• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ЗАКОН
 
 ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
 
от 20 декабря 2018 года N 168-ОЗ
 
 
О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года

(в редакции закона Воронежской области от 23.12.2019 N 165-ОЗ)

Принят
областной Думой
17 декабря 2018 года

Статья 1


Утвердить Стратегию социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему Закону Воронежской области.

Статья 2


Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области на долгосрочную перспективу и является основополагающим документом для корректировки документов стратегического планирования Воронежской области.

Статья 3


Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:


1) Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" ("Молодой коммунар", 2010, 3 июля);


2) Закон Воронежской области от 23 декабря 2011 года N 207-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" ("Собрание законодательства Воронежской области", 2011, N 12 (часть II), ст. 887);


3) статью 6 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 85-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в сфере осуществления государственного экологического мониторинга" ("Молодой коммунар", 2012, 28 июня);


4) Закон Воронежской области от 2 марта 2015 года N 33-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года" (информационная система "Портал Воронежской области в сети "Интернет" (www.govvrn.ru), 2015, 4 марта).

Статья 4


Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу с 1 января 2019 года.



Губернатор Воронежской области
А.В.ГУСЕВ


г. Воронеж,
20.12.2018
N 168-ОЗ

Приложение



Приложение
к Закону
Воронежской области
"О Стратегии социально-экономического
развития Воронежской области
на период до 2035 года"
от 20.12.2018 N 168-ОЗ

(в ред. закона Воронежской области от 23.12.2019 N 165-ОЗ)

Введение


Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года N 58-р.


Основу разработки Стратегии составляют:


стратегические документы федерального уровня:


Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 - 2018 годов; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р; Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года; Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 года;


стратегические документы регионального уровня:


Закон Воронежской области от 19 июня 2015 года N 114-ОЗ "О стратегическом планировании в Воронежской области"; постановление правительства Воронежской области от 5 марта 2009 года N 158 "Об утверждении схемы территориального планирования Воронежской области"; постановление правительства Воронежской области от 26 марта 2014 года N 245 "Об утверждении прогноза научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года"; постановление правительства Воронежской области от 24 июля 2015 года N 618 "Об утверждении Региональной схемы (плана) развития и размещения производительных сил Воронежской области"; постановление правительства Воронежской области от 4 мая 2018 года N 386 "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года"; постановление правительства Воронежской области от 30 декабря 2016 года N 413 "Об утверждении бюджетного прогноза Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года".


Стратегия разработана с привлечением ведущих организаций, осуществляющих научные исследования и разработки:


- Воронежский государственный университет;


- Воронежский государственный технический университет;


- Воронежский государственный университет инженерных технологий;


- Научно-исследовательский институт экономики и организации АПК Центрально-Черноземного района Российской Федерации;


- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал);


- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал);


- Институт менеджмента, маркетинга и финансов (г. Воронеж).


Координация работ и методическое сопровождение процесса разработки Стратегии осуществлены департаментом экономического развития Воронежской области, автономным учреждением Воронежской области "Институт регионального развития", Воронежским государственным университетом.


При разработке Стратегии принципиальное значение имел учет следующих моментов:


1. Изменение внешних условий функционирования экономики Российской Федерации, появление новых угроз, существенно усложняющих процессы социально-экономического развития. В связи с этим заметно возрастает роль внутренних факторов экономического роста, мобилизация и эффективное использование которых оказываются в фокусе органов публичной власти всех уровней.


2. Действующая ныне Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года ставила задачу вывести ее в число первых пятнадцати субъектов Российской Федерации по ключевым показателям уровня и качества жизни, роста экономики. Результаты оценки социально-экономического развития Воронежской области за период реализации указанной Стратегии свидетельствуют о том, что по большинству целевых показателей ей удалось достичь плановых рубежей.


3. В 2014 - 2015 годах система стратегического управления развитием Воронежской области обогатилась новыми для российской региональной практики инструментами - Региональной схемой развития и размещения производительных сил Воронежской области и Прогнозом научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года. Их использование в практике разработки и реализации Стратегии позволяет существенно повысить эффективность управленческого воздействия на процессы социально-экономического развития Воронежской области.


