. Виновные лица были привлечены к административной ответственности.

В журнале "Безопасность труда в промышленности" в 2018 году опубликованы 2 статьи по отдельным вопросам надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением. Помимо этого, на официальном сайте Ростехнадзора размещены ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований.

В Ростехнадзоре создана рабочая группа по рассмотрению и проработке вопросов реализации Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, внесению изменений в Правила, а также рассмотрению проектов нормативных правовых актов, затрагивающих смежные сферы регулирования.

Федеральный государственный надзор на объектах химического комплекса и транспортирования опасных веществ

В 2018 году государственный надзор осуществлялся на более чем 3300 предприятиях химического комплекса и более 1700 объектов транспортирования опасных веществ.

За 9 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах зарегистрировано 6 аварий, из них:

на объектах I класса опасности - 2;

на объектах II класса опасности - 2;

на объектах III класса опасности - 1;

на объектах IV класса опасности - 1.

В отчетном периоде 2018 года на объектах химического комплекса произошло 2 случая травматизма со смертельным исходом. Смертельный травматизм зафиксирован на объектах III класса опасности.

На объектах транспортирования опасных веществ в отчетном периоде аварий не зарегистрировано.

За 9 месяцев 2018 года территориальными управлениями Ростехнадзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 1914 проверок в отношении объектов химического комплекса и 330 в отношении объектов транспортирования опасных веществ.

В ходе данных проверок было выявлено 8073 нарушения требований промышленной безопасности в отношении объектов химического комплекса и 1271 нарушение в отношении объектов транспортирования опасных веществ.

Часто встречающиеся нарушения требований промышленной безопасности связаны с эксплуатацией технологического оборудования (в том числе технологических трубопроводов), средств контроля, управления и противоаварийной защиты и автоматики, ведением взрывоопасных и химически опасных технологических процессов.

Значительная часть нарушений выявлена при обращении с опасными веществами, обладающими в том числе механизмом остронаправленного действия.

По результатам проверок, проведенных за 9 месяцев 2018 года, наложено 904 административных наказания в отношении объектов химического комплекса и 132 нарушения в отношении объектов транспортирования опасных веществ. Применено 16 административных приостановлений деятельности.

Общая сумма наложенных административных штрафов за 9 месяцев 2018 года составила 84238 тыс. рублей в отношении объектов химического комплекса и 5781,6 тыс. рублей в отношении объектов транспортирования опасных веществ.

Ростехнадзор на постоянной основе ведет разъяснительную работу с поднадзорными организациями, эксплуатирующими ОПО химического комплекса, по реализации положений Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года N 559 (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, рег. N 30995), в части предъявляемых требований:

по установке на химически опасных производственных объектах I и II классов опасности автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 секунд;

к средствам автоматического непрерывного газового контроля по предельной допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях и рабочей зоне открытых наружных установок химически опасных производственных объектов;

по идентификации химически опасных производственных объектов, на которых обращаются растворы кислот и щелочей различной концентрации;

по составу сведений, характеризующих химически опасный производственный объект;

по подбору нормативной документации при проектировании и эксплуатации технологических трубопроводов на химико-технологических производствах.

В части объектов транспортирования вопросы в основном касались особенностей проведения идентификации опасных производственных объектов

В рамках плановых проверок ряда крупных предприятий по производству минеральных удобрений проведена оценка выполнения работниками требований нормативных документов при проведении учебно-тренировочных занятий согласно планам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

В апреле - мае 2018 года центральный аппарат Ростехнадзора силами Управления общепромышленного надзора совместно с Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора провел плановую выездную проверку опасных объектов АО "Каустик" (г.Волгоград).

В ходе проверки объектов АО "Каустик" выявлено 515 нарушений требований промышленной безопасности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Административные штрафы наложены на юридическое лицо и ответственных должностных лиц на общую сумму 700 тыс. рублей.

К характерным нарушениям, выявленным при проверке АО "Каустик", отнесены:

нарушения технологической дисциплины;

недостатки в содержании и состоянии средств контроля и автоматики;

недостатки в состоянии технологического оборудования;

нарушения электробезопасности технологических процессов.

В рамках проверочных мероприятий на опасных объектах АО "Каустик" проведены совместные с территориальными органами МЧС России учебно-тренировочные занятия по действиям профессиональных аварийно-спасательных служб (ПАСФ) и нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) АО "Каустик". Отработано взаимодействие аварийно-спасательных формирований при ликвидации аварий на опасных производственных объектах.

