• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ОДМ 218.3.103-2018

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВИНТОВЫХ СВАЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ОКС 93.020
     


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН: ООО "Корпорация "ДорПромСтрой" совместно с АО "НИИ мостов". ОДМ подготовлен авторским коллективом: к.т.н. Шмелев В.А., Румянцев Е.И. (АО "НИИ Мостов"), к.т.н. Бурукин А.Ю., д.т.н., проф. Луцкий С.Я. (МИИТ), к.т.н., доц. Носков И.В. (АлтГТУ), инж. Баранов В.Е., инж. Хаблов А.Г. (ООО "БАУ групп"), инж. Копылов А.В. (ООО "ГеоПроектСтройАлтай").

2 ВНЕСЕН: Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от 07.08.2018 N 3117-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ распространяется на стальные винтовые широколопастные и узколопастные сваи различных конструкций и устанавливает рекомендации по их применению на автомобильных дорогах общего пользования.
     

ОДМ не распространяется на винтовые сваи, изготовленные с применением композиционных материалов, а также на применение винтовых свай для проектирования и устройства свайных фундаментов зданий и сооружений, возводимых в районах с наличием или возможностью развития опасных физико-геологических процессов, приводящих к изменению состояния грунтов в основании сооружений при строительстве и эксплуатации (оползни, карст и др.), на многолетнемерзлых грунтах, которые следует проектировать с учетом дополнительных требований соответствующих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

1.2 ОДМ устанавливает рекомендации по составу инженерных изысканий и проектной документации при применении винтовых свай, рекомендации по расчетам винтовых свай, технологии монтажа, контролю качества и приемке винтовых свай, рекомендации по безопасному выполнению работ и охране окружающей среды.
     

1.3 ОДМ направлен на выполнение требований ТР ТС 014/2011, Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и других действующих нормативных документов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог"

ГОСТ 9.039-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Коррозионная агрессивность атмосферы

ГОСТ 9.303-84* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.502-82 Единая система защиты от коррозии и старения. Ингибиторы коррозии металлов для водных систем. Методы коррозионных испытаний

ГОСТ 9.602-2016 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии

ГОСТ 15.309-98 Системы разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний

ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований

ГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания. Общие положения

ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32867-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

ГОСТ Р 54476-2011 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик сопротивляемости сдвигу грунтов в дорожном строительстве

ГОСТ Р 54477-2011 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик деформируемости грунтов в дорожном строительстве

ГОСТ Р 55374-2012 Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть III. Инженерно-гидрографические работы при инженерных изысканиях для строительства

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть III. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов

СП 12-136-2002 Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ

СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции"

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты"

СП 25.13330.2012 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах"

СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"

СП 50-102-2003 Проектирование и устройство свайных фундаментов

СП 53-102-2004 Общие правила проектирования стальных конструкций

СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции"

СП 294.1325800.2017 "Конструкции стальные. Правила проектирования"

СП 317.1325800.2017 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ" (вводится в действие с 23.06.2018)

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 свая винтовая: Тип свай, заглубляемых в грунт способом завинчивания в сочетании с вдавливанием, состоящих из металлического ствола и лопасти или многовитковой спирали, изготавливаемых из литых и/или сварных деталей.

3.1.2 свая винтовая лопастная (СВЛ): Изделие, состоящее из металлической винтовой лопасти (или нескольких лопастей) и трубчатого металлического ствола со значительно меньшей по сравнению с лопастью площадью поперечного сечения; лопасти размещены в нижней части или по длине ствола.

3.1.3 свая винтовая конусно-спиральная (СВКС): Изделие, состоящее из круглой металлической трубы с обжатым в ротационно-ковочной машине и закованным в прессе конусом с острым наконечником, с приваренной на конусной и прямой частях трубного корпуса многовитковой спиралью.

3.1.4 наконечник винтовой сваи: Сварная или литая часть сваи, лидерно заглубляемая в грунт; состоит для СВЛ из острия (или забурника для полых свай) и лопастей, для СВКС из острия и многовитковой спирали.

3.1.5 ствол винтовой сваи: Полая труба, привариваемая к наконечнику или составляющая с ним единое целое (для СВКС); служит для погружения сваи на необходимую глубину, восприятия нагрузок и изгибающих моментов.

3.1.6 свайный фундамент: Часть сооружения, состоящая из свай (в том числе и одиночных) и конструктивных элементов, воспринимающая и передающая от сооружения нагрузки и воздействия на грунты основания, отвечающая проектным требованиям по несущей способности и надежности.