4. Процесс разработки Стратегии осуществлен при реализации принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".


5. При разработке Стратегии учтены Методические рекомендации Минэкономразвития России по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации.


Эффективность процесса разработки Стратегии обеспечена:


- профессионализацией деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития Воронежской области. Это требование реализовано посредством привлечения к разработке Стратегии ведущих вузов региона; Научно-исследовательского института Российской академии наук, являющегося базовым научным центром разработки аграрной политики в Центральном федеральном округе; представителей экспертного сообщества (ассоциации независимых центров экономического анализа, участниками которой являются ведущие преподаватели Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики"). Аккумуляция конструктивных идей и их воплощение в проекте Стратегии обеспечены деятельностью 14 рабочих групп, специализированных на определенных сферах и направлениях социально-экономического развития Воронежской области. Их участниками стали более 500 чел.;


- вовлечением в процесс разработки Стратегии институтов гражданского общества. Участниками обсуждения миссии, стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития Воронежской области стали представители общественных палат Воронежской области и городского округа город Воронеж, Торгово-промышленной палаты Воронежской области, Ассоциации Совета муниципальных образований Воронежской области, Союза промышленников и предпринимателей Воронежской области, Воронежского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";


- синхронизацией процессов разработки Стратегии социально-экономического развития Воронежской области и стратегий развития ее городских округов и муниципальных районов. Такой порядок позволил привлечь к разработке Стратегии высококвалифицированные кадры органов местного самоуправления; учесть основные ожидания населения городских и сельских поселений Воронежской области; консолидировать действия органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области в решении задач диагностики ключевых социально-экономических проблем развития региона, его муниципальных образований, определения стратегических векторов развития региона в долгосрочной перспективе и необходимой ресурсной базы;


- привлечением представителей стейкхолдеров регионального развития - власти, бизнеса, населения, институтов гражданского общества - к процессам диагностики ключевых проблем социально-экономического развития Воронежской области, оценке возможностей и угроз во внешней среде, постановке стратегических целей и определению направлений ее развития.


В составе основных инструментов, обеспечивших широкое общественное обсуждение проекта Стратегии:


- анкетирование (общее количество респондентов, представляющих органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, малый, средний и крупный бизнес, институты гражданского общества, превысило 350 чел.);


- размещение материалов рабочих групп, проекта Стратегии на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Воронежской области, систематизация, оценка и учет конструктивных предложений, поступивших от заинтересованных участников;


- обсуждение материалов рабочих групп, созданных для разработки стратегий развития Воронежской области, ее городских округов и муниципальных районов, с привлечением представителей стейкхолдеров (проведено более 100 мероприятий, включая совещания, семинары, видеоконференции, "круглые столы", посвященных стратегическим целям, приоритетам и механизмам долгосрочного развития социально-экономической системы Воронежской области, муниципальных районов и городских округов, сфер, отраслей, межотраслевых комплексов, участниками которых стали более 5000 чел.);


- обсуждение проекта Стратегии на трех региональных научно-практических конференциях "Социально-экономическое развитие Воронежской области в долгосрочной перспективе: стратегические приоритеты, цели, механизмы" с участием представителей научного и экспертного сообществ Воронежской области, институтов гражданского общества, СМИ (более 200 участников);


- обсуждение основных результатов работы по формированию Стратегии на 11 научно-практических конференциях международного и российского уровней, общее число участников которых превысило 750 чел.; разработчики Стратегии выступили с более чем 50 докладами и сообщениями на пленарных и секционных заседаниях конференций.


При решении задач разработки Стратегии применены методы:


- стратегического анализа (в версии SWOT-анализа) для идентификации сильных и слабых сторон социально-экономической системы Воронежской области, возможностей и угроз, прогнозируемых в ее внешней среде;


- экономико-статистического анализа для определения состояния и трендов изменений параметров социально-экономической системы Воронежской области; оценки ее совокупного социально-экономического потенциала;


- экономико-математические - для оценки уровня согласованности экспертных оценок; прогнозирования количественных значений целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области в долгосрочном периоде;


- сравнительного анализа для выявления общего и особенного в тенденциях, векторах и механизмах социально-экономического развития российских регионов, определения относительных конкурентных преимуществ Воронежской области, ее позиционирования в системах более высокого уровня (Российская Федерация, Центральный федеральный округ);


- кластерного анализа для выявления относительно однородных групп российских регионов по совокупностям показателей, характеризующих развитие и использование человеческого капитала, ресурсный потенциал и результаты инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности;


- анкетирования для сбора и учета экспертных оценок условий и факторов, детерминирующих социально-экономическое развитие Воронежской области, ее муниципальных районов и городских округов;


- форсайта для получения прогнозных оценок ресурсного потенциала Воронежской области и долгосрочных результатов его использования;


- организационного моделирования для определения необходимых изменений в институциональном, экономико-организационном и правовом обеспечении реализации Стратегии.


Информационная база разработки Стратегии, наряду с вышеназванными программными документами федерального и регионального уровней, включает:


- плановые и оперативные данные о развитии отраслей, межотраслевых комплексов, видов экономической деятельности, предоставленные исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области;


- статистические данные Федеральной службы государственной статистики, ее территориального подразделения в Воронежской области;


- информационные материалы, опубликованные и находящиеся в открытом доступе на интернет-сайтах федеральных министерств и ведомств;


- стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, являющихся лидерами по уровню и качеству жизни населения, развитию экономики, системы государственного управления;


- эмпирические данные о достижениях в сфере публичного управления в субъектах РФ, входящих в группу регионов - лидеров по уровню и качеству жизни населения, развитию экономики;


- эмпирические данные о достижениях в сфере публичного управления развитием территорий в зарубежных странах;


- прогнозные оценки, полученные при разработке Прогноза научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года, Региональной схемы (плана) развития и размещения производительных сил Воронежской области до 2030 года;


- материалы, содержащие результаты выполненных ранее исследований экономического и социального развития Воронежской области, ее муниципальных районов и городских округов;


- экспертные оценки и общенациональные рейтинги;


- научные работы представителей российской, в том числе воронежской, школы стратегического управления развитием субъектов РФ, муниципальных образований.


Стратегия содержит оценку современного социально-экономического состояния, совокупного потенциала, тенденций развития и стартовых позиций Воронежской области, диагностику ее ключевых проблем и идентификацию относительных конкурентных преимуществ, обоснованные представления о стратегических приоритетах, целях и механизмах, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие региона в долгосрочном периоде.

Раздел 1. Результаты комплексного анализа потенциала и динамики развития социально-экономической системы Воронежской области


Результаты комплексного анализа социально-экономического развития Воронежской области позволяют дать оценку достижения целей, поставленных в действующей Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка уровня достижения целевых значений индикаторов Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года


Таблица 1 - Оценка уровня достижения целевых значений индикаторов Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года <1>


________________


<1> Оперативная информация на сайте Росстата. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/pok-monitor.html.

N п/п

Наименование целевых индикаторов, установленных в реализуемой Стратегии

Значения целевых индикаторов в 2009 году

Значения стратегических индикаторов в 2017 году

Уровень достижения цели, %

целевые

фактические

1

2

3

4

5

6

1

Валовой региональный продукт (далее - ВРП) в текущих ценах, млрд рублей

301,7

904,6

904,6 <*>

100,0

2

ВРП на душу населения в текущих ценах, тыс. рублей

133,2

387,5

387,5 <*>

100,0

3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве, млрд рублей

169,8

389,2

491,5

126,3

4

Производительность труда в промышленности, млн рублей/чел.

1,31

3,94

3,94

100,0

5

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в фактических ценах, млрд рублей

75,3

220,0

199,9

90,9

6

Производительность труда в сельском хозяйстве, млн рублей/чел.

0,47

1,53

1,39

90,8

7

Доля высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников в регионе, %

н/д

30,0

30,6

102,0

8

Энергоемкость ВРП (в сопоставимых ценах), кг у. т./10 тыс. рублей

265,2

102,6

102,6

100,0

9

Коэффициент обновления основных фондов, %

10,5

8,9

8,9

100,0

10

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, %

19,8

21,6

21,6

100,0

11

Число используемых передовых производственных технологий, единиц

1756

2750

2750

100,0

12

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на конец года, км на 1000 км2 территории

203,8

319,8

319,8

100,0

13

Грузооборот транспорта, млн тонно-километров

27 296

33 000

33 150

100,5

14

Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей

94,8

274,9

294,2

107,0

15

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

68,9

72,1

73,03

101,3

16

Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, %

244,3

365,0

358,1

98,1

17

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

20,1

9,3

9,3

100,0

18

Обеспеченность жильем, м2 на одного жителя

25,3

29,3

29,5

100,7

19

Уровень безработицы (по методологии международной организации труда), %

8,6

4,47

4,3

103,8

20

Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, %

134,5

172,0

176,7

102,7

21

Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, тыс. чел.

355,7

942,0

914,3

97,1

22

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, %

н/д

100

100

100,0

23

Удельный вес объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям, в общем количестве, %

2,04

4,8

4,8

100,0


________________


* Оценочные данные.


Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что по большинству стратегических индикаторов достигнуты установленные целевые значения. При этом по ключевым показателям (ВРП в текущих ценах, ВРП на душу населения, объем отгруженных товаров промышленного производства, продукция сельского хозяйства, производительность труда, объем инвестиций в основной капитал и др.) за период 2009 - 2016 достигнуто увеличение их значений в 2 - 3 раза.


Заметная тенденция социально-экономического развития Воронежской области - опережающий среднероссийскую динамику рост ее экономики и уровня жизни населения. Результатом ее действия стало существенное улучшение позиций Воронежской области в Российской Федерации, Центральном федеральном округе (ЦФО) по широкому спектру показателей, что подтверждают данные таблицы 2.

Таблица 2 - Показатели социально-экономического развития Воронежской области и ее место в РФ, ЦФО по данным за 2011 и 2016 годы


Таблица 2 - Показатели социально-экономического развития Воронежской области и ее место в РФ, ЦФО по данным за 2011 и 2016 годы <2>


________________


<2> Валовой региональный продукт в текущих основных ценах - всего (1998 - 2016 годы). - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vrp98-16.xlsx; Валовой региональный продукт в текущих основных ценах на душу населения (1998 - 2016 годы). - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/dusha98-16.xlsx; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 208 - 209, 242 - 243, 280 - 281, 316 - 317, 592 - 593, 594 - 595, 777 - 780, 1034 - 1035, 1040 - 1041, 1142 - 1143; Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/family/2-12.xls.

Показатели

Значения показателей Воронежской области (ВО)

Темп роста значений показателей (2016 год по отношению к 2011 году), %

Место Воронежской области в 2011 году

Место Воронежской области в 2016 году

2011 год

2016 год

в РФ

в ЦФО

в ВО

в ЦФО

в РФ

в ЦФО

в РФ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВРП в текущих ценах, млрд рублей

474,9

841,4

152,6

150,3

177,1

4

27

3

22

ВРП на душу населения, тыс. рублей

203,5

360,4

148,7

147,7

177,0

8

45

7

39

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в фактических ценах, млрд рублей

101,5

204,3

168,8

180,5

201,3

2

7

2

6

Инновационная активность организаций, %

9,2

11,6

80,8

101,0

126,1

10

40

5

15

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км на 1000 км2 территории

207

338

144,2

147,9

163,3

10

25

9

23

Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов экономической деятельности, млн тонно-километров

1665

2932

105,2

101,5

176,1

5

26

5

13

Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей

155,2

271,0

132,7

154,4

174,6

3

21

3

12

Инвестиции в основной капитал на душу населения, рублей

66539

116087

129,3

151,8

174,5

6

31

3

18

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

17,2

9,4

105,5

-

54,7

15

54

5

8

Среднедушевые денежные доходы, тыс. рублей

15,9

29,6

147,9

145,3

185,9

9

45

4

23

Обеспеченность жильем, кв. метров на одного жителя

26,2

28,8

108,3

108,6

109,9

6

12

7

11

Уровень безработицы (по методологии МОТ), %

6,4

4,5

84,6

85,4

70,3

13

31

9

17

Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, чел.

