В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года "Цифровая Тува".
2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Тунева М.В.
Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2030 ГОДА "ЦИФРОВАЯ ТУВА"
По результатам мониторинга, проводимого Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, индекс готовности Республики Тыва к информационному обществу составлял 83 место среди субъектов Российской Федерации в период 2010 - 2011 годов, в 2016 году Республика Тыва заняла 78 позицию среди субъектов Российской Федерации.
Согласно рейтингу регионов по развитию информационного общества в Российской Федерации на 2017 год Республика Тыва находится на 78 месте по следующим подиндексам: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта.
Уровень развития информационного общества характеризуется состоянием основных его сегментов - фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи, компьютеров и сетей передачи данных. Отставание по данному показателю во многом обусловлено большими расстояниями, сложным рельефом, малонаселенностью.
По итогам обследования основных показателей развития информационного общества в Российской Федерации в Республике Тыва за 2016 год всего 58,1 процента домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, в том числе 66 процентов - в городской местности, 47,4 процента - в сельской местности, 57,9 процента домохозяйств имеют широкополосный доступ к сети "Интернет", 55,5 процента населения от общего количества выходят в сеть "Интернет" с мобильных устройств, а 17,6 процента населения совершают покупки онлайн, в том числе 27,2 процента городского и 4,6 - сельского населения.
Несмотря на это, по итогам 2017 года в рейтинге Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по показателю "Доля граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг" Республика Тыва занимает I место (по данным Ситуационного центра Электронного Правительства Российской Федерации 99,2 процента населения Республики Тыва, а именно 217567 чел. старше 14 лет), а по показателю "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде" занимает V место среди субъектов Российской Федерации (по итогам статистического наблюдения Росстата за 2017 г.).
Стратегия развития информационного общества в Республике Тыва разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203.
1.1. Целью настоящей Стратегии является развитие информационного общества путем внедрения цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, государственном управлении и социальной сфере.
Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению интересов граждан, проживающих в Республике Тыва, в сферах:
а) развития человеческого потенциала;
б) обеспечения безопасности граждан и государства;
в) развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва;
г) повышения эффективности государственного и муниципального управления, развития экономики и социальной сферы;
д) формирования цифровой экономики;
е) формирования государственных и частных удостоверяющих центров.
1.2. Приоритеты настоящей Стратегии:
а) развитие систем распределенных ситуационных центров органов власти и предприятий как основы цифровой трансформации государственного, муниципального и корпоративного управления;
б) формирование информационного пространства с учетом потребностей государства, общества и бизнеса в получении качественных и достоверных сведений;
в) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Республики Тыва;
г) создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на российском уровне;
д) формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.
Вызовами, сдерживающими развитие информационного общества в Республике Тыва, являются:
1) наличие труднодоступных населенных пунктов со сложными географическими особенностями;
2) инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям;
3) отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва;
4) нехватка квалифицированных специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям (далее - ИКТ), слабое развитие научно-инновационного потенциала;
5) низкие навыки использования информационных технологий;
6) импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования;
7) цифровое неравенство между муниципальными образованиями.
Для выявления факторов внутренней и внешней среды метода стратегического планирования использован SWOT-анализ.
Положительные стороны | Отрицательные стороны | |
Внешние факторы | S (сильные стороны) утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации" | W (Слабые стороны) неконкурентоспособная система подготовки кадров, неразвитая система ИТ-образования; недостаточное количество ИТ-сервисов для населения республики; "цифровое неравенство"; отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва; слабое развитие научно-инновационного потенциала; инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям |
Внутренние факторы | O (дополнительные возможности) развитая сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории республики, в том числе для бизнеса; развитая система межведомственного электронного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Тыва, органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг | T (угрозы) кадровый дефицит в IT-специалистах; импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования; низкий уровень компьютерной грамотности населения, прежде всего, людей старшего поколения; угроза "цифровому суверенитету" республики; нарушение частной жизни; снижение уровня безопасности данных; сокращение числа рабочих мест с низкой и средней квалификацией |
3.1. Основными прямыми инструментами реализации Стратегии являются региональные государственные программы. Такие программы должны разрабатываться в соответствии со стратегическими приоритетами, целями, направлениями информационного общества.
На первом этапе Стратегии (до 2020 года) должна быть реализована государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы".
Важным инструментом управления реализацией Стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития информационного общества, а также разделов по развитию информационного общества региональных государственных программ социально-экономического развития с настоящей Стратегией.
3.2. Не менее важным инструментом реализации Стратегии является внедрение проектного управления. Реализация масштабных межведомственных проектов, в которые вовлечено большое количество участников, обусловливает необходимость проведения реформы существующего государственного управления путем внедрения проектного подхода и применения принципов проектного менеджмента. Внедрение принципов проектного менеджмента в органах государственной власти предполагает системную работу по формированию нормативно-правовой базы, определяющей порядок управления проектами; организационно-методическую работу по выстраиванию механизма начиная от инициации проекта до его завершения. Необходимым условием успешного внедрения является использование информационных технологий в работе, а также системное внедрение и обучение принципам проектной работы.
Модернизированная система государственного управления будет обладать следующими функциональными возможностями:
- эффективная связь между различными уровнями управления;
- контроль изменений ключевых показателей эффективности;
- мониторинг достижения контрольных точек проекта;
- формирование и распределение ресурсов, необходимых для реализации проекта;
- формирование и эффективное руководство командой проекта;
- осуществление проектных коммуникаций;
- своевременное принятие управленческих решений;
- контроль возможных проблем и рисков проектов;