УТВЕРЖДЕНО

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

Т.Ю.Синюгина

21 июня 2018 года

Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Учитель - дефектолог России - 2018"

Настоящее Положение определяет цели и задачи Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России - 2018" (далее - Конкурс), порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

1. Общие положения

1.1. Конкурс учрежден Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2. Конкурс направлен на карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, поддержку инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе.

1.3. Задачи Конкурса:

- стимулирование роста профессионального мастерства учителей-дефектологов;

- выявление и распространение передового педагогического опыта, связанного с коррекционно-развивающим сопровождением обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

- демонстрация возможностей инновационных педагогических технологий и новых форм работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;

- повышение творческой активности специалистов в области дефектологии, создание условий для их личностной и профессиональной самореализации;

- активизация инновационной работы, выявление и поддержка дефектологов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

2. Номинации Конкурса

2.1. Конкурс проводится в одной номинации - "Дефектолог года"

3. Этапы проведения конкурса

3.1. Конкурс проводится в два этапа:

I этап (региональный). Проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов в сфере образования).

Срок проведения: не позднее 31 августа 2018 года.

II этап (федеральный). Проводится Министерством образования и науки Российской Федерации.

Федеральный этап Конкурса состоит из двух частей:

1) заочная часть федерального этапа Конкурса проводится на основании оценки представленных конкурсных материалов, определенных настоящим Положением.

Сроки проведения: с 1 по 10 сентября 2018 г. включительно.

2) очная часть федерального этапа Конкурса (далее - Финал Конкурса).

Срок проведения - 3-4 октября 2018 года.

Место проведения: город Москва.

4. Участники Конкурса

4.1. В I (региональном) этапе Конкурса принимают участие учителя-дефектологи (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи субъектов Российской Федерации, работающие с обучающимися с ОВЗ.

4.2. В заочной части федерального этапа Конкурса принимают участие учителя-дефектологи - победители I этапа Конкурса (по одному 1 человеку от каждого субъекта Российской Федерации).

4.3. В очной части федерального этапа Конкурса (Финале Конкурса) принимают участие учителя-дефектологи - победители заочной части федерального этапа Конкурса.

4.4. Участие в Конкурсе является добровольным и бесплатным.

5. Условия участия и Порядок проведения Конкурса

5.1. Условия участия, порядок проведения регионального этапа Конкурса и выдвижения лучшего учителя-дефектолога для участия в федеральном этапе Конкурса определяются органами исполнительной власти субъектов в сфере образования с учетом настоящего Положения (форма заявки на участие в региональном этапе Конкурса приведена в Приложении 1*, рекомендуемые критерии отбора - в Приложении 2*).

________________

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

5.2. Выдвижение кандидата на участие в федеральном этапе Конкурса осуществляется органом исполнительной власти субъекта в сфере образования по итогам проведения регионального конкурса профессионального мастерства учителей-дефектологов либо без проведения конкурсных испытаний на основании лучших показателей профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

5.3. Заявка на участие в федеральном этапе Конкурса может быть представлена только органом исполнительной власти субъекта в сфере образования (форма заявки на участие в федеральном этапе Конкурса приведена в Приложении 3*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

5.4. Заочная часть федерального этапа Конкурса включает в себя оценку представленных конкурсных материалов:

"Методическое портфолио учителя-дефектолога";

Эссе на тему: "Дефектолог - профессия на века?! (прошлое, настоящее и будущее профессии)";

Творческая работа по созданию символа конкурса "Учитель-дефектолог России" (формы для заполнения приведены в Приложении 3).

5.4.1. "Методическое портфолио учителя-дефектолога" включает:

- описание существующей дефектологической практики в представляемой образовательной организации;

- информацию об опыте работы участника (наличие авторских образовательных программ, методик, статей по соответствующей тематике, проведение мастер-классов, семинаров, обучающих мероприятий, участие в конкурсах и т.д.);

- результаты проектной деятельности (участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия);

- дополнительные материалы (персональный Интернет-сайт учителя-дефектолога, фотографии, скан-копии статей, опубликованных методических разработок и т.д.).

5.4.2. "Эссе "Дефектолог - профессия на века?! (прошлое, настоящее, будущее профессии)" предусматривает написание участниками Конкурса авторского эссе, объемом не более 2 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman, 12pt, 1,5 интервал.

