• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2018 года N 668-па


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года



В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Приморского края от 2 декабря 2015 года N 732-КЗ "О стратегическом планировании в Приморском крае", на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (далее - Стратегия).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления Приморского края руководствоваться Стратегией при разработке, корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Приморского края.


3. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.



И.о. Губернатора края -
Главы Администрации
Приморского края
А.И.КОСТЕНКО

Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 г.



Утверждена
постановлением
Администрации
Приморского края
от 28.12.2018 N 668-па

Введение


Настоящая Стратегия обеспечивает согласованность ключевых направлений развития Приморского края с приоритетами развития Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и отдельных отраслей в части реализации модели опережающего развития, ориентированной на максимальное развитие конкурентных преимуществ с использованием новых экономических механизмов.


Основанием для разработки Стратегии являются Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Приморского края от 02.12.2015 N 732-КЗ "О стратегическом планировании в Приморском крае".


Исходными данными для разработки Стратегии являются документы и нормативные правовые акты, правовые акты, отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации.


При формировании Стратегии учитывались:


положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения проектов стратегий социально-экономического развития Российской Федерации, пространственного развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации и других), влияющих на развитие Приморского края, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;


положения стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих и активно взаимодействующих с Приморским краем, результаты реализации стратегических документов Приморского края, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде;


данные государственной, региональной и муниципальной и ведомственной статистики.

1. Вводная часть

1.1. Место и роль Приморского края в российской и глобальной экономике


Приморский край является наиболее густонаселенным регионом Дальневосточного федерального округа (ДФО) и формирует более 30% численности постоянного населения и среднегодовой численности занятых ДФО, занимая при этом 2,7% территории (в регионе проживает чуть более 1,9 миллиона жителей). Будучи крупным по размеру экономики российским регионом, Приморский край в то же время заметно уступает в экономическом отношении регионам близлежащих стран. Так, по численности населения, размеру экономики Приморский край в десятки раз уступает таким соседним приграничным северным провинциям Китая, как Цзилинь и Хэйлунцзян.


Приморский край обладает выгодным географическим расположением в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Перспективы экономической интеграции России в АТР, в том числе в части наращивания нересурсного экспорта товаров и услуг, в значительной степени связаны с развитием отраслей экономики Приморского края, а наращивание экспорта сырьевых товаров из регионов Сибири и Дальнего Востока в страны АТР во многом зависит от эффективности использования транзитного потенциала Приморского края. Таким образом, Приморский край выделяется среди российских регионов особой геополитической значимостью, от динамичности его развития во многом зависит успех федеральной политики, которая сегодня проводится на Дальнем Востоке.


По своему местоположению Приморский край имеет высокий экспортный потенциал и занимает позицию транзитного экспортного хаба для России на Дальнем Востоке. Большая часть экспорта - это транзитные грузы из российских регионов в страны АТР. Приморский край, в основном, экспортирует рыбную продукцию, нефтепродукты, изделия из древесины и металлы (в совокупности они составляют почти 90% экспорта). При этом основная доля экспорта приходится на Китай, Республику Корею и Японию. В совокупности они составляют более 90% внешних продаж Приморского края и демонстрируют стабильный рост в объемах экспорта в среднем на 12 - 16% в г.


Особое значение имеет Приморский край как место базирования и тыловая база Тихоокеанского флота России.


За последние 10 лет Приморский край достиг определенных успехов в экономическом развитии. Были получены значительные результаты в транспортно-логистическом комплексе и несырьевом экспорте, привлечены крупные суммы прямых инвестиций из стран Северо-Восточной Азии (СВА) благодаря близости к странам-инвесторам и благоприятным условиям для ведения бизнеса в рамках специальных налоговых и таможенных режимов.


На территории Приморского края действует специальный режим хозяйствования - свободный порт Владивосток (СПВ), в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в его состав входят Артемовский городской округ, Владивостокский городской округ, городской округ Большой Камень, Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, городской округ Спасск-Дальний, Уссурийский городской округ, Лазовский, Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский муниципальные районы, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях указанных муниципальных образований. Общие характеристики этих муниципальных образований приведены в табл. 1.1.1.

Таблица 1.1.1. Основные характеристики муниципальных образований Приморского края, входящих в состав СПВ



Таблица 1.1.1

Название

Административный центр

Численность населения на 01.01.2018, чел.

