ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 25 июня 2018 года N 274
В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13 (2),
приказываю:
Руководитель
А.В.Алёшин
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от "___" _______ 2018 года N ___
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 1170 "Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2017 год сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:
Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года N 7);
Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года N 1);
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.
За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором проведено 13760 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО.
Из общего числа проведенных проверок, плановых проверок проведено 1203 (9%), внеплановых проверок - 8488 (62%).
Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям:
в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок - 2870 проверок;
в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 170 проверок;
в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 41 проверка;
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 345 проверок;
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры - 19 проверок;
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (в том числе проверки, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (надзора), - 5040 проверок.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях" на ОПО в рамках режима постоянного государственного надзора проведено 4069 мероприятий по контролю (30% от общего количества проверок, проведенных за 3 месяца 2018 года).
Продолжает оставаться значительным количество нарушений обязательных требований, выявляемых Ростехнадзором в ходе проверок.
За 3 месяца 2018 года по итогам проведения проверок выявлено 49876 правонарушений (за 3 месяца 2017 года - 51611).
В качестве основных показателей, используемых Ростехнадзором для анализа состояния безопасности на подконтрольных объектах, используются сравнительные данные по динамике аварийности и травматизма на опасных производственных объектах.
Государственный надзор в угольной промышленности
За 3 месяца 2018 года и за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах угольной промышленности не было.
За отчетный период произошло 6 несчастных случаев со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года - 7 случаев смертельного травматизма).
При производстве подземных работ погибло 3 человека, на открытых горных работах - 3 человека.
По травмирующим факторам несчастные случаи со смертельным исходом распределились следующим образом:
воздействие машин и механизмов - 2 случая;
воздействие транспорта -2 случая;
обрушение горной массы, крепи -1 случай;
поражение электротоком -1 случай.
Основными причинами смертельного травматизма являются:
низкая профессиональная квалификация персонала;
недостатки в организации и проведении профессиональной подготовки работников;
привлечение к выполнению работ работников, не состоящих в штате участка и необученного безопасным приемам работ, производство работ без оформления соответствующих документов;
низкий уровень технологической и трудовой дисциплины;
неудовлетворительный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
отсутствие контроля со стороны должностных лиц предприятия за техническим состоянием машин и механизмов;
невыполнение требований об оформлении нарядов на производство работ;
несоблюдение требований проектно-технической и эксплуатационной документации;
эксплуатация неисправного оборудования.
В течение 3 месяцев 2018 года на объектах угольной промышленности Ростехнадзором проведено 1824 проверки, из них плановых - 20, внеплановых - 159, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 1645. В ходе проверок выявлено 12675 правонарушений. По результатам проверок наложено 1949 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 162 раза, временный запрет деятельности - 5 раз.
На нарушителей обязательных требований наложено 1773 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 62776 тыс. рублей.
В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю) в течение 3 месяцев 2018 года, установлено, что типовыми (массовыми) из них являются:
несоблюдение требований в части организации прохождения работниками инструктажей по промышленной безопасности;
несоблюдение требований документации завода-изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании;
применение неисправных технических устройств в процессе производственной деятельности;
несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью;
нарушение требований проектной документации.
Нормативное правовое регулирование
В соответствии с результатами анализа правоприменительной практики, обращений поднадзорных организаций, а также граждан приказом Ростехнадзора от 21 марта 2018 г. N 120 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018, рег. N 50822) внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. N 449.
В целях адаптация нормативных правовых актов к современным условиям развития угольной промышленности с учетом требований законодательства Российской Федерации в 2018 году планируется внести изменения в:
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 31 октября 2016 г. N 451 зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2016 г., рег. N 44481);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. N 463, зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., рег. N 35921);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. N 462, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., рег. N 35312);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. N 550, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., рег. N 30961);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода" (приказ Ростехнадзора от 6 декабря 2012 г. N 704, зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2013 г., рег. N 26936);
Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах (приказ Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. N 678, зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2011 г., рег. N 22812);
Нормативные требования по применению способов и схем проветривания угольных шахт (приказ Ростехнадзора от 31 мая 2011 г. N 262, зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., рег. N 21342).
Указанные нормативные правовые акты проходят процедуру оценки регулирующего воздействия и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли
За 3 месяца 2018 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли произошли 2 аварии, за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах не было.
За отчетный период произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года также зафиксировано 10 случаев смертельного травматизма).
В течение 3 месяцев 2018 года в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведено 632 проверки, из них плановых - 36, внеплановых - 213, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 383.
В ходе проверок выявлено 2758 правонарушений. По результатам проверок наложено 363 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 17 раз, временный запрет деятельности - 14 раз.
На нарушителей обязательных требований наложено 502 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 19693 тыс. рублей.
В результате проведенного анализа основными типовыми и массовыми нарушениями требований промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года явились:
несоблюдение требований по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах;
несоблюдение требований, предъявляемых к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью;
несоблюдение требований пожарной безопасности;