• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2018 года N 286


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



В соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О стратегическом планировании в Республике Адыгея" Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Премьер-министр
Республики Адыгея
А.НАРОЛИН

Приложение. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



Приложение
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 декабря 2018 г. N 286

Введение


Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26; 2016, NN 26, 27; 2017, N 45; 2018, N 1) и Законом Республики Адыгея от 6 августа 2015 года N 455 "О стратегическом планировании в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2015, N 8; 2016, N 11).


Главная цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Адыгея, динамичного развития экономики Республики Адыгея в долгосрочной перспективе.


При разработке Стратегии учтены основные положения документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне, в том числе в части пространственного развития, национальной безопасности, культурной политики, научно-технологического развития, инновационного развития, экономической безопасности, социально-экономического развития и другого.


Методологической основой разработки Стратегии является единая методика оценки и повышения конкурентоспособности региона - "Живая" система управления будущим AV Galaxy, разработанная Консорциумом Леонтьевский центр - AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и других и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


"Живая" система управления будущим AV Galaxy - интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры в отдельных отраслях промышленности, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:


1) диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон;


2) доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель - стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) - цели - задачи;


3) план мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в том числе флагманских проектов (портфелей программ) - масштабных комплексных проектов, оказывающих значительное влияние на развитие региона и обеспечивающих, как правило, продвижение по нескольким целевым направлениям. Флагманские проекты являются комплексными, то есть включают большое количество проектов, программ и стратегических мероприятий, поэтапно и скоординировано реализуемых в рамках утвержденной системы проектного управления в исполнительных органах государственной власти региона.

Рисунок 1


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.


Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов - конкуренции регионов и предприятий и повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно (таблица 1).


Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.


Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:


1) регион в целом;


2) экономические зоны;


3) базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли;


4) отраслевые кластеры;


5) меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.

Таблица 1. Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название направления конкуренции (регион/бизнес)

Региональный уровень

Уровень бизнеса

G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок)

Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов/отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки.

Объем продаж (экспорта/вывода). Доля рынка.

G3. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти)

Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам.

Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов.

G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека - трудовой ресурс и личность)

Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг.

Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники.

G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации)

Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры.

Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации.

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития)

Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития.

Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития.

G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы - инфраструктура, сырье)

Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе.

Обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства).

G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции)

Качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций.

Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона.


При разработке Стратегии учтены текущие тенденции и факторы развития мировой экономики, полный перечень которых представлен в приложении N 1.

1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Республики Адыгея


Долгосрочные цели и целевые параметры развития Республики Адыгея были определены Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11; 2012, N 4, 6; 2014, N 12; 2017, N 11; 2018, N 7).


Республикой Адыгея проделаны серьезные шаги по реализации Стратегии, что позволило добиться положительной динамики в ежегодном росте валового регионального продукта (далее - ВРП), доходах консолидированного бюджета, обеспечении устойчивой положительной динамики ожидаемой продолжительности жизни.


В Республике Адыгея сохранялась приоритетность решения задач развития социальной сферы, предусмотренных Стратегией.


По результатам рейтинговой оценки качества жизни в регионах, проведенной РИА-Рейтинг, Республика Адыгея в 2017 году заняла 29-е место.

Таблица 2. Оценка достижения целевых параметров Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года

Целевые индикаторы

2007 год

2017 год факт (оценка)

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)

11,9

10,6

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения)

14,7

12,7

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

68,75

73,25

Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми)

9,0

6,5

Объем ВРП в действующих ценах, в миллиардах рублей

29,1

94,5

ВРП на душу населения в действующих ценах, в тысячах рублей

66,4

209,5

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с 2007 годом, в процентах

100,0

128,0

Реальные денежные доходы, в процентах к 2007 году

100,0

193,6

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

30,1

13,1

Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных категорий населения

10,2

12,3

Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума

1,7

2,9

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, в процентах

37,7

24,2

Удельный вес занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея, в процентах