3.1.7 долговечность винтовых свай: Способность винтовых свай сохранять физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие их нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы.

3.1.8 питтинговая коррозия: Коррозия металлов, ведущая к образованию питтингов (язв) - полостей в металле, начинающихся с его поверхности.

3.2 Обозначения и сокращения

3.2.1 В настоящем методическом документе применены следующие обозначения:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Мощность слоя грунта основания.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа: Модуль деформации.


     ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах , град.: Угол внутреннего трения.
     

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа: Удельное сцепление.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, г/смОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Плотность грунта.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН/мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Удельный вес грунта.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, д.ед.: Влажность грунта.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, д.ед.: Степень влажности.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, д.ед.: Коэффициент пористости.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, д.ед.: Число пластичности.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, -:* Показатель текучести.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Коэффициент Пуассона.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Коэффициент постели грунта.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Глубина промерзания.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Диаметр ствола винтовой сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Диаметр лопасти СВЛ.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Длина винтовой сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН: Расчетная нагрузка, передаваемая на сваю.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН: Несущая способность грунта основания одиночной сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН: Несущая способность лопасти.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН: Несущая способность ствола.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН: Нормативное значение предельного сопротивления сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Проекция площади лопасти.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Периметр поперечного сечения ствола сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа: Расчетное сопротивление грунта на боковой поверхности ствола винтовой сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Длина ствола сваи, погруженной в грунт.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа: Расчетное сопротивление грунта под нижним концом сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, МПа: Модуль сдвига грунта.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Осадка сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа: Расчетное давление на грунт, действующее от боковой поверхности сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кНм: Момент от внешних постоянных нагрузок в сечении фундамента на уровне нижних концов свай.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кНм: Момент от внешних временных расчетных нагрузок.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Коэффициент пропорциональности.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, 1/м: Коэффициент деформации.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа: Модуль упругости материала сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Момент инерции поперечного сечения сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Приведенная глубина погружения сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН и ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН·м: Расчетные значения поперечной силы и изгибающего момента действующие на голову сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м и ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, рад.: Горизонтальное перемещение и угол поворота поперечного сечения сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Коэффициент условий работы винтовой сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Коэффициент надежности по грунту.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Коэффициент надежности по назначению сооружения.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах: Площадь поперечного сечения ствола сваи.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м: Предельное значение деформации сооружения.

Обозначения расчетных коэффициентов надежности, в том числе по грунту, по условиям работы, по материалам и нагрузкам, приведенные в разделе 5 ОДМ, соответствуют принятым в ГОСТ 27751 и СП 24.13330.2011.

3.2.2 В настоящем методическом документе применены следующие сокращения:

ОДМ: Отраслевой методический документ.

ПД: Проектная документация.

РД: Рабочая документация.

ППР: Проект производства работ.

СВКС: Свая винтовая конусно-спиральная.

СВЛ: Свая винтовая лопастная.

ТЗ: Техническое задание.

ТР ТС: Технический регламент Таможенного Союза.

4 Условия применения винтовых свай на автомобильных дорогах

4.1 Общие положения применения винтовых свай

4.1.1 Для применения на автомобильных дорогах рекомендуются лопастные винтовые сваи (СВЛ) и винтовые конусно-спиральные сваи (СВКС), которые должны соответствовать требованиям ТР ТС 014/2011 и других действующих норм на всех стадиях жизненного цикла сооружений, выполненных с применением данных свай.

4.1.2 СВЛ предназначены для применения в различных климатических зонах при всех типах дисперсных грунтов. Широколопастные СВЛ с одной или несколькими лопастями допускается применять в переувлажненных грунтах. СВЛ не рекомендуется применять в скальных и полускальных грунтах по ГОСТ 25100.

Основные параметры и размеры СВЛ, выпускаемых производителями, представлены в Приложении А.1.

4.1.3 СВКС предназначены для применения в различных климатических зонах в дисперсных, полускальных, и сезонно-мерзлых грунтах (по ГОСТ 25100). СВКС рекомендуется заглублять в слой несущего грунта не менее чем на 0,5 метра. СВКС не рекомендуется применять в обводненных, мягкопластичных и текучих грунтах.

Основные параметры и размеры СВКС, выпускаемых производителями, представлены в Приложении А.2.

4.1.4 Выбор видов, параметров и размеров винтовых свай под конкретный фундамент следует производить в составе проектной документации на основе норм и правил, приведенных в п.2, и рекомендаций раздела 5 настоящего ОДМ.

