КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ

от 9 июля 2018 года N 109

Об отсутствии нарушения статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) в соответствии с пунктом 44 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 99 (далее - Порядок рассмотрения дел), рассмотрела вопрос о нарушении статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее - дело), предложенный для рассмотрения членом Коллегии (Министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию Комиссии Кусаиновым М.А.

В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел 23 января 2018 г. председателем комиссии по рассмотрению дела - Сушкевичем А.Г., директором Департамента антимонопольного регулирования Комиссии (далее - Департамент), являющегося структурным подразделением Комиссии, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:

членов комиссии по рассмотрению дела:

заместителя директора Департамента Бирич Ж.Э.;

заместителя директора Департамента Калиева А.А.;

начальника отдела рассмотрения заявлений (материалов) и исследований рынков Департамента Мухамедиевой А.Б.;

сотрудников органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), в компетенцию которых входит реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, ответственных за взаимодействие с Комиссией (далее уполномоченные органы):

начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Кононовой Н.В.;

главного специалиста сектора по конкуренции и взаимодействия с Евразийской экономической комиссией Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики Умарбековой C.O.;

заявителя - представителя товарищества с ограниченной ответственностью "STAHLBAU" (Республика Казахстан, г.Астана, Индустриальный парк, ул.А 207, ном.5) (далее - заявитель), представителя товарищества с ограниченной ответственностью "Завод металлоконструкций "STAHLBAU" (Республика Казахстан, г.Астана, ул.А 207, зд.5) Йовова О.О.;

ответчиков:

руководителя по корпоративным и правовым вопросам общества с ограниченной ответственностью "Уральская станкопромышленная компания" (Российская Федерация, г.Екатеринбург, ул.Малышева, д.51, оф.30/01) (далее - ООО "УСК") Немытова С.М.;

заместителя руководителя финансово-юридического управления ООО "УСК" Ефремовой С.В.

По результатам рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии с пунктом 58 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору) (далее - приложение N 19) в Комиссию поступило обращение Министерства национальной экономики Республики Казахстан исх. N 34-9/457-И от 2 марта 2017 г. (вх. N 3760 от 20 марта 2017 г.) с приложениями, включая обращение заявителя от 2 февраля 2017 г. N 05 и документы, указывающие на возможное наличие признаков нарушения пункта 2 статьи 76 Договора в действиях ООО "УСК" (далее - материалы).

По мнению заявителя, ООО "УСК" нарушило его права и законные интересы путем незаконного использования его фирменного наименования, фотографии и описания завода на своем сайте (http://ur-spk.ru) и в каталогах без его согласия.

3 апреля 2017 г. Департамент в соответствии с пунктом 12 Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 97 (далее - Порядок рассмотрения заявлений), и пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. N 112 уведомил уполномоченные органы (Государственную комиссию по защите экономической конкуренции Республики Армения, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики, ФАС России) о принятии материалов к рассмотрению.

В соответствии с пунктом 13 Порядка рассмотрения заявлений в Комиссию поступили предложения о кандидатурах ответственных сотрудников уполномоченных органов.

По результатам рассмотрения представленных материалов определением о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 2 мая 2017 г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 приложения N 19, подпунктом 1 пункта 14, пунктами 15 и 16 Порядка рассмотрения заявлений, пунктами 2 и 3 Порядка проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 98 (далее - Порядок расследования), и на основании пункта 12 приложения N 19, пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. N 112, пункта 5 Порядка расследования Департаментом начато проведение расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее - расследование), которое в соответствии с пунктом 6 Порядка расследования в связи с недостаточностью сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, членом Коллегии (Министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию Комиссии продлено на 60 рабочих дней определением о продлении срока проведения расследования нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 4 сентября 2017 г.

В ходе проведения расследования Департаментом запрошены в соответствии с подпунктом 4 пункта 10 и пунктом 13 приложения N 19, разделом III Порядка расследования в письменной форме у физических и юридических лиц, органов государственной власти государств-членов, информация, документы, сведения, пояснения, необходимые для проведения расследования, в том числе конфиденциальные, об имеющихся документах, сведениях по фактам, изложенным в материалах, в том числе о размещении ООО "УСК" информации, касающейся заявителя, на своем сайте и в каталогах, а также о содержании такой информации и правовых основаниях ее размещения, копии договоров ООО "УСК" и заявителя, подтверждающих выполнение ими работ, оказание услуг, позиции потребителей услуг ООО "УСК" и заявителя по доводам, изложенным в материалах, и другая информация, необходимая для целей проведения расследования.