22,5

28,9

Уровень обеспеченности потребителей Республики Адыгея электроэнергией собственной выработки, в процентах

16

9,7

Доля безработных в общей численности экономически активного населения (по критериям МОТ), в процентах

10,3

8,8

Доходы консолидированного бюджета, в миллионах рублей

8048,6

19056,2

1.1. Общая оценка уровня конкурентоспособности Республики Адыгея в сравнении с другими регионами


Для анализа глобальной конкурентоспособности региона в рамках модели "Галактика" (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов) Консорциума Леонтьевский центр - AV Group. Результаты исследований публично обсуждались/представлялись на различных мероприятиях, и активно применяются в научно-исследовательских работах и при разработке стратегий регионов.


Индекс конкурентоспособности регионов - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.


Методика акцентирует внимание на необходимости приоритизации региональной политики Российской Федерации. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя "полюса роста", которые предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод сделан как на основании изучения вклада российских регионов в развитие отечественной экономики, так и на примере ряда зарубежных развитых и развивающихся экономик).


Индекс конкурентоспособности региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции (на основе оценки индикаторов, отражающих результаты межрегиональной конкуренции). Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции.

1.1.1. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI. Полюсы роста Российской Федерации


В исследовании полюсов роста Российской Федерации выделены несколько групп по конкурентоспособности:


1) группа 1 (регионы-лидеры). 8 регионов с рейтингом выше 3,00. Эти регионы образуют центры полюсов роста, являются ключевыми драйверами развития экономики страны. В число регионов-лидеров входят г. Москва, Краснодарский край, Московская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Самарская область, Иркутская область. На долю регионов-лидеров приходится 43% ВРП, 34% инвестиций, 31% экономически активного населения;


2) группа 2. Регионы с рейтингом от 1,50 до 3,00;


3) группа 3. Регионы с рейтингом менее 1,50.


Регионы-лидеры и формируемые ими полюсы роста оказывают ключевое влияние на социально-экономическое развитие регионов, входящих в такие полюсы. Регионы-лидеры обеспечивают возможности для менее конкурентоспособных регионов, входящих в полюс роста.


Республика Адыгея входит в Южный полюс роста, в котором лидерами являются Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область.


Территориальная общность определяет как возможность "совместного" развития, так и наличие механизмов конкуренции за ресурсы и возможности развития. В связи с этим важно оценивать конкурентные позиции Республики Адыгея среди регионов, имеющих схожие территориальные, социальные и политические возможности, и с которыми Республика Адыгея может быть сравнима по основным направлениям конкуренции.

Рисунок 2


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



В связи с этим выделена "Группа сравнения", включающая в себя регионы третьей группы Южного полюса роста, в которую входит и Республика Адыгея.


В группу сравнения, помимо Республики Адыгея, входят: Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия и Республика Ингушетия.

1.1.2. Конкурентоспособность Республики Адыгея


Текущий уровень конкурентоспособности Республики Адыгея низкий - по Индексу AV RCI Республика Адыгея входит в 3 группу Южного полюса роста. Ключевые конкуренты - республики Северного Кавказа. Республика Адыгея в трех последних рейтингах занимает место в седьмом десятке - стабильность без опережающего роста.


Республика Адыгея находится в тесном взаимодействии с одним из российских лидеров по конкурентоспособности - Краснодарским краем, однако не в достаточной мере использует этот фактор.


В группе сравнения Республика Адыгея достаточно конкурентна по направлениям "Человеческий капитал" и "Инвестиции, финансовый капитал".


Необходим опережающий рост (прорывы) по всем направлениям конкуренции. В текущей ситуации целевые ориентиры по Индексу конкурентоспособности в зависимости от сценария развития:


1) инерционный сценарий - постепенное повышение конкурентных позиций до уровня 0,75 - 1,00;


2) базовый сценарий - опережение основных ближайших конкурентов, достижение верхней границы третьей группы (до 1,50).