4.1.5 Выбор технологических схем и средств механизации для погружения винтовых свай следует выполнять с учетом типовых технологических решений, фактического технического оснащения строительных организаций и рекомендаций раздела 6 настоящего ОДМ.

4.1.6 Контроль соответствия фактически поставленных (приобретенных) свай проектным требованиям следует выполнять с учетом правил верификации и контроля по ТР ТС 014/2011, ГОСТ 24297 и раздела 7 настоящего ОДМ.

4.1.7 Геотехнический мониторинг и приемочный контроль выполненных работ следует выполнять с учетом правил контроля и приемки, приведенных в ТР ТС 014/2011, ГОСТ 32731, ГОСТ 32756, а также п.6.4 и раздела 7 настоящего ОДМ.

4.2 Исходные данные инженерных изысканий

4.2.1 Проектирование фундаментов с использованием винтовых свай следует выполнять на основе результатов инженерных изысканий и конструктивных решений рабочей документации, полученных в соответствии с требованиями ГОСТ 32836, СП 24.13330.2011, СП 47.13330.2016, СП 11-102-97, СП 11-104-97, СП 11-105-97, СП 50-102-2003, СП 317.1325800.2017 и настоящего ОДМ.

Результаты инженерных изысканий должны содержать:

- данные, необходимые для расчета нагрузок и воздействий, передаваемых на винтовую сваю, с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства) инженерно-геологических и гидрогеологических условий площадки строительства (в соответствии с ГОСТ 20276, ГОСТ Р 54476 и ГОСТ Р 54477);

- данные об инженерно-геологическом строении территории строительства с описанием напластований грунтов, их размеров в плане и по глубине, классификационных наименований грунтов, с указанием выделенных инженерно-геологических элементов по ГОСТ 32868;

- гидрогеологические условия с указанием толщины и расположения водоносных горизонтов, сведения о фильтрационных характеристиках грунтов по ГОСТ 33177;

- физико-механические характеристики грунтов, представленные в таблице 1;

- сведения о возможном изменении гидрогеологических условий в ходе строительства и эксплуатации сооружения;

- сведения о неблагоприятных геологических и инженерно-геологических процессах (карст, оползни, подтопление, суффозия, горные подработки, температурные аномалии и др.);

- наличие специфических грунтов.

Таблица 1 - Перечень физико-механических характеристик грунтов основания для устройства винтовых свай

Условные обозначения

Наименование характеристики

Ед. изм.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Мощность слоя грунта основания

м

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Модуль деформации*

кПа

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Угол внутреннего трения*

град.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Модуль деформации*

кПа

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Угол внутреннего трения*

град.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Удельное сцепление

кПа

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Плотность грунта

г/смОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Удельный вес грунта

кН/мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Влажность грунта

д.ед.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Степень влажности

д.ед.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Коэффициент пористости

д.ед.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Число пластичности

д.ед.

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Показатель текучести

-

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Глубина промерзания

м

_______________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     

4.2.2 Физико-механические характеристики грунтов, непосредственно входящие в расчет, следует, как правило, определять путем прямых испытаний грунтов в условиях природного залегания в соответствии с ГОСТ 20276 и СП 22.13330.2016. При отсутствии или недостаточном количестве данных испытаний, допускается, для предварительных расчетов, использовать значения нормативных и расчетных прочностных и деформационных характеристик по классификационным таблицам (Приложение Б) с учетом коэффициентов надежности по грунтам.

4.2.3 Полевые испытания грунтов сваями при инженерных изысканиях для строительства проводят по программе ГОСТ 5686 с учетом положений соответствующих федеральных, территориальных и отраслевых нормативных документов, с целью получения данных, необходимых для обоснования выбора типа фундаментов, их параметров и способов устройства, в том числе:

- определения вида и размеров свай и их несущей способности;

- проверки возможности погружения свай на намечаемую глубину, а также относительной оценки однородности грунтов по их сопротивлению погружению свай;

- определения зависимости перемещения свай в грунте от нагрузок и во времени.

При этом испытания грунтов выдергивающими и горизонтальными нагрузками проводят только натурными сваями.

4.2.4 При инженерно-геологических изысканиях и исследованиях свойств грунтов для проектирования фундаментов с применением винтовых свай необходимо учитывать дополнительные требования разделов 9-15 СП 24.13330.2011.