По результатам расследования в связи с наличием в действиях ООО "УСК" признаков нарушения пункта 2 статьи 16 Договора и на основании подпунктов 2 и 3 пункта 10 приложения N 19, подпункта 1 пункта 11, пунктов 12 и 13 Порядка расследования и пункта 2 Порядка рассмотрения дел членом Коллегии (Министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию Комиссии принято определение о возбуждении и рассмотрении дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 27 ноября 2017 г. (далее - определение о возбуждении дела) и создана комиссия по рассмотрению дела.

В соответствии с пунктом 17 Порядка расследования копии определения о возбуждении дела направлены в уполномоченные органы в установленном порядке.

По поручению члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Комиссии председателем комиссии по рассмотрению дела определен директор Департамента Сушкевич А.Г. в соответствии с пунктом 5 Порядка рассмотрения дел, пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. N 112.

В соответствии с пунктом 17 Порядка рассмотрения дел определением о возбуждении дела 27 ноября 2017 г. лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о дате и месте рассмотрения дела.

11 декабря 2017 г. председателем комиссии по рассмотрению дела обеспечена реализация положений пункта 19 Порядка рассмотрения дел.

В соответствии с пунктом 20 Порядка рассмотрения дела в ходе рассмотрения дела заслушаны лица, участвующие в его рассмотрении, рассмотрены и обсуждены поступившие ходатайства, по которым были приняты соответствующие решения, что отражено в протоколе заседания комиссии по рассмотрению дела, исследованы доказательства, заслушаны мнения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в деле.

Также обсуждены вопросы об основаниях и целесообразности отложения рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

В целях получения дополнительных доказательств, регламентирующих порядок согласования проекта каталогов, выполнения заявителем работ (услуг), взаимозаменяемых с работами (услугами) ООО "УСК" и др., в соответствии подпунктом 2 пункта 27 Порядка рассмотрения дел комиссией по рассмотрению дела запрошена соответствующая информация, а рассмотрение дела отложено и перенесено на 23 января 2018 г. согласно пункту 32 и подпункту 5 пункта 41 Порядка рассмотрения дел.

23 января 2018 г. после реализации председателем комиссии по рассмотрению дела положений пункта 19 Порядка рассмотрения дел комиссией по рассмотрению дела продолжено рассмотрение дела, в том числе проверена полнота дополнительно представленных документов (сведений и пояснений), лицам, участвующим в рассмотрении дела, заданы вопросы касательно основных видов деятельности, конкурентных отношений между заявителем и ответчиком, объемов реализованных проектов и т.д. и получены ответы, что отражено в протоколе заседания комиссии по рассмотрению дела.

По результатам заседания комиссии по рассмотрению дела 23 января 2018 г. после исследования доказательств по делу, изложения мнений лиц, участвующих в рассмотрении дела, проведения опроса лиц, располагающих сведениями об исследуемых комиссией по рассмотрению дела обстоятельствах, согласно пункту 23 Порядка рассмотрения дел установлено следующее.

ООО "УСК" осуществляло свою деятельность путем заключения договоров поставки окрасочно-сушильных камер на территории Российской Федерации и территории Республики Казахстан (договоры от 29 февраля 2016 г. N 29-02-2016, от 23 января 2016 г. N АБЗ Пос Act 141, от 30 июня 2016 г. N 30-06-2016, от 27 июля 2015 г. N 27/07/15, от 4 августа 2015 г. N 2207-2015, от 1 июня 2015 г. N 217, от 18 февраля 2015 г. N 22-1802-2015, от 13 октября 2014 г. N 01-210-2014, от 13 октября 2014 г. N 02-210-2014, от 13 октября 2014 г. N 03-2010-2014, от 13 октября 2014 г. N 04-2010-2014, от 13 октября 2014 г. N 06-2010-2014, от 1 августа 2014 г. N 2807-2014, от 24 июня 2014 г. N 103-2014).

На основании пункта 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. N 29 (далее - Критерии), подпункта "б" пункта 2 и пункта 26 Методики оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. N 7 (далее - Методика), установлено, что географические границы товарного рынка определены территориями Российской Федерации и Республики Казахстан, а рынок относится к трансграничному.

