ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 г. (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. N 1218 "О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения".

Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1 квартал 2018 года по результатам контрольно-надзорной по направлениям деятельности: эпидемиология, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, защита прав потребителей, лицензионный контроль.

I. Общие положения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора (ст.44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412).

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ);

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1);

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.

Основные изменения законодательства, связанные с реализацией Роспотребнадзором полномочий в установленной сфере деятельности, произошедшие за предыдущий период 2017-2018 гг., были связаны с принятием следующих федеральных законов:

1) от 1 июля 2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в соответствии с которым Роспотребнадзор наделен полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии размещения объектов в границах подлетов воздушных судов и границах санитарно-защитных зон аэродромов, нанесенных на карты (схемы), и о соответствии проекта решения уполномоченного органа об установлении приаэродромной территории. Также предусмотрено, что порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Соответствующие акт Правительства Российской Федерации утвержден постановлением от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", в котором определены перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться СЗЗ; порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ; требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении СЗЗ, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением; требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении СЗЗ; основания отказа в установлении СЗЗ.

Указанным постановлением установлено, что сведения о создании СЗЗ вносятся в ЕГРН, а сама СЗЗ считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.

Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Также в целях применения постановления от 03.03.2018 N 222 предусмотрен ряд переходных положений, согласно которым правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15.03.2019. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Также в случае если до 15.03.2018 выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ в срок до 15.03.2019.

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается согласно постановлению от 03.03.2018 N 222 в течение 2 лет с момента ее установления.

2) от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве" установлено, что в целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки Роспотребнадзор наделяется правом устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).

3) от 28.12.2016 года N 465-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в соответствии с которым организация отдыха детей и их оздоровления обязана иметь в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

4) от 29 июля 2017 года N 221-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части уточнения понятия санитарно-эпидемиологическое заключение)" Роспотребнадзора наделен правом утверждать порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений по результатам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

5) от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым с 1 января 2018 года в Российской Федерации запрещается производство и оборот слабоалкогольных тонизирующих напитков, за исключением экспорта. В связи с чем должностные лица Роспотребнадзора наделены полномочиями по составлению протоколов по части 8 статьи 13.15 КоАП, предусматривающей ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

6) от 29 июля 2017 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьи 4 и 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данный Федеральный закон наделяет законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями заслушивать на своих заседаниях представляемую руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации информацию о результатах деятельности соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

7) от 29 июля 2017 года N 264-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступающий в силу 31.07.2018, обязывает при направлении информации, прилагаемой к протоколу об административном правонарушении, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, необходимой для перечисления суммы административного штрафа. Данная информация должна включать сведения, необходимые при перечислении штрафа в бюджетную систему России в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством о национальной платежной системе.

8) от 18 июля 2017 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статья 14.46.2) установлена административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

9) от 26 июля 2017 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" введена ответственность в соответствии со статьей 171.4 УК РФ за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 УК РФ.

10) от 29 июля 2017 года N 270-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, принятый по исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2016 N 20-П, определил, что решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранца в связи с наличием у него опасного инфекционного заболевания подлежит отмене при подтверждении факта его излечения. Порядок принятия, приостановления действия и отмены такого решения устанавливается Правительством Российской Федерации от 05.05.2018 N 551 "О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения".

Данным постановлением предусмотрена возможность приостановления и отмены решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Принимать, приостанавливать и отменять решение о нежелательности пребывания, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, уполномочены Роспотребнадзор и ФМБА России.

Решение о нежелательности пребывания принимается в срок не более 1 месяца со дня получения уполномоченным органом от медицинской организации документа, подтверждающего выявление у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих. Лицо, в отношении которого принято указанное решение, уведомляется об этом уполномоченным органом в срок не более 3 рабочих дней со дня его принятия.

В случае отказа лица от прохождения лечения в Российской Федерации и его выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие решения может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев. Решение о нежелательности пребывания подлежит отмене при подтверждении медицинскими документами факта излечения от инфекционного заболевания.

Взаимосвязанные поправки внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".

11) от 31 декабря 2017 года N 487-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по определению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров, по видам деятельности. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"). Указанные положения вступают в силу с 01.01.2019.

Следует отметить, что в настоящее время проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 30.05.2018 N 620 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации", предусматривающим проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров в период с 01.06.2018 по 30.06.2019;

от 27.11.2017 N 1433 "О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции", предусматривающим проведение эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции с 15.01.2018 по 31.12.2018.

Продолжается реализация постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 N 235".

В рамках реализации указанных выше проектов осуществляется апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации обувных товаров для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей; анализ целесообразности введения обязательной маркировки; оценка эффективности и результативности информационной системы.

12) от 29 июля 2017 года N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которым предусмотрено продление полномочий Правительства Российской Федерации по определению срока, в течение которого допускается осуществление соответствующего вида деятельности без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", до 1 января 2020 года.

13) от 5 декабря 2017 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена возможность получения госуслуг в любом подразделении соответствующего органа власти или МФЦ в пределах Российской Федерации, независимо от места жительства или пребывания заявителя, будет возможно в 2018 году. Переход на предоставление госуслуг в указанном порядке будет осуществляться в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

14) от 26 июля 2017 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" уточнены критерии отнесения предприятий легкой промышленности к субъектам среднего предпринимательства, то есть, по общему правилу, для средних предприятий предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек.

15) от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнены понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров, а также предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

16) от 17 апреля 2017 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", целью которого является приведение законодательства Российской Федерации с нормами ОЭСР, законом вводятся понятия "неклинические лабораторные исследования пестицида", "исследования пестицида, проводимые в окружающей среде", "остаточное количество действующего вещества пестицида" и другие. Также уточняются требования к организациям, производящим регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов.

17) от 07.03.2018 N 56-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" в соответствии с которым скорректированы 38 федеральных законов в части необходимости размещения и получения информации обо всех предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки (социальных услугах, пособиях, выплатах, компенсациях и т.д.) в Единой информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Одновременно устанавливается возможность обработки сведений, содержащихся о сотрудниках силовых ведомств и уполномоченными органами. В результате принятия Федерального закона ЕГИССО будет содержать в полном объеме актуальную информацию о социальных гарантиях, которые предоставляются гражданам на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

18) от 07.03.2018 N 53-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточняется состав информации, предоставляемой заемщику после заключения договора потребительского кредита (займа). Закон предусматривает, что кредитная организация после совершения заемщиком каждой операции с использованием кредитных карт обязана проинформировать заемщика о размере его текущей задолженности перед кредитором по договору потребительского кредита (займа) и о доступной сумме потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования по договору потребительского кредита (займа) путем включения такой информации в соответствующее уведомление, направляемое клиенту (СМС, письма на электронную почту);

19) от 19.02.2018 N 26-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которому МФЦ смогут осуществлять прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление госуслуг и уплаты иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

20) от 05.02.2018 N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии", которым внесены изменения, направленные на введение обязательной классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей и установлено, что категория гостиницы, горнолыжной трассы или пляжа, используемая ими в своей деятельности, в названии, в рекламе должна соответствовать категории, указанной в свидетельстве о присвоении категории.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»