4.3 Исходные данные проектной документации

4.3.1 Выбор и расчет параметров винтовых свай под конкретный фундамент следует производить в составе проектной документации [1] на основе:

а) конструктивных расчетов: по выбору типа и определению размеров свай; по несущей способности грунта основания свай; по осадкам и перемещениям свай совместно с грунтом оснований при совместном действии горизонтальных нагрузок и моментов; по прочности материала свай; по сопротивлению силам морозного пучения и других требований в зависимости от характеристик грунтов, нагрузок и воздействий по ГОСТ 27751, СП 20.13330.2016, СП 22.13330.2016, СП 24.13330.2011, СП 28.13330.2017, СП 50-102-2003 и [2, 3, 4];

б) расчетов проектной долговечности и коррозионной стойкости винтовых свай с учетом гидрогеологических, климатических условий, характеристик грунтов, нагрузок и воздействий на свайный фундамент в соответствии с СП 16.13330.2017, СП 50-102-2003, ГОСТ 9.303, СП 28.13330.2017;

в) опыта изготовления и применения винтовых свай;

г) технико-экономических расчетов стоимости и срока службы фундамента на винтовых сваях в зависимости от грунтовых условий и рельефа местности с учетом снижения трудоемкости, продолжительности и объемов работ при определении сравнительной эффективности вариантов конструктивно-технологических решений по методике [5].

4.3.2 В проектной документации должны быть сформулированы требования к исходным материалам, конструкции и защитному антикоррозийному покрытию, обеспечивающие заданную долговременную прочность и долговечность винтовых свай на основе требований ТР ТС 014/2011, Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, ГОСТ 24297, ГОСТ 27751, ГОСТ 9.303.

4.3.3 В проектной документации расчетная схема свайных фундаментов должна учитывать наиболее существенные факторы, определяющие напряженное состояние и деформации основания и конструкций сооружения (статическую схему сооружения, характер грунтовых напластований, свойства грунтов основания, возможности их изменения в процессе строительства и эксплуатации сооружения и т.д.). Рекомендуется учитывать пространственную работу конструкций, геометрическую и физическую нелинейность, анизотропность, пластические и реологические свойства материалов и грунтов, развитие областей пластических деформаций под фундаментом.

4.3.4 При проектировании фундаментов с применением винтовых свай в специфических грунтах (просадочных, набухающих, засоленных, органоминеральных, органических, элювиальных, насыпных, намывных, пучинистых, закреплённых) и в особых условиях, в т.ч. в условиях агрессивной среды дополнительно следует учитывать требования ГОСТ 9.303, СП 28.13330.2017 и раздела 6 СП 22.13330.2016.

4.3.5 При проектировании фундаментов с применением винтовых свай в вечномерзлых грунтах следует учитывать положения п.6.3.11д СП 25.13330.2012, а именно: "винтовые - полые сваи с винтом или одной или несколькими лопастями, погружаемые завинчиванием с контролируемым вдавливанием в лидерные скважины (без лидерных скважин), диаметр которых меньше наибольшего поперечного сечения ствола сваи, допускаются к применению в пластично-мерзлых грунтах с содержанием крупнообломочных включений до 10% на основании пробных погружений свай на данной площадке.

Допускается применять другие способы погружения свай в многолетнемерзлые грунты, если это не приводит к недопустимому повышению температуры грунтов основания и недопустимому понижению несущей способности свай, что должно быть подтверждено полевыми испытаниями, экспериментальными данными и теплотехническим расчетом".

При производстве работ и приемке фундаментов с применением винтовых свай в вечномерзлых грунтах следует использовать рекомендации п.6.4 и раздела 7 настоящего ОДМ по контролю качества и приемке винтовых свай. В расчетах следует учитывать, что области применения сводов правил СП 24.13330.2011 (п.1) и СП 50-102-2003 (п.1) не распространяются на проектирование и устройство свайных фундаментов на вечномерзлых грунтах.

4.3.6 Проектные расчеты свайных фундаментов в сложных инженерно-геологических условиях рекомендуется выполнять с применением математических моделей, описывающих напряженно-деформируемое состояние свайных фундаментов и учитывающих начальные граничные условия и прогноз характеристик грунтов, нагрузок и воздействий.

5 Рекомендации по расчету винтовых свай для применения на автомобильных дорогах

5.1 Общие положения по расчету винтовых свай

5.1.1 Расчет свай, свайных фундаментов и их оснований должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 27751 и СП 24.13330.2011 по предельным состояниям:

а) первой группы:

- по несущей способности (предельному сопротивлению) грунта основания свай;

- по потере устойчивости свай - в составе проектного расчета по определению общей устойчивости оснований свайных фундаментов, если на них передаются значительные горизонтальные нагрузки, в том числе сейсмические, если сооружение расположено на откосе или вблизи него, или если основание сложено крутопадающими слоями грунта;

- по прочности материала свай и свайных ростверков;

б) второй группы:

- по осадкам оснований свай и свайных фундаментов от вертикальных нагрузок;

- по перемещениям свай совместно с грунтом оснований от действия горизонтальных нагрузок и моментов.

