УТВЕРЖДЕН

приказом Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 24 декабря 2018 года N 640

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2018 года

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 1170 "Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2018 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года N 7);

Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года N 1);

приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2017 года N 577 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.

Государственный надзор в угольной промышленности

Надзор в угольной промышленности осуществлялся на 97 угольных шахтах, 279 угольных разрезах и 107 обогатительных фабриках.

К поднадзорным объектам угольной промышленности I класса опасности относятся 97 угольных шахт; II класса опасности - 199 угольных разрезов и 101 объект обогащения угля; III класса опасности - 61 угольный разрез и 6 объектов обогащения угля; IV класса опасности - 19 угольных разрезов.

За 9 месяцев 2018 года на опасных производственных объектах угольной промышленности произошли 4 аварии в угольных шахтах и 13 несчастных случая со смертельным исходом, из них: в угольных шахтах - 9; при ведении открытых горных работ - 4.

Распределение аварий по видам, также несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года представлено в таблице.

Вид аварии и несчастных случаев со смертельным исходом

За 9 месяцев смертельно травмированных при подземных работах/открытых горных работах/ работах на поверхности

2017 год

2018 год

Взрыв (горение, вспышки) газа и угольной пыли

-

-

Обрушение

2/1/-

3/-/-

Транспорт

2/-/-

3/-/-

Воздействие машин и механизмов

5/-/1

2/2/-

Электроток

-/1/-

-/2/-

Внезапный выброс угля и породы, газа

1/-/-

-

Затопление горной выработки, прорыв воды

1/-/-

-

Буровзрывные работы

-

1/-/-

Разрушения зданий, сооружений, техн. устройств

-

-

Пожар

-

-

Горный удар

-

-

Падения

-

-

Отравление, удушье

-

-

Итого

11/2/1

9/4/-

Анализ аварийности, смертельного травматизма и групповых несчастных случаев в угольной промышленности за 9 месяцев 2018 года

Удельный показатель смертельного травматизма за 9 месяцев 2018 года составил 0,04 чел./млн т (за аналогичный период 2017 года - 0,046 чел./млн т).

Основными причинами аварий и смертельных несчастных случаев являются:

неудовлетворительная организация производства работ;

нарушение технологического процесса;

недостаточный уровень организации и осуществления производственного контроля;

недостатки в обучении работников при ненадлежащем допуске к производству работ;

нахождение пострадавших в опасной зоне;

недостатки в организации обучения персонала безопасным методам и приёмам выполнения работ;

несогласованные действия работников;

несоблюдение требований проектно-технической и эксплуатационной документации.

За 9 месяцев 2018 года на ОПО угольной промышленности проведено 5629 проверок соблюдения обязательных требований промышленной безопасности, из них: плановых - 75; внеплановых - 488; в рамках режима постоянного государственного надзора - 5066.

В ходе проверок выявлено 40676 нарушений требований промышленной безопасности. По итогам проверок на нарушителей наложено 6157 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 508 раз, временный запрет деятельности - 519 раз. Всего было наложено 5622 административных штрафа на общую сумму 209864 тыс. рублей.

В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю), типовыми (массовыми) являются:

несоблюдение требований проектной документации;

применение в производственной деятельности неисправных технических устройств;

несоблюдение работниками требований в части прохождения инструктажей по промышленной безопасности.

несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью.

несоблюдение требований документации завода-изготовителя при эксплуатации и обслуживании технических устройств.

Нормативное правовое регулирование

В результате анализа правоприменительной практики, обращений в Ростехнадзор поднадзорных организаций и граждан в 2018 году внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утверждённые приказом Ростехнадзора от 31 октября 2016 года N 449 (приказ Ростехнадзора от 21 марта 2018 года N 120, зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018 года, рег. N 50822);

Приказом Ростехнадзора от 25 сентября 2018 года N 459 (зарегистрирован в Минюсте России 17 октября 2018 года, рег. N52445) внесены изменения в:

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах", утверждённые приказом Ростехнадзора от 31 октября 2016 года N 451;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках", утверждённые приказом Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 463;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах", утверждённые приказом Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 462;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", утверждённые приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 года N 550;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода", утверждённые приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2012 года N 704;

Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах, утверждённое приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 года N 678;

Нормативные требования по применению способов и схем проветривания угольных шахт, утверждённые приказом Ростехнадзора от 31 мая 2011 года N 262.

Цель внесения изменений - адаптация нормативных актов к современным условиям развития угольной промышленности с учётом требований законодательства Российской Федерации.

Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли

За 9 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли зарегистрированы 2 аварии, а также 22 несчастных случая со смертельным исходом.

За отчетный период в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведена 1831 проверка, из них плановых - 207, внеплановых - 554, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 1070.

В ходе проверок выявлено 7775 правонарушений. По результатам проверок наложено 864 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 36 раз, временный запрет деятельности - 23 раза.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 736 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 53674,8 тыс. рублей.

В ходе анализа результатов проверок поднадзорных организаций за 9 месяцев 2018 года выявлены типовые и массовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

нарушения требований в организации и осуществлении производственного контроля, противопожарной защиты и готовности к локализации и ликвидации аварий (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, связанные с эксплуатацией шахтных подъемных установок, самоходного и рельсового транспорта (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения по выполнению крепления горных выработок, производству закладочных работ и профилактике горных ударов (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, связанные с организацией и осуществлением газового (пылевого) режима и проветривания (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения порядка эксплуатации горнотранспортных машин и оборудования (эксплуатация техники с истекшим нормативным сроком, отсутствие своевременных экспертных обследований, приемочных испытаний, нарушение порядка продления срока службы технических устройств, несоблюдение требований по применению и ремонту взрывобезопасного оборудования (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушение установленных требований эксплуатации электрооборудования (ответственность по ст.9.1 КоАП Российской Федерации).

Ростехнадзором ведется постоянная работа по разъяснению вступивших в силу в 2014 году Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года N 599, зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 года, рег. N 32935).

В настоящее время приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2018 года N 580 "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переоаботке твердых полезных ископаемых", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 года N 599" направлен в Минюст России на регистрацию.

Федеральный государственный надзор за металлургическими и коксохимическими объектами

В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрирован 1121 опасный производственный объект металлургической и коксохимической промышленности, эксплуатацию которых осуществляют 731 поднадзорная организация.

К I классу опасности относятся 26 объектов, ко II классу опасности - 273.

К числу основных технических устройств, эксплуатируемых на объектах металлургического производства, относятся: доменные печи для производства чугуна - 40, электродуговые печи для производства стали - 676, прокатные станы - 240.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»