Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 июля 2018 года N АК/57398/18

О применении части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона "О рекламе"

____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма ФАС России от 2 декабря 2022 года N МШ/109196-ПР/22
____________________________________________________________________

ФАС России с целью оказания методической помощи территориальным органам ФАС России по вопросу применения части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а также в дополнение к ранее направленным письмам в адрес территориальных органов ФАС России N АК/24801/15 от 21.05.2015, N АК/41946/16 от 12.08.2015, N АК/44960/15 от 26.08.2015, АК/71471/15 от 14.12.2015, N АК/7833/16 от 11.02.2016, N АК/16442/16 от 16.03.2016, сообщает следующее.

Согласно части 12 статьи 14, а также части 11 статьи 15 Закона о рекламе при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы/теле- и радиопередачи.

При этом, в силу части 16 статьи 14, а также части 14 статьи 15 Закона о рекламе требования части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 указанного закона распространяются также на информацию о телепередачах или радиопередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу или радиоканалу (далее - анонсы), сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иной информации о данной телепрограмме или радиопрограмме.

Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею теле- и радиопрограммы/теле- и радиопередачи определяется на основании Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы, утвержденной приказом ФАС России от 22.05.2015 N 374/15 "Об утверждении Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы" (далее - Методика) и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Методика разработана во исполнение положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона о рекламе и определяет порядок и критерии установления соответствия уровня громкости звука рекламы, сообщения о последующей трансляции рекламы и анонсов над средним уровнем громкости звука прерываемой ими теле- и радиопрограммы или теле- и радиопередачи.

Нормы части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона о рекламе предусматривают возможность выявления антимонопольными органами превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, так и в результате проведения внеплановых выездных проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 Закона о рекламе, в том числе при поступлении соответствующих обращений юридических и физических лиц.

При этом записи, приложенные к обращению, не принимаются для проведения измерения уровней громкости звука. Также ФАС России не принимаются для проведения измерения уровней громкости звука записи теле-, радиоканалов, поступившие из органов власти, например, из Роскомнадзора и его территориальных управлений, а также запрошенные у третьих лиц (теле-, радиоканалов и др.).

Обращаем внимание территориальных органов, что осуществление записи трансляции телеканала или радиоканала в рамках надзора за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы в соответствии с Методикой осуществляется именно сотрудниками антимонопольных органов. Таким образом, в случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммы, в целях проверки фактов, изложенных в обращении, территориальным органам следует самостоятельно осуществить запись соответствующего теле-, радиоканала.

В соответствии с пунктом 4 Методики для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи источником записи может являться сигнал:

- эфирного аналогового вещания;

- эфирного цифрового вещания;

- аналогового кабельного вещания;

- цифрового кабельного/IPTV вещания.

Следовательно, запись теле-, радиопрограммы должна осуществляться из одного из таких источников.

Записи трансляций телеканала с экрана телевизора с помощью видеозаписывающих средств, записи трансляций радиоканала с аудиозаписывающих средств, а также запись продукции теле-, радиоканала с сайтов в сети "Интернет", предоставляющих возможность просмотра программ телеканала и прослушивания программ радиоканала (в том числе он-лайн просмотра/прослушивания) являются ненадлежащими источниками записи.

В случае поступления в ФАС России записей теле-, радиопрограммы из ненадлежащего источника записи, а также содержащих в себе различные помехи, рябь, искажения изображения или звука, такие записи не будут оцениваться ФАС России на предмет наличия в них признаков нарушения части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона о рекламе.

Для осуществления записи теле-, радиопрограмм в территориальных органах рекомендуется установить и использовать ТВ-тюнер для приема эфирного аналогового либо эфирного цифрового сигнала вещания, либо подключить услуги оператора цифрового кабельного/IPTV вещания.

Для того, чтобы осуществить запись вещания радиоканала, можно также воспользоваться свободно распространяемой программой Audacity (http://ru.vessoft.com/software/windows/download/audacity). При этом запись вещания радиоканала необходимо осуществлять с радиоприемника.

Так, например, в ЦА ФАС России для целей осуществления записи теле-, радиопрограммы используется внешний ТВ-тюнер AverMedia TD310 (для приема сигнала цифрового наземного вещания) и подключены услуги оператора IPTV вещания "Билайн".

При отсутствии необходимых условий для осуществления качественной записи трансляции телеканала сотрудники антимонопольного органа на основании заключенного соглашения о взаимодействии между ФАС России и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.05.2016 N АВ-П17-065-10481/09-72 вправе обратиться в соответствующий филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" с просьбой об осуществлении записи трансляции теле-, радиоканалов на станции филиала "РТРС".

В настоящее время ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") является единственным эфирным оператором первого и второго мультиплексов цифрового эфирного телевидения на всей территории Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 24.06.2009 N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" и его последующих редакций: Указу Президента РФ от 17.04.2012 N 456, Указу Президента РФ от 20.04.2013 года N 367, Указу Президента РФ от 15.07.2015 N 365 - на всей территории Российской Федерации обеспечено вещание обязательных общедоступных телеканалов ("Первый канал", "Россия-1", "Матч ТВ", "НТВ", "Петербург - 5 канал", "Россия-К", "Россия-24", Детско-юношеский канал "Карусель", "Общественное телевидение России", "ТВ-ЦЕНТР") и радиоканалов ("Вести-FM", "Маяк", "Радио России").