Кроме того, на основе анализа договоров, заключенных в отношении товара (услуги), и классификаторов видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг, принятых на территориях государств-членов, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2, абзацем вторым пункта 4 и пунктом 15 Методики предварительные продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по поставке окрасочно-сушильных камер.

Временной интервал исследования товарного рынка, в том числе для целей оценки состояния конкуренции, в соответствии с пунктом 6 Методики определен как период предполагаемого нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, указанный в материалах, - период с 1 января 2015 г. по 30 июня 2017 г.

Также установлено, что ООО "УСК" (ОГРН 1106672019475, ИНН 6672326438, адрес: 620075, Российская Федерация, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Малышева, д.51, оф.30/01, бизнес-центр "Высоцкий", дата регистрации - 25 ноября 2010 г.) - хозяйствующий субъект Российской Федерации.

Заявитель (БИН 060440003930, адрес: г.Астана, район Есиль, ул.Д.Кунаева, д.12/2, кв.15, дата первичной регистрации - 20 апреля 2006 г.) и входящий с ним в одну группу лиц ТОО "Завод металлоконструкций STAHLBAU" (Республика Казахстан, г.Астана, Индустриальный парк, ул.А 207, номер 5) являются хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и в соответствии с положениями абзаца девятого подпункта 5 пункта 2 приложения N 19 рассматриваются как единый хозяйствующий субъект.

Учитывая изложенное и в соответствии с пунктом 3 Критериев установлено, что рассмотрение дела в отношении ООО "УСК" по признакам нарушения пункта 2 статьи 76 Договора относится к компетенции Комиссии.

В ходе рассмотрения дела в качестве доказательств неправомерных действий ООО "УСК" заявитель представил оригиналы каталогов, на первых страницах которых указано "Уральская Станкопромышленная Компания. SPK Group", на 64-й странице и 72-й странице в разделе "Наше производство" представлена информация о заводе по производству металлических конструкций SPK Group - STAHLBAU (Стальбау) в г.Астане (Республика Казахстан), контактные данные в г.Астане и г.Екатеринбурге, фотографии цехов завода и общее описание (территория завода, перечень производимой продукции).

Заявитель отметил, что согласие и (или) разрешение на использование ООО "УСК" указанной информации не предоставлял.

Комиссией отмечено, что в представленных заявителем каталогах не имеется сведений о тираже и месте их печати.

В ходе рассмотрения дела заявитель не представил документов, подтверждающих факт печати представленных им каталогов ООО "УСК".

Вместе с тем ООО "УСК" в качестве доказательств отсутствия в его действиях признаков недобросовестной конкуренции в указанной части представило следующие каталоги: "Проектирование, строительство и модернизация промышленных предприятий (2014-2015 гг.)", "Моечные камеры (2015 г.)", "По комплексу подготовки и окраски поверхности - проектирование, строительство и модернизация промышленных предприятий (1 полугодие 2015 г.)", "По комплексу подготовки и окраски поверхности - проектирование, строительство и модернизация покрасочных производств (2015 г.)", "Моечные камеры - проектирование, строительство и модернизация покрасочных производств (2016 г.)", "Нестандартное оборудование - проектирование, строительство и модернизация покрасочных производств (2016 г.)", "По комплексному решению покраски для промышленных предприятий проектирование, строительство и модернизация покрасочных производств (2016 г.)", "Проекты - проектирование, строительство и модернизация покрасочных производств (2016 г.)", "Проекты - проектирование, строительство и модернизация покрасочных производств (2017 г.)".

По результатам рассмотрения указанных каталогов комиссией по рассмотрению дела не установлено, что каталоги содержат информацию о том, что заявитель является филиалом, представительством, дочерним товариществом ООО "УСК".

При этом на страницах с 28-й по 37-ю каталога "Проектирование, строительство и модернизация промышленных предприятий (2014-2015 г.)" в разделе "Реализованные проекты" приведены фотографии окрасочно-сушильной камеры, которая была поставлена ООО "УСК" в адрес заявителя по договору поставки, и ее технические характеристики.

Также в верхних частях указанных страниц имеется надпись: "Завод по производству металлических конструкций STAHLBAU (Стальбау) г.Астана (Казахстан). Окрасочно-сушильная камера".

