ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2018 года N 593


Об утверждении Стратегии развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года "Цифровая Тува"



В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 года "Цифровая Тува".


2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Тунева М.В.



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 28 ноября 2018 г. N 593



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2030 ГОДА "ЦИФРОВАЯ ТУВА"



Введение


По результатам мониторинга, проводимого Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, индекс готовности Республики Тыва к информационному обществу составлял 83 место среди субъектов Российской Федерации в период 2010 - 2011 годов, в 2016 году Республика Тыва заняла 78 позицию среди субъектов Российской Федерации.


Согласно рейтингу регионов по развитию информационного общества в Российской Федерации на 2017 год Республика Тыва находится на 78 месте по следующим подиндексам: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта.


Уровень развития информационного общества характеризуется состоянием основных его сегментов - фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи, компьютеров и сетей передачи данных. Отставание по данному показателю во многом обусловлено большими расстояниями, сложным рельефом, малонаселенностью.


По итогам обследования основных показателей развития информационного общества в Российской Федерации в Республике Тыва за 2016 год всего 58,1 процента домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, в том числе 66 процентов - в городской местности, 47,4 процента - в сельской местности, 57,9 процента домохозяйств имеют широкополосный доступ к сети "Интернет", 55,5 процента населения от общего количества выходят в сеть "Интернет" с мобильных устройств, а 17,6 процента населения совершают покупки онлайн, в том числе 27,2 процента городского и 4,6 - сельского населения.


Несмотря на это, по итогам 2017 года в рейтинге Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по показателю "Доля граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг" Республика Тыва занимает I место (по данным Ситуационного центра Электронного Правительства Российской Федерации 99,2 процента населения Республики Тыва, а именно 217567 чел. старше 14 лет), а по показателю "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде" занимает V место среди субъектов Российской Федерации (по итогам статистического наблюдения Росстата за 2017 г.).


Стратегия развития информационного общества в Республике Тыва разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203.



1. Цель Стратегии и стратегические национальные приоритеты


1.1. Целью настоящей Стратегии является развитие информационного общества путем внедрения цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, государственном управлении и социальной сфере.


Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению интересов граждан, проживающих в Республике Тыва, в сферах:


а) развития человеческого потенциала;


б) обеспечения безопасности граждан и государства;


в) развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва;


г) повышения эффективности государственного и муниципального управления, развития экономики и социальной сферы;


д) формирования цифровой экономики;


е) формирования государственных и частных удостоверяющих центров.


1.2. Приоритеты настоящей Стратегии:


а) развитие систем распределенных ситуационных центров органов власти и предприятий как основы цифровой трансформации государственного, муниципального и корпоративного управления;


б) формирование информационного пространства с учетом потребностей государства, общества и бизнеса в получении качественных и достоверных сведений;


в) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Республики Тыва;


г) создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на российском уровне;


д) формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.



2. Вызовы, сдерживающие развитие информационного общества


Вызовами, сдерживающими развитие информационного общества в Республике Тыва, являются:


1) наличие труднодоступных населенных пунктов со сложными географическими особенностями;


2) инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям;


3) отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва;


4) нехватка квалифицированных специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям (далее - ИКТ), слабое развитие научно-инновационного потенциала;


5) низкие навыки использования информационных технологий;


6) импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования;


7) цифровое неравенство между муниципальными образованиями.


Для выявления факторов внутренней и внешней среды метода стратегического планирования использован SWOT-анализ.



SWOT-анализ Стратегии информационного общества

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Внешние факторы

S (сильные стороны)

утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации"

W (Слабые стороны)

неконкурентоспособная система подготовки кадров, неразвитая система ИТ-образования;

недостаточное количество ИТ-сервисов для населения республики;

"цифровое неравенство";

отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва;

слабое развитие научно-инновационного потенциала;

инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям

Внутренние факторы

O (дополнительные возможности)

развитая сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории республики, в том числе для бизнеса;

развитая система межведомственного электронного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Тыва, органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг

T (угрозы)

кадровый дефицит в IT-специалистах;

импортозависимость от зарубежного программного обеспечения, технологий и оборудования;

низкий уровень компьютерной грамотности населения, прежде всего, людей старшего поколения;

угроза "цифровому суверенитету" республики;

нарушение частной жизни;

снижение уровня безопасности данных;

сокращение числа рабочих мест с низкой и средней квалификацией



3. Инструменты достижения цели Стратегии


3.1. Основными прямыми инструментами реализации Стратегии являются региональные государственные программы. Такие программы должны разрабатываться в соответствии со стратегическими приоритетами, целями, направлениями информационного общества.


На первом этапе Стратегии (до 2020 года) должна быть реализована государственная программа "Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы".


Важным инструментом управления реализацией Стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития информационного общества, а также разделов по развитию информационного общества региональных государственных программ социально-экономического развития с настоящей Стратегией.


3.2. Не менее важным инструментом реализации Стратегии является внедрение проектного управления. Реализация масштабных межведомственных проектов, в которые вовлечено большое количество участников, обусловливает необходимость проведения реформы существующего государственного управления путем внедрения проектного подхода и применения принципов проектного менеджмента. Внедрение принципов проектного менеджмента в органах государственной власти предполагает системную работу по формированию нормативно-правовой базы, определяющей порядок управления проектами; организационно-методическую работу по выстраиванию механизма начиная от инициации проекта до его завершения. Необходимым условием успешного внедрения является использование информационных технологий в работе, а также системное внедрение и обучение принципам проектной работы.


Модернизированная система государственного управления будет обладать следующими функциональными возможностями:


- эффективная связь между различными уровнями управления;


- контроль изменений ключевых показателей эффективности;


- мониторинг достижения контрольных точек проекта;


- формирование и распределение ресурсов, необходимых для реализации проекта;


- формирование и эффективное руководство командой проекта;


- осуществление проектных коммуникаций;


- своевременное принятие управленческих решений;


- контроль возможных проблем и рисков проектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»