____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 13.11.2023 N 1028-пп.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 26 октября 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 05.03.2019 N 198-пп, от 24.04.2019 N 341-пп, от 21.05.2019 N 401-пп, от 12.07.2019 N 544-пп, от 20.09.2019 N 780-пп, от 23.10.2019 N 881-пп, от 25.11.2019 N 987-пп, от 17.12.2019 N 1096-пп, от 13.03.2020 N 152-пп, от 08.04.2020 N 232-пп, от 25.06.2020 N 504-пп, от 23.11.2020 N 947-пп, от 23.11.2020 N 948-пп, от 24.12.2020 N 1133-пп, от 18.02.2021 N 88-пп, от 02.04.2021 N 232-пп, от 17.06.2021 N 413-пп, от 13.08.2021 N 557-пп, от 03.12.2021 N 930-пп, от 03.12.2021 N 931-пп, от 10.12.2021 N 958-пп, от 21.02.2022 N 107-пп, от 03.03.2022 N 145-пп, от 22.08.2022 N 650-пп, от 23.11.2022 N 914-пп, от 23.11.2022 N 920-пп, от 28.12.2022 N 1082-пп, от 02.02.2023 N 63-пп, от 30.03.2023 N 281-пп, от 24.04.2023 N 350-пп, от 17.08.2023 N 718-пп, от 31.08.2023 N 763-пп, от 26.10.2023 N 939-пп)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2025 годы (прилагается).
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп)
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем через десять календарных дней после дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора Иркутской области -
Председатель Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2019 - 2025 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 05.03.2019 N 198-пп, от 24.04.2019 N 341-пп, от 21.05.2019 N 401-пп, от 12.07.2019 N 544-пп, от 20.09.2019 N 780-пп, от 23.10.2019 N 881-пп, от 25.11.2019 N 987-пп, от 17.12.2019 N 1096-пп, от 13.03.2020 N 152-пп, от 08.04.2020 N 232-пп, от 25.06.2020 N 504-пп, от 23.11.2020 N 947-пп, от 23.11.2020 N 948-пп, от 24.12.2020 N 1133-пп, от 18.02.2021 N 88-пп, от 02.04.2021 N 232-пп, от 17.06.2021 N 413-пп, от 13.08.2021 N 557-пп, от 03.12.2021 N 930-пп, от 03.12.2021 N 931-пп, от 10.12.2021 N 958-пп, от 21.02.2022 N 107-пп, от 03.03.2022 N 145-пп, от 22.08.2022 N 650-пп, от 23.11.2022 N 914-пп, от 23.11.2022 N 920-пп, от 28.12.2022 N 1082-пп, от 02.02.2023 N 63-пп, от 30.03.2023 N 281-пп, от 24.04.2023 N 350-пп, от 17.08.2023 N 718-пп, от 31.08.2023 N 763-пп, от 26.10.2023 N 939-пп)
Иркутск, 2018
Наименование государственной программы | "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2025 годы |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство лесного комплекса Иркутской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство лесного комплекса Иркутской области |
Участники государственной программы | Министерство строительства Иркутской области |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 02.04.2021 N 232-пп, от 13.08.2021 N 557-пп) | |
Цель государственной программы | Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. 2. Повышение эффективности государственного управления в сфере лесного хозяйства |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.12.2019 N 1096-пп) | |
Сроки реализации государственной программы | 2019 - 2025 годы |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп) | |
Целевые показатели государственной программы | 1. Лесистость территорий Иркутской области. 2. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда. 3. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда. 4. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений. 5. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины. 6. Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 17.12.2019 N 1096-пп, от 26.10.2023 N 939-пп) | |
Подпрограммы государственной программы | 1. "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Иркутской области" на 2019 - 2025 годы (приложение 1 к государственной программе). 2. "Государственное управление в сфере лесного хозяйства Иркутской области" на 2019 - 2025 годы (обеспечивающая подпрограмма) (приложение 2 к государственной программе) |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп) | |
