ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 28 декабря 2018 года N 293


О внесении изменений в Указ Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102



В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов и определения основных направлений социально-экономического развития Тульской области, в соответствии с пунктом 2 статьи 47, на основании статьи 33 Устава (Основного Закона) Тульской области постановляю:


1. Внести в Указ Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года" следующие изменения:


1) в наименовании Указа текст "до 2021 года" заменить текстом "до 2024 года";


2) пункты 1, 2 Указа изложить в новой редакции:


"1. Утвердить Основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2024 года согласно приложению.


2. Правительству Тульской области разработать и утвердить до 10 января 2019 года План действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2024 года.";


3) приложение к Указу изложить в новой редакции (приложение).


2. Указ вступает в силу со дня официального опубликования.



Губернатор Тульской области
А.Г.ДЮМИН



Приложение
к Указу Губернатора
Тульской области
от 28.12.2018 N 293



Приложение
к Указу Губернатора
Тульской области
от 11.07.2016 N 102



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА



I. Общие положения


Основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2024 года определяют приоритеты и направления социально-экономического развития Тульской области в среднесрочной перспективе. Основные направления разработаны на основе требований Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Тульской области от 26 февраля 2016 года N 8-ЗТО "О стратегическом планировании в Тульской области" и направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня и Тульской области и иных нормативных правовых актов с учетом сложившихся экономических условий.


Основные направления являются основой для разработки Плана действий правительства Тульской области на период до 2024 года по их реализации и для корректировки документов стратегического планирования Тульской области, в том числе государственных программ Тульской области, планов деятельности министерств и ведомств Тульской области.



II. Вызовы и цели социально-экономической политики Тульской области



1. Динамика развития Тульской области в 2017 году


Последние несколько лет Тульская область стабильно демонстрирует положительную динамику по основным макроэкономическим показателям.


Начиная с 2013 года Тульская область входит в первую пятерку регионов Центрального федерального округа по индексу физического объема валового регионального продукта (2013 год - 4 место, 2014 год - 2 место, 2015 год - 2 место в Центральном федеральном округе, 2016 год - 1 место в Центральном федеральном округе), а с 2014 года и в первую десятку регионов всей страны (2014 год - 8 место в Российской Федерации, 2015 год - 4 место в Российской Федерации, 2016 год - 7 место в Российской Федерации).


Индекс промышленного производства за 2017 год составил 106,2% к 2016 году (в сопоставимых ценах).


В 2017 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 688,0 млрд рублей, что на 9,8% больше объема отгруженной продукции за 2016 год (в действующих ценах). В 2017 году объем отгруженной продукции промышленного производства по сравнению с 2012 годом вырос в 1,9 раза.


По доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте регион в период с 2011 по 2013 год занимал 2 место в Российской Федерации, а начиная с итогов за 2014 год - 1 место в Российской Федерации. В настоящее время регион сохраняет лидерство среди субъектов Российской Федерации по указанному показателю.


За 2017 год сельскохозяйственными предприятиями всех категорий получено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 57,2 млрд рублей - 110,2% к уровню 2016 года. Рост по сравнению с 2012 годом на 28,2%.


По итогам 2017 года введено в 2,2 раза больше жилья, чем в 2012 году.


За 2017 год на территории Тульской области введено 696,8 тыс. кв. м жилья, это 10 место в Центральном федеральном округе и 37 место в Российской Федерации.


На территории Тульской области в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда построено 169 многоквартирных домов, расселено 321,16 тыс. кв. метров аварийного жилья, переселено 16,97 тыс. человек.


Оборот розничной торговли за 2017 год составил 273,7 млрд рублей, это 5 место в Центральном федеральном округе и 31 место в Российской Федерации, по итогам 9 месяцев 2018 года - 210,6 млрд рублей (рост на 2,9% к аналогичному периоду 2017 года).


Объем платных услуг, оказанных населению области в 2017 году, составил 69,6 млрд рублей, это 5 место в Центральном федеральном округе и 33 место в Российской Федерации, по итогам 9 месяцев 2018 года - 56,0 млрд рублей (рост на 0,9% к аналогичному периоду 2017 года).


За 2017 год инвестиции за счет всех источников финансирования составили 127,1 млрд рублей - 109,4% к уровню 2016 года (4 место в Центральном федеральном округе и 25 место в Российской Федерации). Рост по сравнению с 2012 годом на 43,0 млрд рублей. По итогам 1 полугодия 2018 года объем инвестиций в основной капитал составил 62,6 млрд рублей - рост на 34,8% к аналогичному периоду 2017 года (по индексу физического объема - 1 место в Центральном федеральном округе и 10 место в Российской Федерации).


