О направлении материалов

Изучение эффективности реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

По данным мониторинга выбора модулей курса ОРКСЭ следует, что в течение всех 6-ти лет большая часть родителей (законных представителей) по согласованию с детьми выбирают курс "Основы светской этики" - их порядка 44%.

Модуль "Основы мировых религиозных культур" изучают на протяжении все тех же 6-ти лет около 20% обучающихся 4-х классов.

В целом, на модули курса ОРКСЭ, такие как "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур", которые направлены на формирование у обучающихся общего представления о культуре народов России, о религиях народов, проживающих в Российской Федерации, о нравственных принципах и устоях российского общества, приходится более 64% выбора.

Тогда как выбор конфессиональных модулей в общем распределении обучающихся составляет менее половины - около 36%: Из них:

более 30% - приходится на изучение модуля "Основы православной культуры";

менее 4% - "Основы исламской культуры"; менее 0,4% - "Основы буддийской культуры" и около 0,01% - "Основы иудейской культуры".

Министерство ведет постоянный мониторинг не только выбора курса, но и изменений в течение учебного года предпочтений в выборе. Запрета в возможности перехода из одной группы в другую для изучения иного модуля нет. В последнее время во многих субъектах Российской Федерации наблюдается нестабильность в выборе, и как отмечают родители в своих анкетах, это связано с множеством факторов, как то - серьезность в подходах самих родителей к выбору модуля для изучения их детьми, так и причинами, не относящимися к самому выбору, а в большей степени, связанному с предпочтениями сверстников-друзей.

Задачи курса:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.