3) оптимистический сценарий - выход во вторую группу и стабильный опережающий рост (коридор Индекса AV RCI - 1,50 - 2,00).


Ключевым "вытягивающим" фактором станут возможности взаимодействия с лидером Южного полюса роста - Краснодарским краем.

Рисунок 3


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года

1.2. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы Республики Адыгея

1.2.1. Ключевые конкурентные позиции Республики Адыгея


Несмотря на высокий потенциал развития в ряде ключевых направлений и достаточно выгодное экономико-географическое положение, Республика Адыгея в настоящее время обладает низким уровнем межрегиональной конкурентоспособности.

Рисунок 4


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года

Рисунок 5


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



Конкурентные преимущества:


1) благоприятные для ведения сельского хозяйства агроклиматические условия и почвенный состав;


2) известность ряда региональных брендов за пределами Республики Адыгея ("адыгейский сыр", "адыгейская соль");


3) обеспеченность ряда производств собственным сырьем (пищевая, лесная промышленность, промышленность строительных материалов);


4) обеспеченность производств относительно недорогой квалифицированной рабочей силой;


5) выгодное геостратегическое положение Республики Адыгея (близость экономически развитых регионов, в частности Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края), позволяющее получить синергетический эффект от реализации межрегиональных проектов;


6) сосредоточение уникальных рекреационных ресурсов: мягкий климат, уникальные природные объекты, большое видовое разнообразие растительного и животного мира, значительная относительная площадь особо охраняемых природных территорий, уникальные объекты культурного наследия. Относительно компактное расположении основных достопримечательностей и объектов туристской инфраструктуры;


7) доступность отдыха в Республике Адыгея (невысокая стоимость отдыха).


Ключевые проблемы:


1) недозагрузка производственных мощностей перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (далее - АПК) из-за дефицита сырья;


2) трудности со сбытом продукции АПК в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке продуктов питания;


3) недостаточный уровень развития кооперации, интеграционных связей в ключевых секторах экономики. Отсутствие конкурентоспособных кластеров;


4) снижение плодородия почв, недостаточный объем внесения удобрений. Более низкая урожайность (средняя) основных сельскохозяйственных культур, чем в Краснодарском крае;


5) сокращение поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах;


6) неразвитость глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;


7) низкий уровень заработной платы на большинстве предприятий АПК;


8) высокая степень изношенности сельскохозяйственной техники, превышение темпов ее выбытия над темпами ввода новой техники;


9) нехватка современных мощностей по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции;


10) высокая энергодефицитность региона. Недостаточность генерирующих мощностей и высокая стоимость энергоресурсов;


11) высокий уровень теневой экономики, оказывающий отрицательное влияние на инвестирование в развитие предприятий из-за ограничения доступа к кредитным ресурсам;


12) низкий уровень инновационного развития;


13) низкий удельный вес прогрессивных, наукоемких производств в структуре промышленного комплекса;


14) отсутствие механизмов государственной поддержки крупных промышленных предприятий;


15) близость экономически более развитых регионов, негативно влияющая на развитие Республики Адыгея, поскольку более привлекательные условия оплаты труда, более широкие возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и более высокие условия жизни за пределами Республики Адыгея способствуют оттоку наиболее перспективных и талантливых молодых людей, специалистов в другие регионы;


16) критическое сокращение платежеспособного спроса на жилую и коммерческую недвижимость;


17) падение рынка недвижимости - существенный дисбаланс спроса и предложения, сокращение числа сделок, снижение занятости;


18) отсутствие яркого комплексного туристского бренда территории;


19) недостаточная информированность граждан Российской Федерации и иностранных граждан о туристических возможностях Республики Адыгея;


20) недостаточно развитая транспортная инфраструктура (отсутствие прямого авиа- и железнодорожного сообщения с крупными городами и транспортными узлами Российской Федерации);


21) недостаточно развитая туристская и сервисная инфраструктура. Отставание темпов роста инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса от темпов роста спроса на туристские услуги;


22) низкая инвестиционная привлекательность Республики Адыгея;


23) дефицит педагогических кадров;


24) объем финансирования системы общего образования в расчете на одного обучающегося самый низкий в Южном федеральном округе (далее - ЮФО);


25) низкий уровень охвата детей дошкольным образованием;


26) высокий уровень дифференциации основных показателей системы образования между муниципальными образованиями;


27) недостаточный уровень развития системы дополнительного профессионального образования;


28) дефицит медицинских кадров;


29) объем расходов на программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению один из самых низких в ЮФО;


30) высокий уровень смертности от новообразований, болезней системы кровообращения, дорожно-транспортных происшествий;


31) высокая нагрузка на первичное звено системы здравоохранения;


32) отсутствие единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Адыгея;


33) отсутствие комплексной региональной системы поддержки экспорта;


34) низкий уровень участия в процессах глобализации и международного экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов Республики Адыгея;


35) низкий уровень интеграции иностранных инвестиций в регион, в том числе с целью заимствования иностранных технологий, интеллектуальной собственности, товарных знаков.

1.2.2. G1. Рынки
1.2.2.1 Анализ конкурентоспособности по направлению "G1. Рынки"


По направлению конкуренции "G1. Рынки" Республика Адыгея занимает 78 место в Российской Федерации, 10 место (из 13) в Южном полюсе роста (далее - ЮПР), 6 место (из 9) в группе сравнения.

Таблица 3. Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика <1>


________________


<1> Здесь и далее среднее значение показателей рассчитывается за 3 года: 2014 - 2016 гг.


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. ЮПР - Южный полюс роста, ГС - Группа сравнения.


Невысокие позиции по объему и структуре экономики. Небольшой объем внутреннего рынка, что связано с низкой численностью населения. Низкая активность на внешних рынках - объемы внешнеэкономической деятельности незначительны.

Внешнеэкономическая деятельность Республики Адыгея


Внешнеторговый оборот субъектов предпринимательства Республики Адыгея в 2017 году по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации оценивается в 87,6 миллионов долларов США, в том числе экспорт составил 38,6 миллионов долларов США, импорт - 48,9 миллионов долларов США. <2>


________________


<2> - здесь и далее источники: Федеральная таможенная служба Российской Федерации, акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - РЭЦ).


В структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации оборот Республики Адыгея составляет незначительную долю - 0,01%. В структуре ЮФО - 0,4%. Лидеры внешнеторгового рынка ЮФО, опережающие Республику Адыгея: Краснодарский край (47,3%), Ростовская область (39,2%), Волгоградская область (9,1%), Астраханская область (3,6%).


За последние три года внешнеторговый оборот хозяйствующих субъектов Республики Адыгея имеет положительную динамику: значение торгового оборота за 2017 год сложилось с ростом на 111% к 2015 году и на 161% к 2016 году.


За последние три года динамика оборота экспорта сложилась синхронно динамике внешнеторгового оборота: за 2017 год с ростом на 121% к значению за 2015 год и на 161% к 2016 году.


В структуре регионального экспорта по данным Российского экспортного центра преобладает оборот несырьевых неэнергетических товары (98% от общего объема экспорта).


За период 2015 - 2017 годов доля несырьевых неэнергетических товаров в структуре экспорта Республики Адыгея стабильна и не опускается ниже 97% - 98%.


Экспорт Республики Адыгея в отличие от субъектов - лидеров ЮФО характеризуется высокой степенью несырьевой неэнергетической направленности.


По ЮФО доля несырьевых неэнергетических товаров по итогам 2017 года составила 60% в общей структуре экспорта, по Краснодарскому краю - 41%, по Ростовской области - 75%, Волгоградской области - 66%, Астраханской области - 87%.


Зависимость экономики Республики Адыгея от экспорта крайне мала. Экспортная квота по данным за 2017 год составила 2% (ВРП по оценочным данным - 94,5 миллиарда рублей).


Экспортируемый и произведенный в Республике Адыгея товар характеризуется различной степенью переработки.


Существенные объемы экспортируемого товара характеризуются прежде всего средним переделом переработки, при том, что на мировом рынке востребована производимая продукция верхних переделов (в первую очередь - продукция машиностроения).


Таблица 4. Динамика основной товарной структуры экспорта

Республики Адыгея

Наименование товара

2015 год

2016 год

2017 год

млн USD

%

млн. USD

%

млн. USD

%

Масло и жиры

13,18

41,2

5,62

23,4

8,87

23

Зерно

1,89

5,9

-

-

6,80

18

Древесина и продукция деревообработки

-

-

1,39

5,8

5,60

14

Механическое оборудование и техника, компьютеры

1,52

4,7

2,88

12

3,67

9

Молочная продукция, яйца, мед

2,82

8,8

2,95

12,3

3,38

9

Парфюмерные, косметические и туалетные средства

4,60

14,4

2,78

11,6

2,80

7,2

Прочие химические средства (продукты)

3,26

10,2

3,38

14

2,58

6,7

Бумага и картон

-

-

1,07

4,5

-

-

Итого

27,27

85,3

20,00

83

33,70

87

Всего

31,97

100,0

23,97

100

38,60

100

в том числе несырьевой неэнергетический экспорт

31,20

98,0

23,2

97,0

37,40

96,9


Основными экспортными товарами верхних переделов в 2017 году являлись: зубчатые и винтовые передачи, коробки передач, подъемно-транспортное оборудование, водка, сыры и творог, маргарин, металлические упаковочные принадлежности (кроме кронен-пробок), тара и упаковка из бумаги и картона, моющие и чистящие средства, молочные пасты, сливочное масло.


Основными экспортными товарами средних переделов в 2017 году являлись: подсолнечное масло рафинированное, промышленные жирные кислоты и спирты, эфирные масла, кисломолочные продукты, подсолнечное масло сырое, бумага и картон гофрированные и тисненые, прочие деревянные строительные изделия, лиственные нетропические профилированные пиломатериалы, прочее обработанное зерно кукурузы, бондарные изделия из дерева. При этом объем экспорта подсолнечного масла рафинированного с 2016 года демонстрирует существенный рост, обеспечив данному продукту первое место среди основных экспортных товаров средних пределов.


В структуре сырьевого экспорта Республики Адыгея наибольшую долю занимают круглый лес (1,08 миллионов долларов США, 90%) и лом черных металлов (0,11 миллионов долларов США, 10%).


За последние три года номенклатура произведенной в Республике Адыгея продукции (по 6-значным кодам ТНВЭД), востребованной на мировом рынке, расширяется: в 2015 году экспортировалась продукция по 121 товарной группе, в 2016 году - по 201, а в 2017 - по 325 (рост за три года в 2,7 раза, за 2017 год темп роста - 162%).


Региональная товарная структура по итогам 2017 года не претерпела существенных изменений и на протяжении последних трех лет включает: масло и жиры, зерно, древесина и продукция деревообработки, механическое оборудование и техника, компьютеры.


Таблица 5. Товарная структура экспорта Республики Адыгея,

Краснодарского края и ЮФО

Наименование товара

Экспорт из Республики Адыгея

Экспорт из Краснодарского края

Экспорт из ЮФО

млн USD

%

млн. USD

%

млн. USD

%

Масло и жиры

8,8

23,0

172

2

959

6

Зерно

6,8

18,0

1588

23

4168

26

Древесина и продукция деревообработки

5,6

14,0

33,5

0,5 <*>

113

0,7 <*>

Механическое оборудование и техника

3,6

9,0

38,6

0,5 <*>

257

1,6 <*>

Молочная продукция, яйца, мед

3,4

9,0

9,8

0,1 <*>

48

0,3 <*>

Топливо

4035

57

6070

37

Черный металл

413

6

674

4

Итого

28,2

73,0

6290

89,4

12289

75,6

Всего за 2017 год

38,6

100,1

7043

100

16232

100

в том числе несырьевой неэнергетический экспорт

37,4

97,1

2922,1

42%

9783,1

60


________________


* объемы товарооборота не значительны, приведены справочно


Анализ экспортного товарооборота ЮФО и соседнего региона-лидера - Краснодарского края проведен по данным за 2017 год (таблица 5).


Общими экспортируемыми товарами ключевого значения для Республики Адыгея, Краснодарского края и ЮФО являются зерно, масло и жиры (подсолнечное масло).


Механизмов межрегионального взаимодействия на уровне органов исполнительной власти, институтов поддержки экспорта, а также бизнес-сообщества в пределах ЮФО не выработано.


На протяжении последних трех лет партнерские отношения по экспорту товаров из Республики Адыгея поддерживались в 2015 году с 33 иностранными государствами, в 2016 году - 39, 2017 году - 36.


Крупнейшими торгово-экспортными партнерами Республики Адыгея в 2017 году являлись: Китай (19%), Ливан (15%), Абхазия (13%), Литва (7,8%), Узбекистан (7%) (таблица 6).


Значительный рост объемов экспорта из Республики Адыгея на протяжении последних трех лет наблюдается со следующими странами: Китай (рост в 5 раз), Ливан (на 100%), Абхазия (на 147%), Литва (на 100%), Казахстан (на 100%), Израиль (на 129%), Белоруссия (на 100%), а также снижается: Украина (снижение в 1,9 раза), Узбекистан (снижение в 2,5 раза).


Таблица 6. Динамика географии основных экспортных поставок

из Республики Адыгея за 2015 - 2017 годы

Наименование страны

2015 год

2016 год

2017 год

млн USD

%

млн. USD

%

млн. USD

%

Китай

1,45

4,5

2,94

12,3

7,32

19,0

Ливан

-

-

5,78

15,0

Абхазия

3,3

10,2

3,89

16,2

4,84

13,0

Литва

-

-

3,0

7,8

Узбекистан

6,7

20,8

1,98

8,3

2,65

7,0

Казахстан

-

-

1,64

6,8

2,49

6,0

Израиль

1,78

5,6

2,97

12,4

2,29

6,0

Белоруссия

-

-

1,55

6,5

1,76

4,7

Украина

2,57

8,0

2,52

10,5

1,38

3,6

Турция

1,48

4,6

-

-

-

-

Нидерланды

2,45

7,7

1,21

5,0

-

-

Туркменистан

2,45

7,7

-

-

-

-

Болгария

1,56

4,9

-

-

-

-

Итого

23,74

74,0

18,7

78,0

31,5

82,0

ВСЕГО

31,97

100

23,97

100

38,6

100%


Экспортными партнерами Краснодарского края и ЮФО по данным 2017 года являются Турция, Италия и Египет. Сведения о сравнительном анализе приведены в таблице 7.


