АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2018 года N 552-п


Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска



В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Челябинской области от 29.01.2009 N 353-ЗО "О противодействии коррупции в Челябинской области", Уставом города Челябинска


ПОСТАНОВЛЯЮ:


1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска.


2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Челябинска от 03.09.2012 N 183-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска".


3. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) опубликовать настоящее постановление в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов, и разместить на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.


4. Внести настоящее постановление в раздел 10 "Законность и общественная безопасность" нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам Елистратова В.А.


6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Временно
исполняющий полномочия
Главы города Челябинска
В.А.ЕЛИСТРАТОВ



Утвержден
постановлением
Администрации
города Челябинска
от 14 декабря 2018 г. N 552-п



Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска



I. Общие положения


1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска (далее - Порядок), определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска (далее - нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов).


2. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.


3. Антикоррупционная экспертиза в Администрации города Челябинска проводится в отношении действующих нормативных правовых актов Главы города Челябинска (далее - Глава города), Администрации города Челябинска (далее - Администрация города) при мониторинге их применения, проектов нормативных правовых актов.


4. До проведения антикоррупционной экспертизы в Администрации города проекты нормативных правовых актов направляются структурным подразделением аппарата Администрации города, отраслевым (функциональным) органом Администрации города (далее - структурное подразделение), ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - разработчик проекта нормативного правового акта), на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Челябинска в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".


5. До направления на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Челябинска проекты нормативных правовых актов подлежат предварительной правовой и антикоррупционной экспертизе.


6. В Администрации города предварительную правовую и антикоррупционную экспертизу (далее - предварительная экспертиза) проектов нормативных правовых актов, антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводит уполномоченный орган Администрации города - Правовое управление Администрации города (далее - Правовое управление) в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, и настоящим Порядком.


7. Структурные подразделения при разработке проекта нормативного правового акта руководствуются Методикой и настоящим Порядком в целях недопущения включения в проекты нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.


8. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не должен превышать 5 рабочих дней со дня их поступления в Правовое управление.


9. Срок проведения предварительной экспертизы проектов нормативных правовых актов не должен превышать 10 рабочих дней со дня их поступления в Правовое управление.


10. Институты гражданского общества и граждане вправе в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу (далее - независимая экспертиза) нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.


11. Независимая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы (далее - независимый эксперт) нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.


12. Для обеспечения возможности проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов, подлежащих независимой экспертизе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разработчик проекта нормативного правового акта не менее чем на 7 дней (при разработке проекта нормативного правового акта, утверждающего административный регламент предоставления муниципальной услуги - не менее чем на 15 дней) размещает его на официальном сайте Администрации города Челябинска (www.cheladmin.ru) либо на официальном сайте структурного подразделения Администрации города, а также на едином региональном интернет-портале (www.npa.gov74.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на согласование (визирование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города, с указанием дат начала и окончания приема экспертных заключений по результатам независимой экспертизы.


13. Экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы (при их наличии), прилагаются к проекту нормативного правового акта, направляемому на согласование (визирование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города.


14. Заключение по результатам независимой экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражаются учет результатов независимой экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.


15. В отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза не проводится.


16. Независимая экспертиза и антикоррупционная экспертиза не проводятся в отношении отмененных или утративших силу нормативных правовых актов.


17. Предварительная экспертиза и антикоррупционная экспертиза не проводятся в отношении проектов нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации исключительно во исполнение протеста или представления прокурора города Челябинска. Направление данных проектов нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Челябинска также не требуется.



II. Коррупциогенные факторы и их признаки


18. Коррупциогенными факторами в соответствии с Методикой являются положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.


Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы.


19. Коррупциогенными факторами являются:


1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления города Челябинска или организации (их должностных лиц);


2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления города Челябинска или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;


3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления города Челябинска или организаций (их должностных лиц);


4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления города Челябинска или организации, принявших первоначальный нормативный правовой акт;


5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления города Челябинска или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;


6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательного делегирования соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;


7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления города Челябинска или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;


8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);


9) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления города Челябинска или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.


20. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:


1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;


2) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления города Челябинска или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;


3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.



III. Предварительная экспертиза проектов нормативных правовых актов


21. До направления в прокуратуру города Челябинска для проведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке антикоррупционной экспертизы и до направления проекта нормативного правового акта на согласование (визирование) в порядке, установленном правовым актом Администрации города, проекты нормативных правовых актов, в том числе регламентирующие условия и порядок предоставления Администрацией города муниципальных услуг (административные регламенты), должны быть представлены разработчиком проекта нормативного правового акта в Правовое управление для проведения предварительной экспертизы, осуществляемой в течение 10 рабочих дней с момента поступления проекта нормативного правового акта в Правовое управление.


22. При отрицательном предварительном заключении Правового управления проект нормативного правового акта возвращается разработчику проекта нормативного правового акта для устранения изложенных замечаний. После устранения замечаний проект нормативного правового акта повторно направляется в Правовое управление на предварительную экспертизу, которая осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента повторного поступления проекта нормативного правового акта в Правовое управление.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»