Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2018 года N 268


О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 26.12.2023 N 335.
____________________________________________________________________



В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:


1. Государственную программу Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан, проживающих в Чеченской Республике", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353 (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 62, от 20 ноября 2014 года N 223, от 27 февраля 2015 года N 42, от 29 декабря 2015 года N 275, от 5 мая 2016 года N 79, от 7 февраля 2017 года N 1, от 7 марта 2017 года N 44, от 4 апреля 2017 года N 55, от 6 июня 2017 года N 139, от 10 августа 2017 года N 184, от 5 сентября 2017 года N 203, от 28 декабря 2017 года N 303, от 6 февраля 2018 года N 8 и от 9 июля 2018 года N 134), изложить в новой редакции согласно приложению.


2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Чеченской Республики
М.М.ХУЧИЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 10 декабря 2018 г. N 268



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"



ПАСПОРТ
 государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан, проживающих в Чеченской Республике"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики

Соисполнители Программы

Отсутствуют

Участники Программы

Органы исполнительной власти Чеченской Республики;

органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики;

Служба государственного жилищного надзора Чеченской Республики

Подпрограммы Программы

1. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан, проживающих в Чеченской Республике"

2. Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики"

3. Подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики"

4. Подпрограмма "Чистая вода" Чеченской Республики

5. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

6. Подпрограмма "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике"

7. Подпрограмма "Обеспечение резервными автономными источниками электроснабжения социально значимых объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики"

8. Подпрограмма "Обеспечение антитеррористической защищенности и противодиверсионной устойчивости объектов водоснабжения Чеченской Республики"

9. Подпрограмма "Комплексное управление твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Чеченской Республике"

10. Подпрограмма "Стимулирование развития жилищного строительства в Чеченской Республике"

11. Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"

12. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)"

13. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития систем жизнеобеспечения населения в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"

14. Подпрограмма "Формирование современной городской среды на территории Чеченской Республики на 2017 год"

15. Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих в оползневых зонах на территории Чеченской Республики"

16. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ жителей Чеченской Республики"

17. Подпрограмма "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Чеченской Республики"

Программно-целевые инструменты Программы

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы;

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

Федеральная целевая программа "Юг России (2014 - 2020 годы)"

Федеральная программа "Жилье для российской семьи";

Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года";

Паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года N 10)

Цели Программы

1) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

2) повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики;

3) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в Чеченской Республике;

4) финансовое и организационное обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными;

5) реализация государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории Чеченской Республики от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6) обеспечение населения Чеченской Республики качественной питьевой водой, за счет строительства и (или) реконструкции объектов водоснабжения;

7) государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;

8) создание необходимых условий для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы, отдельных категорий граждан и молодых семей Чеченской Республики с помощью системы ипотечного жилищного кредитования;

9) устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ;

10) снижение нагрузки на окружающую среду, повышение экологической безопасности населения путем создания комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, ликвидация накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов;

11) создание условий для комплексного, устойчивого и безопасного развития территорий Чеченской Республики на основе градостроительного регулирования. Формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан;

12) создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения Чеченской Республики доступным и комфортным жильем экономического класса;

13) создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства в Чеченской Республике;

14) повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

15) развитие систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики;

16) повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Чеченской Республики;

17) комплексное решение проблемы по отселению и обустройству жителей Чеченской Республики, проживающих на территориях, подверженных оползневым процессам;

18) повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению;

19) обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Чеченской Республики

Задачи Программы

- повышение качественных характеристик жилищного фонда Чеченской Республики;

- приведение жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан в Чеченской Республике;

- оказание государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;

- обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

- сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

- повышение эффективности работы объектов водоснабжения и водоотведения (строительство, реконструкция и модернизация);

- повышение уровня безопасности населения Чеченской Республики, территории Чеченской Республики и защищенности критически важных объектов, расположенных на территории Чеченской Республики, от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья;

- реализация политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

- создание условий для бесперебойного и надежного электроснабжения социально важных объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики;

- развитие материальной базы и технического переоснащения объектов жизнеобеспечения;

- выполнение мероприятий антитеррористической направленности на объектах водоснабжения;

- формирование организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов;

- обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

- организация эффективного правового регулирования и информационного обеспечения градостроительной деятельности;