112

104

99,1

99,0

92,9

15

59

8

42


Лидерские позиции, занимаемые Воронежской областью в социально-экономическом пространстве Российской Федерации, ЦФО подтверждают общероссийские рейтинги (таблица 3).

Таблица 3 - Общефедеральные рейтинги (по данным за 2017 год)


Таблица 3 - Общефедеральные рейтинги (по данным за 2017 год) <3>


________________


<3> Рейтинг регионов по качеству жизни. - РИА Рейтинг. - URL: http://riarating.ru/infografika/20180214/630082471.html; Инвестиционный риск по методике Эксперт РА. - URL: https://raexpert.ru/ratings/regions/2013/att1/att1-3; Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства в России - Росинфа (платформа поддержки инфраструктурных проектов). - URL: http://www.pppi.ru/regions; Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. - РИА Рейтинг. - URL: http://riarating.ru/infografika/20170530/630063754.html; Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции. - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/13534.pdf; Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. - Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". - URL: http://asi.ru/investclimate/rating/.

N п/п

Рейтинги

Место Воронежской области в:

ЦФО

РФ

1

2

3

4

1

Рейтинг регионов по качеству жизни/РИА Рейтинг

4

7

2

Инвестиционный риск по методике Эксперт РА

5

8

3

Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства в России

4

18

4

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ/РИА Рейтинг (по итогам 2016 года)

3

17

5

Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции/Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

1

3

6

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата/ Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

2

8


Результаты комплексного анализа развития, ограничений и возможностей в разрезе отраслевых комплексов и сфер социально-экономического развития представлены в приложении 1 к настоящей Стратегии.


Стратегический анализ состояния внутренней и внешней среды Воронежской области, включавший использование инструментов экономико-статистического (в том числе, кластерного) и компаративного анализа, экспертных оценок, полученных в результате анкетирования разных групп стейкхолдеров регионального развития, выявил сильные и слабые стороны Воронежской области, основные угрозы и возможности, прогнозируемые в ее внешней среде.


В составе сильных сторон выделены следующие.


1. Значительные площадь и численность населения.


По этим показателям Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО. По занимаемой площади - после Тверской и Костромской областей, по численности населения - после г. Москвы и Московской области <4>.


________________


<4> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 18 - 21.


Численность постоянного населения Воронежской области на 1 января 2018 года составила 2333,8 тыс. чел., что на 0,1% ниже уровня 2017 года. Численность постоянного населения Воронежской области на 01.01.2017 составила 2335,4 тыс. чел., что на 0,1% выше уровня 2016 года. Численность постоянного населения Воронежской области на 01.01.2016 составляла 2333,5 тыс. чел., что на 0,1% выше уровня 2015 года. Таким образом, в характеристике численности населения Воронежской области важным является ее стабилизация в 2015 - 2017 годах.


Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО и по численности экономически активного населения, уступая только Москве и Московской области.


Важной характеристикой Воронежской области является наличие на ее территории особо охраняемых природных территорий федерального и областного значения, площадь которых составляет 171,3 тыс. га, или 3,2% от общей площади. Свойственный области умеренно-континентальный тип климата благоприятен для развития рекреации.


Эта сторона Воронежской области значима в следующих основных позициях: по размеру посевных площадей; размеру имеющейся площади под жилищное и производственное строительство; наличию рекреационных зон, стимулирующих развитие туризма; мощности трудового потенциала; емкости потребительского рынка.


2. Выгодное экономико-географическое и транспортное положение.


Воронежская область расположена на пересечении транспортных потоков, связывающих Север Европейской части России с Югом и Запад с Востоком. Через нее проходит меридиональный транспортный коридор "Санкт-Петербург - Москва - Воронеж - Ростов - Новороссийск" и широтный коридор "Саратов - Воронеж - Курск". Меридиональная железная дорога "Москва - Воронеж - Ростов - Новороссийск" связывает Центральный федеральный округ с Черноморским побережьем Кавказа, зоной отдыха и единственным крупным российским портом на Черном море - г. Новороссийском. Через область проходит крупная магистральная федеральная дорога "Дон" (М-4), а в широтном направлении - федеральная автодорога "Курск - Воронеж - Саратов" (А-144).


Протяженность федеральных дорог на территории области - 803,7 км. По состоянию на конец 2016 года коэффициент плотности автомобильных дорог в Воронежской области - 338 км путей на 1000 км2 территории, что более, чем в пять раз превышает средний показатель в России (62 км путей на 1000 км2 территории) <5>.


________________


<5> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 1038 - 1041.


Автомобильные дороги имеют не только экономическое, но и геополитическое значение, позволяющее Воронежской области претендовать на роль коммуникативного узла в системе связей столицы с южными границами государства.


Актуализация этой стороны Воронежской области обусловлена близостью и динамичным развитием Московской агломерации, формированием одной из перспективных в Российской Федерации агломераций "Ростов-на-Дону - южные порты".


Общая протяженность внутренних водных путей на территории Воронежской области, входящих в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, составляет 580 км, в том числе реки Дон - 517 км, реки Воронеж - 63 км, которые обслуживаются без навигационной обстановки судовых ходов. Судоходство на указанных участках внутренних водных путей осуществляется только в светлое время суток.


В Воронежской области находится один речной порт общего пользования - Лиски, который расположен на левом берегу реки Дон в 1280,5 км от устья.


В 5,5 км от устья реки Воронеж расположен Воронежский гидроузел, введенный в эксплуатацию в 1972 году. Гидроузел предназначен для поддержания уровней воды в Воронежском водохранилище в целях водоснабжения г. Воронеж, а также для пропуска судов и паводка.


Выгодное экономико-географическое и транспортное положение Воронежской области свидетельствует о наличии у нее объективных предпосылок для появления и реализации ею функций центра транспортно-логистического обеспечения макрорегионального уровня.


3. Развитая система высшего образования.


По числу образовательных организаций высшего образования Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО, уступая только г. Москве и Московской области; в общероссийском рейтинге - 11-е место. По величине контингента обучающихся в них студентов Воронежская область занимает второе место в ЦФО, уступая только г. Москве; в общероссийском рейтинге - 12-е место. По численности студентов на 10000 жителей и выпуску студентов на 10000 жителей Воронежская область занимает 4-е место в ЦФО, уступая только Курской, Орловской областям, г. Москве <6>.


________________


<6> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сборник / Росстат. - М., 2017. - С. 412 - 415, 420 - 423, 428 - 431, 432 - 435.


По численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области составляет 15,6% (без учета г. Москвы) в Центральном федеральном округе. По данному показателю Воронежская область занимает 2-е место в ЦФО, уступая только г. Москве.


По численности докторов наук, преподающих в образовательных организациях высшего образования, Воронежская область занимает 5-е место в ЦФО, уступая г. Москве, Московской, Калужской, Ярославской областям <7>.


________________


<7> Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации). - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/nauka10.xls; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 1096-1099.


Воронежская область в ЦФО занимает ведущие позиции по качеству высшего образования, что подтверждается национальными рейтингами. Так, Воронежский государственный университет (ВГУ) в 2016 году:


- в национальном рейтинге университетов ("Интерфакс"): "Классические университеты и национальные исследовательские университеты" занял 22-е место в России;


- в рейтинге востребованности вузов ("Россия сегодня") - 6-е место;


- в рейтинге репутации вузов: Топ-50 вузов в сфере "Технические, естественно-научные направления и точные науки" ("Эксперт РА") - 43-е место;


- в рейтинге репутации вузов: топ-50 вузов в сфере "Экономические и управленческие направления" ("Эксперт РА") - 23-е место.


Воронежский государственный медицинский университет вошел:


- в топ-50 лучших вузов России ("Эксперт РА");


- в топ-10 российских медицинских вузов, по востребованности выпускников занял в нем 7-е место, по качеству приема - 5-е место ("Эксперт РА") <8>.


________________


<8> Рейтинги вузов 2016 / Эксперт РА. - URL: https://raexpert.ru/project/vuz_rating/2016/ranking.


В социально-экономическом плане эта сторона Воронежской области значима в следующих основных позициях: по структуре (составу направлений) подготовки высококвалифицированных кадров; качеству подготовки кадров; величине и структуре предложения на рынке труда квалифицированной рабочей силы; потенциалу инвестиций домохозяйств и компаний в образовательные услуги; потенциалу развития экспорта образовательных услуг.