Сваи и свайные фундаменты следует рассчитывать по прочности материала и производить проверку устойчивости фундаментов при действии сил морозного пучения, если основание сложено пучинистыми грунтами.

5.1.2 Расчеты свай и свайных фундаментов по предельным состояниям первой и второй групп следует выполнять с учетом неблагоприятных сочетаний нагрузок, воздействий или соответствующих им усилий, которые устанавливаются в проектной документации.

5.1.3 Нагрузки и воздействия, учитываемые в расчётах свай и свайных фундаментов, коэффициенты надёжности по нагрузке, а также возможные сочетания постоянных и временных (длительные, кратковременные, особые) нагрузок и воздействий от сооружения и ростверка устанавливаются в проектной документации в соответствии с требованиями СП 20.13330.2016, СП 22.13330.2016.

5.1.4 Расчет свай, свайных фундаментов и их оснований по несущей способности необходимо выполнять на основные и особые сочетания нагрузок, по деформациям - на основные сочетания.

5.1.5 В проектной документации в соответствии с ГОСТ 27751 должны быть указаны нормативные и расчетные значения усилий, в том числе: вертикальных усилий, горизонтальных усилий, изгибающих и крутящих моментов, действующих на винтовую сваю при погружении и в период эксплуатации.

5.1.6 Расчетные значения нагрузок и усилий в элементах строительных конструкций и в основании сооружения должны быть определены с учетом коэффициентов надежности по ответственности сооружения и условиям работы в соответствии с ГОСТ 27751 и геотехнической категории объекта строительства в соответствии с СП 22.13330.2016.

Для лопастной сваи при расчете несущей способности коэффициент условий работы, зависящий от вида нагрузки, действующей на сваю, и грунтов определяется по таблице 2.

Таблица 2

Грунт

Коэффициент условий работы винтовых свай ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах при нагрузках

сжимающих

выдергивающих

знакопеременных

Глины и суглинки:
     

- твердые, полутвердые и тугопластичные
      

0,8

0,7

0,7

- мягкопластичные
     

0,8

0,7

0,6

- текучепластичные
     

0,7

0,6

0,4

Пески и супеси:
     

- пески маловлажные и супеси твердые
     

0,8

0,7

0,5

- пески влажные и супеси пластичные
     

0,7

0,6

0,4

- пески водонасыщенные и супеси текучие

0,6

0,5

0,3

Для сваи СВКС при расчете несущей способности коэффициент условий работы принимается в соответствии с п.5.2.5 настоящего ОДМ.

5.1.7 Расчёты свай, свайных фундаментов и их оснований по несущей способности следует выполнять с использованием расчётных значений характеристик материалов и грунтов в соответствии с требованиями ГОСТ 20522, СП 16.13330.2017, СП 22.13330.2016, СП 53-102-2004, СП 24.13330.2011, СП 50-102-2003 и СП 294.1325800.2017.

5.1.8 Расчетные сопротивления грунта под нижним концом сваи ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах и на боковой поверхности сваи ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, а также значения коэффициентов постели грунта ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, окружающего сваю, следует определять по правилам СП 24.13330.2011. Значения расчетных сопротивлений ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах допускается принимать по таблице 7.2. СП 24.13330.2011, если заглубление свай в неразмываемый и несрезаемый грунт составляет не менее 3,0 м.

5.1.9 Коэффициент надежности по грунту ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах при вычислении расчетных значений прочностных характеристик ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, а также плотности грунта ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах устанавливают по ГОСТ 20522, СП 22.13330.2016. Для прочих характеристик грунта допускается принимать ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах равным единице.

5.1.10 Глубина заложения лопасти СВЛ от уровня планировки должна быть не менее 5 диаметров лопасти в глинистых грунтах и не менее 6 диаметров лопасти в песках.

Глубина заложения СВКС в грунтах (кроме полускальных, крупнообломочных, твердых глин) должна быть не менее длины спиральной ее части.

5.1.11 При расчете винтовых свай, с целью уточнения результатов расчета, рекомендуется дополнительно производить проверку по двум группам предельных состояний с использованием сертифицированных программных комплексов, разработанных с учетом СП 24.13330.2011, СП 50-102-2003 и других действующих норм.