Площадь территории, тыс. кв. км

Плотность населения, чел./кв. км

Городские округа

Артем

г. Артем

116193

0,506

229,6

Владивосток

г. Владивосток

633102

0,562

1126,5

Находка

г. Находка

150167

0,36

417,1

Партизанск

г. Партизанск

44824

1,289

34,8

Спасск-Дальний

г. Спасск-Дальний

40717

0,043

946,9

Уссурийск

г. Уссурийск

197875

3,626

54,6

Большой Камень

г. Большой Камень

39300

0,12

327,5

Муниципальные районы

Лазовский

с. Лазо

12975

4,692

2,8

Надеждинский

с. Вольно-Надеждинское

38746

1,596

24,3

Октябрьский

с. Покровка

27339

1,633

16,7

Ольгинский

пгт Ольга

9269

6,416

1,4

Партизанский

с. Владимиро-Александровское

29387

4,097

7,2

Пограничный

пгт Пограничный

22442

3,75

6

Ханкайский

с. Камень-Рыболов

22047

2,689

8,2

Хасанский

пгт Славянка

30990

4,13

7,5

Шкотовский

пгт Смоляниново

24182

2,665

9,1


Подробная информация об указанных муниципальных образованиях приведена в обосновывающих материалах к Стратегии (том 6). Основные проблемы муниципальных образований систематизированы далее в табл. 11.1.1.


Двукратно вырос как объем прямых иностранных инвестиций, до 831 млн долларов США, так и объем экспорта из Приморского края, до 2,2 млрд долларов США. Регион вошел в число российских регионов лидеров по привлечению иностранных туристов. С 2013 г. по 2017 г. иностранный турпоток вырос в 4 раза и составил чуть более полумиллиона человек, поток российских туристов вырос более чем в 2 раза, до 3,5 миллиона человек. Благодаря значительным запасам возобновляемых ресурсов (водные биоресурсы, земельные и лесные ресурсы) происходило активное развитие рыбохозяйственного, агропромышленного и лесопромышленного комплексов. Компании Приморского края добывают почти треть всей рыбы на Дальнем Востоке и пятую часть общероссийского объема, производство продукции сельского хозяйства выросло в два раза и достигло 42 миллиардов рублей. Добывающие предприятия Приморского края занимают существенную долю общероссийского производства борсодержащей продукции, вольфрамового, свинцового и германиевого концентрата, реализуются крупные проекты в судостроении и переработке нефтегазовых ресурсов.


Прибрежное расположение края позволяет развиваться отрасли рыбопереработки, что позволяет занимать значительную долю российского рынка рыбы и морепродуктов (по оценкам отраслевых экспертов, от 7% до 10%), а местным рыбодобытчикам и рыбоперерабочикам - входить в число национальных лидеров этой отрасли.


Привлекательное географическое расположение края и значительные по сравнению с другими регионами ДФО площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, обуславливают масштабное развитие производства продуктов питания. Край осуществляет поставки продуктов питания собственного производства в Республику Саха (Якутию), Сахалинскую область, Чукотский автономный округ, на Камчатку, является лидером среди других регионов ДФО по поставкам мяса (включая мясо птицы), занимая в 2014 - 2015 гг. более 70% от общего объема поставок регионов ДФО на рынки других регионов. Приморский край является крупнейшим на Дальнем Востоке поставщиком колбасных изделий. В 2014 г. Приморский край занимал значительную долю в общих поставках круп (около 10% общего вывоза регионов ДФО в физическом выражении).


Из продаж непродовольственных товаров следует отметить реализацию легковых автомобилей. Для всех регионов Дальнего Востока, а также для многих сибирских регионов Приморский край в течение многих лет был, в первую очередь, центром импорта иномарок из стран Северо-Восточной Азии, а в последние годы (с открытием новых производств) край превратился в производственную площадку.


Показатели состояния экономики Приморского края и ее энергетической эффективности в сравнении с Россией и рядом стран приведены в табл. 1.1.2.


Сравнение с сопредельными азиатскими странами (Китай, Япония, Республика Корея) и США показывает, в первую очередь, что экономическая интенсивность территории (выработка валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности на кв. км территории) (далее - ВВП по ППС) в Приморье <1> в разы (а в случае Японии и Республики Корея в десятки раз - 57 и 81 соответственно) ниже, чем в этих странах.


________________


<1> - доля Приморского края ВВП страны принята равной доле края в суммарном ВРП субъектов Российской Федерации.


Стоит отметить, что 10 лет назад это соотношение было еще хуже (200 и 250 по сравнению с Японией и Республикой Корея). Таким образом, экономика Приморья в эти годы развивалась энергичней, чем в Японии и Республике Корея.


