Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2018 года N 861-пп


Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2025 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 13.11.2023 N 1028-пп.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 26 октября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 05.03.2019 N 198-пп, от 24.04.2019 N 341-пп, от 21.05.2019 N 401-пп, от 12.07.2019 N 544-пп, от 20.09.2019 N 780-пп, от 23.10.2019 N 881-пп, от 25.11.2019 N 987-пп, от 17.12.2019 N 1096-пп, от 13.03.2020 N 152-пп, от 08.04.2020 N 232-пп, от 25.06.2020 N 504-пп, от 23.11.2020 N 947-пп, от 23.11.2020 N 948-пп, от 24.12.2020 N 1133-пп, от 18.02.2021 N 88-пп, от 02.04.2021 N 232-пп, от 17.06.2021 N 413-пп, от 13.08.2021 N 557-пп, от 03.12.2021 N 930-пп, от 03.12.2021 N 931-пп, от 10.12.2021 N 958-пп, от 21.02.2022 N 107-пп, от 03.03.2022 N 145-пп, от 22.08.2022 N 650-пп, от 23.11.2022 N 914-пп, от 23.11.2022 N 920-пп, от 28.12.2022 N 1082-пп, от 02.02.2023 N 63-пп, от 30.03.2023 N 281-пп, от 24.04.2023 N 350-пп, от 17.08.2023 N 718-пп, от 31.08.2023 N 763-пп, от 26.10.2023 N 939-пп)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2025 годы (прилагается).


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп)


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем через десять календарных дней после дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора Иркутской области -
Председатель Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 27 ноября 2018 г. N 861-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2019 - 2025 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 05.03.2019 N 198-пп, от 24.04.2019 N 341-пп, от 21.05.2019 N 401-пп, от 12.07.2019 N 544-пп, от 20.09.2019 N 780-пп, от 23.10.2019 N 881-пп, от 25.11.2019 N 987-пп, от 17.12.2019 N 1096-пп, от 13.03.2020 N 152-пп, от 08.04.2020 N 232-пп, от 25.06.2020 N 504-пп, от 23.11.2020 N 947-пп, от 23.11.2020 N 948-пп, от 24.12.2020 N 1133-пп, от 18.02.2021 N 88-пп, от 02.04.2021 N 232-пп, от 17.06.2021 N 413-пп, от 13.08.2021 N 557-пп, от 03.12.2021 N 930-пп, от 03.12.2021 N 931-пп, от 10.12.2021 N 958-пп, от 21.02.2022 N 107-пп, от 03.03.2022 N 145-пп, от 22.08.2022 N 650-пп, от 23.11.2022 N 914-пп, от 23.11.2022 N 920-пп, от 28.12.2022 N 1082-пп, от 02.02.2023 N 63-пп, от 30.03.2023 N 281-пп, от 24.04.2023 N 350-пп, от 17.08.2023 N 718-пп, от 31.08.2023 N 763-пп, от 26.10.2023 N 939-пп)



Иркутск, 2018




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2019 - 2025 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

Наименование государственной программы

"Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2025 годы

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп)

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство лесного комплекса Иркутской области

Соисполнители государственной программы

Министерство лесного комплекса Иркутской области

Участники государственной программы

Министерство строительства Иркутской области

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 02.04.2021 N 232-пп, от 13.08.2021 N 557-пп)

Цель государственной программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов

Задачи государственной программы

1. Обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.

2. Повышение эффективности государственного управления в сфере лесного хозяйства

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.12.2019 N 1096-пп)

Сроки реализации государственной программы

2019 - 2025 годы

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп)

Целевые показатели государственной программы

1. Лесистость территорий Иркутской области.

2. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.

3. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда.

4. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений.

5. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины.

6. Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 17.12.2019 N 1096-пп, от 26.10.2023 N 939-пп)

Подпрограммы государственной программы

1. "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Иркутской области" на 2019 - 2025 годы (приложение 1 к государственной программе).

2. "Государственное управление в сфере лесного хозяйства Иркутской области" на 2019 - 2025 годы (обеспечивающая подпрограмма) (приложение 2 к государственной программе)

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2022 N 914-пп)

Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы

Общий объем финансирования по годам реализации составляет:

2019 год - 4 103 032,4 тыс. рублей;

2020 год - 3 220 003,4 тыс. рублей;

2021 год - 3 667 577,9 тыс. рублей;

2022 год - 4 684 564,8 тыс. рублей;

2023 год - 4 084 225,4 тыс. рублей;

2024 год - 4 554 071,9 тыс. рублей;

2025 год - 4 693 112,1 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации составляет:

2019 год - 1 380 586,7 тыс. рублей;

2020 год - 1 382 411,5 тыс. рублей;

2021 год - 1 272 730,3 тыс. рублей;

2022 год - 1 941 020,3 тыс. рублей;

2023 год - 1 797 401,6 тыс. рублей;

2024 год - 1 364 452,2 тыс. рублей;

2025 год - 1 364 452,2 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета по годам реализации составляет:

2019 год - 2 354 394,2 тыс. рублей;

2020 год - 1 713 251,3 тыс. рублей;

2021 год - 2 322 373,9 тыс. рублей;

2022 год - 2 732 719,2 тыс. рублей;

2023 год - 2 173 932,2 тыс. рублей;

2024 год - 2 553 360,9 тыс. рублей;

2025 год - 2 692 401,1 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет иных источников по годам реализации составляет:

2019 год - 368 051,5 тыс. рублей;

2020 год - 124 340,6 тыс. рублей;

2021 год - 72 473,7 тыс. рублей;

2022 год - 10 825,3 тыс. рублей;

2023 год - 112 891,6 тыс. рублей;

2024 год - 636 258,8 тыс. рублей;

2025 год - 636 258,8 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.08.2023 N 718-пп)

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

1. Сохранение лесистости территории Иркутской области на уровне 82,2%.

2. Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 101,2 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.

3. Увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до уровня 33,2%.

4. Обеспечение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100%.

5. Достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,8%.

6. Снижение площади лесных пожаров на землях лесного фонда до уровня 401 630,56 га

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 26.10.2023 N 939-пп)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов (71,4 млн. га) и отличается высокой лесистостью своих территорий (82,7%). По состоянию на 1 января 2018 года общая площадь земель лесного фонда, находящихся на территории Иркутской области (далее - земли лесного фонда), составляет 69,4 млн. га. Покрытые лесной растительностью земли на них занимают 62,4 млн. га. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1 место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины на землях лесного фонда составляет 8,6 млрд. куб. м, из них 56% (или 4,8 млрд. куб. м) спелые и перестойные насаждения.


Породный состав лесов Иркутской области характеризуется значительным преобладанием хвойных пород - 85% от общего запаса.


Основной целью промышленной политики в лесной отрасли Иркутской области является формирование диверсифицированного устойчивого территориального комплекса с полным производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки.


Правительство Иркутской области выступает координатором интенсивного привлечения в лесопромышленный комплекс экономики инвестиций. Приоритет в части обеспечения лесными ресурсами, подбора требуемых площадок, формирования инвестиционных предложений отдается проектам, ориентированным на глубокую переработку древесины. Сотрудничество Правительства Иркутской области и инвестиционных структур строится на основе государственно-частного партнерства.


По состоянию на 1 января 2018 года площадь земель лесного фонда, переданных в пользование, составила 22 458,4 тыс. га, что составляет 32,4% от общей площади земель лесного фонда, в том числе переданных в аренду - 21 555,5 тыс. га, постоянное (бессрочное) пользование - 902,6 тыс. га, безвозмездное пользование - 0,3 тыс. га.


В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на переданных в пользование лесных участках функции по охране, защите и воспроизводству лесов возложены на лиц, использующих леса.


При этом значительная площадь лесов (67,7%) в силу имеющихся инфраструктурных и иных ограничений по их использованию остается не переданной в пользование. Охрана, защита и воспроизводство таких лесных участков в соответствии с законодательством осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Иркутская область является пожароопасным регионом. Насаждения лесного фонда, обладающие наиболее высокой степенью пожарной опасности, занимают 33,3% территории лесов Иркутской области. В зависимости от погодных условий продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории Иркутской области. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Иркутской области составляет 176 дней: начинается в последней декаде марта и заканчивается в первой декаде октября.


На территории Иркутской области предусмотрено наличие 58 пожарно-химических станций (далее - ПХС): 18 - I типа, 29 - II типа, 11 - III типа.


При этом укомплектованность существующих ПХС составляет 50 - 60% от требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения, а имеющаяся противопожарная техника практически полностью исчерпала свой ресурс.


В существующих условиях первоочередной задачей являются создание необходимого количества ПХС III типа и оснащение их современной техникой до нормативного уровня. Это позволит значительно снизить среднюю площадь лесного пожара и сократить наносимый ущерб, эффективно противостоять лесным пожарам в условиях экстремальных погодных условий за счет сокращения времени доставки сил и средств пожаротушения к месту пожара до 3 часов.


Следует отметить также необходимость осуществления работ по противопожарному обустройству лесов, которое является составной частью охраны лесов от пожаров и снижает потенциальную возможность возникновения лесных пожаров, а также позволяет сократить площади, пройденными ими, ввиду сокращения времени доставки сил и средств пожаротушения к месту действия лесного пожара, использования минерализованных полос и разрывов в качестве искусственных барьеров. Вместе с этим важны противопожарные агитационные мероприятия, проводимые на территории Иркутской области, работающие на снижение количества лесных пожаров, возникших по вине местного населения, а также общего количества лесных пожаров.


Своевременное обнаружение лесных пожаров также является важнейшим фактором предотвращения чрезвычайных ситуаций.


Авиационное патрулирование считается наиболее эффективным способом обнаружения и тушения лесных пожаров.


Одним из главных факторов усиления авиационной охраны лесов и повышения эффективности выполнения лесоавиационных работ является наличие финансовой возможности содержать в штате филиала "Иркутская база авиационной охраны лесов" областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" как минимум 350 работников парашютной и десантно-пожарной службы и арендовать до 25 воздушных судов с лимитами летного времени, позволяющими обеспечить нормативное авиапатрулирование лесов (3500 летных часов) и выполнение авиационных работ по тушению лесных пожаров в объеме не менее средних пятилетних фактических затрат летного времени (650 часов).


Состояние насаждений с нарушенной устойчивостью из года в год ухудшается с разной интенсивностью в зависимости от фактора степени ослабления. К неблагоприятным погодным условиям, приводящим к ослаблению или гибели лесных насаждений, относятся ураганные ветра, вызывающие массовый ветровал, бурелом, снеголом, ливни и усыхание насаждений в результате длительного затопления или изменения уровня грунтовых вод. Главными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние насаждений в Иркутской области, за последние 10 лет являются пожары и болезни леса.


Насаждения, поврежденные верховыми лесными пожарами, окончательно утрачивают товарную ценность, и в прилегающих к ним здоровых насаждениях вероятно массовое заселение стволовых вредителей.


В насаждениях, поврежденных низовыми пожарами сильной интенсивности, происходит увеличение текущего отпада также в связи с заселением вторичными вредителями.


Ежегодно с целью своевременного проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда проводятся инвентаризации очагов вредителей и болезней леса, проблема распространения сибирского шелкопряда находится на особом контроле.


Защита насаждений от вредителей и болезней леса, поддержание стабильного санитарного состояния лесов необходимо для их устойчивого развития, возможно при постоянном контроле за санитарным и лесопатологическим состоянием насаждений.


Лесопатологическое обследование проводится с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов.


В результате лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований зарегистрированы очаги вредителей и болезней леса, выявлены насаждения с разной степенью повреждения, по итогам которых на период действия государственной программы запланированы мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»