Десять телеканалов для трансляции в составе пакета РТРС-2 (второй мультиплекс) отобрала Федеральная конкурсная комиссия 14.12.2012, 18.12.2013 и 30.09.2015 по телерадиовещанию, среди которых: "Рен-ТВ", "СПАС", "СТС", "Домашний", "ТВ-3", "Пятница", "Звезда", "МИР", "ТНТ", "МУЗ-ТВ".

Обращаем внимание, что запись осуществляется в столице субъекта Российской Федерации, из которого поступило обращение, послужившее поводом для осуществления записи.

В случае, если у антимонопольного органа отсутствует техническая возможность произвести запись телерадиоэфира самостоятельно, а также такая запись не может быть представлена соответствующим филиалом ФГУП "РТРС", антимонопольному органу следует провести внеплановую выездную проверку в отношении рекламораспространителя (хозяйствующего субъекта, обладающего лицензией на осуществление теле-, радиовещания соответствующего теле-, радиоканала на территории субъекта Российской Федерации) на предмет соблюдения части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона о рекламе.

ФАС России обращает внимание на отсутствие необходимости согласования организации и проведения внеплановой выездной проверки в отношении хозяйствующих субъектов на предмет проверки соблюдения требований части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона о рекламе с органом прокуратуры. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 данного закона.

Запись телепрограммы или радиопрограммы должна содержать как минимум один целый блок рекламы или анонсов, содержащий в себе только полные рекламные сообщения или анонсы.

При этом длительность каждого дорекламного и пострекламного фрагмента согласно пункту 5 Методики должна в обязательном порядке составлять не менее 5 минут. В случае, если длительности дорекламного и пострекламного фрагмента в записи составляют менее 5 минут, такая запись не подлежит измерению на соответствие уровня громкости звука рекламы среднему уровню громкости звука прерываемой ею телепрограммы (радиопрограммы), телепередачи (радиопередачи).

Кроме того, ФАС России обращает внимание территориальных органов на технические требования к записям, которые определены пунктом 5 Методики.

Запись телепрограммы или запись радиопрограммы используется в незашифрованном виде, в виде медиафайла, записанного с некомпрессированным аудиосопровождением в формате РСМ, с частотой дискретизации 48 кГц, формат видеосопровождения может быть MPEG-2/MPEG-4. Медиаконтейнер для видеозаписи - AVI, для аудиозаписи - WAV. Видео и звуковые составляющие записи должны воспроизводиться на ПЭВМ совместимых системах под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows с помощью программного обеспечения, распространяемого под открытой лицензией. При этом, дополнительным и важным параметром, характеризующим качество звука в записи, не указанном в Методике, является битовая скорость, значение которой должно превышать 128 кбит/с.

Удостовериться в правильности осуществленной формата записи можно с помощью, например, свободно распространяемого программного обеспечения "Медиаинфо" (https://mediaarea.net/ru/MediaInfo).

В ЦА ФАС России имеется единственный на данный момент аппаратно-программный комплекс "АСК-громкость" (свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.E.36.002.A N 58595), утвержденный приказом Росстандарта от 16.04.2015 N 448 "Об утверждении типов средств измерений", предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

Соответственно, записи теле-, радиопрограмм, осуществленные территориальными органами ФАС России, в соответствии с требованиями Методики, либо запрошенные у филиала ФГУП "РТРС", либо осуществленные в рамках проведения внеплановой выездной проверки, передаются в ФАС России для последующего измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

При передаче записей теле-, радиопрограмм, подготовленных территориальными органами ФАС России, в сопроводительном письме в обязательном порядке должны быть отражены все сведения, указанные в пункте 4 Методики, а именно:

- наименование телепрограммы или радиопрограммы, запись которой передаётся;

- дата и время (с мм:сс по мм:сс), в которые была произведена запись;

- населенный пункт и субъект Российской Федерации, в котором осуществлена запись;

- источник записи.

Для подтверждения того, что в силу пункта 4 Методики передаваемая запись осуществлена сотрудником антимонопольного органа, ФАС России рекомендует к сопроводительному письму о передаче записи в ФАС России также прилагать оригинал акта об осуществлении записи телеканала или радиоканала, подписанного сотрудником антимонопольного органа, осуществившим соответствующую запись. Акт может быть составлен в произвольной форме, с отражением всех сведений, которые указаны в пункте 4 Методики для сопроводительного письма о передаче записи в ФАС России (примеры актов осуществления записи сотрудником антимонопольного органа с использованием специального ТВ-тюнера, устанавливающегося в ПК и находящимся в здании территориального органа, а также акта, составленного при проведении внеплановой выездной проверки представлены в Приложениях N 1*, 2*).

________________

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Передача записи телепрограммы или записи радиопрограммы из территориального органа в ФАС России может осуществляться как через внешний носитель информации (CD-диск, USB-флэш-накопитель), так и через электронные системы связи (облачные хранилища данных, например: Яндекс.Диск, облако Mail.ru; сетевой диск территориального органа). При этом, в сопроводительном письме к передаваемым в ЦА ФАС России записям, необходимо указывать ссылку/путь для скачивания файла.

В ходе рассмотрения жалоб на превышение уровня громкости звука рекламы на теле-, радиоканале в случае необходимости сотрудники территориального управления антимонопольного органа вправе обратиться в центральный аппарат ФАС России для получения соответствующего разъяснения порядка осуществления соответствующих записей. Также, в случае необходимости, ФАС России окажет методическую помощь территориальному органу при представительстве в судах в целях защиты интересов ФАС России в спорах по вопросам применения положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона о рекламе.

А.Б.Кашеваров

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Федеральной антимонопольной службы

www.fas.gov.ru

по состоянию на 30.07.2018

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»