- обеспечение соответствия объектов капитального строительства и применяемых в процессе их строительства строительных материалов требованиям технических регламентов, проектной документации и иных нормативных документов в области строительства;

- повышение доступности жилья;

- стимулирование строительства жилья эконом- класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

- строительство многоквартирных домов;

- развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, применяемых в строительстве малоэтажного жилья;

- обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления социальных выплат;

- реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры;

- повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Чеченской Республики;

- повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования (общественных зон);

- повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований Чеченской Республики;

- реализация механизмов по переселению и обустройству граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики;

- предупреждение возникновения и смягчение последствий

чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;

- реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры;

- сокращение непригодного для проживания жилищного фонда Чеченской Республики; - обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде Чеченской Республики;

- повышение качества функционирования жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики;

- улучшение жилищных условий и повышение комфортности проживания граждан;

- улучшение эпидемиологической обстановки и снижение социальной напряженности

Целевые индикаторы и показатели Программы

- количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт;

- общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт;

- количество граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых проведен капитальный ремонт;

- расселенная общая площадь жилых помещений;

- размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;

- общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости;

- доля населения обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения;

- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием средств федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики и местных бюджетов;

- количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым предоставлены ипотечные жилищные кредиты;

- количество рефинансированных ипотечных кредитов, выданных в соответствии с федеральными стандартами АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АО "АИЖК");

- сумма привлеченных средств граждан в инвестиционно-строительную сферу Чеченской Республики;

- обеспечение дополнительного ввода кв.м жилья;

- степень антитеррористической защищенности объектов водоснабжения Чеченской Республики;

- доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Чеченской Республики;

- доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;

- доля объектов размещения твердых коммунальных отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства;

- доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов;

- увеличение объема ввода жилья, в том числе:

индивидуальное жилищное строительство (тыс. кв.м),

строительство жилья экономического класса (тыс. кв.м),

строительство малоэтажного жилья (не более трех этажей) (тыс. кв.м), строительство многоэтажного жилья (более трех этажей) (тыс. кв.м);

- увеличение уровня обеспеченности населения жильем;

- снижение коэффициента доступности жилья для населения;

- улучшение жилищных условий граждан, категории которых установлены федеральным законодательством;

- экономия по видам энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении;

- физический износ сетей коммунальной инфраструктуры;

- утверждение государственной программы (подпрограммы государственной программы) Чеченской Республики формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы;

- обеспечение утверждения (корректировка действующих) органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы;

- утверждение органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, правил благоустройства поселений (с учетом общественных обсуждений);

- принятие (изменение) закона Чеченской Республики об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, в котором в том числе предусмотрено повышение с 1 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований;

- представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на конкурс не менее двух реализованных в 2017 году лучших проектов по благоустройству общественных территорий;

- принятие нормативного правового акта высшего должностного лица Чеченской Республики о создании межведомственной комиссии по обеспечению реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды";

- опубликование для общественного обсуждения проектов муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год;

- утверждение муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год;

- утверждение с учетом обсуждения с заинтересованными лицами дизайн- проектов благоустройства дворовой территории, включенных в муниципальные программы, а также дизайн-проектов благоустройства общественной территории;

- количество граждан, переселенных из оползневой зоны на территории Чеченской Республики;

- увеличение пропускной способности систем водоснабжения/ протяженность реконструированных и (или) построенных сетей водоснабжения;

- увеличение пропускной способности систем водоотведения и очистки сточных вод / протяженность реконструированных и (или) построенных сетей водоотведения

- количество квадратных метров, расселенного аварийного жилищного фонда;

- количество переселяемых граждан

Этапы и сроки реализации Программы

2014 - 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2025 годах составит:

за счет всех источников финансирования - 47113878,474 тыс. рублей в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 39205596,802 тыс. рублей, из них по годам:

2014 - 294358,838 тыс. руб.;

2015 - 487398,589 тыс. руб.;

2016 - 662596,869 тыс. руб.;

2017 - 1446015,273 тыс. руб.;

2018 - 2847033,800 тыс. руб.;

2019 - 3080665,800 тыс. руб.;

2020 - 3818121,200 тыс. руб.;

2021 - 4100783,400 тыс. руб.;

2022 - 10058333,163 тыс. руб.;

2023 - 9940668,335 тыс. руб.;

2024 - 2469621,536 тыс. руб.;

2025 - 0,000 тыс. руб.;

