САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2018 года Дело N 3а-136/2018

И МЕНЕМРОССИЙСК ОЙФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2018 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.А.

при секретаре Кулик А.К.,

с участием прокурора Севастьяник Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савина Василия Павловича о признании недействующим в части постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N 16-пг "О призывных комиссиях в Санкт-Петербурге",

УСТАНОВИЛ:

Губернатором Санкт-Петербурга 28 марта 2006 года принято постановление N 16-пг "О призывных комиссиях в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление). Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 5, от 29 мая 2006 года.

Постановлением на внутригородских территориях Санкт-Петербурга созданы призывные комиссии, осуществляющие призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (пункт 1 Постановления).

Призывным комиссиям постановлено осуществить призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу (пункт 2 Постановления).

В приложениях 1 - 222 к Постановлению определены составы призывных комиссий.

Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 6 июня 2018 года N 43-пг внесены изменения в названное постановление в части состава призывных комиссий: приложения 1 - 222 к Постановлению изложены в редакции согласно приложениям 1 - 222 к постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 6 июня 2018 года N 43-пг. Указанное постановление не опубликовано.

Савин В.П. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим приложение к постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N 16-пг "О призывных комиссиях в Санкт-Петербурге" в части, устанавливающей состав призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что оспариваемым постановлением в состав названной призывной комиссии в качестве председателя выключён заместитель главы администрации Выборского района Санкт-Петербурга, что противоречит статье 27 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой председателем призывной комиссии должен являться глава муниципального образования или его заместитель.

Обосновывая нарушение своих прав, административный истец ссылается на то, что является военнообязанным гражданином, проживает на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское, в настоящее время проходит медицинское освидетельствование. Савин В.П. указывает, что 23 ноября 2017 года призывной комиссией, осуществляющей призыв граждан на территории данного муниципального образования, принято в отношении него решение о направлении на медицинское обследование. Административный истец полагает, что оспариваемым постановлением нарушаются его права, поскольку в отношении него, как военнообязанного гражданина, полномочна принимать решения и уже приняла призывная комиссия, сформированная в незаконном составе. Также, по мнению административного истца, нарушено его право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, поскольку на основании пункта 33 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации N 400 от 2 октября 2007 года, с личным делом призывников знакомятся члены призывных комиссий, в связи с чем к его личному делу имеет доступ лицо, не имеющее на то законных оснований.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика Губернатора Санкт-Петербурга в суд явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, поскольку определяет лишь пофамильный состав призывных комиссий, о его ненормативном характере свидетельствует и то, что субъекты Российской Федерации не наделены правом нормативного регулирования вопросов, связанных с призывом граждан на военную службу, оспариваемое постановление в реестр нормативных правовых актов не внесено, не опубликовано. Представитель административного ответчика полагал, что постановление не противоречит статье 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так как согласно её содержанию в состав призывной комиссии могут быть включены и не поименованные в ней лица, а также поскольку пунктом 33 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации N 400 от 2 октября 2007 года, обязанность участвовать на постоянной основе в заседаниях каждой призывной комиссии не установлена для кого-либо из членов призывной комиссии, кроме военного комиссара и его заместителя. Кроме того, административный ответчик ссылался на то, что права Савина В.П. постановлением в ныне действующей редакции не нарушены, поскольку решение о направлении на медицинское освидетельствование принято призывной комиссией в составе, сформированном до внесения в данный правовой акт изменений Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 6 июня 2018 года N 43-пг. Изложенное содержится и в письменных возражениях (л.д. 37-41).

Административный истец, представители заинтересованных лиц Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское, и глава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства (л.д. 68, 70, 71, 72, 75), в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на ненормативный характер оспариваемого правового акта, а также на то, что свои полномочия председателя призывной комиссии глава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское передал по доверенности заместителю главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в связи с чем, включение его в состав призывной комиссии в качестве председателя правомерно (л.д. 73-75).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны находятся в ведении Российской Федерации. В силу части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статьей 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Губернатор Санкт-Петербурга является согласно пункту 1 статьи 37 Устава Санкт-Петербурга высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, и, соответственно, наделён полномочиями по созданию призывных комиссий на внутригородских территориях данного города федерального значения.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят губернатором Санкт-Петербурга в пределах полномочий, предоставленных ему приведённым положением федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в состав призывной комиссии включаются: глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций (пункт 2 той же статьи).

При этом возможность включения в состав призывной комиссии лиц, не поименованных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также обязанность военного комиссара или его заместителя участвовать на постоянной основе в заседаниях каждой призывной комиссии, установленная пунктом 33 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации N 400 от 2 октября 2007 года, ни в коей мере не влияют на обязательность включения в состав призывной комиссии в качестве её председателя главы муниципального образования или его заместителя.

В нарушение предписания федерального законодателя в состав призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское, оспариваемым постановлением в качестве председателя включён заместитель главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, а не глава или заместитель главы соответствующего муниципального образования (приложение N13).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части формирования состава призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", а именно положению пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, и подлежит признанию недействующим.

Данное суждение не опровергает и обстоятельство выдачи заместителю главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга доверенности, на что ссылается Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", поскольку законом предусмотрено включение в состав комиссии непосредственно главы муниципального образования или его заместителя, а не их представителя, и тем более, не допустима подмена представительства в комиссии органов местного самоуправления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следует отметить и то, что согласно ранее действовавшей редакции пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" председателем призывной комиссии мог быть как глава местной администрации, так и иной представитель местной администрации. Изменения, внесённые Федеральным законом от 22 февраля 2017 года N 19-ФЗ, исключили возможность включения в состав призывных комиссий в качестве их председателей иных лиц, кроме главы муниципального образования и его заместителя.

Позиция административного ответчика о том, что оспариваемое постановление не относится к нормативным правовым актам, является неправильной. Содержание постановления отвечает всем признакам нормативности: является предписанием общего значения, рассчитанным на длительное применение в отношении неопределённого круга лиц, распространяет своё действие на общественные отношения, связанные с призывом на военную службу граждан, проживающих на территории Санкт-Петербурга.

Следует отменить, что вопреки доводам административного ответчика, постановлением определён не только пофамильный состав членов призывных комиссий. Постановлением созданы призывные комиссии и определена их территориальная компетенция. Также постановлением вопреки требованиям федерального закона фактически исключено участие органа местного самоуправления в решении вопросов, отнесённых к компетенции призывной комиссии, связанных с осуществлением призыва граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Отсутствие же государственной регистрации и несоблюдение требований к опубликованию правового акта не отменяют его нормативности, а являются самостоятельным основанием для признания этого акта недействующим. Так, согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

То обстоятельство, что призывная комиссия в настоящее время сформирована в ином составе, нежели принявшем решение в отношении административного истца, не свидетельствует о том, что его права не нарушаются оспариваемым постановлением в действующей на данный момент редакции, поскольку соответствующие изменения не затронули членство заместителя главы администрации района в призывной комиссии в качестве её председателя. В тоже время административный истец проживает на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское и не достиг 27-летнего возраста, в связи с чем, призывная комиссия данного муниципального образования наделена полномочиями принимать решения, связанные с его призывом на военную службу.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение подлежит признанию недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N 16-пг "О призывных комиссиях в Санкт-Петербурге" применялось и на его основе реализованы права граждан, нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Савина Василия Павловича удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 13 к Постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N16-пг "О призывных комиссиях в Санкт-Петербурге".

Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Павлова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка