ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2019 года N 2

О Лесном плане Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 - 2028 годы



В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 692 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2006 года N 148-оз "О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 31 августа 2018 года N 13), постановляю:


1. Утвердить прилагаемый Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 - 2028 годы.


2. Признать утратившими силу постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:


от 29 декабря 2008 года N 190 "Об утверждении Лесного плана Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";


от 23 марта 2012 года N 48 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 года N 190 "Об утверждении Лесного плана Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";


от 11 августа 2017 года N 92 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 года N 190 "Об утверждении Лесного плана Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".


3. Внести в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 июля 2013 года N 92 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" изменение, признав пункт 9 утратившим силу.


4. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к постановлению
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 25 января 2019 года N 2



ЛЕСНОЙ ПЛАН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2019 - 2028 ГОДЫ


Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Лесной план Югры) разработан Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Депнедра и природных ресурсов Югры, автономный округ).


Лесной план Югры подготовлен на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития автономного округа, документов стратегического и территориального планирования, а также с учетом схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории автономного округа, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 20 декабря 2017 года N 692 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений".


Лесной план Югры действует с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.


Анализ достижения плановых показателей и целевых прогнозных показателей за период действия Лесного плана автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 29 декабря 2008 года N 190 "Об утверждении Лесного плана Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Предыдущий Лесной план Югры), по лесничествам на землях лесного фонда проведен за период с 2010 по 2017 годы в связи с оптимизацией границ лесничеств в 2010 году.



I. Сведения о Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, об информационной и методической основе разработки Лесного плана Югры



1.1. Субъект Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, площадь - 53480,1 тыс. га, в том числе по муниципальным образованиям приведена в таблице 1.



Таблица 1

Муниципальные районы

Городские округа

N п./п.

Наименование

Площадь,

тыс. га

N п./п.

Наименование

Площадь,

тыс. га

1.

Белоярский район

4164,6

1.

город Когалым (с находящимся в его составе населенными пунктами г. Когалым, п. Ортьягун)

15,35

2.

Березовский район

8810,05

2.

город Лангепас

4,81

3.

Кондинский район

5462,74

3.

город Мегион (с находящимся в его составе населенными пунктами: г. Мегион, пгт. Высокий)

5,05

4.

Нефтеюганский район

2454,8

4.

город Нефтеюганск

15,38

5.

Нижневартовский район

11731,17

5.

город Нижневартовск

26,72

6.

город Нягань

81,4

6.

Октябрьский район

2450,21

7.

город Покачи

2,18

8.

город Пыть-Ях

6,41

7.

Советский район

2994,04

9.

город Радужный

14,21

10.

город Сургут

21,29

8.

Сургутский район

10518,69

11.

город Урай

54,29

12.

город Ханты-Мансийск

25,09

9.

Ханты-Мансийский район

4606,4

13.

город Югорск

15,22



1.2. Природно-климатические особенности, в том числе изменение основных климатических показателей


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает центральную часть Западно-Сибирской низменности на территории Тюменской области, протянувшись с запада на восток на 1400 км от Уральского хребта до Обско-Енисейского водораздела. С севера на юг автономный округ простирается приблизительно на 800 км, располагаясь в промежутке между 58°30' и 65°30' северной широты.


На севере автономный округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Республикой Коми, юго-западе - со Свердловской областью, на юге - с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем.


Рельеф. Территория автономного округа представляет собой обширную, слабо расчлененную равнину с абсолютными отметками высот, редко достигающими 200 м над уровнем моря. Исключение составляет лишь расположенная в северо-западной части, между Уральским хребтом и Обью, Северо-Сосьвинская возвышенность и приподнятая гряда Сибирских увалов, проходящая вдоль северной границы автономного округа и являющаяся естественным водоразделом между бассейнами рек Оби и уходящих в субмеридиональном направлении на севере Надыма, Пура и Таза. Выделяется природное образование, получившее название Белгородский материк - возвышенность, ограниченная с запада рекой Обью, а с востока окаймленная долиной реки Надым, максимальные высоты которой до 231 м. Белогорский материк и его менее выраженное продолжение уже в Обь-Иртышском междуречье разделяют обширные низины Кондинскую и Сургутскую. На западе на территории автономного округа заходят отроги и хребты горной системы Северного и Приполярного Урала. Для этой части территории характерен низко- и среднегорный рельеф (на Приполярном Урале - с чертами альпийского). Протяженность горной области составляет 450 км при ширине 30 - 40 км.


В пределах горной системы Приполярного Урала на границе с республикой Коми находятся максимальные отметки абсолютных высот на территории автономного округа - до 1895 м (г. Народная).


Гидрография. На территории автономного округа насчитывается более 2 тысяч больших и малых рек общей протяженностью 172 тыс. км. Главные реки - Обь (3650 км) и Иртыш (3580 км). Кроме них, к числу значительных рек следует отнести притоки Оби: Вах, Аган, Тромъеган, Большой Юган, Лямин, Пим, Большой Салым, Назым, Северную Сосьву, Казым, а также приток Иртыша - реки Конду и Согом. В автономном округе более 10 рек, длина которых превышает 500 км.


Для всех рек автономного округа, исключая реки уральской части, характерны небольшие уклоны, низкая скорость течения, весенне-летнее половодье, паводки в теплое время года, подпорные явления. Обские подпоры распространяются на расстояние 100-200 км от устья притоков, что способствует образованию ларов (пойменных болот) и соров (сезонных озер, образующихся на затопляемых низменных пространствах).


Треть территории автономного округа занимают болота, преимущественно верхового и переходного типа. В окружении болот и лесов расположено около 290 тысяч озер площадью более 1 га. Самые большие из них (площадью более 100 кв. км) - Турсунтский и Левушинский Туманы, Вандэмтор и Трмэтор. Самые глубокие - Кинтус (48 м), Сырковый Сор (42 м). Большинство озер (около 90%) небольшие по площади, мелкие, не имеющие поверхностного стока.


Почвы. Почвенный покров не отличается большим разнообразием. На приречных дренированных участках под густой темнохвойной тайгой распространены подзолистые почвы. На водоразделах со слабым поверхностным и грунтовым стоком преобладают различные виды глеевых почв, которые в центральной части обычно сменяются болотными. Маломощные подзолистые почвы легкого механического состава характерны для областей распространения зандра, на которых, как правило, произрастают боры-ягельники. Для обской поймы характерно сложное сочетание аллювиальных, дерново-луговых и болотных почв. В горной (уральской) части распространены тундровые грубогумусные щебнистые почвы.


Климат автономного округа умеренно континентальный. Характеризуется продолжительной зимой (25 - 26 недель), длительным залеганием снежного покрова (180 - 210 и более дней), короткими переходными сезонами (7 - 9 недель), поздними весенними и ранними осенними заморозками, коротким безморозным периодом и коротким летом. На формирование климата существенное влияние оказывают защищенность территории с запада Уральским хребтом, открытость территории с севера, способствующая проникновению холодных арктических масс, и равнинный характер местности с большим количеством рек, озер и болот.


Вторжение арктического воздуха чаще наблюдается в начале и в конце лета и сопровождается поздними весенними и ранними осенними заморозками. Средняя температура января по автономному округу колеблется в пределах -18 - 24 °C. Наиболее низкие температуры воздуха (до -62 °C) зарегистрированы на Большом Ольховском месторождении в Белоярском районе и в долине реки Вах в Нижневартовском районе.


Годовая продолжительность солнечного сияния по автономному округу составляет 1600 - 1900 часов.


Летом преобладающее направление ветра - северное, в отличие от зимы, когда чаще наблюдается южный ветер. Годовое количество осадков - 400 - 620 мм. Высота снежного покрова от 50 до 80 см. Максимум осадков приходится на теплое время года. Величина испарения весьма несущественна, в результате чего вся территория региона располагается в зоне избыточного увлажнения.


Преобладающую роль в экономике автономного округа занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой: негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.


Техногенное воздействие на компоненты природной среды, наряду с прямым ухудшением их качества также приводит к изменениям климата на территории автономного округа.


Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (76 - 80%) за счет сжигания нефтяного попутного газа.


Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания попутного нефтяного газа - оксид углерода (37,2%), углеводороды (36%), летучие органические соединения (14,2%) и оксид азота (8,4%). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.


Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов и т.д. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий.


Также для автономного округа характерны высокая степень паводконосных ситуаций на реках, недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов, что в свою очередь приводит к попаданию в водные объекты загрязняющих веществ в период половодья, а также причинению материального ущерба населению и предприятиям.


Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте.


За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (CO), углеводороды (CH), оксиды азота (NO), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»