В рамках учебно-тренировочных занятий АО "Каустик" отрабатывались действия по локализации и ликвидации аварий по следующим сценариям:

разгерметизация хранилища винилхлорида-сырца с возгоранием и выбросом вредных веществ в атмосферу;

выброс хлора вследствие частичной разгерметизации элементов корпуса танка-хранилища жидкого хлора.

Оперативные действия аварийно-спасательных подразделений по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации с применением специальных способов (постановка водяных завес), по проведению спасательных работ (оказание первой медицинской помощи пострадавшим с их эвакуацией из опасных мест), а также действия технологического персонала оценены положительно.

В рамках нормотворческой деятельности в настоящее время на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации находятся приказы Ростехнадзора "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности аммиачных холодильных установок и систем" и "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве растительных масел методами прессования и экстракции"".

Федеральный государственный надзор на предприятиях оборонно-промышленного комплекса

Под надзором Ростехнадзора состоит 790 объектов оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые эксплуатируются 427 организациями, из них:

объектов I класса опасности - 46;

объектов II класса опасности - 49;

объектов III класса опасности - 351.

Объектов, на которых обращаются взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, - 446.

За 9 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ОПК проведено 498 проверок, в ходе которых было выявлено 2185 нарушений требований промышленной безопасности.

По результатам проверок за 9 месяцев 2018 года наложено 152 административных наказания. Административное приостановление деятельности применено 1 раз.

Общая сумма наложенных за 9 месяцев 2018 года административных штрафов составила 9330 тыс. рублей.

В течение 2017 года и по октябрь 2018 года на объектах предприятий ОПК произошло 10 аварий, при этом смертельно травмированы 19 работников.

За 9 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах зарегистрировано 3 аварии и 8 несчастных случая со смертельным исходом.

В августе 2018 года произошло 4 аварии:

на Федеральном казенном предприятии "Алексинский химический комбинат" (г.Алексин Тульской области);

в АО "Соликамский завод "Урал" (г.Соликамск Пермского края);

в ПАО "Кузнецов" (г.Самара);

на Федеральном казенном предприятии "Завод имени Я.М. Свердлова" (г.Джержинск Нижегородской области).

В результате аварий при возгорании продукции и взрывов пострадало 20 работников, из которых смертельно травмированы 10 человек.

В результате технических расследований аварий установлены причины, приведшие к авариям:

эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств с истекшим установленным сроком эксплуатации и (или) с нарушением нормативных требований противопожарной безопасности;

нарушения норм и требований безопасности при эксплуатации электрооборудования, установленного во взрывоопасных зонах, недостатки в работе систем и средств инженерного инфраструктурного обеспечения;

отсутствие на рабочих местах систем непрерывного автоматического газового контроля и анализа, а также устройств сигнализации и выдачи сигналов в систему противоаварийной защиты;

неготовность предприятий к действиям по локализации и ликвидации аварий, отсутствие средств индивидуальной защиты персонала от пожаров;

низкий уровень подготовки технологического, ремонтного и обслуживающего персонала, эксплуатирующего объекты в поднадзорных организациях, а также персонала сторонних организаций привлекаемого к отдельным видам работ.

Возникновению аварий содействуют:

недостатки в работе производственного контроля при эксплуатации опасных производственных объектов;

несоблюдение требований безопасности, указанных в производственной документации (проектная документация, технологические регламенты и схемы, производственные инструкции, нормы безопасности), со стороны руководящего состава предприятий и должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля и безопасное ведение работ.

В целях предотвращения аварий и гибели людей на объектах, связанных с обращением взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, должностным лицам всех уровней, ответственным за безопасность, указывалось на принятие мер по усилению контроля за выяснением причин возникновения инцидентов, являющихся предпосылками аварийности.

Отмечается, что на ряде проверенных объектов предприятий оборонно-промышленного комплекса инфраструктура производственного цикла и инженерно-техническая инфраструктура перегружены утратившими производственную необходимость и имеющими значительный износ основными фондами. Это является дополнительным фактором возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями.

Увеличение объемов выпуска оборонной продукции (в рамках задач гособоронзаказа) влечет за собой увеличения рисков, связанных с безопасной эксплуатацией изношенного оборудования, зданий и сооружений, включая недостаток квалифицированных кадров и вовлечение в активный производственный цикл приостановленных (в части эксплуатации) и законсервированных производственных мощностей, не всегда находящихся в надлежащем техническом состоянии.

Большое значение для безопасности населенных пунктов со значительным числом проживающего в них населения имеет размещение особо опасных производств в непосредственной близости к зонам активной застройки.