Таблица 7. География основных экспортных поставок Республики

Адыгея, Краснодарского края и ЮФО

Наименование страны

Экспорт из Республики Адыгея

Экспорт из Краснодарского края

Экспорт из ЮФО

млн USD

%

млн. USD

%

млн. USD

%

Китай

7,3

19,0

225,0

3,0

416

2,6

Ливан

5,8

15,0

196,0

2,8

324

2,0

Абхазия

4,8

13,0

49,0

0,7

102

0,6

Литва

3,0

7,8

3,0

0,04

324

2,0

Узбекистан

2,7

7,0

42,0

0,6

180

1,1

Казахстан

2,4

6,0

90,0

1,3

458

3,0

Израиль

2,3

6,0

296,0

4,0

362

2,0

Белоруссия

1,8

4,7

65,0

0,9

340

2,0

Украина

1,4

3,6

169,0

2,4

1199

7,4

Турция

-

-

1074,0

15,5

2467

15,0

Италия

-

-

1011,0

14,5

1067

7,0

Египет

-

-

429,0

6,0

1617

10,0

Мальта

-

-

253,0

4,0

-

-

Республика Корея

-

-

230,0

3,0

-

-

Франция

-

-

226,0

3,0

-

-

Швейцария

-

-

-

-

841,0

5,0

Итого

31,5

82

4654

66,0

9697,0

60,0

Всего за 2017 год

38,6

100

7042,6

100,0

16232

100


Внешнеэкономическую деятельность в Республике Адыгея осуществляют 192 хозяйствующих субъекта, из которых 46 представителей бизнеса проводят экспортные операции. Динамика показателей за последние три года приведена в таблице 8.


Таблица 8. Динамика участников внешнеэкономической

деятельности Республики Адыгея

N п/п

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

2017 год в % к 2016 году

1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), в том числе:

16696

16488

16816

102,0

1.1

Средние

45

35

36

102,9

1.2

Малые, микро, индивидуальные предприниматели

16651

16453

16780

102,0

2

Количество участников внешнеэкономической деятельности

114

165

192

116,0

3

Количество экспортеров, в том числе:

35

50

46

92,0

3.1

Количество экспортеров - субъектов МСП

н/д

н/д

44 <*>

-

4

Доля экспортеров в общем количестве зарегистрированных компаний в Республике Адыгея, %

0,2

0,3

0,3

-

5

Объем экспорта (в миллионах долларов США), в том числе:

31,97

23,97

38,6

161,0

5.1

Объем экспорта субъектов МСП (в миллионах долларов США)

н/д

н/д

28,34 <*>

-

6

Среднегодовой объем экспорта, осуществляемый одним экспортером (в миллионах долларов США)

2,26

1,5

1,9

126,7


________________


* результат сплошного опроса экспортеров, проведенного Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея в марте 2018 года


Существенный вклад в экспортный компонент экономики Республики Адыгея вносят субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), выступая ключевыми участниками экспортной деятельности в Республике Адыгея как по количеству участников, так и по объемам экспорта.


По данным за 2017 год экспорт осуществляет 44 субъекта МСП или 96% от общего числа экспортеров.


Внешнеторговый оборот субъектов МСП за 2017 год составил 73% от объема экспорта или 28,3 миллиона долларов США.


Среди крупнейших компаний-экспортеров по данным за 2017 год значатся (в порядке убывания объемов экспорта): обособленное подразделение общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Наш продукт" (24,3%); обособленное подразделение общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Алекс" (18,5%); общество с ограниченной ответственностью "Мамруко" (15,5%); открытое акционерное общество "ЗАРЕМ" (7%); общество с ограниченной ответственностью "ДомБытХим" (3,5%), общество с ограниченной ответственностью "Картонтара" (3,4%), общество с ограниченной ответственностью "Диас" (1,7%). Из их числа компании открытое акционерное общество "ЗАРЕМ" и общество с ограниченной ответственностью "Картонтара" исходя из критерия среднесписочной численности работников относятся к категории "крупный бизнес".


В ходе сплошного опроса действующих экспортеров, проведенного Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея в марте 2018 года, выявлены потенциально перспективные зарубежные экспортные рынки и экспортируемые в них товары (таблица 9).


Выявление зарубежных рынков сбыта для потенциальных компаний требует дополнительной проработки в рамках мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года.


Таблица 9. Потенциально-перспективные зарубежные

экспортные рынки для действующих экспортеров

Наименование потенциальных стран - экспортеров

Экспортируемый товар (код согласно ТНВЭД)

О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года

Название документа: О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года

Номер документа: 286

Вид документа: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея

Принявший орган: Кабинет Министров Республики Адыгея

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 27.12.2018
Дата принятия: 26 декабря 2018