ОДМ 218.2.094-2018
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по проектированию земляного полотна автомобильных дорог общего пользования из местных талых и мерзлых переувлажненных глинистых и торфяных грунтов в зонах распространения многолетнемерзлых грунтов
1 РАЗРАБОТАН: Обществом с ограниченной ответственностью "Центром стратегических автодорожных исследований" (д.т.н. В.А.Кретов, к.т.н. И.В.Лейтланд, к.в.н. Г.Ф.Меркулов, инж. А.Е.Шароватов, инж. А.А.Белозеров) при участии д.т.н. А.Н.Шуваева, к.т.н. М.В.Пановой, к.т.н. А.В.Замятина (ООО "НПДУ")
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог и Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 25.07.2018 N 2886-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий ОДМ устанавливает рекомендации по проектированию земляного полотна автомобильных дорог общего пользования из местных талых и мерзлых переувлажненных глинистых и торфяных грунтов в условиях 1-й дорожно-климатической зоны РФ.
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы
ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 10296-79 Изол. Технические условия
ГОСТ 22733-2016 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия
ГОСТ 33063-2014 Автомобильные дороги общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями
3.1 ВГММГ: Верхний горизонт многолетнемерзлых грунтов;
3.2 гидроизолирующий слой (прослойка): Водонепроницаемый слой из гидроизолирующего материала (полиэтиленовая пленка, изол и др.);
3.3 некондиционный грунт: Грунт не отвечающий требованиям дорожно-строительных норм для конкретного слоя дорожной конструкции по составу и состоянию. Использование такого грунта для строительства допускается только при условии проведения специальных конструктивных и технологических мероприятий;
3.4 граница оттаивания: Граница раздела оттаивающего и мерзлого грунта, движущаяся сверху вниз в процессе оттаивания;
3.5 оттаивающий грунт: Грунт, в котором при переходе от мерзлого состояния в талое разрушаются криогенные структурные связи;
3.6 сыпучемерзлый грунт: Крупнообломочный и песчаный грунт, имеющий отрицательную температуру, но не сцементированный льдом и не обладающий силами сцепления;
3.7 сухомерзлый грунт: Песчаные грунты с суммарной влажностью до 6%, гравийно-песчаные грунты с влажностью заполнителя до 6%;
Примечание
1. Прочность на сдвиг при температуре минус 0,8°С до 0,5 МПа не превышает усилий резания серийными землеройными транспортными машинами.
2. Прочность их на раздавливание не более 1 МПа.
3.8 талый грунт: Грунт, образующийся в результате естественного оттаивания мерзлых грунтов в карьерах, буртах или теле насыпи;
3.9 твердомерзлый грунт: Дисперсный грунт, прочно сцементированный льдом, характеризуемый относительно хрупким разрушением при ударе, практически несжимаемый под внешней нагрузкой;
3.10 торфяной грунт (торф): Органический грунт, содержащий в своем составе 50% (по массе) и более органического вещества, представленного растительными остатками и гумусом;
3.11 мёрзлый грунт: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру, содержащий в своём составе видимые ледяные включения и (или) лёд-цемент и характеризующийся криогенными структурными связями;
3.12 многолетнемёрзлый грунт: Грунт, находящийся в мёрзлом состоянии постоянно в течение трёх и более лет;
3.13 пластично-мерзлый грунт: Дисперсный грунт, сцементированный льдом, но обладающий вязкими свойствами и сжимаемостью под внешней нагрузкой;
3.14 ДКЗ: Дорожно-климатическая зона;
3.15 коэффициент фильтрационной и вторичной консолидации: Показатели, характеризующие скорость деформации грунта при постоянном напряжении за счет фильтрации воды и ползучести грунта;
3.16 нестабильные слои насыпи: Слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые в насыпи имеют степень уплотнения, не отвечающую нормативным требованиям, вследствие чего при оттаивании или длительном действии нагрузок могут возникать остаточные деформации слоя;
3.17 осадка мерзлого грунта при оттаивании: Свойство мерзлого грунта уменьшаться в объеме при оттаивании за счёт структурного перехода льда в воду, и данное явление увеличивается по мере роста дренирующих свойств грунтов;
3.18 относительная осадка при оттаивании ММГ: Осадка, отнесенная к слою грунта единичной толщины, обусловленная таянием ледяных включений и уплотнением оттаявшего грунта при воздействии сжимающей нагрузки, выражается как отношение величины осадки образца мерзлого грунта к высоте образца грунта при оттаивании, например, в компрессионных условиях, при действии на него сжимающей нагрузки;
3.19 ползучесть грунта: Процесс развития деформаций грунта (сдвиговых, объемных) во времени при действии постоянного напряжения;
3.20 сливающаяся мерзлота: Верхняя граница многолетнемерзлых грунтов сливается с подошвой деятельного слоя;
3.21 термоизолирующие слои: Слои, обладающие термоизоляционными свойствами (искусственные, натуральные: мох, торф и др.).