Учитывая вышеизложенное, не представляется возможным отнести каталоги, представленные заявителем, и каталоги, представленные ООО "УСК", к доказательствам о наличии в действиях ООО "УСК" признаков нарушений пункта 2 статьи 76 Договора.

В части действий ООО "УСК", выразившихся в размещении на сайте ООО "УСК" (http://ur-spk.ru) информации о заявителе, установлено, что заявителем представлен протокол осмотра и исследования вещественных доказательств от 20 июля 2016 г., составленный нотариусом Мухаметжановой У.С., из которого следует, что ООО "УСК" разместило на своем сайте (http://ur-spk.ru) по состоянию на 20 июля 2016 г. в разделе "Наше производство" фотографии завода заявителя (фасад, внутреннее состояние, оборудование и механизмы), его описание, контакты и указало, что собственное производство компании SPK Group в Республике Казахстан представлено производственной площадкой завода металлических конструкций SPK Group - STAHLBAU (Стальбау) в г.Астане (Республика Казахстан).

В то же время ООО "УСК" письмом от 21 декабря 2017 г. N 327 сообщило, что ориентировочно с 4 апреля по 1 октября 2016 г. на своем сайте (http://ur-spk.ru) в разделе "Наше производство" им была размещена информация о заводе по производству металлических конструкций SPK Group - STAHLBAU (Стальбау) в г.Астане (Республика Казахстан), фотографии цехов завода и общее описание (территория завода, перечень производимой продукции), что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 21 декабря 2017 г., составленным нотариусом Филипповой О.В.

Таким образом, комиссией по рассмотрению дела установлено, что ООО "УСК" размещало информацию на своем сайте (http://ur-spk.ru) о заводе по производству металлических конструкций SPK Group - STAHLBAU (Стальбау) в г.Астане (Республика Казахстан), фотографии цехов завода и общее описание (территория завода, перечень производимой продукции).

Согласно пояснениям ООО "УСК" заявитель и ООО "УСК" не являются конкурентами ни по одному виду осуществляемой деятельности, в подтверждение чего ООО "УСК" представило копии договоров, сертификатов соответствия и др., которые приобщены к материалам дела и из содержания которых следует, что основным видом деятельности ООО "УСК" является производство нестандартного оборудования, в том числе окрасочно-сушильных камер.

При этом производство металлоконструкций к окрасочно-сушильным камерам ООО "УСК" не осуществляет, данные виды работ осуществляются в рамках заключаемых подрядных договоров.

Письмом заявителя от 9 января 2018 г. N 2 представлены письменные пояснения и другие материалы, согласно которым заявитель за период с 1 января 2014 г. по 30 июня 2017 г. не осуществлял деятельность по изготовлению окрасочно-сушильных камер.

Вместе с тем заявителем представлена копия дополнительного соглашения от 12 декабря 2016 г. N 1 к договору поставки от 14 сентября 2016 г. N 140916, заключенного между товариществом с ограниченной ответственностью "Агросервис-Батыс" и заявителем, согласно которому срок действия договора и представления заказчиком чертежей на изготовление окрасочно-сушильной камеры продлен до 31 августа 2018 г. (срок выходит за пределы предполагаемого периода нарушения).

Также в ходе рассмотрения дела заявителем представлены копии счетов-фактур, накладных на отпуск запасов на сторону, чертежей к производимой продукции, актов сверки расчетов, согласно которым осуществляемые заявителем виды деятельности (осуществление работ, оказание услуг) не являются идентичными видам деятельности, осуществляемым ООО "УСК".

В то же время в рамках рассмотрения дела по ходатайству представителя заявителя к материалам дела приобщены копии документов, из содержания которых следует, что товарищество с ограниченной ответственностью "Полистирол Астана" в 2016 году обратилось к заявителю с коммерческим предложением поставки окрасочно-сушильной камеры.

В дальнейшем в связи с обнаружением менеджерами товарищества с ограниченной ответственностью "Полистирол Астана" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о том, что заявитель является собственностью российского предприятия SPK Group, указанное товарищество в целях исключения предпринимательских и юридических рисков приняло решение не сотрудничать как с заявителем, так и с российским предприятием SPK Group.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что направление коммерческого предложения не влечет юридически значимых последствий и не понуждает участников рынка к заключению договора, комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что указанные действия не могут рассматриваться как действия, которые причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) - конкурентам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»