за счет средств республиканского бюджета - 7075327,063 тыс. руб., из них по годам:

2014 - 506192,641 тыс. руб.;

2015 - 341798,890 тыс. руб.;

2016 - 431886,159 тыс. руб.;

2017 - 283635,967 тыс. руб.;

2018 - 587357,435 тыс. руб.;

2019 - 357664,005 тыс. руб.;

2020 - 353719,855 тыс. руб.:

2021 - 353762,742 тыс. руб.;

2022 - 2450568,795 тыс. руб.;

2023 - 984916,101 тыс. руб.;

2024 - 220373,281 тыс. руб.;

2025 - 203451,193 тыс. руб.;

за счет средств местных бюджетов - 20000,000 тыс. руб., из них по годам:

2014 - 0,000 тыс. руб.;

2015 - 0,000 тыс. руб.;

2016 - 0,000 тыс. руб.;

2017 - 0,000 тыс. руб.;

2018 - 0,000 тыс. руб.;

2019 - 0,000 тыс. руб.;

2020 - 0,000 тыс. руб.;

2021 - 0,000 тыс. руб.;

2022 - 20000,000 тыс. руб.;

2023 - 0,000 тыс. руб.;

2024 - 0,000 тыс. руб.;

2025 - 0,000 тыс. руб.;

за счет внебюджетных источников - 812954,609 тыс. руб., из них по годам:

2014 - 24103,390 тыс. руб.;

2015 - 39008,299 тыс. руб.;

2016 - 38133,430 тыс. руб.;

2017 - 19107,000 тыс. руб.;

2018 - 26238,490 тыс. руб.;

2019 - 285054,000 тыс. руб.;

2020 - 0,000 тыс. руб.;

2021 - 0,000 тыс. руб.;

2022 - 231310,000 тыс. руб.;

2023 - 150000,000 тыс. руб.;

2024 - 0,000 тыс. руб.;

2025 - 0,000 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- ликвидация на территории Чеченской Республики аварийного жилищного фонда площадью 50471,67 кв.м, в количестве 121 дома;

- переселение из аварийного жилищного фонда 3857 жителей Чеченской Республики;

- строительство многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 52196,10 кв.м;

- эффективное управление и дальнейшее надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений;

- снижение уровня износа и улучшение состояния общего имущества собственников многоквартирных домов;

- снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- рост размера предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;

- снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;

- увеличение общей площади зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости;

- обеспечение жильем молодых семей;

- привлечение финансовых средств молодых семей в жилищную сферу;

- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;

- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета жителей Чеченской Республики перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления жилищных сертификатов;

- увеличение количества сделок на рынке жилья, активизация инвестиционно-строительной деятельности;

- создание эффективных финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения на строительство и приобретение жилья;

- улучшение жилищных условий населения;

- привлечение внебюджетных средств для реализации программы ипотечного кредитования;

- устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ;

- завершение строительства, реконструкции и оснащения объектов водоснабжения системами очистки и обеззараживания питьевой воды;

- снижение финансовых затрат на ликвидацию последствий от возможных террористических актов;

- обеспечение безопасности при работе обслуживающего персонала на объектах;

- обеспечение сохранности зданий и сооружений, механизмов и оборудования;

- формирование агломераций крупных городов и населенных пунктов Чеченской Республики, обеспечивающих потребности населения в жилье;

- системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городов Чеченской Республики под комплексную жилую застройку, с выходом объемов ввода по таким площадкам на уровень 15 - 20% от общего годового ввода жилья по республике;

- создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;

- формирование сегмента жилья коммерческого найма на жилищном рынке. Разработка и внедрение схемы, предусматривающей сокращение сроков строительства объекта с учетом параллельного получения всех согласований до 2 лет - от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию;

- увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 1107,00 тыс. кв. метров до конца 2024 года;

- развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики;

- улучшение состояния территорий муниципальных образований Чеченской Республики;

- создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности населения, в том числе в сельской местности;

- повышение уровня благоустроенности дворовых территорий муниципальных образований в Чеченской Республике;

- обеспечение переселения 25665 человек из оползневых зон на территории Чеченской Республики;

- развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики;

- улучшение состояния систем коммунальной инфраструктуры;

- предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение расселения не менее 48,74 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, с расселением не менее 2,71 тыс. человек



Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТРАСЛИ ЖКХ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Современное жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются практически все население Чеченской Республики, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Чеченской Республики.


