ПРИКАЗ
от 28 сентября 2018 года N ММВ-7-15/561@
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 12 октября 2022 года N ЕД-7-15/927@
____________________________________________________________________
В соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2,
приказываю:
1. Утвердить Ведомственную программу профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 годы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В.Егорова.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин
приказом ФНС России
от 28 сентября 2018 года N ММВ-7-15/561@
Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 гг.
Наименование программы | Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 гг. |
Правовые основания программы | Паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 20.12.2017 N 78(14), Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2 (далее - Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям), Порядок организации профилактических работ, утвержденный распоряжением ФНС России от 17.07.2018 N 176@ |
Разработчик программы | Федеральная налоговая служба |
Цели программы | снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, а также снижение издержек контрольно-надзорной деятельности; переориентация контрольно-надзорной деятельности ФНС России на сервисную модель взаимодействия; предупреждение нарушений обязательных требований и предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям; устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований; формирование моделей социально ответственного, добросовестного поведения подконтрольных субъектов |
Задачи программы | развитие сервисной модели взаимодействия между ФНС России и налогоплательщиками; оценка состояния подконтрольной среды; выявление факторов, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения или снижения; формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; повышение грамотности, информированности и компетентности подконтрольных субъектов; создание условий для поддержания мотивации к добросовестному поведению. |
Сроки реализации программы | 2018-2020 гг. |
Источники финансирования | В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС России на руководство и управление в сфере установленных функций |
Ожидаемые и конечные результаты реализации программы | 1) снижение количества нарушений обязательных требований; 2) увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с ФНС России (за исключением взаимодействия по вопросам несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований); 3) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к ФНС России. |
Структура программы | Программа реализуется по следующим видам государственного контроля (надзора): налоговый контроль; валютный контроль; контроль за применением контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. |
Программа представляет собой комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
1. Проблемы, на решение которых направлена Программа
Основной проблемой, на минимизацию которой рассчитана Программа в 2018 году, является неправильное определение налоговой базы подконтрольными субъектами вследствие:
1) недостаточной информированности подконтрольных субъектов о нормах действующего законодательства о налогах и сборах;
2) неправильного применения законодательства о налогах и сборах;
3) допущения ошибок при заполнении налоговой отчетности;
Основными способами решения данных проблем являются:
повышение информированности и уровня компетентности подконтрольных субъектов путем проведения публичных мероприятий (публичных обсуждений, круглых столов, семинаров (вебинаров), конференций, интерактивных форумов, иное);
индивидуальная и массовая разъяснительная работа по вопросам соблюдения обязательных требований (публикации в СМИ, наружная реклама, руководства по соблюдению обязательных требований, единый телефонный номер Единого Контакт-центра ФНС России, личное информирование в территориальных налоговых органах, "дни открытых дверей", размещение видеоматериалов на официальном Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru), иное);
совершенствование системы уведомления налогоплательщиков о допущении нарушений в налоговой отчетности, в частности, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также повышение уровня налоговой грамотности.
2. Описание видов и типов подконтрольных субъектов
1) при осуществлении налогового контроля подконтрольными субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы, а также организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
2) при осуществлении валютного контроля подконтрольными субъектами являются резиденты и нерезиденты, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При этом ФНС России осуществляет функции контроля указанных подконтрольных субъектов в следующих случаях:
при проведении валютных операций (за исключением валютных операций, связанных с перемещением товаров через границу Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
в случае открытия и использования резидентами своих счетов в зарубежных банках;
3) при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей подконтрольными субъектами являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
3. Статистические показатели состояния подконтрольной среды
На учете в налоговых органах по состоянию на 01.01.2018 состояло 8,2 млн. налогоплательщиков, в том числе 4,4 млн. организаций (юридических лиц) и 3,8 млн. индивидуальных предпринимателей. В 2015-2016 годах количество состоящих на налоговом учете налогоплательщиков в соответствии с отчетами ФНС России 1-УЧ "Сведения о работе по учету налогоплательщиков" и 1-ИП "Сведения о работе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" составило:
на 01.01.2017 - 4,6 млн. организаций и 3,7 млн. индивидуальных предпринимателей (всего - 8,3 млн. налогоплательщиков);
на 01.01.2016 - 4,9 млн. организаций и 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей (всего - 8,5 млн. налогоплательщиков);
Таким образом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается сокращение количества налогоплательщиков (юридических лиц) на 6,1%.
В 2017 году общее количество налогоплательщиков также снизилось по сравнению с 2016 годом, при этом количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2,7%, а количество организаций уменьшилось на 4,3%.
По состоянию на 01.01.2018 из 8,2 млн. налогоплательщиков, состоявших на налоговом учете:
2,7 млн. или 33% от общего количества налогоплательщиков применяли общую систему налогообложения;
5,5 млн. или 67% от общего количества налогоплательщиков применяли специальные налоговые режимы, из них:
3,1 млн. налогоплательщиков использовали упрощенную систему налогообложения;
0,1 млн. налогоплательщиков уплачивали единый сельскохозяйственный налог;
2,0 млн. налогоплательщиков уплачивали единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
0,3 млн. индивидуальных предпринимателей применяли патентную систему налогообложения.
Налоговый контроль (плановые проверки)
В рамках налогового контроля плановыми проверками являются выездные налоговые проверки (далее - ВНП), при этом все ВНП проводятся на основании риск-ориентированного подхода.
Основная задача налогового контроля - соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, при котором с одной стороны снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой - обеспечивается неотвратимость наказания налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов и нарушающих законодательство о налогах и сборах.
ФНС России приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция системы планирования ВНП), определяющая 12 критериев налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения в план ВНП. Критерии рисков общедоступны и размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru) и подлежат регулярному обновлению.
Прозрачная система планирования ВНП, которая доступна на сегодня каждому, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить обязательства перед бюджетом, не доводя ситуацию до проведения ВНП.
Использование риск-ориентированного подхода при планировании ВНП позволило сократить их количество с 2012 года в 2,8 раза. Количество ВНП сократилось с 26 тыс. проверок в 2016 году до 20,2 тыс. проверок по итогам 2017 года (снижение на 5,8 тыс. проверок, или на 23%).
В рамках налогового контроля подконтрольные субъекты дифференцируются на крупные, средние и малые предприятия.
К крупным предприятиям относятся организации, соответствующие следующим критериям:
1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превышает 250 человек;
2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, превышает 2 млрд. рублей.
К средним предприятиям относятся организации, соответствующие следующим критериям:
1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный составляет от 101 до 250 человек;
2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, составляет от 800 до 2 млрд. рублей.
К малым предприятиям относятся организации, соответствующие следующим критериям:
1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный составляет до 100 человек;
2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не превышает 800 млн. рублей.
Валютный контроль
В рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведена 36741 проверка соблюдения валютного законодательства, что на 12731 проверку, или на 53% больше, чем в 2016 году.
По результатам проведенных в 2017 году проверок выявлено 53621 нарушение валютного законодательства, что на 36793 нарушения или в 3,1 раза больше, чем в 2016 году.
Рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал "переходным" для налоговых органов по осуществлению валютного контроля, поскольку ФНС России только с апреля 2016 года осуществляет полномочия органа валютного контроля, которые перешли к ФНС России и Федеральной таможенной службе в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Кроме того, система валютного контроля в Российской Федерации построена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляются не только органами валютного контроля (ФНС России и ФТС России) самостоятельно, но и агентами валютного контроля (уполномоченными банками), которые направляют информацию о признаках нарушений в ФНС России и ФТС России для проведения проверок.
Налоговые органы начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года, что также повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.