4.1 Документ содержит указания по конструированию и расчёту земляного полотна автомобильных дорог общего пользования из местных талых и мерзлых, переувлажненных глинистых и торфяных грунтов.
4.2 При проектировании плана и профиля автомобильных дорог необходимо учитывать тип местности по условиям увлажнения и мерзлотно-грунтовым условиям согласно СП 34.13330, ГОСТ 33063 и ВСН 84-89 [1], влияющим на устойчивость земляного полотна при строительстве автомобильных дорог в первой ДКЗ (рисунок 1).
4.3 Типовые конструкции земляного полотна для условий первой ДКЗ, как правило, предполагают использование крайне дефицитных для этой зоны песчаных и крупнообломочных грунтов. Использование в земляном полотне глинистых грунтов имеет очень ограниченное применение, в первую очередь из-за того, что они находятся в состоянии повышенной влажности, что значительно снижает их несущую способность.
Применение переувлажненных глинистых грунтов для устройства земляного полотна автомобильных дорог в зонах распространения ММГ, при определенном обосновании, может осуществляться как в зимний период из мерзлых, так и в летний период из талых грунтов.
4.4 Возможность использования при устройстве земляного полотна автомобильных дорог в зоне распространения ММГ переувлажненных глинистых (мерзлых и талых) грунтов может быть осуществлена за счет реализации комплекса мероприятий, предопределенных физико-механическими характеристиками таких грунтов, природно-климатическими условиями территорий, на которых они применяются, специальными организационно-техническими мерами, обеспечивающими саму возможность проектирования и строительства дорог в таких условиях.
4.5 Основной областью применения торфяных грунтов является использование их в качестве теплоизоляционных слоев в теле, на откосах и подошве насыпи.
4.6 При разработке проектных решений для вариантов конструкций земляного полотна из местных глинистых и торфяных грунтов необходимо использовать комплексный подход, включающий оценку: условий строительства, способов получения грунта в карьерах и резервах, возможности ведения строительства в различные времена года, принципов использования твердомерзлых, пластично-мерзлых грунтов и торфов в земляном полотне и многолетнемерзлых грунтов в основании насыпей.
5.1 Степень пригодности глинистых грунтов для сооружения земляного полотна устанавливают испытанием грунтовых проб и образцов, отобранных в карьерах и резервах, с определением гранулометрического состава, влажности, плотности и числа пластичности грунта (ГОСТ 5180), оптимальной влажности и максимальной плотности сухого грунта (ГОСТ 22733). Коэффициент уплотнения грунта должен отвечать требованиям таблицы 1.
5.2 На всех типах местности допускается применять талые глинистые грунты, удовлетворяющие требованиям по гранулометрическому составу таблицы 2 [1, 2]. При содержании пылеватых и глинистых частиц, в большем количестве по массе, чем указано в таблице 2, переувлажненные глинистые грунты допускается применять для отсыпки нижней части насыпи, при условии их сохранения в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации.
5.3 Твердомерзлые и пластично-мерзлые глинистые грунты при оттаивании, как правило, имеют влажность выше допустимой.
5.4 С учетом комплекса физико-механических свойств, определяющих выбор конструкции и технологии сооружения земляного полотна, глинистые грунты повышенной влажности разделяют на четыре категории по степени переувлажнения согласно таблице 3.
5.5 Грунты допустимой степени переувлажнения в зонах распространения ММГ применяют в насыпях автомобильных дорог без специальных ограничений, но с учетом конструктивных и технологических особенностей, вытекающих главным образом из недостаточной прочности грунтов и уменьшения производительности машин.
