РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"
Руководство по безопасности "Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов".
В разработке Руководства участвовали М.Н.Казанцев, С.Н.Замалаев, А.А.Новиков (ООО "НИИ Транснефть"), С.А.Жулина, ТА.Кузнецова, В.Л.Титко (Ростехнадзор).
Руководство распространяется на законченные строительством или реконструкцией, находящиеся в эксплуатации или консервации технологические трубопроводы и трубопроводы линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
1. Руководство по безопасности "Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (далее - Руководство по безопасности*) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605).
________________
* Используется также сокращенная форма "руководство" (Примеч. изд.)
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации и предусматривает единые подходы к:
видам, периодичности выполнения и составу работ по техническому диагностированию магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
организациям и персоналу, проводящим техническое диагностирование магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
оборудованию, применяемому при проведении технического диагностирования магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
соблюдению требований безопасности при выполнении работ по техническому диагностированию магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
3. Настоящее Руководство по безопасности распространяется на технологические трубопроводы и трубопроводы линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов:
законченные строительством или реконструкцией;
находящиеся в эксплуатации;
находящиеся в консервации.
4. Используемые в настоящем Руководстве по безопасности сокращения и их расшифровка приведены в приложении N 1.
5. Используемые в настоящем Руководстве по безопасности термины и их определения приведены в приложении N 2.
6. Рекомендуется в целях обеспечения безопасности, определения фактического технического состояния магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - магистральных трубопроводов), возможности их дальнейшей эксплуатации на проектных технологических режимах, для расчета допустимого давления, необходимости снижения разрешенного рабочего давления и перехода на пониженные технологические режимы или необходимости ремонта с точной локализацией мест его выполнения и продления срока службы МТ в процессе эксплуатации применять следующие виды технического диагностирования МТ:
а) на МТ, законченных строительством:
ВТД (в том числе профилеметрия) линейной части и переходов через естественные и искусственные преграды, включая подводные переходы;
электрометрическое диагностирование (контроль изоляции методом катодной поляризации) линейной части и переходов через естественные и искусственные преграды, включая подводные переходы;
наружное диагностирование методами НК;
б) на МТ, находящихся в эксплуатации:
ВТД (в том числе профилеметрия и дефектоскопия) линейной части и переходов через естественные и искусственные преграды, включая подводные переходы;
наружное диагностирование методами НК КПП СОД, соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций, емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) с КПП СОД, надземных трубопроводов обвязки узла пуска/приема СОД, перемычек между трубопроводами и перемычек между основной и резервной ниткой переходов МТ через водные преграды;
измерение глубины залегания МТ и определение планового положения его конструктивных элементов;
электрометрическое диагностирование линейной части МТ;
в) на трубопроводах, находящихся в консервации:
электрометрическое диагностирование;
определение планово-высотного положения трубопровода;
г) на основных и вспомогательных технологических трубопроводах НПС:
измерение планового положения и глубины залегания трубопровода и его конструктивных элементов;
электрометрическое диагностирование подземных трубопроводов;
наружное диагностирование методами НК трубопроводов, соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций, емкостей сбора утечек и дренажа от систем сглаживания волн давления.
7. При техническом диагностировании МТ по завершении строительно-монтажных работ до ввода в эксплуатацию, а также участков с заменой труб после капитального ремонта, рекомендуется выполнять:
очистку полости МТ;
контроль геометрических параметров с применением профилемеров и калибровочных устройств;
электрометрическое диагностирование (электрометрия) состояния изоляционного покрытия МТ методом катодной поляризации;
ВТД линейной части МТ и ППМТ с помощью внутритрубных инспекционных приборов (при наличии в проектной документации).
8. Контроль геометрических параметров участков линейной части МТ и пойменных участков ППМТ рекомендуется производить путем пропуска профилемера после засыпки трубопровода (для трубопроводов надземной прокладки - после крепления на опорах).
9. Контроль геометрических параметров русловой части переходов трубопровода через водные преграды, вне зависимости от их протяженности, рекомендуется производить путем пропуска профилемера:
для ППМТ, выполненных траншейным методом, - после завершения строительно-монтажных работ в границах ППМТ;
для ППМТ, выполненных методом наклонно-направленного бурения, - после завершения протаскивания.
10. ВТД ППМТ рекомендуется производить на участках, проложенных через реку или водоем шириной в межень по зеркалу воды более 10 метров и глубиной свыше 1,5 метра или шириной по зеркалу воды в межень 25 метров и более независимо от глубины.
11. Если ППМТ входит в состав линейной части при условии одновременного строительства линейной части и ППМТ, рекомендуется производить ВТД (в том числе профилеметрию и дефектоскопию) в составе участка линейной части.