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы | Общий объем финансирования по годам реализации составляет: 2019 год - 4 103 032,4 тыс. рублей; 2020 год - 3 220 003,4 тыс. рублей; 2021 год - 3 667 577,9 тыс. рублей; 2022 год - 4 684 564,8 тыс. рублей; 2023 год - 4 084 225,4 тыс. рублей; 2024 год - 4 554 071,9 тыс. рублей; 2025 год - 4 693 112,1 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации составляет: 2019 год - 1 380 586,7 тыс. рублей; 2020 год - 1 382 411,5 тыс. рублей; 2021 год - 1 272 730,3 тыс. рублей; 2022 год - 1 941 020,3 тыс. рублей; 2023 год - 1 797 401,6 тыс. рублей; 2024 год - 1 364 452,2 тыс. рублей; 2025 год - 1 364 452,2 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета по годам реализации составляет: 2019 год - 2 354 394,2 тыс. рублей; 2020 год - 1 713 251,3 тыс. рублей; 2021 год - 2 322 373,9 тыс. рублей; 2022 год - 2 732 719,2 тыс. рублей; 2023 год - 2 173 932,2 тыс. рублей; 2024 год - 2 553 360,9 тыс. рублей; 2025 год - 2 692 401,1 тыс. рублей. Объем финансирования за счет иных источников по годам реализации составляет: 2019 год - 368 051,5 тыс. рублей; 2020 год - 124 340,6 тыс. рублей; 2021 год - 72 473,7 тыс. рублей; 2022 год - 10 825,3 тыс. рублей; 2023 год - 112 891,6 тыс. рублей; 2024 год - 636 258,8 тыс. рублей; 2025 год - 636 258,8 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.08.2023 N 718-пп) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | 1. Сохранение лесистости территории Иркутской области на уровне 82,2%. 2. Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 101,2 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда. 3. Увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до уровня 33,2%. 4. Обеспечение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100%. 5. Достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,8%. 6. Снижение площади лесных пожаров на землях лесного фонда до уровня 401 630,56 га |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 26.10.2023 N 939-пп) |
Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов (71,4 млн. га) и отличается высокой лесистостью своих территорий (82,7%). По состоянию на 1 января 2018 года общая площадь земель лесного фонда, находящихся на территории Иркутской области (далее - земли лесного фонда), составляет 69,4 млн. га. Покрытые лесной растительностью земли на них занимают 62,4 млн. га. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1 место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины на землях лесного фонда составляет 8,6 млрд. куб. м, из них 56% (или 4,8 млрд. куб. м) спелые и перестойные насаждения.
Породный состав лесов Иркутской области характеризуется значительным преобладанием хвойных пород - 85% от общего запаса.
Основной целью промышленной политики в лесной отрасли Иркутской области является формирование диверсифицированного устойчивого территориального комплекса с полным производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки.
Правительство Иркутской области выступает координатором интенсивного привлечения в лесопромышленный комплекс экономики инвестиций. Приоритет в части обеспечения лесными ресурсами, подбора требуемых площадок, формирования инвестиционных предложений отдается проектам, ориентированным на глубокую переработку древесины. Сотрудничество Правительства Иркутской области и инвестиционных структур строится на основе государственно-частного партнерства.
По состоянию на 1 января 2018 года площадь земель лесного фонда, переданных в пользование, составила 22 458,4 тыс. га, что составляет 32,4% от общей площади земель лесного фонда, в том числе переданных в аренду - 21 555,5 тыс. га, постоянное (бессрочное) пользование - 902,6 тыс. га, безвозмездное пользование - 0,3 тыс. га.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на переданных в пользование лесных участках функции по охране, защите и воспроизводству лесов возложены на лиц, использующих леса.