5.6 Грунты средней степени переувлажнения допускается применять в нижних слоях насыпей автомобильных дорог при условии получения в процессе укатки максимально возможного коэффициента уплотнения с учетом возможности последующего доуплотнения в процессе консолидации до требуемой плотности.
Рисунок 1 - Карта дорожно-климатического районирования
Таблица 1 - Наименьшие значения коэффициента уплотнения грунта
Часть | Глубина | Районы первой дорожно-климатической зоны | ||||||||
насыпи | располо- | - северная подзона | - центральная подзона | - южная подзона | ||||||
от низа | Тип дорожной одежды | |||||||||
дорож- | Капи- | Облег- | Пере- | Капи- | Облег- | Пере- | Капи- | Облег- | Пере- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Верхняя | 0,0-0,4 | 0,97-0,96 | 0,96 | 0,94 | 0,98-0,97 | 0,97 | 0,95 | 0,98-1,00 | 0,98 | 0,96 |
0,1-1,0 | 0,96-0,94 | 0,93 | 0,93 | 0,97-0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,98-0,97 | 0,96 | 0,95 | |
1,0-1,5 | 0,95-0,93 | 0,91 | 0,90 | 0,96-0,95 | 0,94 | 0,92 | 0,97-0,96 | 0,95 | 0,93 | |
Нижняя неподтапливаемая | 1,5-6,0 | 0,93-0,90 | 0,90 | 0,90 | 0,94-0,92 | 0,91 | 0,91 | 0,95-0,93 | 0,92 | 0,92 |
Нижняя подтапливаемая | 1,5-6,0 | 0,96-0,93 | 0,93 | 0,92 | 0,97-0,94 | 0,94 | 0,93 | 0,98-0,95 | 0,95 | 0,95 |
Примечания 2 Таблица разработана В.А.Давыдовым [4]. |
Таблица 2 - Требования к глинистым грунтам земляного полотна по гранулометрическому составу
Часть насыпи | Глубина располо- | Покрытия капитальные | Покрытия усовершенствованные облегченные | Покрытия переходного и низшего типа | ||||||
жения слоя | Тип местности по характеру поверхностного слоя, степени увлажнения и мерзлотно-грунтовым условиям (СП 34.13000, ГОСТ 33063) | |||||||||
от низа дорожной одежды, м | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Верхняя | До 1,5 | Супеси легкие, суглинки легкие с содержанием пылеватых частиц не более 35% глинистых не более 15% | Супеси легкие с содержанием пылеватых частиц не более 35% и глинистых не более 5% | Супеси легкие и суглинки легкие, суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 50% и глинистых не более 20% | Супеси и суглинки легкие с содержанием пылеватых частиц не более 35% и глинистых не более 15% | Супеси и суглинки; суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 55% и глинистых не более 25% | Супеси легкие и суглинки легкие, суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 40% и глинистых не более 20% | |||
Нижняя неподтапливаемая | 1,5-6 | Супеси легкие, суглинки легкие, суглинки тяжелые и глины с содержанием пылеватых частиц не более 50% и глинистых не более 20% | Супеси легкие с содержанием пылеватых частиц не более 35% и глинистых не более 5% | Супеси и суглинки легкие, суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц 55% и глинистых не более 25% | Супеси и суглинки легкие с содержанием пылеватых частиц не более 35% и глинистых не более 15% | Супеси и суглинки легкие, суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 60% и глинистых не более 20% | Супеси легкие и суглинки легкие, суглинки, глины с содержанием пылеватых частиц не более 40% и глинистых не более 20% | |||
Нижняя подтапливаемая | 1,5-6 | - | Супеси легкие, суглинки легкие с содержанием пылеватых частиц не более 35% и глинистых не более 15% | - | Супеси легкие и суглинки легкие, суглинки и глины, с содержанием пылеватых частиц не более 50% и глинистых не более 20% | Супеси и суглинки легкие, суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 35% и глинистых не более 15% | - | Супеси и суглинки легкие суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 55% и глинистых не более 25% | Супеси и суглинки легкие, суглинки и глины с содержанием пылеватых частиц не более 40% и глинистых не более 20% | |
Примечания 2. Степень засоленности глинистых грунтов, отсыпаемых в верхнюю часть насыпи, не должна превышать 0,25 г/см порового раствора, а в нижнюю часть - 0,5 г/см. |