12. ВТД участка МТ приборами, которыми не было произведено обследование участка МТ до ввода в эксплуатацию, рекомендуется производить после его ввода в эксплуатацию в срок до одного года. Типы внутритрубных приборов, применяемых для диагностирования, определяет заказчик в задании на диагностирование магистральных трубопроводов.
Состав работ по подготовке к выполнению профилеметрии
13. Рекомендуется следующая последовательность проведения работ по подготовке и выполнению профилеметрии участков МТ, законченных строительством:
проверка состояния изоляции МТ методом катодной поляризации на соответствие сопротивления проектным значениям;
гидроиспытания линейной части МТ и ПП МТ;
монтаж КПП СОД (временных/постоянных) для пропуска ОУ, профилемера, ВИП;
очистка внутренней полости МТ;
проведение профилеметрии.
14. При положительной температуре воздуха работы по очистке и профилеметрии рекомендуется производить согласно проекту производства работ. При отрицательной температуре воздуха эти работы рекомендуется производить по специальной программе, утвержденной главным инженером эксплуатирующей организации, которая содержит:
теплотехнический расчет параметров испытаний;
требования к организации обязательного контроля температуры воды в МТ во время испытаний;
меры по поддержанию положительной температуры воды в МТ;
мероприятия по предохранению надземных частей МТ и линейной арматуры от замораживания, утеплению и укрытию узлов подключения наполнительных и опрессовочных агрегатов, КПП СОД, сливных патрубков и обвязочных трубопроводов с арматурой;
мероприятия по защите от замерзания измерительных приборов, самописцев и узлов присоединений их к МТ;
мероприятия по дополнительной обваловке уложенного и засыпанного МТ;
мероприятия по освобождению МТ от воды в случае возникновения угрозы ее замерзания.
Рекомендации по временным камерам пуска и приема средств очистки и диагностирования
15. Камеру пуска СОД рекомендуется устанавливать в начале обследуемого участка (по ходу воды при пропуске), камеру приема СОД - в конце участка. Рекомендуемая схема временной камеры пуска СОД и схема временной камеры приема СОД приведена на рисунках 1 и 2 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
16. На временных КПП СОД рекомендуется предусматривать технологическую обвязку, обеспечивающую наполнение и слив воды, стравливание воздуха.
17. На патрубках отводов нефти/нефтепродукта временных КПП СОД рекомендуется устанавливать решетки.
18. На обвязке временных КПП СОД рекомендуется применять фасонные изделия заводского изготовления. Не рекомендуется использование ненормативных элементов.
19. Для устойчивого размещения в месте производства работ временные КПП СОД рекомендуется оборудовать опорной рамой.
20. К временным узлам пуска и приема СОД рекомендуется оборудовать подъезды и разворотные площадки для безопасного доступа автомобильного транспорта и грузоподъемных механизмов к КПП СОД.
21. На КПП СОД рекомендуется предусматривать место для подключения кабеля заземления запасовочного лотка.
22. Временные узлы пуска/приема СОД рекомендуется огораживать сигнальной лентой.
Рекомендации по организации и производству работ по очистке магистрального трубопровода после окончания строительно-монтажных работ
23. Очистку полости подземных МТ рекомендуется производить после укладки в траншею и засыпки; надземных - после укладки и крепления на опорах.
Очистку полости ППМТ после проведения контроля качества изоляционного покрытия методом катодной поляризации рекомендуется производить:
для ППМТ, выполненных траншейным методом, - после засыпки МТ;
для ППМТ, выполненных методом наклонно-направленного бурения, - после завершения протаскивания.
24. Рекомендованная длина участка трубопровода при очистке полости - не более 110 км.
25. Перед пропуском ОУ рекомендуется проверить линейные задвижки на полноту открытия.
26. Перед пуском первого ОУ участок МТ рекомендуется заполнять водой в объеме от 0,1 до 0,15 от объема участка.
27. Рекомендованная скорость движения ОУ при очистке МТ - не менее 0,2 м/с.
28. Очистку полости МТ рекомендуется осуществлять путем последовательного пропуска ОУ. Каждое ОУ рекомендуется оснащать передатчиком для определения положения ОУ в МТ.
29. Пропуск ОУ по МТ рекомендуется контролировать на контрольных пунктах бригадами сопровождения. Последовательность контроля рекомендуется определять графиком прохождения ОУ по МТ.
30. Каждую бригаду сопровождения рекомендуется укомплектовывать низкочастотным и акустическим локаторами (по одному) для контроля прохождения ОУ по МТ.
31. Контрольные пункты рекомендуется размещать над осью МТ с интервалом не более 1 км и располагать на узлах запорной арматуры, узлах равнопроходных ответвлений от очищаемого МТ, на узлах неравнопроходных ответвлений диаметром 70% от диаметра очищаемого МТ и больше, на углах поворота МТ, больших 45° - вертикальных, горизонтальных и совмещенных на границах пойменной, русловой части - границах труднодоступных участках (например, болота, овраги).