5.1.12 При проектировании свайных фундаментов допускается использовать как компьютерные программы реализующие методики СП 24.13330.2011, так и численные решения с использованием апробированных геотехнических моделей. Программное обеспечение должно быть верифицировано (проверено). Проведение расчетов с использованием геотехнического программного обеспечения должно выполняться в соответствии с требованиями подраздела 7.7 СП 24.13330.2011.

5.1.13 Примеры расчетов свай СВКС приведены в приложении В, примеры расчетов свай СВЛ приведены в приложении Г, примеры расчета винтовых свай на воздействие сил морозного пучения приведены в приложении Д.

5.2 Расчет по несущей способности грунта основания свай

5.2.1 Несущую способность грунта основания сваи при наличии результатов полевых исследований, проведенных в соответствии с требованиями подраздела 7.3 СП 24.13330.2011, следует принимать по результатам испытаний свай статической нагрузкой. Для объектов, по которым не проводились испытания натурных свай статической нагрузкой, рекомендуется определять несущую способность грунта основания сваи с учетом данных статического зондирования грунтов или результатов испытаний грунтов эталонными сваями, указанных в подразделе 7.3 СП 24.13330.2011, а также расчетным методом в соответствии с п.7.2 СП 24.13330.2011.

5.2.2 Сваю в составе фундамента и одиночную по несущей способности грунта основания следует рассчитывать исходя из условия:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, (1)

где ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН, - расчетная нагрузка, передаваемая на сваю (продольное усилие, возникающее в ней от расчетных нагрузок, действующих на фундамент при наиболее невыгодном их сочетании);

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - несущая способность (предельное сопротивление) грунта основания одиночной сваи, кН, определяемая расчетными методами и по результатам полевых испытаний в соответствии с СП 24.13330.2011;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент условий работы, учитывающий повышение однородности грунтовых условий при применении свайных фундаментов, принимаемый равным 1 при односвайном фундаменте и 1,15 при кустовом расположении свай;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент надежности по назначению (ответственности) сооружения, принимаемый равным 1,2; 1,15 и 1,10 соответственно для сооружений I, II и III уровней ответственности;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент надежности по грунту, принимаемый равным:

1,2 - если несущая способность сваи определена по результатам полевых испытаний статической нагрузкой;

1,25 - если несущая способность сваи определена расчетом по результатам статического зондирования грунта или по результатам динамических испытаний сваи, выполненных с учетом упругих деформаций грунта, а также по результатам полевых испытаний грунтов эталонной сваей или сваей-зондом;

1,4 - если несущая способность сваи определена расчетом, в том числе по результатам динамических испытаний свай, выполненных без учета упругих деформаций грунта.

5.2.3 При расчете свай по несущей способности на вдавливающие и выдергивающие нагрузки продольное усилие, возникающее в свае от расчетной нагрузки ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, следует определять с учетом собственного веса сваи и коэффициента надежности по нагрузке, увеличивающего расчетное усилие.

5.2.4 Расчетную несущую способность ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кН, винтовой сваи диаметром лопасти ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах1,2 м и длиной ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах10 м, работающей на вдавливающую или выдергивающую нагрузку, в соответствии с п.7.2.10 СП 24.13330.2011 следует определять по формуле:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, (2)

где ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент условий работы сваи, зависящий от вида нагрузки, действующей на сваю, и грунтовых условий и определяемый по таблице 2;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - несущая способность лопасти, кН;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - несущая способность ствола, кН.

5.2.4.1 Несущая способность лопасти винтовой сваи определяется по формуле:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах (3)

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - безразмерные коэффициенты, принимаемые по таблице 3 в зависимости от расчетного значения угла внутреннего трения грунта в рабочей зоне ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах (под рабочей зоной понимается прилегающий к лопасти слой грунта толщиной, равной диаметру лопасти сваи ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах);

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетное значение удельного сцепления грунта в рабочей зоне, кПа;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - осредненное расчетное значение удельного веса грунтов, залегающих выше лопасти сваи (при водонасыщенных грунтах с учетом взвешивающего действия воды), кН/мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - глубина залегания лопасти сваи от природного рельефа, а при планировке территории срезкой - от уровня планировки, м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - проекция площади лопасти, мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, считая по наружному диаметру, при работе винтовой сваи на сжимающую нагрузку, и проекция рабочей площади лопасти, т.е. площади за вычетом сечения ствола, при работе винтовой сваи на выдергивающую нагрузку.

Таблица 3

Расчетное значение угла внутреннего трения грунта в рабочей зоне ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, град.

