Действующий

Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г.

4. Выводы и предложения по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

По результатам проведенного обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов можно сделать следующие выводы и предложения:

1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении обязательных требований этими организациями, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;

2) Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и выполнения ими возложенных на них функций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

3) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает снижение нагрузки на саморегулируемые организации аудиторов;

4) нормативные правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, не содержат устаревших, избыточных и дублирующих требований;

5) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений способствуют сокращению нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;

6) проведенный государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявил нарушения и недостатки в осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов возложенных на них Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов. Выявленные нарушения и недостатки касались, в частности, организации соответствующей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутреннего контроля за ней;

7) в саморегулируемых организациях аудиторов осуществлена недостаточная детализация порядка и сроков применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов, что вносит неопределенность в деятельность саморегулируемых организаций аудиторов и ее членов, не позволяет оперативно применять меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассматривать жалобы на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов;

8) сохраняется формальный подход при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов, недостаточное применение мер воздействия к аудиторским организациям, включая их руководителей, аудиторам, допустившим нарушения установленных требований;

9) формальный подход и длительные сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов оказывают отрицательное влияние на оценку деятельности саморегулируемых организаций аудиторов со стороны членов саморегулируемых организаций аудиторов, пользователей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;

10) низкая эффективность воздействия саморегулируемых организаций аудиторов на своих членов в отношении качества оказываемых последними услуг является, в том числе, следствием недостаточной работы саморегулируемых организаций аудиторов по применению мер дисциплинарного воздействия, рассмотрению жалоб;

11) установление требований в отношении организации "корпоративного управления" в саморегулируемых организациях аудиторов (создание бюджетных комитетов, система внутреннего контроля, обязательная ротация руководящих кадров, включая исполнительные органы, отчетность перед членами, проведение общих собраний, др.) позволит повысить эффективность и открытость саморегулируемых организаций аудиторов, уменьшит количество нарушений и недостатков при осуществлении возложенных на саморегулируемые организации аудиторов Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций;

12) распространение действия Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на саморегулируемые организации аудиторов, а также на иные саморегулируемые организации, членство в которых является обязательным, будет способствовать повышению ответственности саморегулируемых организаций в данном вопросе, а также создаст реальный механизм взаимодействия третьих лиц с саморегулируемыми организациями.

Электронный текст документа