При этом, хотя плотность населения в Китае в 12,7 раза выше приморской, разница по экономической интенсивности территории составляет 9,6 раза. Это объясняется тем, что производительность труда (ВВП по ППС на душу населения) в Приморье выше, чем в Китае, в 1,3 раза (или даже в 1,5, если считать только на занятого в экономике).


В то же время производительность труда в Японии и Корее выше, чем в крае: в 1,9 раза в Японии и в 1,8 раза в Корее (или 1,8 и 1,7 раз по занятым в экономике соответственно). Сравнение с США дает еще большее отставание: в 2,7 раза по всему населению и 2,8 по занятым в экономике.


Среднемировой показатель производительности труда составляет примерно 0,8 от приморского (в обоих вариантах).


Энергоемкость экономики Приморья существенно выше, чем в сравниваемых странах (особенно Японии, где она примерно в 2 раза ниже) и даже среднемирового значения. Это объясняется другой особенностью Приморья - климатом, который заставляет расходовать значительное количество энергии на отопление (эта же особенность характерна и для России в целом).


Сложившийся в 2000 - 2015 годах тренд развития развитых государств, связанный с уменьшением энергоемкости экономики, в последние годы из-за развития цифровых технологий и резкого роста информационных потребностей населения, сферы управления и оказания услуг вновь сменился ростом энергоемкости, что в ближайшие годы потребует от Приморского края наращивания мощностей генераций электрической энергии.


При этом по другому показателю энергоэффективности экономики - энерговооруженности - Приморье выглядит намного лучше. Из азиатских соседей края он выше приморского только у Республики Корея (в полтора раза), Япония и Китай же уступают Приморью в этом (93,8% и 59,0% соответственно).


США в 1,7 раза превосходят Приморье по энерговооруженности.


Важно отметить, по энерговооруженности Китай ровно в три раза уступает США, это означает, что для достижения паритетных с США значений ВВП (по ППС) на душу населения Китаю необходимо потреблять в три раза больше энергии. Это возможно (при современном уровне развития) только за счет масштабного импорта энергоносителей (в первую очередь, природного газа) и электроэнергии, что открывает перед Приморским краем дополнительные возможности.


В настоящее время Китай потребляет около 4 трлн т угля, при этом большая часть этого угля перевозится по железным дорогам Китая в основном из северных провинций в южные. Несмотря на активное строительство и реконструкцию железных дорог Китая, они все еще работают с большим напряжением. Это позволяет рассчитывать на включение портов Приморья во внутрикитайские логистические потоки для транспортировки грузов (не обязательно угля) из северных провинций в южные.


Международные межрегиональные сопоставления Приморского края. В Приморском крае ВРП по ППС на душу населения составил в 2016 г. 16,95 тыс. долл. США, на 1 кв. км территории - 198 тыс. долл. США.


В Китае граничащие с Приморским краем регионы (провинции Хэйлунцзян и Цзилинь) несопоставимо больше по масштабу экономики. Вместе с тем, отдельные части этих провинций, граничащие с Приморьем - городские округа Цзиси и Шуанъяшань (провинция Хэйлунцзян), Яньбянь-Корейский автономный округ (провинция Цзилинь) - вполне сопоставимы по экономике, географии и численности населения.

Таблица 1.1.2. Эффективность экономики Приморья в сравнении с рядом стран в 2017 г.



Таблица 1.1.2

Численность населения, млн чел

Трудовые ресурсы, млн чел.

Площадь суши, тыс. кв. км

Плотность населения, чел./кв. км

ВВП по ППС, трлн дол.

ВВП по ППС на душу населения, дол./чел.

ВВП по ППС на занятого в экономике, дол./чел

ВВП по ППС на кв. км территории, тыс. дол./кв. км

Потребление первичных энергоресурсов, млн т н.э

Энерговооруженность, т н.э/чел.