При этом значительная площадь лесов (67,7%) в силу имеющихся инфраструктурных и иных ограничений по их использованию остается не переданной в пользование. Охрана, защита и воспроизводство таких лесных участков в соответствии с законодательством осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Иркутская область является пожароопасным регионом. Насаждения лесного фонда, обладающие наиболее высокой степенью пожарной опасности, занимают 33,3% территории лесов Иркутской области. В зависимости от погодных условий продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории Иркутской области. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Иркутской области составляет 176 дней: начинается в последней декаде марта и заканчивается в первой декаде октября.
На территории Иркутской области предусмотрено наличие 58 пожарно-химических станций (далее - ПХС): 18 - I типа, 29 - II типа, 11 - III типа.
При этом укомплектованность существующих ПХС составляет 50 - 60% от требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения, а имеющаяся противопожарная техника практически полностью исчерпала свой ресурс.
В существующих условиях первоочередной задачей являются создание необходимого количества ПХС III типа и оснащение их современной техникой до нормативного уровня. Это позволит значительно снизить среднюю площадь лесного пожара и сократить наносимый ущерб, эффективно противостоять лесным пожарам в условиях экстремальных погодных условий за счет сокращения времени доставки сил и средств пожаротушения к месту пожара до 3 часов.
Следует отметить также необходимость осуществления работ по противопожарному обустройству лесов, которое является составной частью охраны лесов от пожаров и снижает потенциальную возможность возникновения лесных пожаров, а также позволяет сократить площади, пройденными ими, ввиду сокращения времени доставки сил и средств пожаротушения к месту действия лесного пожара, использования минерализованных полос и разрывов в качестве искусственных барьеров. Вместе с этим важны противопожарные агитационные мероприятия, проводимые на территории Иркутской области, работающие на снижение количества лесных пожаров, возникших по вине местного населения, а также общего количества лесных пожаров.
Своевременное обнаружение лесных пожаров также является важнейшим фактором предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Авиационное патрулирование считается наиболее эффективным способом обнаружения и тушения лесных пожаров.
Одним из главных факторов усиления авиационной охраны лесов и повышения эффективности выполнения лесоавиационных работ является наличие финансовой возможности содержать в штате филиала "Иркутская база авиационной охраны лесов" областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" как минимум 350 работников парашютной и десантно-пожарной службы и арендовать до 25 воздушных судов с лимитами летного времени, позволяющими обеспечить нормативное авиапатрулирование лесов (3500 летных часов) и выполнение авиационных работ по тушению лесных пожаров в объеме не менее средних пятилетних фактических затрат летного времени (650 часов).
Состояние насаждений с нарушенной устойчивостью из года в год ухудшается с разной интенсивностью в зависимости от фактора степени ослабления. К неблагоприятным погодным условиям, приводящим к ослаблению или гибели лесных насаждений, относятся ураганные ветра, вызывающие массовый ветровал, бурелом, снеголом, ливни и усыхание насаждений в результате длительного затопления или изменения уровня грунтовых вод. Главными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние насаждений в Иркутской области, за последние 10 лет являются пожары и болезни леса.
Насаждения, поврежденные верховыми лесными пожарами, окончательно утрачивают товарную ценность, и в прилегающих к ним здоровых насаждениях вероятно массовое заселение стволовых вредителей.
В насаждениях, поврежденных низовыми пожарами сильной интенсивности, происходит увеличение текущего отпада также в связи с заселением вторичными вредителями.
Ежегодно с целью своевременного проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда проводятся инвентаризации очагов вредителей и болезней леса, проблема распространения сибирского шелкопряда находится на особом контроле.
Защита насаждений от вредителей и болезней леса, поддержание стабильного санитарного состояния лесов необходимо для их устойчивого развития, возможно при постоянном контроле за санитарным и лесопатологическим состоянием насаждений.
Лесопатологическое обследование проводится с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов.
В результате лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований зарегистрированы очаги вредителей и болезней леса, выявлены насаждения с разной степенью повреждения, по итогам которых на период действия государственной программы запланированы мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.