4. Относительно высокий уровень развития человеческого потенциала и человеческого капитала.


По концепции Программы развития ООН, базовыми характеристиками уровня развития человеческого потенциала выступают: долголетие и здоровье, образовательный и профессиональный рост, достойный уровень благосостояния. Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого потенциала приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого потенциала (по данным за 2016 года)


Таблица 4 - Позиции Воронежской области по основным показателям развития человеческого потенциала (по данным за 2016 год) <9>


________________


<9> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - С. 73 - 78, 242 - 243, 410 - 411, 432 - 435, 457 - 458; Валовой региональный продукт в текущих основных ценах на душу населения (1998 - 2016 годы). - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/dusha98-16.xlsx.

Показатель

Место в ЦФО

Место в ЦЧР

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

5

3

Заболеваемость на 1000 чел. населения (зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни)

2

2

Численность студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования в расчете на 10000 населения

4

2

Среднедушевые денежные доходы населения

4

2

Валовой региональный продукт на душу населения

7

3


В социально-экономическом плане эта сторона значима в трех основных позициях: расширения возможностей развития человеческого потенциала и капитала региона; роста потенциала платежеспособного спроса домохозяйств на непродовольственные товары и платные услуги (по потребительским расходам на душу населения Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО), расширения возможностей использования сбережений населения как потенциального источника инвестиций в развитие экономики.


5. Высокий уровень развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности (значительный инновационный потенциал региона).


Воронежская область обладает сетью научно-исследовательских и образовательных организаций, обеспечивающих проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных технических систем.


Число организаций, выполнявших в Воронежской области научные исследования и разработки, - 63. Для сравнения: в Белгородской области таких организаций - 19, Курской - 19, Липецкой - 27, Орловской - 18, Тамбовской - 32. По числу таких организаций Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО (после г. Москвы и Московской области) и 14-е место в РФ, по численности занятого на них персонала соответственно 3-е и 10-е места.


По численности аспирантов Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО и 15-е место в общероссийском рейтинге, докторантов - соответственно 3-е и 13-е места. Доля аспирантов Воронежской области составляет 35,6% от общего количества аспирантов в регионах Центрально-Черноземного района (ЦЧР).


Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР (по данным за 2016 год)


Таблица 5 - Позиции Воронежской области по основным показателям развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности в ЦФО и ЦЧР (по данным за 2016 год) <10>


________________


<10> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сборник / Росстат. - М., 2017. - С. 1087 - 1089, 1090 - 1091, 1100 - 1101, 1120 - 1121, 1128 - 1129, 1134 - 1137.

Показатель

Место в ЦФО

Место в ЦЧР

1

2

3

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки

3

1

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками

3

1

Численность аспирантов

3

1

Численность докторантов

3

1

Внутренние затраты на научные исследования и разработки

5

1

Число патентных заявок на изобретения

3

1

Число патентных заявок на полезные модели

4

1

Число выданных патентов на изобретения

3

1

Число выданных патентов на полезные модели

4

1


6. Крупный индустриальный центр ЦФО с диверсифицированной структурой производства.


Воронежская область является одним из наиболее крупных индустриальных центров ЦФО. Его отличает диверсифицированная структура, элементная база которой представлена машиностроением и металлообработкой, химической, нефтехимической, электронной, авиастроительной, ракетно-космической промышленностью, промышленностью строительных материалов, промышленностью, ориентированной на удовлетворение конечных потребностей населения (пищевая, легкая). Ведущими промышленными производствами Воронежской области выступают производство электроэнергии, пищевых продуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, транспортных средств и оборудования, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов.


В Воронежской области сосредоточены все важнейшие виды обрабатывающих производств: производятся оборудование для нефтегазовой промышленности, тяжелые механические прессы, горно-обогатительное оборудование, станки, синтетический каучук, автомобильные шины, мостовые конструкции, сложные радиоэлектронные комплексы. Воронежские предприятия производят аэробусы ИЛ-96 (единственное российское производство широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских самолетов), ракетно-космические двигатели, средства связи, мостовые конструкции, синтетический каучук, минеральные удобрения, автомобильные шины, электродвигатели малой мощности, горно-обогатительное оборудование, цемент, железобетонные изделия и конструкции, сахар, растительное масло, кондитерские и макаронные изделия, майонез, спирт и др.