Цель эссе: раскрытие представлений участника Конкурса о перспективах развития профессии дефектолога, своего понимания миссии педагога-дефектолога в современном мире, смысла профессиональной деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования, социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

5.4.3. Творческая работа "Символ конкурса "Учитель-дефектолог России" включает:

- изображение предлагаемого участником символа Конкурса в цветной модели 3-D форматом А-5;

- историю/легенду, связанную с символом Конкурса объемом не более 1 страницы печатного текста, шрифт Times New Roman, 12pt, 1,5 интервал.

Цель: демонстрация творческих способностей участников Конкурса, выработка оригинального концепта символики Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России", зарождение традиций Конкурса.

5.5. Жюри оценивает поступившие для участия в заочной части федерального этапа Конкурса заявки и материалы. Двадцать участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочной части федерального этапа Конкурса, объявляются лауреатами Конкурса и выходят в Финал.

5.6. В рамках Финала Конкурса проводятся непосредственно конкурсные испытания, транслируемые на сайте Конкурса в телекоммуникационной сети "Интернет":

5.6.1. Конкурсное испытание "Учебное (коррекционное) занятие/урок с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью" проводится участником Конкурса в дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации, обучающей детей с ОВЗ и инвалидностью, с учетом его специализации.

Формат конкурсного испытания: учебное (коррекционное) занятие (регламент - 25 минут)/урок по предмету (регламент - 45 минут); самоанализ учебного (коррекционного) занятия/урока и вопросы жюри - 10 минут.

Конкурсное испытание проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения Конкурса.

Темы учебных (коррекционных) занятий/уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в группах/классах.

Темы обнародуются на сайте Конкурса за день до начала конкурсных испытаний.

5.6.2. Конкурсное испытание "Мастер-класс" проводится индивидуально каждым участником Конкурса по выбранной им теме, с привлечением в качестве участников других конкурсантов (при необходимости).

Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных коррекционно-развивающих технологий (методов, эффективных приёмов и др.).

Регламент: выступление конкурсанта - до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника - до 5 мин.

5.6.3. Конкурсное испытание "Круглый стол "Дефектологическая наука и практика в России: ответы на вызовы времени" проводится с участием всех финалистов Конкурса, представителей Института коррекционной педагогики Российской академии образования, членов жюри. Регламент круглого стола - не более 1,5 часов.

Вопросы для обсуждения на круглом столе: актуальные вопросы и проблемы обучения детей с ОВЗ, вопросы повышения квалификации учителей-дефектологов, актуальные проблемы социализации, диагностики, реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью.

5.7. Последовательность выполнения участниками конкурсных заданий определяется жеребьевкой.

5.8. Три лауреата Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам Финала Конкурса, объявляются победителями Конкурса.

5.9. Участник Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам Финала Конкурса, объявляется Абсолютным победителем Конкурса.

5.10. Проезд, проживание и питание участников Финала Конкурса обеспечивается за счет направляющей стороны.

5.11. Командирование членов жюри Финала Конкурса осуществляется за счёт органов исполнительной власти субъектов в сфере образования и (или) попечителей образовательных организаций, в которых работают члены жюри Финала Конкурса.

5.12. Трансфер всех участников Финала Конкурса и жюри в соответствии с программой очной части федерального этапа Конкурса осуществляется за счет организаторов Конкурса.

6. Деятельность Оргкомитета и Жюри Конкурса

6.1. Для организационно-методического обеспечения проведения Конкурса создается Организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет), который устанавливает порядок и сроки проведения Конкурса, утверждает состав жюри и Счетной комиссии, а также регламенты их работы.

6.2. Жюри федерального этапа Конкурса осуществляет:

- отбор лауреатов Конкурса в количестве 20 человек из числа участников заочной части федерального этапа Конкурса;

- отбор трех победителей Конкурса в рамках проведения конкурсных испытаний Финала Конкурса.

6.3. Жюри оценивает выполнение всех конкурсных заданий в баллах в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением (Приложение 4*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

6.4. Победители Конкурса не имеют права принимать участие в Конкурсе в течение пяти последующих лет.

7. Конкурсная документация, необходимая для участия в федеральном этапе Конкурса

7.1. Для участия в федеральном этапе Конкурса органы исполнительной власти субъектов в сфере образования за подписью руководителя направляют в адрес оператора Конкурса (АНО "НМЦ "СУВАГ", адрес электронной почты: defectologrossii@yandex.ru) заявку на участие в федеральном этапе Конкурса с пометкой "Всероссийский конкурс Учитель-дефектолог России - 2018" (Приложение 3), содержащую:

1) представление участника федерального этапа Конкурса от субъекта Российской Федерации, включающее:

- информационную карту участника федерального этапа Конкурса по предлагаемой форме;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»