ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 21 декабря 2018 года N 3930-КЗ


О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

(с изменениями на 5 декабря 2023 года)

(в ред. Законов Краснодарского края от 05.05.2019 N 4034-КЗ, от 14.10.2020 N 4342-КЗ, от 09.12.2020 N 4370-КЗ, от 05.10.2021 N 4531-КЗ, от 27.12.2021 N 4627-КЗ, от 08.06.2022 N 4689-КЗ, от 23.12.2022 N 4813-КЗ, от 05.12.2023 N 5010-КЗ)



Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
11 декабря 2018 года



Статья 1


Утвердить Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (прилагается).



Статья 2


Признать утратившими силу:


1) Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года";


2) Закон Краснодарского края от 2 октября 2013 года N 2792-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года";


3) Закон Краснодарского края от 28 ноября 2014 года N 3061-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года";


4) статью 1 Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года N 3124-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края";


5) Закон Краснодарского края от 29 декабря 2016 года N 3537-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года";


6) статью 4 Закона Краснодарского края от 12 апреля 2018 года N 3771-КЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края";


7) статью 3 Закона Краснодарского края от 5 июля 2018 года N 3811-КЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края".



Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.



Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ


     г. Краснодар
     21 декабря 2018 года
     N 3930-КЗ



Приложение
к Закону
Краснодарского края
"О Стратегии
социально-экономического развития
Краснодарского края до 2030 года"



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА

(в ред. Законов Краснодарского края от 05.05.2019 N 4034-КЗ, от 14.10.2020 N 4342-КЗ, от 09.12.2020 N 4370-КЗ, от 05.10.2021 N 4531-КЗ, от 27.12.2021 N 4627-КЗ, от 08.06.2022 N 4689-КЗ, от 23.12.2022 N 4813-КЗ, от 05.12.2023 N 5010-КЗ)


1. Стратегическая диагностика развития Краснодарского края


1.1. "Живая" система управления будущим AV Galaxy - Единая методика разработки Стратегии


Разработка Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (далее также - Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона - "Живой" системы управления будущим AV Galaxy, разработанной Консорциумом Леонтьевский центр - AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и других и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (приложение 1 к Стратегии, рисунок 1).


"Живая" система управления будущим AV Galaxy - интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:


диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон;


доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель - стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) - цели - задачи);


план мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т.ч. флагманских проектов.


Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний уровень, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний уровень, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением в увязке с экономическими комплексами кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.


Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов: конкуренции регионов и предприятий и повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно (таблица 1).


Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднены, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.


Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:


регион в целом;


экономические зоны;


базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли;


межотраслевые кластеры;


меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.



Таблица 1


Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий


Название направления конкуренции (регион/бизнес)

Региональный уровень

Уровень бизнеса

1

2

3

G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок)

конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов/отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки

объем продаж (экспорта/вывода). Доля рынка

G2. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти)

качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам

эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов

G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека - трудовой ресурс и личность)

лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг

производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники

G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации)

лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры

разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития)

обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития

доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития

G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы - инфраструктура, сырье)

высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе

обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства)

G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции)

качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций

обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона


1.2. Общая оценка уровня конкурентоспособности Краснодарского края в сравнении с другими регионами


Для анализа глобальной конкурентоспособности региона в рамках модели "Галактика" (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов) Консорциума Леонтьевский центр - AV Group. Результаты исследований публично обсуждались/представлялись на различных мероприятиях и активно применяются в научно-исследовательских работах и при разработке стратегий регионов.


Индекс конкурентоспособности регионов - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.


Методика акцентирует внимание на необходимости приоритизации региональной политики России. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя полюса роста, которые предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод сделан как на основании изучения вклада российских регионов в развитие отечественной экономики, так и на примере ряда зарубежных развитых и развивающихся экономик).


Индекс конкурентоспособности региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции (на основе оценки индикаторов, отражающих результаты межрегиональной конкуренции). Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции.


1.2.1. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI. Полюса роста России. Южный полюс роста и позиция Краснодарского края


В исследовании полюсов роста России в зависимости от полученного рейтинга выделены несколько групп по уровню конкурентоспособности. Краснодарский край входит в группу 1 (регионы-лидеры), которая включает в себя девять регионов. Эти регионы образуют центры полюсов роста, являются ключевыми драйверами развития экономики страны. В число регионов-лидеров входят: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Красноярский край, Ростовская область. Данная группа регионов-лидеров формирует "группу сравнения" для оценки конкурентоспособности (регионы, являющиеся ключевыми конкурентами Краснодарского края за ограниченные ресурсы). На долю регионов-лидеров приходится 48 процентов ВРП, 41 процент инвестиций, 33 процента экономически активного населения (приложение 1 к Стратегии, рисунок 2).


Структурирование полюсов роста и дальнейшая диагностика полюсов роста отражает территориальное и экономическое взаимодействие регионов. Синергетическое развитие полюсов роста позволяет таким территориям быть конкурентоспособными на мировом уровне.


Регионы-лидеры и формируемые ими полюса роста оказывают ключевое влияние на социально-экономическое развитие регионов, входящих в такие полюса. Регионы-лидеры обеспечивают возможности для менее конкурентоспособных регионов, входящих в полюс роста.


Одним из ключевых полюсов роста России является Южный полюс роста, в котором лидерами являются Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область и для которого Краснодарский край является "локомотивом" развития.


Уровень конкурентоспособности очень высокий - по Индексу AV RCI Краснодарский край занял пятое место в России (ключевые конкуренты - регионы-лидеры). Краснодарский край постоянно входит в число регионов-лидеров рейтинга. Высокую оценку конкурентоспособности Краснодарский край получил по направлениям "Рынки", "Человеческий капитал", "Природные ресурсы", а ключевой проблемной зоной является низкий уровень конкурентоспособности по направлению "Инновации и информация". По направлениям "Институты" и "Инвестиции и финансовый капитал" Краснодарский край занимает средние относительно группы сравнения позиции (приложение 1 к Стратегии, рисунок 3).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»