На долю Воронежской области приходится более 10% общероссийского производства синтетических каучуков, 10% - электроэнергии, выработанной атомными электростанциями, около 4% - минеральных удобрений.


Важная характеристика индустриального сектора - наличие крупных предприятий федерального значения, стабильность функционирования которых гарантируется федеральными целевыми программами или системой государственного оборонного заказа (предприятия атомной энергетики и оборонно-промышленного комплекса).


В реестре предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации 28 воронежских предприятий ракетно-космической, авиационной и радиоэлектронной отраслей, 13 из которых включены в перечень стратегических предприятий.


Одним из стратегических направлений является производство импортозамещающего нефтегазового оборудования. В настоящее время реализуются "дорожные карты" использования технологий, продукции и услуг предприятий Воронежской области для нужд государственных корпораций (ПАО "Газпром", ПАО "СИБУР Холдинг", АО "Газпром нефть", ПАО "Лукойл" и др.).


Важная характеристика индустриального комплекса Воронежской области - наличие производств в ракетно-космическом, радиоэлектронном, авиастроительном, химическом комплексах, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках продукции гражданского и военного назначения.


Позитивным моментом является независимость обрабатывающих производств от внешних (находящихся за пределами региона) источников его энергообеспечения.


Важной предпосылкой инновационного обновления промышленности служат устойчивые связи ее базовых предприятий ("Воронежский механический завод - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", АО "КБХА", АО "Концерн "Созвездие", АО "Воронежсинтезкаучук" и др.) с ведущими вузами и НИИ города, опосредующие выполнение заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.


Индустриальный сектор экономики Воронежской области имеет высокий потенциал импортозамещения, формируемый и используемый промышленными кластерами (кластер производителей нефтегазового и химического оборудования, межрегиональный насосостроительный кластер).


В последние годы динамика развития индустриального сектора экономики Воронежской области заметно превосходит средние значения этого показателя по России и ЦФО (таблица 6).

Таблица 6 - Индексы промышленного производства в РФ, регионах ЦФО


Таблица 6 - Индексы промышленного производства в РФ, регионах ЦФО, в % к предыдущему году <11>


________________


<11> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сборник /Росстат. - С. 728 - 729.

Регионы ЦФО

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

РФ

107,3

105,0

103,4

100,4

101,7

96,6

101,1

ЦФО

105,5

106,9

105,7

101,4

101,4

97,2

104,0

Белгородская область

113,9

108,7

105,6

102,1

102,5

105,5

106,2

Брянская область

122,9

110,6

115,7

96,8

102,1

113,5

107,3

Владимирская область

114,7

107,4

103,4

108,0

109,2

99,8

104,6

Воронежская область

106,6

110,1

129,7

106,1

108,0

103,7

104,4

Ивановская область

107,9

105,7

104,6

106,2

97,3

92,1

107,7

Калужская область

133,5

125,3

110,2

105,9

103,9

94,6

108,1

Костромская область

115,7

108,2

103,7

104,6

100,0

91,5

101,8

Курская область

106,5

104,6

103,3

100,8

105,8

104,3

104,9

Липецкая область

110,7

111,1

107,4

100,3

102,9

100,8

103,4

Московская область

107,1

109,7

107,9

105,2

104,1

101,1

114,7

Орловская область

118,1

107,8

106,4

100,4

104,9

100,2

98,9

Рязанская область

111,6

109,7

100,8

105,7

102,0

97,2

101,7

Смоленская область

106,1

102,7

105,9

104,7

101,7

101,4

102,5

О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (с изменениями на 23 декабря 2019 года)

Название документа: О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (с изменениями на 23 декабря 2019 года)

Номер документа: 168-ОЗ

Вид документа: Закон Воронежской области

Принявший орган: Воронежская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru, 21.12.2018, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.12.2018.
Дата принятия: 20 декабря 2018

Дата редакции: 23 декабря 2019