С учетом рисков и последствий возможных аварийных ситуаций для отдельных производств требуются комплексные решения по их переносу на безопасные расстояния от населенных пунктов, снижение мощностей или перепрофилирование.

В планах развития и реконструкции отдельных предприятий необходимо учитывать градостроительные и транспортные перспективы развития регионов, их размещение в перспективе длительного и масштабного развития населенных пунктов и регионов в целом.

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 31 июля 2018 года N ЮБ-П7-4828 Ростехнадзором в Минпромторг России направлены предложения, касающиеся установления запретных зон и запретных районов в отношении организаций, производящих, испытывающих и хранящих пороха, взрывчатые вещества, пиротехнические составы и изделия военной техники на их основе на территории Российской Федерации.

Общими проблемами обеспечения промышленной безопасности для объектов является продолжающийся процесс старения основных фондов, технологий и технических устройств, низкие темпы технического перевооружения предприятий, замены устаревших производств на современные технологии, отвечающие требованиям и нормам промышленной безопасности.

В целях обеспечения должного уровня промышленной безопасности поднадзорных объектов и повышения эффективности надзора и контроля реализуются следующие приоритетные мероприятия:

разработка и внедрение современных отечественных технологий, оборудования и средств противоаварийной защиты, позволяющих снизить риск возникновения аварийных ситуаций и исключить импортозависимость при производстве оборонной продукции;

внедрение роботизированных технологий, средств автоматизации и механизации на особо опасных операциях, связанных с применением ручного труда;

внедрение дистанционного контроля за промышленной безопасностью поднадзорных объектов, в том числе посредством мониторинга состояния контролируемых параметров в режиме реального времени;

продолжение работы по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора по обеспечению промышленной безопасности, включая разработку методик оценок риска аварий на поднадзорных объектах.

Федеральный государственный надзор на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья

Количество поднадзорных организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов хранения и переработки растительного сырья, составляет 2629.

За 9 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах зарегистрировано 2 аварии и 4 несчастных случая со смертельным исходом, связанных с авариями.

За 9 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 360 проверок, в ходе которых было выявлено 2409 нарушений требований промышленной безопасности.

Основными типовыми нарушениями требований промышленной безопасности являются:

отсутствие средств взрывопредупреждения;

непроведение экспертиз промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в том числе в отношении зданий и сооружений, в случаях, установленных законодательством;

отсутствие (или необходимость переработки) технических паспортов взрывобезопасности;

недостаточная обеспеченность зданий и сооружений объектов легкосбрасываемыми конструкциями;

нарушения требований безопасности при ведении технологических процессов (в части технологических регламентов и оформления технологических схем производства);

нарушения при проведении подготовки и аттестации руководителей и специалистов;

низкая эффективность производственного контроля.

По результатам проведенных проверок за 9 месяцев 2018 года было наложено 268 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 14 раз.

За 9 месяцев 2018 года общая сумма наложенных административных штрафов составила 18273,5 тыс. рублей.

Наиболее часто задаваемым и требующим разъяснения для поднадзорных организаций являлся вопрос применения положений пункта 444 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года N 560 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2013 года, рег. N 30606).

Кроме этого тематика обращений касалась вопросов идентификации при регистрации опасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья.

Согласно приложению 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) к опасным производственным объектам хранения и переработки растительного сырья относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, для опасных производственных объектов хранения или переработки устанавливаются следующие классы опасности:

III класс опасности - для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства;

IV класс опасности - для иных опасных производственных объектов.

Иные классы опасности объектам могут быть установлены с учетом требований пунктов 10 и 11 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, при этом технические параметры взрывоопасности пылевоздушных смесей не влияют на присвоение объектам хранения или переработки растительного сырья классов опасности.

Обязательность соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности не зависит от классов опасности объектов.

Решение вопросов отнесения (неотнесения) предприятий или их цехов, участков, площадок к категории опасных производственных объектов с целью их регистрации (или нерегистрации) в государственном реестре осуществляется эксплуатирующей организацией на основании самостоятельного проведения их идентификации в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 N 495 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 22 февраля 2017 года, рег. N 45760).

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности Ростехнадзором разработано и утверждено приказом от 3 июля 2018 года N 287 руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья".

В ходе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Ростехнадзора

www.gosnadzor.ru

по состоянию на 27.12.2018

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2018 года

Название документа: Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2018 года

Номер документа: 640

Вид документа: Приказ Ростехнадзора

Принявший орган: Ростехнадзор

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 24 декабря 2018

Дата начала действия: 24 декабря 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах