МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от 8 июня 2018 года N 161


Об утверждении Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на 2019 - 2025 годы



В целях развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия и создания положительного имиджа республики как региона, благоприятного для развития туризма приказываю:


Утвердить прилагаемую Концепцию развития внутреннего и въездного туризма в Республике Калмыкия на период 2019 - 2025 годы.



Заместитель министра
культуры и туризма
Республики Калмыкия
Н.САНДЖИЕВ



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД 2019 - 2025 ГОДЫ



I. Обоснование соответствия целей Концепции развития туризма в Республике Калмыкия приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия


Задача региональной политики, выдвинутая в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, состоит в поиске и поддержке сфер, отраслей, предприятий, обладающих социально-экономическим потенциалом и способных обеспечить качественный прирост производительности труда. К приоритетным направления развития Республики Калмыкия отнесено развитие туристического, санаторно-оздоровительного и культурно-досугового бизнеса.


Целью Концепции развития туризма в Республике Калмыкия (далее - Концепция) является определение приоритетных направлений развития и формирование инфраструктуры туристской отрасли в Республике Калмыкия, а также маркетинговой и информационно-коммуникационной среды для роста объемов услуг сферы туризма.


На сегодняшний день Федеральным агентством по туризму в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)" (далее - Концепция ФЦП). В Концепции ФЦП сказано, что именно туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, что эта отрасль важна для развития малых и средних форм бизнеса, создания рабочих мест, также туризм способствует развитию самозанятости населения.


Как отмечено в Концепции ФЦП, наибольший эффект в реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках достигается при наличии системных мер государственной поддержки.


Концепция развития туризма в Республике Калмыкия разрабатывается в качестве продолжения основных идей Концепции ФЦП и будет направлена на решение следующих задач:


1. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристского кластера на территории Республики Калмыкия.


2. Продвижение туристских продуктов Республики Калмыкия и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках.


3. Стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки.


4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.


5. Развитие межрегионального сотрудничества.



II. Анализ состояния сферы туризма в Республике Калмыкия, в том числе в сравнении с регионами Южного федерального округа и Российской Федерации (за период с 2008 года по 2016 год)


Выгодное географическое положение, этнокультурное многообразие, наличие уникальных природных ресурсов и заповедных мест определяют в перспективе опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия и превращение его в одну из базовых отраслей специализации региона.


По официальным данным органа государственной статистики республику ежегодно посещает более 65 тысяч человек. В последние годы, благодаря продвижению региона на международной туристской выставке "Интурмаркет" (2016, 2017 и 2018 годы), на официальных сайтах Минкультуры России и Ростуризма, трансляции ряда передач о Калмыкии на 4 центральных телевизионных каналах и в сети Интернет республика все более привлекательна для туристов и экскурсантов.


Предварительная маркетинговая оценка туристской сферы Республики Калмыкия выявила следующие конкурентные преимущества регионального туристского продукта:


специфика регионального туристского продукта, связанная с культурой и религией коренного населения;


невысокая, по сравнению с традиционными туристско-рекреационными центрами Юга России - Черноморским побережьем и Кавказскими Минеральными Водами, - стоимость оказываемых услуг в сфере размещения, питания, транспортных и экскурсионных услуг.


Имеющийся спектр туристских ресурсов Республики Калмыкия создает возможности развивать следующие виды туризма: культурнопознавательный, экологический, сельский, паломнический, оздоровительный (медицинский). В Калмыкии также существует значительный потенциал для развития отдельных направлений активного отдыха - пешеходного, конного, велотуризма, охоты и рыбалки, фотоохоты, водного, парусного, экстремального туризма и других видов.


Основными туристскими "брендами" Республики Калмыкия можно по праву назвать: самый большой в Европе буддийский храм Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (высота 64 м), калмыцкое мраморное мясо, тюльпаны, "лотосы Каспия", шахматы и единственный в мире Шахматный городок "Сити-Чесс", построенный в связи с проведением в Элисте XXXIII Всемирной Шахматной Олимпиады в 1998 г. Основные направления государственного управления в сфере туризма на современном этапе связаны с мерами по созданию объектов туристского показа и объектов инфраструктуры автотуристских кластеров, поскольку через Калмыкию пролегают кратчайшие автомобильные, воздушные и железнодорожные пути, соединяющие Кавказ с Нижним Поволжьем и центром России.