Энергоемкость, кг н.э./тыс. дол. ВВП

США

326,63

160,40

9147,59

35,71

19,36

59272,72

120698,25

2116,40

2234,85

6,84

115,44

Россия

146,80

76,53

16402,30

8,95

4,00

27247,96

52267,08

243,87

698,25

4,76

174,56

Приморский край

1,91

0,98

164,70

11,60

0,04

22283,39

43314,96

258,42

7,35

3,85

172,72

Китай

1379,30

806,70

9326,41

147,89

23,12

16762,09

28659,97

2478,98

3132,18

2,27

135,47

Япония

126,45

67,77

364,49

346,93

5,41

42783,24

79828,83

14842,66

456,43

3,61

84,37

Республика Корея

51,18

27,47

96,92

528,08

2,03

39662,92

73898,80

20945,11

295,94

5,78

145,79

Мир

7405,11

3450,00

148940,00

49,72

127,00

17150,32

36811,59

852,69

13511,17

1,82

106,39


Так, городской округ Цзиси - центр добычи коксующегося угля, имеет развитые машиностроение, деревообработку и пищевую промышленность, располагает крупными запасами графита. Шуанъяшань - также один из крупнейших центров угледобычи, центр металлургической промышленности, располагает развитой текстильной промышленностью и электромашиностроением. Яньбянь-Корейский автономный округ специализируется на табачной промышленности, добыче полезных ископаемых, машиностроении, текстильной промышленности. Округ является мощным туристическим центром, с 2012 г. здесь действует Хуньчуньская зона международного сотрудничества.


ВРП по ППС на душу населения провинции Хэйлунцзян составил в 2016 г. 11,57 тыс. долл. США (68% к уровню Приморского края), на 1 кв. км территории - 966 тыс. долл. США (488% к уровню Приморского края).


В Республике Корея ближайшей к Приморскому краю является расположенная на северо-востоке провинция Кавондо, где в основном развиты горнодобывающая, деревообрабатывающая, рыбоперерабатывающая, легкая промышленность, развивается пляжный и горнолыжный туризм. Численность населения провинции в 2016 г. составляла 1,55 млн человек, ВРП по ППС на душу населения - 32,44 тыс. долл. США (191% к уровню Приморского края), на 1 кв. км территории - 3,05 млн долл. США (в 15,3 раза выше уровня Приморского края).


В Японии сопоставимым можно считать расположенный на западе острова Хонсю регион Тюгоку. Это индустриально-агропромышленная территория, обеспечивающая порядка 10% японской химической промышленности. Здесь развиты нефтепереработка и нефтехимия, металлургия, судо- и авиастроение, автомобилестроение, добывается уголь, медь, урановая руда, олово, вольфрам. Сельское хозяйство специализируется на выращивании риса, сои, ячменя, пшеницы, табака, винограда. Развита рыбодобыча и рыбопереработка. Численность населения региона имеет тенденцию к снижению и составляла в 2016 г. 8,9 млн чел. ВРП по ППС на душу населения в 2014 г. составил 35,03 тыс. долл. США на человека (207% к уровню Приморского края), на 1 кв. км территории - 4,74 млн долл. США (в 24 раза выше уровня Приморского края).

1.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Приморского края, включая результаты оценки основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности...


1.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Приморского края, включая результаты оценки основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Приморского края


В рейтинге социально-экономического положения, составляемые Рейтинговым агентством "РИА Рейтинг", позиция Приморского края в последние три года оставалась практически неизменной (табл. 1.2.1). Это было обусловлено хоть и незначительным, но постоянным улучшением бюджетных и экономических показателей края.

Таблица 1.2.1. Рейтинг социально-экономического положения



Таблица 1.2.1

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Интегральный рейтинговый балл (макс. 100)

48,595

50,605

48,753

Место в Российской Федерации

27

26

26

Место в ДФО

3

3

3


По показателям, входящим в группу "Масштаба экономики" (табл. 1.2.2) Приморский край за три г. практически не изменял свою позицию в рейтинге.


Абсолютные объемы производства товаров и услуг на территории Приморского края по основным секторам экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, сфера услуг) в последние три г. росли, особенно в 2017 г. за счет существенного увеличения промышленного производства (обрабатывающий сектор), а также продукции сельского хозяйства.

Таблица 1.2.2. Показатели "Масштаба экономики" Приморского края



Таблица 1.2.2

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Объем производства товаров и услуг, млрд рублей

476,00

497,05

573,75

место в Российской Федерации по этому показателю

41

41

40

Объем доходов консолидированного бюджета, млрд рублей

107,97

112,87

123,78

место в Российской Федерации по этому показателю

23

24

24

Численность занятых в экономике, тыс. человек

983,19

986,46

979,3

место в Российской Федерации по этому показателю

23

23

23


За три г. выросли суммарные доходы консолидированного бюджета Приморского края, что говорит о ежегодном повышении уровня обеспеченности края финансовыми ресурсами, что способствует развитию региона и обеспечению социальной стабильности.


Одной из основных проблем Приморского края является постоянное уменьшение численности населения, что повлияло на сокращение трудовых ресурсов в 2017 г., во многом за счет миграционного оттока.


Эффективность использования производственных ресурсов (табл. 1.2.3) в Приморском крае ежегодно, хоть и незначительно, росла, что свидетельствует о повышении уровня экономического развития края и производительности труда в основных отраслях экономики региона. В рейтинге по показателю "Объема производства товаров и услуг на одного жителя" край поднялся за три года с 64 на 61 место.

Таблица 1.2.3. Показатели "Эффективности экономики" Приморского края



Таблица 1.2.3

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Объем производства товаров и услуг на одного жителя, тыс. рублей на человека

246,48

258,07

299,20

место в Российской Федерации по этому показателю

64

65

61

Инвестиции в основной капитал на одного жителя, тыс. рублей на человека

60,10

64,12

65,55

место в Российской Федерации по этому показателю

51

50

50

Доля прибыльных предприятий, %

71,3

75,7

75,9

место в Российской Федерации по этому показателю

31

24

16

Отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, %

8,5

8,7

10,6

место в Российской Федерации по этому показателю

40

34

59


Ежегодное улучшение показателей бюджетной сферы в Приморском крае свидетельствует об устойчивости бюджетной системы региона, в том числе за счет роста доходов консолидированного бюджета, в результате чего бюджет был исполнен с профицитом в 2016 и 2017 гг., в крае ежегодно снижался уровень долговой нагрузки.


Приморский край входит в десятку лучших по показателю "Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета", занимая 9 место в стране в 2016 - 2017 гг.


Рейтинг регионов России по качеству жизни составляется Рейтинговым агентством "РИА Рейтинг" на основании комплексного учета различных показателей, фиксирующих состояние тех или иных аспектов условий жизни и социального положения в российских регионах.


Показатели, характеризующие сильные стороны Приморского края (выше 30 места в рейтинге 2017 г.):


Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (29 место, 2016 г. - 15 место);


Объем вкладов (депозитов) физических лиц в банках на одного жителя (16 место, 2016 г. - 35 место);


Количество ДТП с пострадавшими на 100000 единиц автомобильного транспорта (23 место, 2016 г. - 37 место);


Коэффициент перинатальной смертности (18 место, 2016 г. - 66 место);


Общая заболеваемость всего населения (28 место, 2016 г. - 30 место);


Доля населения в возрасте от 15 до 72 лет, имеющего высшее профессиональное образование (22 место, 2016 г. - 27 место);


Обеспеченность больничными койками на 100 тыс. человек населения (11 место, 2016 г. - 14 место);


Доля выездов бригад скорой медпомощи, доезжающих до места вызова в течение 20 минут (26 место, 2016 г. - 48 место);


Оборот розничной торговли на одного жителя (27 место, 2016 г. - 26 место);


Оборот малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на одного жителя (5 место, 2016 г. - 11 место);


Суммарный оборот малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей (14 место, 2016 г. - 17 место);


Объем инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на одного жителя (26 место, 2016 г. - 25 место);


Объем инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей (23 место, 2016 г. - 20 место);


Доля занятых в малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве в общей численности рабочей силы (19 место, 2016 г. - 15 место);


Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования (11 место, 2016 г. - 9 место).


Показатели, характеризующие слабые стороны Приморского края (ниже 60 места в рейтинге 2017 г.):


Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (68 место, 2016 г. - 68 место);


Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда (62 место, 2016 г. - 61 место);


Число преступлений на 10000 человек населения (68 место, 2016 г. - 72 место);


Количество потерпевших - физических лиц на 10000 человек населения (72 место, 2016 г. - 72 место);


Число травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин на 1000 человек населения (83 место, 2016 г. - 73 место);


Миграционный прирост (убыль) населения (71 место, 2016 г. - 65 место);


Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников на единицу площади населенных пунктов (63 место, 2016 г. - 64 место);


Затраты на охрану атмосферного воздуха на единицу выбросов (66 место, 2016 г. - 63 место);


Смертность населения в трудоспособном возрасте (60 место, 2016 г. - 53 место);


Нагрузка на педагогических работников дошкольных образовательных организаций (численность детей на 100 педагогических работников) (81 место, 2016 г. - 80 место);


Нагрузка на учителей общеобразовательных организаций (численность обучающихся в общеобразовательных организациях на 100 учителей) (82 место, 2016 г. - 81 место);


Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях (68 место, 2016 г. - 67 место);


Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве (71 место, 2016 г. - 49 место);


Обеспеченность врачами (65 место, 2016 г. - 64 место);


Обеспеченность средним медицинским персоналом (85 место, 2016 г. - 85 место);


Нагрузка на врачей (количество посещений на одного врача) (78 место, 2016 г. - 79 место);


Доля современных торговых площадей в общей торговой площади (68 место, 2016 г. - 71 место);


Число посещений музеев на 1000 человек населения (80 место, 2016 г. - 67 место);


Единовременная пропускная способность объектов спорта (64 место, 2016 г. - 54 место);


Количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения (65 место, 2016 г. - 58 место);


Объем производства товаров и услуг на душу населения (61 место, 2016 г. - 65 место);


Плотность автомобильных дорог общего пользования (62 место, 2016 г. - 62 место).


Комплексная оценка инвестиционной привлекательности регионов на базе Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации АНО "Агентство стратегических инициатив" показывает, что Приморский край не входит в число российских регионов, лидирующих по привлекательности условий для ведения бизнеса, и его позиции в рейтинге снижаются. Данный рейтинг рассчитывается по 44 показателям и 4 направлениям:


Регуляторная среда;


Институты для бизнеса;


Инфраструктура и ресурсы;


Поддержка малого предпринимательства.


За 2015 г. Приморский край вошел в III группу из V возможных с оценками "С" по первым трем направлениям, кроме направления "Поддержка малого предпринимательства" с оценкой "D" (где оценки по данным группам варьировались от А до Е). В последующие годы Приморскому краю не удавалось войти в топ-20 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов Российской Федерации. В 2018 г. из регионов ДФО в топ-20 удалось войти только Хабаровскому краю.


Геополитическое пространство края усиливает значимость Приморья не только как "морских ворот" России, но и как флагмана европейской культуры на Дальнем Востоке и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Развитию культурной сферы в Приморском крае препятствуют недостаточность инфраструктуры и неудовлетворительное состояние и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований края.


Отрасль культуры края представляют 759 учреждений культуры <2>, при этом в 2017 г. обеспеченность населения государственными и муниципальными учреждениями культуры по краю составляла 3,9 учреждения культуры на 10 тыс. чел. населения. Этот показатель является самым низким по Дальнему Востоку (в среднем по ДФО - 6 учреждений на 10 тыс. чел. населения) и ниже, чем в среднем по России (5,6 учреждений на 10 тыс. чел. населения). Многие учреждения культуры в крае были построены еще в советское время и требуют капитального ремонта.


________________


<2> - http://mkstat.ru/upload/statdoc/20180116.pdf.


Число музеев составляет всего 1,9 в расчете на 10 тыс. чел. населения при среднем по России показателе в 2,9 музеев на 10 тыс. чел. Более половины музеев в Приморском крае находятся в неудовлетворительном состоянии, причем за последние годы тенденция ухудшается, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям.


Статистика посещения музеев в период реализации Стратегии - 2025 свидетельствует о резком сокращении числа их посетителей, что не соответствует общероссийской тенденции. Как следствие, Приморский край уступает стране в среднем и ДФО по удельному показателю активности выставочной деятельности <3>.


________________


<3> - в 2016 г. в России в расчете на 10 тыс. жителей были реализованы в среднем 4,9 выставочных проекта, в ДФО - 9,7 (с повышательной тенденцией по отношению к 2014 г.) в Приморском крае - 3,3 (с понижательной тенденцией).


Приморский край гораздо хуже относительно Российской Федерации в целом и ДФО обеспечен парками культуры и отдыха (городскими садами). В 2016 г. в Приморском крае их площадь составила 0,1 кв. м на чел. (всего было 2 таких объекта), в то время как по стране - 0,71 кв. м. на чел., в среднем по ДФО - 0,65 кв. м. на чел.


Число театров в Приморье составляет всего 0,03 ед. в расчете на 10 тыс. жителей (в среднем по России - 0,9 ед. на 10 тыс. чел. населения, в регионе-лидере по ДФО, Чукотском крае, - 0,2 ед. на 10 тыс. чел. населения).


В 2016 г. начала работать Приморская сцена Мариинского театра (г. Владивосток). В обозримом будущем это событие должно создать мощный импульс к развитию всей приморской театральной жизни. Еще одним позитивным фактором, создающим предпосылки к развитию культурной сферы Приморья, является высокое соотношение заработной платы сотрудников учреждений культуры со средними заработными платами в крае <4>. В июне 2017 г. отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников (в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц) в Приморье достигло 98,3% <5>. Это самый высокий показатель по России после г. Санкт-Петербурга (112,4%), г. Севастополя (102,5%) и Владимирской области (99,9%) (в среднем по РФ - 84%) и самый высокий показатель по ДФО (в среднем по ДФО - 89,5%).


________________


<4> - повышение оплаты труда работникам учреждений культуры осуществляется в соответствии с установленными планом деятельности Минкультуры России на 2016 - 2021 гг. что, в свою очередь, способствует повышению качества предоставляемых услуг, развитию кадрового потенциала путем привлечения в сферу культуры квалифицированных кадров, созданию благоприятных условий развития сферы культуры.


<5> - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/2-17/tab10.xlsx.


С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что на текущий момент не в полной мере используется культурный потенциал для развития Приморского края, а также для формирования культурного бренда территории и узнаваемости Приморского края, что в последние годы является одним из мотивирующих факторов привлекательности территории для жизни, туризма и инвестиций, а Приморье имеет огромный потенциал к формированию на территории края настоящей культурной столицы Дальнего Востока.


Действующая до настоящего времени Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. была утверждена Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. N 324-КЗ. Очередной мониторинг завершившегося этапа реализации Стратегии был проведен в 2015 г. Его результаты показывают, что по индикаторам "Валовой региональный продукт (млн рублей в ценах соответствующих лет)", "Численность населения (тыс. человек)", "Коэффициент естественного прироста (человек на 1000 населения)", "Коэффициент миграционного прироста (человек на 10000 населения)" фактические значения за 2015 г. были меньше значений как целевого сценария, так и инерционного сценариев. По индикатору "Среднедушевые доходы населения (рублей)" фактическое значение за 2015 г. было выше значений как целевого сценария, так и инерционного сценария.


Запланированные в рамках Стратегии направления реализации мероприятий в основном были своевременно реализованы, однако конечные результаты не были достигнуты. Это означает, что в изменившихся внешних условиях необходимо предложить более результативные пути достижения поставленных стратегических целей, а также уточнить цели и стратегические приоритеты.

1.3. Результаты определения стратегических интересов субъектов стратегического развития


Важным аспектом экономики и социальной сферы является восприятие основных проблем социально-экономической сферы Приморского края населением, руководителями компаний и инвесторами, действующими на территории края.


В качестве ключевых проблем жители Приморского края выделяют медицинское обслуживание (59,1%), рабочие места (42,2%), дорожную инфраструктуру (35,4%), наркоманию и алкоголизм (26,1%), коммунальные услуги (17,8%), экологию (17,7%), и школьное образование (17,5%). Ситуация в этих сферах за последние три г. ухудшилась.


Результаты опроса руководителей компаний показали, что среди факторов и условий ведения бизнеса наиболее острой является проблема доступности квалифицированных кадров. Только 22% компаний оценивают наличие квалифицированной рабочей силы в крае как достаточное, причем для 31% руководителей крайне сложно или невозможно находить инженеров и технических специалистов, для 35% - квалифицированных рабочих. Кадровая проблема в той или иной степени отмечается как значимая во всех отраслях экономики, при этом наибольшая потребность в кадрах ожидается в таких "традиционных" для края секторах, как транспорт и логистика, торговля, обрабатывающая промышленность, а также всех центрах экономического роста, включая Владивостокскую агломерацию.


По результатам анализа восприятия инвесторами Приморского края противоречия интересов основных субъектов стратегического развития Приморского края (выделенных по территориальному признаку) по направлению привлечения инвестиций и улучшению инвестиционного климата выявлены не были. Стратегические субъекты Приморского края имеют четкие рамки привлечения инвестиций за счет нескольких инструментов: ТОСЭР, инфраструктурная субсидия инвесторам, частные инвестпроекты в госпрограмме, режим свободного порта, субсидии в рамках отраслевых и региональных механизмов.

1.4. Результаты анализа макроэкономических пропорций, характеризующих развитие Приморского края, состав факторов его социально-экономического развития, в том числе влияющих на экономический рост


Основные показатели социально-экономического развития края и регионов Дальнего Востока в 2016 - 2017 гг. приведены в табл. 1.4.1.


Объем валового регионального продукта Приморского края в 2016 г. составил 736,89 млрд рублей, в 2017 г. (по предварительной оценке) - 767,35 млрд рублей.


В структуре валового регионального продукта в 2016 г. (рис. 1.4.1) 24,1% составила доля транспорта и связи, 18,3% - оптовой и розничной торговли, 8,8% - обрабатывающих производств, 5,4% - сельского хозяйства, 5,4% - доля рыбной отрасли.


Треть валового регионального продукта Приморского края формируется за счет деятельности транспорта и обрабатывающих производств.

Рисунок 1.4.1. Структура валового регионального продукта Приморского края в 2016 г.

Транспорт и связь

24,1%

Финансовая деятельность

0,3%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

10,0%

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

6,8%

Образование

3,1%

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5,1%

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,4%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,5%

Рыболовство, рыбоводство

5,4%

Добыча полезных ископаемых

1,3%

Обрабатывающие производства

8,8%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,6%

Строительство

4,8%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

18,3%

Гостиницы и рестораны

1,5%

Таблица 1.4.1. Основные показатели социально-экономического развития регионов Дальнего Востока в 2016 - 2017 гг.



Таблица 1.4.1

Показатель

Российская Федерация

ДФО

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Площадь, на 1 января 2017 г., тыс. кв. км

17098,2

6169,4

3083,5

464,3

164,7

787,6

361,9

462,5

87,1

36,3

721,5

Численность населения, на 1 января 1991 г., тыс. чел.

148542,7

8056,6

1108,6

472,8

2299,6

1630,5

1073,7

380,0

717,5

220,2

153,7

Численность населения, на 1 января 2016 г., тыс. чел.

146544,7

6195,0

959,7

316,1

1929,0

1334,6

805,7

146,3

487,3

166,1

50,2

Численность населения, на 1 января 2017 г., тыс. чел.

146839,0

6184,5

962,8

314,7

1924,6

1334,2

801,8

145,5

487,0

164,2

49,7

Численность населения, на 1 января 2018 г., тыс. чел.

146880,4

6165,3

964,3

315,6

1913,0

1328,3

798,4

144,1

490,2

162,0

49,3

в % от общероссийского

100,0

4,2

0,7

0,2

1,3

0,9

0,5

0,1

0,3

0,1

0,0

в % от показателя по ДФО

100,0

15,6

5,1

31,0

21,5

13,0

2,3

8,0

2,6

0,8

Изменение численности населения, 1 января 2018 г. к 1 января 1991 г., %

98,9

76,5

87,0

66,7

83,2

81,5

74,4

37,9

68,3

73,6

32,1

Валовой региональный продукт (ВРП), 2016 г., млрд руб.

69254,1

3756,6

868,6

198,1

736,9

637,7

287,6

146,9

767,8

46,9

66,1

в % от общероссийского

100,0

5,4

1,3

0,3

1,1

0,9

0,4

0,2

1,1

0,1

0,1

в % от показателя по ДФО

100,0

23,1

5,3

19,6

17,0

7,7

3,9

20,4

1,2

1,8

Индекс физического объема ВРП, 2016 г. в % к предыдущему г.

100,8

100,3

104,0

103,2

97,7

100,1

98,6

98,6

100,0

98,3

95,8

Индекс физического объема ВРП, 2016 г. в % к 1997 г.

204,3

179,2

183,2

119,3

161,6

177,9

151,7

99,7

309,5

170,4

194,5

ВРП на душу населения, 2016 г., тыс. руб.

472,2

607,0

903,6

628,1

382,6

478,0

357,8

1006,6

1575,6

283,8

1323,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности (ОКВЭД - BCDE), млрд руб., 2017 г.

56283,0

2579,4

720,6

121,0

300,2

368,7

119,6

128,8

729,6

17,3

73,6

в % от общероссийского

100,0

4,6

1,3

0,2

0,5

0,7

0,2

0,2

1,3

0,0

0,1

в % от показателя по ДФО

100,0

27,9

4,7

11,6

14,3

4,6

5,0

28,3

0,7

2,9

Индекс промышленного производства 2017 г., % к 2016 г.

101,0

102,2

102,2

102,8

116,7

120,0

101,9

106,3

100,2

141,9

91,7

Индекс физического объема промышленной продукции 2017 г., в % к 1990 г.

83,3

119,9

140,0

70,1

69,1

97,7

54,7

92,2

306,9

48,7

331,7

Объем промышленной продукции на душу населения, 2017 г., тыс. руб.

383,3

417,1

748,5

384,4

156,0

276,3

149,2

885,0

1498,2

105,4

1480,2

Объем продукции сельского хозяйства, 2017 г. млрд руб.

5654,0

192,9

25,1

9,9

48,6

25,1

62,2

2,8

11,9

7,0

0,3

Индекс производства продукции сельского хозяйства 2017 г., в % к 2016 г.

102,4

108,8

101,7

102,4

113,8

104,6

112,9

107,0

100,3

108,3

86,9

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года

Название документа: Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года

Номер документа: 668-па

Вид документа: Постановление Администрации Приморского края

Принявший орган: Администрация Приморского края

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, "Приморская газета", спецвыпуск, N 1(1631), 01.01.2019
Дата принятия: 28 декабря 2018