Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 28 сентября 2018 года N ММВ-7-15/561@

Об утверждении Ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 12 октября 2022 года N ЕД-7-15/927@
____________________________________________________________________

В соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2,

приказываю:

1. Утвердить Ведомственную программу профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 годы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В.Егорова.

Руководитель Федеральной

налоговой службы

М.В.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА

приказом ФНС России

от 28 сентября 2018 года N ММВ-7-15/561@

Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 гг.

Паспорт

Наименование программы

Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Федеральной налоговой службы на период 2018-2020 гг.

Правовые основания программы

Паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 20.12.2017 N 78(14), Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2 (далее - Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям), Порядок организации профилактических работ, утвержденный распоряжением ФНС России от 17.07.2018 N 176@

Разработчик программы

Федеральная налоговая служба

Цели программы

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, а также снижение издержек контрольно-надзорной деятельности;

переориентация контрольно-надзорной деятельности ФНС России на сервисную модель взаимодействия;

предупреждение нарушений обязательных требований и предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям;

устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований;

формирование моделей социально ответственного, добросовестного поведения подконтрольных субъектов

Задачи программы

развитие сервисной модели взаимодействия между ФНС России и налогоплательщиками;

оценка состояния подконтрольной среды;

выявление факторов, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения или снижения;

формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

повышение грамотности, информированности и компетентности подконтрольных субъектов;

создание условий для поддержания мотивации к добросовестному поведению.

Сроки реализации программы

2018-2020 гг.

Источники финансирования

В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС России на руководство и управление в сфере установленных функций

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

1) снижение количества нарушений обязательных требований;

2) увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с ФНС России (за исключением взаимодействия по вопросам несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований);

3) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к ФНС России.

Структура программы

Программа реализуется по следующим видам государственного контроля (надзора):

 налоговый контроль;

 валютный контроль;

 контроль за применением контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Программа представляет собой комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

1. Проблемы, на решение которых направлена Программа

Основной проблемой, на минимизацию которой рассчитана Программа в 2018 году, является неправильное определение налоговой базы подконтрольными субъектами вследствие:

1) недостаточной информированности подконтрольных субъектов о нормах действующего законодательства о налогах и сборах;

2) неправильного применения законодательства о налогах и сборах;

3) допущения ошибок при заполнении налоговой отчетности;

Основными способами решения данных проблем являются:

повышение информированности и уровня компетентности подконтрольных субъектов путем проведения публичных мероприятий (публичных обсуждений, круглых столов, семинаров (вебинаров), конференций, интерактивных форумов, иное);

индивидуальная и массовая разъяснительная работа по вопросам соблюдения обязательных требований (публикации в СМИ, наружная реклама, руководства по соблюдению обязательных требований, единый телефонный номер Единого Контакт-центра ФНС России, личное информирование в территориальных налоговых органах, "дни открытых дверей", размещение видеоматериалов на официальном Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru), иное);

совершенствование системы уведомления налогоплательщиков о допущении нарушений в налоговой отчетности, в частности, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также повышение уровня налоговой грамотности.

2. Описание видов и типов подконтрольных субъектов

1) при осуществлении налогового контроля подконтрольными субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы, а также организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

2) при осуществлении валютного контроля подконтрольными субъектами являются резиденты и нерезиденты, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

При этом ФНС России осуществляет функции контроля указанных подконтрольных субъектов в следующих случаях:

при проведении валютных операций (за исключением валютных операций, связанных с перемещением товаров через границу Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

в случае открытия и использования резидентами своих счетов в зарубежных банках;

3) при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей подконтрольными субъектами являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".

3. Статистические показатели состояния подконтрольной среды

На учете в налоговых органах по состоянию на 01.01.2018 состояло 8,2 млн. налогоплательщиков, в том числе 4,4 млн. организаций (юридических лиц) и 3,8 млн. индивидуальных предпринимателей. В 2015-2016 годах количество состоящих на налоговом учете налогоплательщиков в соответствии с отчетами ФНС России 1-УЧ "Сведения о работе по учету налогоплательщиков" и 1-ИП "Сведения о работе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" составило:

на 01.01.2017 - 4,6 млн. организаций и 3,7 млн. индивидуальных предпринимателей (всего - 8,3 млн. налогоплательщиков);

на 01.01.2016 - 4,9 млн. организаций и 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей (всего - 8,5 млн. налогоплательщиков);

Таким образом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается сокращение количества налогоплательщиков (юридических лиц) на 6,1%.

В 2017 году общее количество налогоплательщиков также снизилось по сравнению с 2016 годом, при этом количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2,7%, а количество организаций уменьшилось на 4,3%.

По состоянию на 01.01.2018 из 8,2 млн. налогоплательщиков, состоявших на налоговом учете:

2,7 млн. или 33% от общего количества налогоплательщиков применяли общую систему налогообложения;

5,5 млн. или 67% от общего количества налогоплательщиков применяли специальные налоговые режимы, из них:

3,1 млн. налогоплательщиков использовали упрощенную систему налогообложения;

0,1 млн. налогоплательщиков уплачивали единый сельскохозяйственный налог;

2,0 млн. налогоплательщиков уплачивали единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

0,3 млн. индивидуальных предпринимателей применяли патентную систему налогообложения.

Налоговый контроль (плановые проверки)

В рамках налогового контроля плановыми проверками являются выездные налоговые проверки (далее - ВНП), при этом все ВНП проводятся на основании риск-ориентированного подхода.

Основная задача налогового контроля - соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, при котором с одной стороны снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой - обеспечивается неотвратимость наказания налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов и нарушающих законодательство о налогах и сборах.

ФНС России приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция системы планирования ВНП), определяющая 12 критериев налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения в план ВНП. Критерии рисков общедоступны и размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru) и подлежат регулярному обновлению.

Прозрачная система планирования ВНП, которая доступна на сегодня каждому, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить обязательства перед бюджетом, не доводя ситуацию до проведения ВНП.

Использование риск-ориентированного подхода при планировании ВНП позволило сократить их количество с 2012 года в 2,8 раза. Количество ВНП сократилось с 26 тыс. проверок в 2016 году до 20,2 тыс. проверок по итогам 2017 года (снижение на 5,8 тыс. проверок, или на 23%).

В рамках налогового контроля подконтрольные субъекты дифференцируются на крупные, средние и малые предприятия.

К крупным предприятиям относятся организации, соответствующие следующим критериям:

1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превышает 250 человек;

2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, превышает 2 млрд. рублей.

К средним предприятиям относятся организации, соответствующие следующим критериям:

1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный составляет от 101 до 250 человек;

2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, составляет от 800 до 2 млрд. рублей.

К малым предприятиям относятся организации, соответствующие следующим критериям:

1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный составляет до 100 человек;

2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не превышает 800 млн. рублей.

Валютный контроль

В рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведена 36741 проверка соблюдения валютного законодательства, что на 12731 проверку, или на 53% больше, чем в 2016 году.

По результатам проведенных в 2017 году проверок выявлено 53621 нарушение валютного законодательства, что на 36793 нарушения или в 3,1 раза больше, чем в 2016 году.

Рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал "переходным" для налоговых органов по осуществлению валютного контроля, поскольку ФНС России только с апреля 2016 года осуществляет полномочия органа валютного контроля, которые перешли к ФНС России и Федеральной таможенной службе в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Кроме того, система валютного контроля в Российской Федерации построена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляются не только органами валютного контроля (ФНС России и ФТС России) самостоятельно, но и агентами валютного контроля (уполномоченными банками), которые направляют информацию о признаках нарушений в ФНС России и ФТС России для проведения проверок.

Налоговые органы начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года, что также повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»