Коэффициент

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

13

7,8

2,8

15

8,4

3,3

16

9,4

3,8

18

10,1

4,5

20

12,1

5,5

22

15,0

7,0

24

18,0

9,2

26

23,1

12,3

28

29,5

16,5

30

38,0

22,5

32

48,4

31,0

34

64,9

44,4

Примечание - При определении несущей способности винтовых свай при действии вдавливающих нагрузок характеристики грунтов в таблице 3 относятся к грунтам, залегающим под лопастью, а при работе на выдергивающие нагрузки - над лопастью сваи.

5.2.4.2 Несущая способность ствола винтовой сваи по грунту определяется по формуле:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах , (4)

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - периметр поперечного сечения ствола сваи, м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетное сопротивление грунта на боковой поверхности ствола винтовой сваи, кПа, принимаемое по таблице 4 (осредненное значение для всех слоев в пределах глубины погружения сваи);

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - длина ствола сваи, погруженной в грунт, м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - диаметр лопасти сваи, м.

Таблица 4

Средняя глубина расположения слоя грунта, м

Расчетные сопротивления на боковой поверхности ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, кПа

песков средней плотности

крупн. и средн. крупн.

мелк.

пыле-
ватых

-

-

-

-

-

-

глинистых грунтов при показателе текучести ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, равном

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1

35

23

15

12

8

4

4

3

2

2

42

30

21

17

12

7

5

4

4

3

48

35

25

20

14

8

7

6

5

4

53

38

27

22

16

9

8

7

5

5

56

40

29

24

17

10

8

7

6

6

58

42

31

25

18

10

8

7

6

8

62

44

33

26

19

10

8

7

6

10

65

46

34

27

19

10

8

7

6

15

72

51

38

28

20

11

8

7

6

20

79

56

41

30

20

12

8

7

6

25

86

61

44

32

20

12

8

7

6

30

93

66

47

34

21

12

9

8

7

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах35

100

70

50

36

22

13

9

8

7

Примечания:

1 При определении расчетных сопротивлений грунтов на боковой поверхности свай ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах пласты грунтов следует расчленять на однородные слои толщиной не более 2 м.

2 Значения расчетного сопротивления плотных песков на боковой поверхности свай ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах следует увеличивать на 30% по сравнению со значениями, приведенными в таблице.

3 Расчетные сопротивления супесей и суглинков с коэффициентом пористости ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах<0,5 и глин с коэффициентом пористости ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах<0,6 следует увеличивать на 15% по сравнению со значениями, приведенными в таблице 4, при любых значениях показателя текучести.

5.2.4.3 При других параметрах свай, в частности при двух и более лопастях, диаметре лопасти ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах более 1,2 м и длине сваи ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах более 10 м, действии горизонтальной силы или момента необходимо определять несущую способность только по данным испытаний свай статической нагрузкой и результатам численных расчетов в нелинейной постановке с использованием апробированных моделей грунта (например для двухлопастной сваи следует учесть увеличение расчетного сопротивления грунта на боковой поверхности ствола винтовой сваи между лопастями).

5.2.5 Расчетную несущую способность винтовых свай СВКС рекомендуется рассчитывать на основе правил п.7.2.11 СП 50-102-2003 по формуле:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, (5)

где ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент условий работы сваи в грунте, принимаемый равным 1;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетное сопротивление грунта под нижним концом сваи, кПа, определяемое по формуле 6;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - площадь поперечного сечения ствола сваи, брутто, мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах (для конусного ствола сваи принимается по полному сечению без учета конусности; для сваи с переменным сечением: при расчете по боковой поверхности принимается по сечению без учета конусности для полного сечения; при расчете по острию принимается полное сечение без учета конусности в районе острия сваи);

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - периметр поперечного сечения ствола сваи, м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетное сопротивление ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах-го слоя грунта основания на боковой поверхности сваи, кПа, принимаемое по таблице 4;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - толщина ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах-го слоя грунта, соприкасающегося с боковой поверхностью сваи, м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент условий работы грунта под нижним концом сваи, принимаемый равным 0,8;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент условий работы грунта на боковой поверхности сваи, принимаемый равным 1,1 при погружении сваи с поверхности грунта в ненарушенный грунтовый массив; равным 0,8 - при погружении сваи в разрыхленный предварительным бурением грунтовый массив и равным 0,6 - при погружении сваи в лидерную скважину.

