____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2023 N 450.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 21 июня 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 27.08.2020 N 269, от 05.08.2021 N 224, от 18.03.2022 N 62, от 21.06.2023 N 176)
В целях реализации государственной политики в области охраны труда в Курганской области Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Курганской области "Улучшение условий и охраны труда в Курганской области" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по экономической политике.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 27.08.2020 N 269)
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
В.М.ШУМКОВ
Наименование | Государственная программа Курганской области "Улучшение условий и охраны труда в Курганской области" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
Соисполнители | Органы исполнительной власти Курганской области; Государственная инспекция труда в Курганской области (по согласованию); Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - КРО ФСС) (по согласованию) в 2019 - 2022 годах, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее - ОСФР) (по согласованию) в 2023 - 2026 годах; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Курганской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (по согласованию); Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); Курганская региональная общественная организация "Союз строителей" (по согласованию); Курганское региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию); Курганский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию); Фонд "Инвестиционное агентство Курганской области" (по согласованию); организации, осуществляющие функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (по согласованию); организации, проводящие специальную оценку условий труда (по согласованию); медицинские организации, проводящие обязательные медицинские осмотры (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 21.06.2023 N 176) | |
Цели | Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
Задачи | Обеспечение проведения специальной оценки условий труда работников; реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работников; обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; совершенствование нормативной правовой базы Курганской области в области охраны труда; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; содействие развитию социального партнерства в области охраны труда |
Целевые индикаторы | Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек); численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1 тысячу работающих (человек в расчете на 1 тысячу работающих); численность лиц с впервые установленным в текущем году профессиональным заболеванием (человек); численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (тысяча человек); удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 27.08.2020 N 269) | |
Сроки реализации | 2019 - 2026 годы |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 21.06.2023 N 176) | |
Объемы бюджетных ассигнований | Общий объем финансирования Программы составляет 688 340,7 тыс. руб., в том числе 660 819,4 тыс. руб. - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР) (прогноз), 27 521,3 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета, в том числе по годам: 2019 год - 43 103,9 тыс. руб., в том числе 40 703,9 тыс. руб. - за счет средств ФСС, 2 400,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2020 год - 79 475,1 тыс. руб., в том числе 77 592,8 тыс. руб. - за счет средств ФСС, 1 882,3 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2021 год - 84 761,8 тыс. руб., в том числе 82 884,8 тыс. руб. - за счет средств ФСС, 1 877,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2022 год - 88 411,6 тыс. руб., в том числе 84 861,6 тыс. руб. - за счет средств ФСС, 3 550,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2023 год - 92 709,1 тыс. руб., в том числе 88 256,1 тыс. руб. - за счет средств СФР (прогноз), 4 453,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2024 год - 96 239,3 тыс. руб., в том числе 91 786,3 тыс. руб. - за счет средств СФР (прогноз), 4 453,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2025 год - 99 910,8 тыс. руб., в том числе 95 457,8 тыс. руб. - за счет средств СФР (прогноз), 4 453,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета; 2026 год - 103 729,1 тыс. руб., в том числе 99 276,1 тыс. руб. - за счет средств СФР (прогноз), 4 453,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 21.06.2023 N 176) | |
Ожидаемые результаты реализации | Обеспечение права работников на сохранение жизни и здоровья в процессе производства, в необходимых случаях - на получение гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; снижение числа работников, погибших или получивших травмы в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания; обеспечение занятости всех работников на рабочих местах, на которых проведена специальная оценка условий труда; снижение числа работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда |
Состояние охраны труда в Курганской области характеризуется последовательным снижением уровня производственного травматизма, в результате чего уменьшается число пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. В то же время отмечается увеличение численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Уровень производственного травматизма на территории Курганской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, несмотря на последовательное снижение в течение 2012 - 2017 годов в 2016 и 2017 годах превышал данный показатель в среднем по Российской Федерации и был равен данному показателю в среднем по Уральскому федеральному округу. Коэффициент частоты травматизма в 2016 году так же, как и в 2017 году, в Курганской области составил 1,4.
Исходя из данных КРО ФСС, полученных по полному кругу страхователей и застрахованных, коэффициент частоты травматизма в Курганской области в 2016 году составил 0,93, в 2017 году - 0,89.
Таблица 1. Коэффициент частоты производственного травматизма в 2012 - 2017 годах (по данным Федеральной службы государственной статистики
(единица)
Территория | Год | |||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Российская Федерация | 1,9 | 1,7 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Уральский федеральный округ | 2,0 | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Курганская область | 2,6 | 2,1 | 1,8 | 1,7 | 1,4 | 1,4 |
В течение ряда лет в Курганской области увеличивается доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
По данным Федеральной службы государственной статистики в Курганской области в 2017 году доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составила 41,4% от общей численности работников в обследованных организациях, что превышало аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации.
Исходя из данных КРО ФСС, полученных по полному кругу страхователей и застрахованных, в 2017 году доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составила 15,8% от общей численности работников в Курганской области, в 2016 году - 14,5%, что говорит о росте числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таблица 2. Доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2012 - 2017 годах (по данным Федеральной службы государственной статистики)
(процент)
Территория | Год | |||||
2012 <*> | 2013 <*> | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Российская Федерация | 31,8 | 32,2 | 39,7 | 39,1 | 38,5 | 37,9 |
Уральский федеральный округ | 38,5 | 38,8 | 44,8 | 44,5 | 43,8 | 42,7 |
Курганская область | 30,2 | 31,3 | 36,5 | 40,2 | 40,8 | 41,4 |
________________
* До 2014 года использовался показатель "удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам".
Одной из причин ухудшения условий труда является недостаточный уровень финансирования работодателями мероприятий по улучшению условий и охране труда, а также недостаточные темпы обновления технологий и оборудования на предприятиях, где имеется наибольшая доля рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
В частности, уровень затрат на охрану труда в расчете на одного работающего в 2017 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Курганской области составил 10,60 тыс. руб., в среднем по Уральскому федеральному округу - 17,13 тыс. руб., в среднем по Российской Федерации - 12,97 тыс. руб.
Таблица 3. Удельные затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего в 2012 - 2017 годах (по данным Федеральной службы государственной статистики)
(тыс. руб.)
Территория | Год | |||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Российская Федерация | 8,76 | 8,88 | 9,62 | 10,93 | 11,48 | 12,96 |
Курганская область | 6,56 | 7,73 | 6,95 | 7,89 | 8,42 | 10,60 |
Источником достоверной информации о состоянии условий труда на рабочих местах до 2019 года могут являться только результаты, полученные в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (выполнялась до 1 января 2014 года) либо в ходе проведения специальной оценки условий труда (с 2014 года); с 2019 года единственным источником достоверной информации о состоянии условий труда на рабочих местах будут являться только результаты специальной оценки условий труда. Таким образом, с ростом числа рабочих мест, прошедших процедуру оценки, появляется информация о наличии вредных или опасных условий труда. В дальнейшем эти данные должны использоваться работодателем для разработки и выполнения мероприятий по улучшению условий труда. По состоянию на 31 декабря 2017 года специальная оценка условий труда была проведена в Курганской области на 82 тысячах рабочих мест, что составило 43% от общей численности имевшихся рабочих мест.
В первую очередь, специальная оценка условий труда, а ранее - аттестация рабочих мест по условиям труда, были проведены на предприятиях обрабатывающих производств; обеспечения электроэнергией, газом и паром; водоснабжения; добычи полезных ископаемых - там, где имеется наибольшая численность рабочих мест с вредными условиями труда.
Таблица 4. Численность рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2014 - 2017 годах
(тысяча рабочих мест)
Территория | Год | Всего за 4 года | |||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
Курганская область | 13,4 | 23,7 | 18,9 | 26 | 82 |
Важнейшими приоритетами государственной политики в области охраны труда, на реализацию которых направлена Программа, являются: обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
В ходе реализации мероприятий в рамках Программы должны быть созданы условия для формирования культуры безопасного труда и повышения эффективности мер, целью которых является неуклонное снижение числа работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.