В 2012 году на территории Чеченской Республики завершена реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" (далее - ФЦП "СЭР ЧР"). За период реализации мероприятий ФЦП "СЭР ЧР" восстановлены сотни муниципальных домов, десятки объектов коммунального хозяйства, построено новое муниципальное жилье. Наблюдается значительное улучшение социально-экономического положения в республике, активизация предпринимательской деятельности, повышение инвестиционной привлекательности республики. За счет внебюджетных инвестиций в республике ведется строительство многоквартирного жилья и другой коммерческой недвижимости, развивается индивидуальное жилищное строительство.


Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты по развитию экономики и социальной сферы, существует ряд проблем, без решения которых невозможно сохранить набранные темпы социально-экономического развития республики.


Состояние жилищного фонда Чеченской Республики и жилищно-коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Чеченской Республики формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики Чеченской Республики.


Без принятия соответствующих мер ситуация в ближайшие годы в республике может ухудшиться на фоне относительно быстрого роста населения (ежегодный прирост населения составляет 25 - 30 тысяч человек) и недостаточных темпов развития экономического потенциала. Из-за роста численности населения по показателям, характеризующим обеспеченность объектами социальной сферы, республика может вернуться к уровню 2008 года.


Наиболее оптимальным вариантом решения обозначенных вопросов является утверждение настоящей государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан, проживающих в Чеченской Республике" (далее - Программа).


Основные направления Программы нацелены на достижение необходимых темпов экономического роста, обеспечивающих развитие отрасли, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективности, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий граждан Чеченской Республики.


Объем жилищного фонда в Чеченской Республике по состоянию на начало 2013 года составляет 21,4 млн. кв. метров. Из них общая площадь жилых помещений многоквартирных домов составляет 8,8 млн. кв. метров, количество квартир - 77 853 единицы.


Основная часть жилищного фонда Чеченской Республики (56,4%) была построена до 1970 года. Часть жилищного фонда Чеченской Республики, построенного в 1971 - 1995 годах, составляет 40,0 процентов.


В Чеченской Республике до 60% многоквартирных домов нуждается в проведении капитального ремонта. Капитальные конструкции этих многоквартирных домов не исчерпали свой ресурс и имеют запас несущей способности, позволяющей выполнить капитальный ремонт с применением новых материалов и энергосберегающих технологий. По оценкам специалистов это позволит продлить срок эксплуатации многоквартирных домов еще на 40 - 60 лет.


Ранее капитальный ремонт многоквартирных домов проводился недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4,0 - 5,0 процентов жилья, в среднем ежегодно ремонтировалось лишь 0,3 процента жилья.


Многоквартирные дома, требующие капитального ремонта, создают серьезные проблемы в их эксплуатации и содержании, которые становятся очень дорогими. Проблемы усугубляются тем, что значительное количество населения Чеченской Республики, владеющего жильем в многоквартирных домах на праве собственности, получило его в ходе бесплатной приватизации и не готово нести ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме.


Проблема капитального ремонта многоквартирных домов решается в рамках долгосрочной республиканской программы и осуществляется за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Вместе с тем, в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами Чеченской Республики, муниципальными правовыми актами.


Нерешенной также остается проблема переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики. Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причиной ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Бюджетное финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.


Проживающие в аварийных домах граждане, подвергаясь опасности, в основном не в состоянии самостоятельно решать свои жилищные вопросы, а большинство муниципальных образований республики не имеет финансовой возможности для самостоятельного восстановления и воспроизводства жилищного фонда.


Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Чеченской Республики, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов республики.


На основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Чеченской Республики, составлен перечень многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.


В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается участие Фонда, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики.


Поскольку территория Чеченской Республики характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.


Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.


Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с производственной деятельностью человека (добыча нефти, строительство гидротехнических сооружений).


Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.


Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.


Приоритетными направлениями решения указанных задач являются:


-обеспечение сейсмостойкости объектов жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей;


-формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;


-внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений;


-совершенствование методов и технологий обеспечения сейсмостойкости возводимых и эксплуатируемых зданий и сооружений.


С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого началась в 2006 году. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"


Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития - Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АО "АИЖК"),


Федеральный бюджет направляет значительные объемы средств на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации, или в рамках специальных федеральных программ, мероприятий, реализуемых на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами или за счет средств субвенций федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»