Расчетное сопротивление грунта под нижним концом винтовой сваи следует определять по формуле:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, (6)

где ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - безразмерные коэффициенты, принимаемые по таблице 3 в зависимости от расчетного угла внутреннего трения грунта ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах основания сваи;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетное значение удельного сцепления грунта основания сваи, кПа;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - осредненное расчетное значение удельного веса грунтов, кН/мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, залегающих выше нижнего конца сваи (при водонасыщенных грунтах с учетом взвешивающего действия воды);

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - глубина погружения сваи, м.

5.2.6 Несущая способность свай из стальных труб, погружаемых с открытым нижним концом, работающих на вдавливающую нагрузку, должна определяться по результатам статических испытаний. Для назначения нагрузки при проведении статических испытаний стальных трубчатых свай, погружаемых с открытым концом, следует рассматривать два варианта работы сваи в предельном состоянии:

а) с учетом сформированной грунтовой пробки, обусловленной сопротивлением грунта под нижним концом торца трубы (площадь нетто), площади грунтовой пробки (площадь брутто минус площадь нетто) и сопротивления грунта по внешней боковой поверхности сваи;

б) с учетом сопротивления грунта под нижним торцом трубы сваи, без учета грунтовой пробки (площадь сечения нижнего конца сваи нетто) и сопротивления грунта по внешней и внутренней боковым поверхностям сваи.

Искомая величина должна приниматься наименьшей из рассмотренных вариантов.

5.2.7 Расчет свай на совместное действие вертикальной и горизонтальной сил и момента должен включать:

а) проверку устойчивости грунта согласно п.5.3;

б) расчет свай по деформациям, включающий проверку соблюдения условий допустимости расчетных значений горизонтального перемещения головы сваи ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах и угла ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах согласно п.5.4;

в) проверку сечений свай по предельным состояниям первой и второй групп (по прочности, образованию и раскрытию трещин) в соответствии с п.5.3, правилами СП 16.13330.2017 и СП 24.13330.2011.

5.2.8 Результаты расчетов несущей способности свай следует сравнивать с результатами натурных испытаний в полевых условиях по правилам СП 24.13330.2011: статическими испытаниями свай, испытаниями грунтов статическим зондированием. Если в ПД предусмотрены другие виды испытаний, несущую способность свай рекомендуется определять с учетом правил, указанных в п.7.3 СП 24.13330.2011 и п.7.4 настоящего ОДМ.

5.3 Расчет устойчивости грунтов основания

5.3.1 Расчетные значения характеристик грунтов следует определять в рабочей зоне с учетом п.7.2.10 СП 24.13330.2011.

5.3.2 Расчет устойчивости грунтов основания должен производиться по условию ограничения расчетного давления ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, оказываемого на грунт боковыми поверхностями свай:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, (7)

где ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетное давление на грунт, кПа боковой поверхности сваи на глубине ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, м, отсчитываемой при высоком ростверке от поверхности грунта, а при низком ростверке от его подошвы (при ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах2,5 на двух глубинах, соответствующих ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах/3 и ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах; при ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах>2,5 на глубине ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=0,85/ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах);

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетный удельный вес грунта ненарушенной структуры, кН/мОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, определяемый в водонасыщенных грунтах с учетом взвешивания в воде;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - расчетные значения соответственно угла внутреннего трения грунта, град и удельного сцепления грунта в рабочей зоне, кПа, в соответствии с п.7.2.10 СП 24.13330.2011;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент, принимаемый ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=0,3;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент, равный единице, кроме случаев расчета фундаментов распорных сооружений, для которых ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=0,7;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент, учитывающий долю постоянной нагрузки в суммарной нагрузке, определяемый по формуле:

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, (8)

где ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - момент от внешних постоянных нагрузок в сечении фундамента на уровне нижних концов свай, кН·м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - то же, от внешних временных расчетных нагрузок, кН·м;

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах - коэффициент, принимаемый ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=2,5, за исключением случаев расчета:

а) особо ответственных сооружений, для которых при ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах2,6 принимается ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=4 и при ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах5 принимается ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=2,5; при промежуточных значениях ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах значение ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах определяется интерполяцией;

б) фундаментов с однорядным расположением свай на внецентренно приложенную вертикальную сжимающую нагрузку (в соответствии с проектной документацией), для которых следует принимать ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах=4 независимо от значения ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах.

5.3.3 Величина расчетного давления от действия сваи на грунт ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах по контакту с боковой поверхностью сваи, возникающее на глубине ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах, следует определять по формуле (Д.7) Приложения Д СП 50-102-2003:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Название документа: ОДМ 218.3.103-2018 Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах

Номер документа: 218.3.103-2018

Вид документа: ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 07 августа 2018

Дата начала действия: 07 августа 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах