МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 августа 2018 года N 02-06-07/62483

[О направлении Методических рекомендаций по применению СГС "Отчет о движении денежных средств"]

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 278н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 марта 2018 г., регистрационный номер 50501), (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств") направляет для руководства Методические рекомендации по применению положений СГС "Отчет о движении денежных средств".

А.М.Лавров

Приложение к письму

Министерства финансов

Российской Федерации

от 31 августа 2018 года N 02-06-07/62483

Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств"

I. Общие положения

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 278н (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств", Стандарт) устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).

Стандарт применяется субъектами отчетности, к которым относятся:

учреждения, финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, составляющие на основе данных бухгалтерского учета индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, формирующие бюджетную отчетность (консолидированную бюджетную отчетность), а также органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений полномочия и функции учредителя и составляющие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений.

Положения СГС "Отчет о движении денежных средств" устанавливают методические основы формирования субъектами отчетности Отчета о движении денежных средств и применяются:

- одновременно с применением положений СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - СГС "Концептуальные основы"), СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - СГС "Представление отчетности"), СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 122н);

________________

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н.

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н.

с учетом иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности:

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Приказ N 209н);

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 191н);

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - Приказ N 33н);

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению" (далее - Инструкциям 157н).

Отчет о движении денежных средств составляется в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженных в бухгалтерском учете.

Обращаем внимание, что на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бюджет", подразделе "Бюджетная классификация Российской Федерации", рубрике "Методический кабинет" опубликованы методические материалы, включая сопоставительную таблицу порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (2018 г.), и порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного Приказом N 209н (2019 г.).

II. Термины и определения

Отчет о движении денежных средств характеризует поступление и выбытие денежных средств и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию, а также изменение остатков денежных средств.

Под денежными средствами понимаются наличные и безналичные денежные средства в рублях и иностранной валюте.

Учет денежных средств предусмотрен на следующих счетах бухгалтерского учета:

201.01 "Денежные средства учреждения на счетах";

201.03 "Денежные средства в пути";

201.34 "Касса";

201.26 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации";

201.27 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте".

При этом учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов, приложенных к выпискам с соответствующих счетов; по движению наличных денежных средств - на основании кассовых документов, предусмотренных для оформления соответствующих операций с наличными деньгами.

Учет операций по движению средств в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

Денежные средства в иностранной валюте, как один из видов валютных монетарных активов, при признании (принятии к бухгалтерскому учету и отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности) отражаются по курсу пересчета на дату признания в бухгалтерском учете указанных активов или на отчетную дату.

Курс пересчета определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, при отсутствии официального курса как курс, рассчитанный по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или устанавливаемый центральным (национальным) банком соответствующего государства курс к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Под эквивалентами денежных средств понимаются вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости.

В частности, к эквивалентам денежных средств относятся денежные средства, размещенные на депозитных счетах по договору банковского вклада на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока на период, не превышающий 3 месяца.

Пример эквивалентов денежных средств. Учреждением заключен договор банковского вклада на условиях выдачи вклада по первому требованию и открыт депозитный счет в банке. Средства, размещенные на депозитном счете с указанным условием выдачи вклада, признаются эквивалентами денежных средств и учитываются на счете 20102 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты".

Денежные потоки отражаются в отчете о движении денежных средств как поступления или выбытия денежных средств и эквивалентов денежных средств.

При этом необходимо выделять денежные потоки, генерирующие поступления и выбытия денежных средств и их эквивалентов, от иных денежных потоков.

Так, заключение договора банковского вклада на условиях выдачи вклада по первому требованию и перечисление денежных средств с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, на депозитный счет в коммерческом банке не приводит к поступлению или выбытию денежных средств. Данный факт хозяйственной жизни отражается следующей бухгалтерской записью:

для казенных учреждений

Дт 1 304 04 510 Кт 1 304 05 510

Дт 1 201 22 510 Кт 1 304 04 510

для автономных учреждений:

Дт 2 201 22 510 Кт 2 201 11 610

При этом если в соответствии с условиями договора банковского вклада предусмотрено начисление процентов на сумму вклада, начисленные проценты по вкладу генерируют денежные потоки по поступлению средств. Данная операция отражается в регистрах бухгалтерского учета на основании выписки со счета следующей бухгалтерской записью:

Дт 0 201 22 510 Кт 0 401 10 124

В соответствии с пунктом 14 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

К поступлениям и выбытиям денежных средств и их эквивалентов не относятся:

операции по управлению остатками денежных средств, включая платежи и поступления денежных средств, связанные с вложением их в эквиваленты денежных средств, погашением эквивалентов денежных средств и обменом одних эквивалентов денежных средств на другие эквиваленты денежных средств (за исключением доходов или расходов, возникших от таких операций);

валютно-обменные операции (за исключением доходов или расходов, возникших от таких операций);

операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет,

операции с денежными обеспечениями;

операции со средствами во временном распоряжении,

операции по расчетам с филиалами и обособленными структурными подразделениями или между обособленными подразделениями одного субъекта отчетности;

иные аналогичные платежи и поступления, изменяющие состав денежных средств или эквивалентов денежных средств, но не изменяющие их общую сумму, в том числе получение наличных со счета в банке, перечисление денежных средств с одного счета на другой счет того же субъекта отчетности.

III. Классификация денежных потоков

Денежные потоки субъекта отчетности подразделяются исходя из их экономической сущности на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.

Под денежными потоками от текущих операций понимаются денежные потоки по поступлению и денежные потоки по оплате, которые связаны с реализацией субъектом отчетности возложенных на него полномочий или функций, и которые не классифицируются как инвестиционные или финансовые.

Как правило, денежные потоки по поступлениям в рамках текущих операций по своему экономическому содержанию относятся к группе КОСГУ 100 "Доходы", по оплате в рамках текущих операций - к группе КОСГУ 200 "Расходы".

К инвестиционным операциям следует относить операции, связанные с:

приобретением (созданием) и реализацией основных средств и нематериальных активов, приобретением и реализацией непроизведенных активов;

приобретением и реализацией финансовых инструментов, не относящихся к эквивалентам денежных средств;

предоставлением заимствований и их погашением.

Как правило, инвестиционные операции относятся к группам КОСГУ 300 "Поступление нефинансовых активов", 400 "Выбытие нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов", 600 "Выбытие финансовых активов".

При этом к финансовым операциям относятся исключительно операции, которые приводят к изменениям в размере и составе заемных средств субъекта отчетности. Данные операции отражаются по группам КОСГУ 700 "Увеличение обязательств" (статьи КОСГУ 710, 720), 800 "Уменьшение обязательств" (статьи КОСГУ 810, 820).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»