Стимулирование инвестиционной деятельности в регионе является одним из приоритетных направлений экономической политики Тульской области.


В области создан и действует Фонд развития промышленности Тульской области - институт прямого финансирования приоритетных, стратегически важных отраслей экономики региона.


Активно развивается бизнес-ориентированное кредитование, работает Акционерное общество "Корпорация развития Тульской области", которое является "единым окном" сопровождения инвесторов, оказывает полный комплекс услуг по сопровождению инвестиционных проектов, обеспечивает промышленные площадки современной инфраструктурой.


В области действует региональный бизнес-инкубатор, созданы Центр поддержки экспорта и Центр инжиниринга.


34 многофункциональных центра оказывают 188 видов услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрена услуга по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Сегодня Тульская область занимает лидирующие позиции в реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и улучшения инвестиционного климата.


По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Тульская область заняла 5 место.


Благодаря деятельности крупных инвесторов на территории области сохранится положительная динамика притока инвестиций в основной капитал.


В 2017 году на Петербургском экономическом форуме заключено 22 инвестиционных соглашения на общую сумму 83,7 млрд рублей, в 2018 году - 19 соглашений с общим объемом инвестиций более 88 млрд рублей.


Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций Тульской области за 2017 год составила 31,6 тыс. рублей, что выше уровня 2016 года на 7,6%. По темпу роста заработной платы Тульская область занимает 7 место в Центральном федеральном округе и 27 место в Российской Федерации. Рост в 2017 году по сравнению с 2012 годом в 1,6 раза. По итогам 8 месяцев 2018 года размер среднемесячной заработной платы составлял 33,6 тыс. рублей - рост на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.


Увеличение среднемесячной заработной платы стало результатом ускоренного развития региональной экономики, последовательного повышения оплаты труда занятых в бюджетном секторе, легализации заработной платы на коммерческих предприятиях, а также достижения в рамках Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тульской области договоренностей об установлении более высокого, чем установлено на федеральном уровне, минимального размера оплаты труда.


По уровню минимальной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации в 2017 году, Тульская область занимала 3 место в Центральном федеральном округе.


Уровень регистрируемой безработицы по области на 1 января 2018 года составил 0,54% от численности экономически активного населения (2 место в Центральном федеральном округе и 6 место в Российской Федерации). Уровень зарегистрированной безработицы в 2017 году по сравнению с 2012 годом снизился на 0,49 процентных пункта.


Доходы консолидированного бюджета Тульской области за 2017 год составили 82,9 млрд рублей, что выше уровня 2016 года на 3,8%. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Тульской области исполнены в сумме 69,0 млрд рублей, что выше уровня 2016 года на 2,8%. Собственные доходы консолидированного бюджета области выросли в 2017 году по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза.


Начиная с 2015 года Тульская область входит в число субъектов Российской Федерации, получающих гранты Правительства Российской Федерации за достижение высоких темпов роста экономического (налогового) потенциала территорий в форме дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.


По итогам 2017 года Тульская область вошла в первую двадцатку регионов и получила грант в сумме 488,6 млн. рублей.


В последние три года Тульская область стабильно входит в пятерку лучших регионов в национальном инвестиционном рейтинге, показывает неплохие результаты по росту доходов консолидированного бюджета региона, реализует мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.



2. Вызовы и ограничения в среднесрочном периоде


Нестабильная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра стратегических целей развития Тульской области, а обуславливает повышение требований к темпу и качеству социально-экономического развития региона.


Задачи по достижению устойчивого экономического роста необходимо решать в условиях сохранения внешних и внутренних ограничений в экономике, а также вызовов, с которыми сталкивается Тульская область и которые требуют консолидации усилий по решению стратегических социально значимых задач, стоящих перед регионом.


В настоящее время сформировались три вызова, которые необходимо принимать во внимание при определении Основных направлений деятельности правительства Тульской области.


Первый вызов - сокращение численности населения Тульской области из-за неблагоприятных демографических и социальных факторов.


Одними из ключевых факторов конкурентоспособности Тульской области и перспектив ее будущего устойчивого развития являются обеспеченность и качество человеческого капитала.


Демографические процессы в Тульской области характеризуются тенденцией увеличения доли граждан старших возрастов в составе экономически активного населения. Демографический прогноз, при сохранении текущих тенденций, демонстрирует снижение численности трудоспособного населения к 2030 году на уровне Российской Федерации на 9,2%, в Тульской области - 14,7%, что приведет к перераспределению возрастной структуры населения и увеличению демографической нагрузки. Возрастет конкуренция между регионами за человеческий капитал. Между тем Тульская область не является лидером притяжения трудовых ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»