В целях повышения заинтересованности предпринимательского сообщества приняты меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли. В целях создания благоприятных условий для развития туристской индустрии в июне 2015 года внесены изменения в Закон Республики Калмыкия от 17 февраля 2006 г. N 257-III-З "О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия" в части определения основных мер государственной поддержки отрасли.


Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат субъектам туристской деятельности Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 февраля 2017 г. N 57, предусмотрено предоставление субсидий на:


возмещение затрат на приобретение кибиток, амуниции для лошадей и верблюдов, изготовление национальных костюмов;


компенсацию затрат субъектам туристской деятельности по проведению работ классификации гостиниц и других средств размещения;


выделение грантов на реализацию проектов в сфере туризма;


компенсацию затрат на рекламно-информационное продвижение турпродукта.


В настоящее время проводится законотворческая работа по предоставлению налоговых преференций субъектам туристской индустрии, в соответствии с действующим законодательством.


Несмотря на очевидные позитивные тенденции последних лет и высокий туристский потенциал, Республика Калмыкия занимает незначительное место на российском туристском рынке. На ее долю приходится лишь малая часть туристского потока, основную массу которого составляют экскурсанты одного дня из близлежащих регионов. Кроме того, значительная часть туристских групп приобретает туры в соседних регионах, куда входит экскурсия по республике. Также, туристские потоки в республике имеют сезонный характер, неравномерное территориальное распределение: туристские объекты, пользующиеся популярностью у туристов расположены на территории города Элисты. Водные ресурсы Лаганского и Юстинского районов Республики Калмыкия на сегодняшний день используются исключительно в летний период. В остальных районах республики, несмотря на имеющийся потенциал, деятельность в сфере туризма не развита.


Согласно официальной статистике по основным показателям туристской сферы Республика Калмыкия уступает регионам Южного федерального округа.

Число туристских фирм

2005

2010

2012

2013

2014

2015

2016

Российская Федерация

5079

9133

10773

11324

11614

11893

12395

Южный федеральный округ

487

896

1041

1109

1245

1259

1579

Республика Калмыкия

3

5

10

12

14

12

8

Республика Адыгея

8

33

37

39

41

26

32

Республика Крым

71

48

346

Краснодарский край

231

413

395

400

408

386

518

Астраханская область

37

94

123

137

153

149

125

Волгоградская область

59

65

148

173

207

255

189

Ростовская область

149

286

328

348

328

320

268

г. Севастополь

23

63

93

Число турпакетов, реализованных населению (тыс.)

2005

2010

2012

2013

2014

2013

2016

Российская Федерация

4326,1

4358,0

4762,8

5384,0

4384,1

4024,0

3351,5

Южный федеральный округ

138,6

244,4

268,6

347,7

335,8

356,3

338,5

Республика Калмыкия

0,5

3,9

3,7

3,4

4,0

2,7

0,8

Республика Адыгея

3,9

2,3

4,1

4,0

4,0

2,5

4,4

Республика Крым

20,9

21,6

78,1

Краснодарский край

83,9

107,5

109,6

171,8

166,4

181,2

128,1

Астраханская область

8,3

18,2

30,6

30,8

26,8

28,7

23,8

Волгоградская область

10,6

26,4

40,9

47,6

36,5

29,8

29,8

Ростовская область

31,4

86,1

79,8

90,2

74,4

79,3

46,4

г. Севастополь

2,9

10,5

27,1


Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику региона не превышает 1 процента, туристско-рекреационный комплекс республики имеет значительный потенциал роста, полноценное развитие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального туристского продукта, низкий уровень развития инфраструктуры туризма и низкая инвестиционная привлекательность, другие факторы.


Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности республики на российском рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:


слабо развитая инфраструктура туристской индустрии (объекты показа, гостиниц, пунктов общественного питания), а в ряде районов республики ее отсутствие;


недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры, транспортной системы, обеспечивающей доступность к объектам туристского показа;


слабая инвестиционная привлекательность региона;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»